Главная История и География История разграбления Константинополя крестоносцами

История разграбления Константинополя крестоносцами

через Исмаил
0 комментарий 14

 

Иллюстрация Крестоносцы атакуют Константинополь на миниатюрной картине из книги «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэна, который был одним из французских рыцарей в атакующих силах. Источник: Bod

«De la Conquête de Constantinople» ( «О завоевании Константинополя ») — один из старейших сохранившихся образцов французской прозы, который считается важнейшим историческим источником о Четвертом крестовом походе и трагическом разграблении Константинополя.

Как бы ни была тревожна эта часть византийской истории и как бы ни было отвратительно наблюдать за тем, как западные христиане относились к восточному христианству, этот рассказ о Завоевании остается бесценной хроникой мира того времени и того, что мы сейчас видим как почти непостижимые недоразумения, которые привели к разрушению византийского мира в том виде, в каком он был когда-то.

Ущерб, нанесенный разграблением великого города Константинополя, и последовавшая за этим политическая дестабилизация в конечном итоге привели к его ослаблению, что привело к его захвату турецкими войсками два столетия спустя и установлению под их контролем некогда процветающей Византийской империи.

На его страницах мы можем увидеть, как цели франкских рыцарей во время Четвертого крестового похода оказались настолько ошибочными, что они разрушили большую часть второго по значимости места христианства.

Завоевание и падение Константинополя – Часть 6 – Второй крестовый поход и Реставрация Комнинов
Рассказ о разграблении Константинополя — одна из первых в мире историй, написанных участником
«Завоевание Константинополя» было написано Жоффруа де Виллардуэном, рыцарем и крестоносцем, который сделал этот очевидец успешного завоевания столицы Византийской империи 13 апреля 1204 года.

Первые два абзаца «Хроники» звучат следующим образом:

Да будет вам известно, что через тысячу сто девяносто семь лет после Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, во времена Иннокентия Папы Римского, Филиппа, короля Франции, и Ричарда, короля Англии, был во Франции святой человек по имени Фульк из Нейи – который находится между Ланьи-сюр-Марн и Парижем – и он был священником и держал кюре деревни. И этот Фулк начал говорить о Боге по всему Иль-де-Франсу и другим странам вокруг; и вы должны знать, что через него Господь сотворил много чудес.

Да будет вам известно далее, что слава об этом святом человеке так распространилась, что достигла папы римского Иннокентия; и папа послал во Францию ​​и приказал достойному человеку проповедовать крест (крестовый поход) его авторитетом. И после этого папа послал своего кардинала, магистра Петра Капуанского, который сам принял крест, чтобы провозгласить индульгенцию, о которой я вам сейчас говорю, а именно, что все, кто примет крест и будет служить в войске в течение одного года, будут освобождены от всех грехов, которые они совершили и признали на исповеди. И поскольку эта индульгенция была столь велика, сердца людей были весьма тронуты, и многие приняли крест ради величия прощения.

Фотография Франкской башни на вершине Акрополя в Афинах до того, как средневековый памятник был снесен в 1877 году. Вся Аттика находилась под властью франков с 1205 года, пока не перешла в руки Каталонской компании в 1311 году и флорентийской семьи Аччайуоли, пока не стала частью Османской империи в 1456 году. 

Разграбление Константинополя — самая ранняя история, написанная на французском языке

Виллардуэн, живший с 1150 по 1213 год, рыцарь и историк, участвовавший в страшном Четвертом крестовом походе и описавший его, считается одним из важнейших историков того времени, поскольку он принимал участие в битве за Константинополь между христианами Запада и христианами Востока 13 апреля 1204 года.

Его «Завоевание» — самое раннее историческое прозаическое повествование, написанное на французском языке, дошедшее до наших дней.

Спустя три года после роковой битвы 1207 года Жоффруа начал писать свою хронику.

Четвертый крестовый поход, длившийся с 1202 по 1204 год, был вооруженной экспедицией латинских христиан, созванной папой Иннокентием III. Заявленной целью экспедиции было вернуть контролируемый мусульманами город Иерусалим, сначала разгромив могущественный египетский султанат Айюбидов, который был самым могущественным мусульманским государством того времени.

Однако катастрофическая череда проблем с финансированием, политических просчетов и ошибок привела к тому, что в 1204 году армия крестоносцев разграбила Константинополь, столицу контролируемой греками Византийской империи, а не Египет, как изначально планировалось.

В конечном итоге это почти непостижимое событие привело к разделу некогда могущественной Византийской империи.

Папа Римский без промедления отлучает от церкви всех рыцарей Четвертого крестового похода
Дела пошли наперекосяк в конце 1202 года, когда финансовые трудности заставили крестоносцев осадить и разграбить католический город Зара (Задар) на Адриатическом море, который затем перешел под контроль Венеции.

Папа, разгневанный тем, что христианские рыцари якобы напали на христианский город, без промедления отлучил всю армию крестоносцев от католической церкви.

Однако это не оказало никакого видимого эффекта на рыцарей. Вместо того чтобы с позором вернуться домой, они продолжили свой путь на Восток. В январе 1203 года по пути в Иерусалим руководство крестоносцев заключило соглашение с византийским  принцем Алексеем Ангелом, чтобы направить крестовый поход в Константинополь и восстановить его свергнутого отца Исаака II Ангела в качестве императора.

Намерением крестоносцев было продолжить путь в Иерусалим после получения обещанной византийской финансовой и военной помощи. 23 июня 1203 года часть крестоносцев достигла Константинополя, в то время как другие контингенты (которые, возможно, составляли большинство всех крестоносцев) продолжили путь в Акру, что на севере Израиля сегодня.

Два месяца спустя, в августе, после осады Константинополя, Алексей был коронован как соправитель. Однако к январю 1204 года он был свергнут народным восстанием, что привело к  неполучению ожидаемых  от Алексея.

После убийства Алексея 8 февраля крестоносцы решили предпринять прямое завоевание города, чтобы получить обещанные им сокровища. В апреле 1204 года они захватили город, разграбив и украв его огромные богатства по своему усмотрению. Однако лишь горстка крестоносцев продолжила путь в Святую землю после разграбления Константинополя, что опровергло их заявленные мотивы.

Аргирокастро, или Серебряный замок, летняя резиденция рыцарей Виллардуэна, правивших Мореей в средневековый период. 

Разграбление Константинополя привело к падению Византийской империи

За этим последовало не что иное, как полное разделение Византийской империи на три государства с центрами в Никее, Трапезунде и Эпире. Затем крестоносцы основали несколько новых государств крестоносцев, известных как Франкократия, на бывшей византийской территории, как то, что они называли Латинской империей Константинополя.

Естественно, присутствие западных государств крестоносцев почти сразу привело к войне с государствами-преемниками Византии и с Болгарским царством. Никейская империя в конечном итоге вернула себе Константинополь и восстановила Византийскую империю в 1261 году, но она так и не оправилась полностью от политического потрясения, вызванного Алексеем, и последующего разграбления города.

Считается, что Четвертый крестовый поход укрепил раскол христианства между Востоком и Западом, который уже начался после череды церковных разногласий и теологических споров между греческим Востоком и латинским Западом до официального церковного раскола, произошедшего в 1054 году.

Среди них выделяются исхождение Святого Духа от Бога (Филиокве); следует ли использовать в Евхаристии квасной или пресный хлеб; притязания епископа Рима на вселенскую юрисдикцию; и место Константинопольского престола по отношению к пентархии. Последняя концепция относится к тому, как христианская церковь управляется патриархами пяти главных епископских престолов Римской империи, то есть Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Племянник летописца становится князем Ахайи

После того, как Четвертый крестовый поход и последовавшее за ним разграбление Константинополя нанесли непоправимый удар Византийской империи, по иронии судьбы племянник Виллардуэна Жоффруа I де Виллардуэн в 1209 году стал князем Ахайи в Морее (средневековое название Пелопоннесского полуострова).

Руины того, что когда-то было его летним домом, все еще находятся на вершине горы в Ахайе; довольно хорошо сохранившиеся руины средневековой эпохи франков в Морее все еще завораживают туристов и привлекают их в этот район. Между тем, сам Виллардуэн, похоже, вскоре скончался.

Виллардуэн присутствовал у истоков Крестового похода во время турнира 1199 года, который проводил Тибо III Шампанский. На протяжении пятилетнего Крестового похода он выступал в качестве посланника, посла, советника и даже военачальника в битве при Адрианополе в 1205 году. Несколько лет спустя Виллардуэн нашел время, чтобы записать свой рассказ.

Виллардуэн решил писать свою работу в эпическом стиле от третьего лица, и он сочетает объективность (крайне необычная концепция в те времена) и церковные точки зрения. Распространенный прием в его работе — рассказывать о битве или эпизоде ​​в соответствии с субъективными и даже милитаристскими принципами и следовать за этим своим личным и религиозным объяснением того, каковы были результаты.

Виллардуэн постоянно намекает и ссылается на будущие события и на неспособность людей, принимающих участие в событиях в то время, знать, каков будет результат. Однако его объективность ограничена, поскольку он определяет результат своими собственными терминами, не позволяя своим читателям делать собственные выводы.

Он рассказывает о событиях, приведших к роковым переговорам Алексея с крестоносцами.

Виллардуэн знал, что Четвертый крестовый поход имел огромное и устойчивое политическое значение.
Виллардуэн понимал, что Четвертый крестовый поход был не просто Священной войной; это было политическое событие такого огромного масштаба, что он знал, что должен был описать его во всех подробностях, описав мотивы участников как можно полнее.

Например, Виллардуэн описывает дожа Венеции Энрико Дандоло как слепого человека, который доблестно ведет своих людей в бой. Скорее всего, он был просто близорук или вообще имел плохое зрение. Зная о долговременном значении Крестовых походов, француз делает много ссылок на исторический эпос «Песнь о Роланде». Подобно этому более раннему эпосу, Виллардуэн описывает франкских рыцарей как избранных для исполнения воли Бога.

Слова Виллардуэна — иногда точные, иногда нет — представляют собой яркий личный рассказ о Четвертом крестовом походе. В начале Виллардуэн заявляет, что он паломник, как и все крестоносцы, которых подстрекали после того, как христианским паломникам запретили посещать Святую землю, но он никогда не объясняет этот принцип Крестового похода.

Еще одним вопиющим упущением является отсутствие какого-либо объяснения влияния религиозного смутьяна Фулька Нейийского на истоки катастрофического Четвертого крестового похода, хотя он упоминается в самом начале.

Виллардуэн подробно запечатлел Совет в Заре и создал более или менее точное представление об этой части Крестового похода. Он описывает, как граждане Зары умоляли крестоносцев не нападать на христианский город, и дает беспристрастное описание грабежей, устроенных крестоносцами.

Многие французские рыцари отказались атаковать Зару, покинули армию
Он также указывает, что рыцари из Франции отказались атаковать Зару и что многие из них немедленно дезертировали из армии крестоносцев. Этот прозаичный способ записи истории продолжается и в его описании осады Константинополя.

Он явно потрясен действиями крестоносцев и описывает разрушение и кражу объектов бесценной ценности. Он с благоговением заявил, что великий город Константинополь обладал бесценными древними реликвиями, которые были эквивалентны тому, чем обладал весь остальной мир вместе взятый.

Ученые утверждают, что на протяжении всей своей книги Виллардуэн демонстрирует такое понимание истории и греческой культуры, которое позволяет составить более полное представление, чем можно было бы предположить, учитывая, что он сам был крестоносцем.

Новая «Латинская империя» с центром в Константинополе

Латинская империя (1204–1261) с центром в Константинополе, охватывающая Фракию и Вифинию, была создана как преемница Византийской империи после Четвертого крестового похода, а также осуществляла номинальный сюзеренитет над другими княжествами крестоносцев. Ее территории постепенно сократились до размеров, немного превышающих столицу, которая в конечном итоге была захвачена Никейской империей в 1261 году.

Княжество Ахея, существовавшее с 1205 по 1432 год, охватывало Морею или Пелопоннесский полуостров. Оно быстро стало сильнейшим государством в новой латинизированной империи и процветало даже после ее распада. Его главным соперником был византийский деспотат Мореи, которому в конечном итоге удалось завоевать княжество.

Афинское герцогство, существовавшее как политическое образование с 1205 по 1458 год, со своими двумя столицами Фивами и Афинами, охватывало Аттику, Беотию и части южной Фессалии.

В 1311 году герцогство было завоевано Каталонской компанией, а в 1388 году оно перешло в руки флорентийской семьи Аччаюоли, которая удерживала его до османского завоевания в 1456 году.

В 1310 году греческий остров Родос стал штаб-квартирой военно-монашеского ордена рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна, и рыцари сохраняли контроль над островом и соседними островами архипелага Додеканес до тех пор, пока не были изгнаны османами в 1522 году.

Венецианская республика также завладела некоторыми греческими землями, которые вошли в ее «Stato da Màr». Некоторые из них просуществовали до падения самой республики в 1797 году. Весь Пелопоннес или Морея был завоеван во время Морейской войны в 1680-х годах и стал колонией как «Королевство Мореи», но был снова потерян для османов в 1715 году.

В то время как греческие государства-преемники Византийской империи отвоевали многие территории, за исключением Ионических островов и некоторых островов или фортов, которые оставались в руках венецианцев до начала XIX века, конец Франкократии на большинстве греческих земель наступил только с османским завоеванием и правлением, известным как «Туркократия», с XIV по XVII века.

Автор- Патрисия Клаус

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать