. Иллюстрация: Храм в древнегреческом стиле, посвященный богу Солнца в Матане, Кашмир.Источник изображения: Арунанш Б. Госвами
Помимо того, что он хорошо известен своими кашемировыми пашминовыми шалями, которые предпочитали даже римские императоры, прекрасный регион Кашмир, расположенный в северной части индийского субконтинента, когда-то находился под властью более одиннадцати греческих царей после завоеваний Александра Македонского . Его также называли раем на земле бесчисленные путешественники, которые посещали эту землю с древних времен и до наших дней.
Высокие горы, глубокие долины, альпийские луга, бурные ручьи, чистые реки, высокие водопады, огромные ледники, изобилие сухофруктов и множество озер — это природа в ее практически первозданном виде.
Греческие цари Кашмира
Древние греки когда-то были правителями этого рая на земле. В Кашмире было несколько греческих царей, включая Деметрия, Евкритида, Аполлодота, Менандра, Стратона, Лайзиса, Гиппострата и многих других.
Эллинская история Кашмира закончилась с падением индо-греческого царства , но продолжилась с существенно эллинизированными индо-скифами, индо-парфянами и юэчжийскими царствами, которые заменили индо-греков. Индо-греки покровительствовали индо-греческому искусству, архитектуре, одежде, а также греческому языку и письменности.
1200-летний храм в греческом стиле в Кашмире, известный как храм Мартанд. Источник изображения: Арунанш Б. Госвами.
Всего известно около тридцати двух греческих царей, которые правили Индийским субконтинентом один за другим, а иногда и одновременно.
В Кашмире правление индо-греческих королевств началось во втором веке до нашей эры и продолжалось до начала первого века нашей эры. Несколько греческих царей Кашмира были идентифицированы с помощью надписей Кхароштхи и статуй в долине Лолаб.
Их нашел г-н Икбал Ахмад, опытный нумизмат из Кашмира, а многочисленные греческие монеты хранятся в музее Шринагара.
Евтидем, Евкратид, Менандр, Деметрий, Аполлодот и Гиппострат были одними из греческих царей Кашмира. Дискуссия Менандра с Нагасеном, буддийским святым, записанная в «Милндапхане» — буддийской книге — как полагают, произошла на склонах холмов Забарван около современного Харвана, что примерно в девятнадцати километрах от Шринагара, столицы индийского Кашмира.
Греческое влияние на кашмирцев

Кашмирские школьники из Барамуллы.
Отмечается, что перед своим возвращением Александр Македонский разрешил своему народу, состоявшему в основном из греческих гарнизонов, поселиться на землях, завоеванных им в ходе военных походов.
Несколько приграничных племен региона Кашмир, состоящих из гуп и дардов, считаются потомками солдат Александра Македонского. Эти люди жили в районах Гилгит, Хунза, Гурез и Каргил в Кашмире. Фактически, индийское правительство в Кашмире содействует развитию туризма в долине Гурез для экономического развития жителей этого региона.
Говорят, что ионийские греки первыми прибыли в Индию. Термин Ява, который произошел от Яван, что означает ионийский — из-за ионийских жителей региона — использовался в местной кашмирской народной литературе, и он до сих пор очень популярен в общении в верхних течениях Кашмирской долины, как утверждает г-н Икбал Ахмад.
Термин «ява» в буквальном смысле означает «красивый», «симпатичный», «милый», а когда он применяется к людям, то подразумевает людей со светлой кожей.
Аналогично, когда кашмирцы должны обратиться к мужчине или женщине со светлым цветом лица, они говорят, что он или она Ява. Для них Ява — это тот, у кого светлый цвет лица и светлые глаза. Это была характерная черта древнегреческого народа.
Представители гупи и брокпа, известных племен Хунзы, обладают таким цветом лица. Считается, что они являются потомками греков. Аналогично, в кашмирском фольклоре есть неоднократное упоминание Яваны, что на санскрите означает греческий король. Таким образом, это буквально означает «красивый принц».
Камдева (индуистское божество любви) — еще одно имя, упоминаемое в кашмирском фольклоре, которое также относится к принцу со светлым цветом лица. Это также было принято в холмистых и лесных районах Кашмира. Термины Явана Раджа и Камадева кажутся ссылкой на определенных греческих принцев или сатрапов, которые могли предпринимать свои экспедиции в эти отдаленные земли.
Есть несколько деревень и мест, которые, как полагают, имеют названия эллинистического порядка и по сей день. К ним относятся, например, Дамудар, Никс в округе Пулвама, Мунанд в округе Шопиан, Мемендер и Харман. Другие все еще включают Мендар в округе Пунч и Лиус в округе Кулгам. Эти места или деревни представляют собой искаженную форму имен индо-греческих принцев, таких как Деметриус, Никиас, Менандр и Лиасис.
Археологические и нумизматические открытия греческого Кашмира
Памятная монета Агафокла в честь Деметрия
Монеты Менандра и Апполодота были найдены в большом количестве в Южном Кашмире. До его раскопок в Семитане (Биджбехара) было найдено несколько индо-греческих монет. Из Семитана до сих пор поступают сообщения об обнаружении таких монет, но, к сожалению, многие из них попадают в руки антикваров, которых вряд ли интересует их историческая ценность. Другие археологические свидетельства также проливают свет на присутствие индо-греческих правителей в долине.
В Семитане было обнаружено месторождение из сорока банок, состоящее из нескольких уровней пола. Керамика отличается тонкой тканью с ярко-красным, оранжевым или светлым налетом. Глиняная печать изображала индо-греческое божество. Значительной находкой стало обнаружение горшка с надписью, состоящей из пяти букв, выгравированных снаружи под краем горшка. Она читается как Дхармораи или Дхармо (Раджай). Менандр был очень известен в этом регионе, и есть несколько мест, которые носят его имя. Два таких места также идентифицированы на юго-западе Кашмира — одно как Мендхар в округе Пунч и другое как Меандр в округе Пулвама.
Эллинизм в пост-индо-греческом Кашмире
1600-летний храм Мамала в греческом стиле в Пахалгаме, Кашмир, построенный бывшим королем Кашмира Джаясимхой. Источник изображения: Арунанш Б. Госвами.
Кушанское завоевание Кашмира произошло около 50 г. н.э. По-видимому, кушанская аристократия пыталась перенять королевскую идеологию греко-бактрийских царей (греческих царей Центральной Азии) и ее религиозные импликации. Поэтому не случайно, что в скульптурном убранстве кушанского поместья в Халчаяне восседающий на троне правитель и его жена снова появляются вместе с Никой, как утверждает археолог Галина Пугаченкова.
В то время, когда Вима Кадфис стал императором Кушан, религиозная жизнь стала характеризоваться двумя интересными чертами. Одна из них заключалась в принятии форм греческого религиозного искусства, а другая — в греческой иконографической интерпретации кушанских божеств, как упоминалось в исследовательской работе «Религии в Кушанской империи» Дж. Харматты, Б. Н. Пури, Л. Лелекова, С. Хумаюна и Д. К. Сиркара.
Кашмир был важной провинцией эллинизированной Кушанской империи с первого века нашей эры по четвертый век нашей эры. Именно в период Канишки где-то на этой земле состоялся Четвертый буддийский собор.
Греческое искусство и архитектура в Кашмире
Мусульманская гробница в византийском стиле самого популярного бывшего султана Кашмира в Индии, матери Зайна-уль-Абидина. Источник изображения: Арунанш Б. Госвами.
Каменное изображение Лакшми (индуистской богини удачи), обнаруженное в Браре около Ваджиброра. Современное местоположение неизвестно, но во всех отношениях оно напоминает греческую богиню удачи, стоящую в элегантной позе с полузакрытыми глазами и изящно поднятой головой.
Это заслужило тонкое выражение лица, которое художник вырезал с точностью, а свободно струящееся платье завершило образ в традиционном стиле Гандхары, эллинизированного региона Центральной Азии и Афганистана. Греческая эмблема также находится у Лакшми. Почти копия этого прекрасного произведения находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Подобно искусству Гандхары, эта греческая эмблема была заметна на многих изображениях Панчики, Бодхисаттвы и Будды — всех трех важных фигур в буддийской вере. В индуистских божествах Кашмира это оставалось элементом стиля в VI веке и после него и было включено в каменные и бронзовые фигуры, а также в терракоту, согласно Айджазу А. Бандею.
Банди даже упоминает, что, несмотря на то, что сохранилось не так много подобных примеров, остатки эллинизма в той или иной форме сохранились в скульптурном искусстве VII века в Кашмире.
Это очевидно в примерах Пандратен и, в частности, в женском образе (все они находятся в Музее Шринагара), в котором греческая юбка стала более модной. От храма Мартанд в Маттан Кашмире до храма Аванти Свами в Авантипора Кашмир, архитектурный стиль обладает существенным греческим влиянием.
Слава греческой Южной Азии
Говорят , греки повсюду. Тогда как же им не быть в раю Кашмира! Греческое происхождение нескольких племен в этом регионе является важной темой для дальнейшего исследования.
Греки в Южной Азии были терпимыми и просвещенными правителями, хотя археологические находки и чеканка монет греко-бактрийских царей свидетельствуют о поклонении главным греческим божествам . К этим божествам относились Зевс, Посейдон, Аполлон, Гелиос, Геркулес, Дионис, Диоскуры, Афина, Артемида, Геката и Ника.
Тем не менее, греки Южной Азии в равной степени покровительствовали поклонению зороастрийским, индуистским и буддийским божествам, а распространение буддизма Махаяны на индийском субконтиненте и в мире феноменально было обусловлено греческим вкладом. Действительно, греки Кашмира оставили свой след и эллинизировали этот рай на Земле.