1
Геноцид понтийских греков, описанный «ЭЛЕФТЕРОН ВИМА» и людьми, пережившими его.
19 мая — день памяти об одной из величайших трагедий в истории эллинизма; это День памяти о геноциде понтийских греков
19 мая 1919 года Кемаль Ататюрк высадился в Самсуне в Понте, расположенном на северном побережье современной Турции в Черноморском регионе, что ознаменовало начало второго и ещё более кровавого этапа геноцида понтийских греков, который начался в 1913 году и завершился в 1923 году.
В общей сложности 353 000 мужчин, женщин и детей — понтийских греков — были уничтожены в результате массовых убийств, поджогов и маршей смерти, организованных турецкой армией на протяжении тысяч километров.
Термин «геноцид» вошёл в международную терминологию в 1943 году и описывает насильственные преступления, совершённые против группы людей с целью их физического уничтожения.
Именно это Турция стремилась сделать с понтийскими греками, армянами и другими этническими группами, которые издавна проживали на территориях, с середины XV века принадлежавших Османской империи, а затем ставших частью турецкого государства.
Жертвы геноцида понтийских греков
Геноцид понтийских греков — это чудовищное преступление не только против непосредственных жертв, но и против всего человечества.
«Элефтерион Вима», начавшая распространяться в феврале 1922 года, написала об этой трагедии 17 марта 1923 года в попытке привлечь внимание международной и внутренней общественности к тому, что продолжалось в Понте.
Караваны истребления
«Генералы великих держав, адмиралы, верховные комиссары, религиозные лидеры, представители европейской и американской прессы — все они стали очевидцами ужасающих страданий понтийских греков, которых турки, как скот, перегоняли с побережья в Константинополь.
«И эта драма продолжается без конца, к великому позору человечества. Корреспондент «Дейли Телеграф» пишет, что «на одной койке лежат три больных человека».
«На барже несчастные беженцы в течение нескольких дней испытывали все мучения непогоды, лёжа, сбившись в кучу, без одеяла, полуголые и голодные.
«Несколько дней назад мы указывали и повторяем сегодня, что «Комитет неисковерканных» должен выразить самый решительный гуманитарный протест всему миру и всей прессе по поводу бойни в Понте».
Днём позже, 18 марта 1923 года, в газете было написано:
«Любому, кто хочет получить представление о греко-христианской бойне в Понте, достаточно взглянуть на следующие цифры официальной статистики. Греческое население провинции Амасья в городах и деревнях в 1914 году составляло 196 785 человек. После перемирия и до 1920 года из-за преследований, изгнаний и массовых убийств их число сократилось до 140 555 человек.
Жизнь понтийских греков до геноцида.
В общей сложности число убитых и умерших в изгнании оценивается в 92 313 человек.
«В настоящее время в диаспоре и в Константинополе насчитывается 48 142 человека. Эти цифры сами по себе настолько красноречиво говорят о резне в Понте, что дальнейшие комментарии излишни».
Жизнь в Гиресуне Понтийском до резни
Свидетельство
Выдающийся летописец и драматург Димитрис Псатас, родившийся в Трапезунде в Понте в 1907 году, лично переживший эти события, позже посвятил себя документированию Геноцида понтийских греков.
В ноябре 1965 года он начал публиковать «Хронику Понта» в журнале «TAHYDROMOS».
В этой хронике Псатас приводит рассказ Иоанниса Пападопулоса. Пападопулос был участником музыкального коллектива, состоявшего из 13 греков и 3 турок, сформированного печально известным Топалом Османом, верным последователем Кемаля Ататюрка и лидером сил, ответственных за кровопролитие в Понте. На коллектив была возложена мрачная обязанность играть музыку во время массовых убийств.
Псатас писал: «Эта группа развлекала и была свидетелем всех «кампаний» Топала Османа, но в конце концов была убита своим кровожадным хозяином. Единственным, кто избежал смерти, был Иоаннис Пападопулос».
Пападопулос рассказывает:
«[В апреле 1921 года] как только мы переправились на противоположный берег Евфрата, телеграмма от Кемаля приказала мяснику и гонителю христиан выступить против греческих партизанских отрядов в районе Самсуна, которые сеяли там хаос.
«После двухдневного марша через опустошённые армянские деревни 5 апреля мы добрались до Су-Сехира, где среди многих греков они убили и отца Анастасиоса за его националистическую деятельность.
«На следующий день, следуя вдоль реки Лик, мы перешли мост и к вечеру добрались до Койла-Хисара. Во время нашего ночлега все проживавшие там греки были казнены.
«В Никсаре (Нео-Кесарии) четники (нерегулярные вооружённые формирования) собрали всех греков за пределами города и казнили их, расстреляв из пулемётов.
«10 апреля после семичасового перехода мы добрались до красивого города Эрбаа, населённого как греками, так и турками. Топал Осман позвонил туркам и приказал собрать греков в гостиницах и кафе под строгим наблюдением.
Резня под музыку
«На следующее утро, когда оркестр играл во дворе особняка Анастаса Аги, с крыши которого кровожадный командир и его офицеры наблюдали за происходящим, мы услышали крики и вопли из дома, где жестоко убивали семью Анастаса Аги.
«Шок, который мы испытали в тот момент, был настолько сильным, что у нас онемели пальцы, и начался диссонанс, пока мы не перестали играть и не ушли, совершенно потрясённые».
«В вечерние часы того же дня отряд цетас отвёл уже собранных греков, которым предстояло умереть, в уединённое место, где их казнили и похоронили в братской могиле.
«Добравшись до вершины горы, на которой располагалась греческая деревня Кирк-Харман, он приказал своим палачам уничтожить её вместе с жителями в отместку за неудачу в борьбе с греческими партизанами.
«Кровожадные палачи немедленно собрали женщин, детей и стариков, которые оставались в разных больших домах, и подожгли их.
«По мере того, как разгорался пожар, раздавались мучительные крики и вопли невинных, тщетно молящих о пощаде и сострадании.
Палачи не только игнорировали мольбы сгорающих заживо, но и стреляли в матерей, которые в отчаянии подбегали к окнам, чтобы выбросить своих детей наружу в надежде спасти их».
Резня в Каваке и Кавзе
«30 июля 1921 года Топал Осман прибыл в турецкий город Кавак, расположенный в 54 километрах от Самсуна. Этот город стал печально известен среди понтийских греков в регионе, потому что там были убиты сотни греков из Самсуна и окрестностей.
«Местные турки радушно встретили нас и хвастались резнёй, устроенной греческим изгнанникам, демонстрируя золотые и серебряные часы, кольца, цепочки и сумки, набитые ценностями, которые они награбили у гяуров».
«Прежде чем продолжить свой поход в Кавзу, Топал Осман приказал местным властям собрать всех греков в определённом месте».
«Невозможно в полной мере описать зверства, совершённые в этом городе во время трёхдневного пребывания аги.
«Разъярённые толпы четников и голодающих турок выламывали двери, повсюду раздавались крики и вопли, мужчин, женщин и детей вытаскивали на улицы и казнили, молодых девушек насиловали, звонили церковные колокола, дома поджигали».
«Совершенные преступления были настолько масштабными, что даже самые кровавые ночи в истории меркнут по сравнению с ними».
6 августа, когда Топал Осман двинулся в сторону Анкары, следуя телеграфному приказу Кемаля, он встретил трудовой батальон из 600 греков.
«Увидев их, он обезумел от радости и, несмотря на протесты жандармов, в течение нескольких часов окружил их и расстрелял из пулемётов».
Автор Яннис Т. Диамантис