Введение
В этой статье критически рассматривается стратегически нейтральная позиция Индии в российско-украинском конфликте и ее последствия для глобальной дипломатии. С начала войны в 2022 году Индия придерживалась взвешенной позиции, делая акцент на диалоге и мирном урегулировании, но при этом воздерживаясь от принятия нескольких ключевых резолюций ООН, осуждающих действия России, в том числе в Совете Безопасности ООН, Совете ООН по правам человека и Генеральной Ассамблее ООН. Такой подход отражает более широкую приверженность стратегической автономии, обусловленную историческими отношениями Индии с Россией, давней политикой неприсоединения и меняющимися глобальными приоритетами.
В анализе эта позиция рассматривается в контексте исторических связей Индии с Россией, ее давней приверженности политике неприсоединения и меняющихся глобальных стратегических приоритетов. В этой работе исследуются такие ключевые аспекты, как зависимость в сфере обороны, геополитические соображения (с участием Китая и Пакистана), экономическое давление и дипломатическое взаимодействие как с Москвой, так и с Киевом.
В исследовании подчеркиваются проблемы, с которыми сталкивается Индия, в том числе пристальное внимание со стороны международного сообщества и экономические потрясения, а также новые возможности, такие как импорт энергоносителей по сниженным ценам, расширение торгового потенциала и растущее влияние в мировой дипломатии. Кроме того, в документе утверждается, что подход Индии является примером взвешенной стратегической автономии, укрепляющей ее позиции как ответственного глобального игрока и потенциального посредника в будущих мирных переговорах.
Предыстория
Российско-украинская война началась 24 февраля 2022 года, когда Россия начала полномасштабное военное вторжение в Украину. Это ознаменовало резкую эскалацию военных действий, которые продолжались с 2014 года после аннексии Россией Крыма и поддержки сепаратистов на востоке Украины. Вторжение вызвало серьёзный гуманитарный кризис и вызвало резкое осуждение во всём мире, что привело к введению масштабных санкций против России и военной поддержке Украины. (Рой, 2023).
Международное сообщество ответило целым рядом мер, включая экономические санкции, дипломатическую изоляцию России и военную помощь Украине. На фоне этой глобальной поляризации Индия сохраняла тщательно сбалансированную дипломатическую позицию. Отказываясь называть действия России «вторжением», Индия неоднократно подчёркивала важность диалога и мирного урегулирования. Она воздержалась при голосовании по ключевым резолюциям ООН, осуждающим Россию, в том числе в Совете Безопасности ООН, Совете ООН по правам человека и Генеральной Ассамблее ООН (Ласкар, 2023).
Послание премьер-министра Нарендры Моди Путину во время встречи ШОС в Самарканде о том, что «сейчас не время для войны», нашло отклик в призывах Индии к деэскалации и дипломатии (Хайдер, 2022). Индия позиционирует себя как страна, выступающая за многосторонность и мир. Будучи непостоянным членом Совета Безопасности ООН, Индия призвала обе стороны уделять приоритетное внимание гуманитарным вопросам, соблюдать режим прекращения огня и обеспечивать безопасный проход для гражданского населения. Хотя Индия не заняла конфронтационную позицию по отношению к России, она предоставила гуманитарную помощь Украине и вступила в дипломатические отношения как с президентом Путиным, так и с президентом Зеленским. Визиты Моди в Киев и Москву подчеркивают стратегическое взаимодействие Индии и ее стремление стать посредником в международной дипломатии.
Российско-украинский конфликт существенно изменил глобальный геополитический ландшафт, повлияв на энергетические маршруты, торговые союзы и структуры безопасности по всему миру. Будучи крупной демократией и ведущим голосом Глобального Юга, Индия играет важную роль в формировании альтернативных нарративов политике западного блока. В этой статье стратегический нейтралитет Индии рассматривается с пяти ключевых точек зрения: исторические отношения, оборонное сотрудничество, геополитические расчёты, экономическое управление и дипломатические инициативы правительства Моди.
Отношения Индии и России: от исторических истоков к современной динамике
Дипломатические отношения между Советским Союзом (позднее Россией) и Индией определялись давней политикой взаимного нейтралитета и стратегического взаимодействия на международной арене. Это партнёрство, основанное на исторических связях и общих геополитических интересах, развивалось на протяжении десятилетий, формируя их внешнюю политику и реакцию на глобальные проблемы. Например, подход Индии к российско-украинскому конфликту отражает её историческую приверженность политике неприсоединения, которая была установлена во время холодной войны для сохранения независимости от крупных силовых блоков. Эта традиция нейтралитета продолжает определять внешнюю политику Индии, позволяя ей ориентироваться в сложной международной динамике, не вступая напрямую в конфликты. (Министерство иностранных дел, 2021).)
Основа индийско-советских отношений была заложена вскоре после обретения Индией независимости в 1947 году. Во время холодной войны Советский Союз стал ключевым сторонником Индии в спорных глобальных вопросах. Например, в 1961 году, когда Индия задействовала свои вооружённые силы, чтобы положить конец португальскому колониальному правлению в Гоа, Дамане и Диу, Советский Союз выступил против резолюции ООН, поддержанной Западом, которая осуждала действия Индии.
Аналогичным образом в 1955 году советский лидер Никита Хрущёв подтвердил приверженность СССР Индии, открыто поддержав её суверенитет над Кашмиром, заявив, как известно, что «мы так близко, что если вы когда-нибудь позовёте нас с вершин гор, мы окажемся рядом с вами» (Чаудхари: 2020). Эта позиция была ещё раз продемонстрирована во время Освободительной войны Бангладеш в 1971 году, когда подписание советско-индийского договора о мире, дружбе и сотрудничестве обеспечило Индии дипломатическую поддержку и стратегическую безопасность. Советский Союз также использовал своё право вето в Совете Безопасности ООН, чтобы поддержать действия Индии и защитить её от международной критики (Аттри, 2018). Эти примеры подчёркивают ключевую роль СССР в формировании внешнеполитического курса Индии и расчётов в сфере безопасности в нестабильной региональной обстановке.
После распада Советского Союза в 1991 году Индия столкнулась с необходимостью адаптироваться к меняющемуся мировому порядку. Несмотря на это, Россия и Индия работали над сохранением своего стратегического партнёрства. В 2000 году президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи официально закрепили эти обновлённые отношения «Декларацией о стратегическом партнёрстве». Десять лет спустя, в 2010 году, две страны повысили статус своих отношений до «особых и привилегированных стратегических партнёрских отношений», подчеркнув неизменную поддержку Россией Индии, особенно в вопросе Кашмира. Россия последовательно поддерживала позицию Индии по спорным международным вопросам. Например, она поддержала решение Индии отменить статью 370 в Джамму и Кашмире в 2019 году, назвав это внутренним делом. Россия также выступила против инициативы Китая в ООН по интернационализации кашмирского вопроса в 2020 году, подчеркнув важность двустороннего урегулирования между Индией и Пакистаном.
Такие случаи отражают сохраняющееся доверие и геополитическое единство между двумя государствами. Первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский подтвердил позицию России по этому вопросу. В своем твите он заявил, что Совет Безопасности ООН (СБ ООН) обсуждал Кашмир в ходе закрытых консультаций. Он также подчеркнул твердую поддержку Россией нормализации отношений между Индией и Пакистаном, выразив надежду, что любые разногласия между двумя странами будут урегулированы путем двусторонних переговоров (Сен, 2022).
Индия ответила дипломатической поддержкой в многосторонних форматах. Например, Индия выступила против резолюции Комиссии ООН по правам человека, критикующей действия России во время Второй чеченской войны, и проголосовала против резолюции ООН 2008 года, подтверждающей «право на возвращение» для тех, кто был вынужден покинуть свои дома в результате российской кампании в Абхазии. Индия также воздержалась при голосовании по резолюциям ООН
В 2013 и 2016 годах Индия осудила режим Асада в Сирии, который поддерживала Россия. Аналогичным образом в 2014 году Индия воздержалась при голосовании по резолюции ООН, осуждающей аннексию Крыма Россией, а в 2020 году проголосовала против резолюции, предложенной Украиной, о нарушениях прав человека в Крыму. Эти действия отражают последовательную дипломатическую линию Индии в отношении России, основанную на взаимном доверии и общих стратегических интересах (там же). В нынешнюю эпоху геополитических перемен отношения между Индией и Россией остаются основой внешней политики Индии, которая определяется не столько идеологией, сколько реализмом, стратегической автономией и отраслевой взаимозависимостью в сфере обороны, энергетики и глобального управления.
Связи в области обороны и безопасности
Военно-техническое сотрудничество между Индией и Россией долгое время считалось краеугольным камнем их «особых и привилегированных стратегических отношений». Хотя две страны сотрудничают в широком спектре областей, таких как гражданская ядерная энергетика, освоение космоса, борьба с терроризмом и многосторонняя дипломатия, именно оборонное сотрудничество и обеспечение безопасности остаются наиболее важными для стратегической автономии Индии. В контексте российско-украинской войны и изменения геополитических союзов продолжающееся военное сотрудничество Индии с Россией свидетельствует как об исторической зависимости, так и о прагматичной стратегии.
Истоки этих отношений восходят к холодной войне, особенно после военного поражения Индии в китайско-индийской войне 1962 года. Столкнувшись с растущими угрозами со стороны Пакистана и Китая и опасаясь системы западных альянсов, Индия нашла стратегического союзника в лице Советского Союза. СССР не только поставлял военную технику, но и предоставлял выгодные условия кредитования, политическую поддержку на международных форумах и, что немаловажно, доступ к оборонным технологиям, которыми западные державы не хотели делиться. Идеологическое сходство между социалистической ориентацией премьер-министра Неру и советским интернационализмом ещё больше укрепило это взаимодействие (Hooft & Barrow, 2022: 8).
На протяжении холодной войны и вплоть до XXI века Россия (а ранее Советский Союз) была основным поставщиком оружия в Индию. По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), около 85% военного арсенала Индии имеет российское происхождение. Сюда входят такие знаковые платформы, как истребители МиГ-29 и Су-30, танки Т-90 и Т-72, подводные лодки класса «Кило» и реактивные системы залпового огня «Смерч». Индия также арендовала у России атомные подводные лодки и получила обучение и техническую поддержку для их эксплуатации.
В настоящее время Индия является основным оборонным партнёром России, на долю которого приходится 28% мирового экспорта оружия из Москвы. Таким образом, эти отношения носят не только коммерческий характер. Они отражают стратегическую глубину, технологическое сотрудничество и взаимное доверие. Одним из наиболее успешных примеров индо-российского сотрудничества является сверхзвуковая крылатая ракета «БраМос», разработанная совместно в рамках двустороннего соглашения и производимая в Индии в рамках инициативы «Производи в Индии».
В 2018 году Индия подписала знаменательную сделку на 5,4 миллиарда долларов о закупке у России пяти систем противовоздушной обороны С-400 «Триумф», несмотря на значительное давление со стороны США в рамках Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). Поставки начались в 2021 году, что подтвердило стремление Индии диверсифицировать свой портфель вооружений без ущерба для стратегической автономии. (Муратбекова (2022). Оборонная политика Индии «Производи в Индии», запущенная при правительстве Моди, также в значительной степени выигрывает от сотрудничества с Россией. Производство винтовки АК-203 в Амети, лицензионное производство танков Т-90 и потенциальные совместные предприятия по производству футуристических платформ, таких как истребители пятого поколения, являются примерами готовности России к передаче технологий и совместному развитию. (Министерство обороны, 2022).
Более того, готовность России передавать критически важные военные технологии, участвовать в совместном производстве и предлагать выгодные цены отличает её от многих западных поставщиков. В отличие от Соединённых Штатов и некоторых европейских стран, Россия не навязывает навязчивые соглашения о мониторинге конечных пользователей и не ограничивает использование военных платформ на конкретных театрах военных действий. Такая гибкость позволила Индии адаптировать и интегрировать российские системы с местными технологиями, повысив эффективность работы и независимость (Теллис, 2011).
Индия, скорее всего, увеличит закупки у западных стран и будет развивать собственные оборонные возможности, но Россия останется важным партнёром, особенно в тех сферах, где Индия уже зависит от России в плане эксплуатации или где российская поддержка в обучении и обслуживании незаменима. Кроме того, в рамках глобального оборонного перебалансирования и развития архитектуры безопасности в Азии Индия может использовать своё партнёрство с Россией в качестве противовеса растущему военно-техническому сотрудничеству между Китаем и Россией.
Геополитические соображения и стратегический нейтралитет
Геополитические факторы также способствуют нейтральной позиции Индии по глобальным вопросам, связанным с Россией. Индию и Россию исторически связывают прочные узы, берущие начало в 1950-х годах. В то время Советский Союз последовательно поддерживал Индию в важнейших международных вопросах, в частности, используя право вето в Совете Безопасности ООН для поддержки Индии в вопросе Кашмира. Это партнёрство укреплялось на протяжении холодной войны, и СССР часто выступал посредником между Индией и Пакистаном. В декабре 2023 года министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар назвал отношения между Индией и Россией «единственной константой в мировой политике», подчеркнув глубокие и прочные связи между двумя странами. (The Moscow Times, 2025).
Одной из наиболее значимых геополитических причин, по которой Индия занимает сбалансированную позицию, является стратегический вызов, брошенный Китаем и Пакистаном. Обе страны укрепляют связи с Москвой, что вызывает беспокойство в Нью-Дели. Индия рассматривает сотрудничество с Россией как способ не допустить, чтобы Москва слишком сблизилась с Пекином или Исламабадом. Таким образом, поддержание прочных двусторонних связей с Россией считается необходимым для сдерживания российской политики в Южной Азии и защиты интересов Индии (Теллис, 2011: 1,2). Индия, Россия и Китай являются участниками многосторонних платформ, таких как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которые способствуют развитию регионального политического и экономического диалога. Хотя Индия по-прежнему с осторожностью относится к растущей напористости Китая, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе, её участие в этих объединениях позволяет ей сохранять дипломатические связи и продвигать многополярный региональный порядок (Муратбекова, 2022).
Структура оборонного импорта Индии также отражает сдвиг, вызванный стратегической необходимостью. В период с 2020 по 2024 год Индия закупила у России 36% своего оружия. Это намного меньше, чем 55% в 2015–2019 годах и 72% в 2010–2014 годах. (SIPRI, 2025). Это означает, что Индия теперь закупает больше оружия у других стран, например, у Франции и Соединённых Штатов, которые в совокупности обеспечивают 46% военного импорта Индии. Стратегическая перестройка Индии также проявляется в её видении Индо-Тихоокеанского региона, в частности, в её активном участии в Четырёхстороннем диалоге по вопросам безопасности (Quad), в который входят Индия, США, Япония и Австралия.
Во время встречи министров иностранных дел стран Quad в Токио в июле 2024 года министр иностранных дел С. Джайшанкар подчеркнул необходимость коалиции “демократий, плюралистических обществ и рыночной экономики” для обеспечения свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, сославшись на растущую обеспокоенность по поводу региональной позиции Китая (Чаудхари, 2024). Участие Индии в военно-морских учениях, таких как Малабар, в рамках Quad, наряду с ее участием в Индо-Тихоокеанской экономической системе (IPEF), подчеркивает ее растущее сближение с западными странами по таким вопросам, как безопасность на море и повышение устойчивости цепочки поставок (Министерство иностранных дел, 2023 ). Несмотря на этот стратегический сдвиг, Индия по-прежнему привержена своей политике «стратегической автономии», которую часто называют «многовекторностью». Такой подход позволяет Индии сотрудничать с соперничающими мировыми державами, не вступая в обязательные для исполнения союзы. Акцент правительства Моди на «Атманирбхар Бхарат» (самодостаточной Индии), особенно в оборонном секторе, соответствует этой концепции.
В этом контексте, как подчеркнул министр иностранных дел д-р С. Джайшанкар на «Диалоге Раисина» в 2022 году, «Индия верит в стратегическую автономию… у нас есть стратегические партнёрские отношения с разными странами, основанные на наших национальных интересах, а не на альянсах» (Министерство иностранных дел, 2022). Хотя многовекторность обеспечивает гибкость, она также может привести к стратегической неопределённости. Критики предупреждают, что балансирование между Западом и Россией может подорвать доверие с обеих сторон. Например, растущее участие Индии в «Четвёрке» контрастирует с её молчанием по поводу российской агрессии. Отсутствие чёткой позиции может ограничить влияние Индии в будущих кризисных ситуациях или в коалициях по обеспечению безопасности.
Роль правительства Моди в российско-украинской войне
В первые дни конфликта правительство Моди запустило операцию «Ганга» — крупномасштабную миссию по эвакуации граждан Индии, особенно студентов, оказавшихся в затруднительном положении в Украине. Начиная с конца февраля 2022 года в рамках этой операции более 22 500 индийцев были доставлены домой специальными рейсами Air India, ВВС Индии и чартерными рейсами (NDTV, 2022). Посольства Индии в Украине, Польше, Румынии и Венгрии работали в напряжённом режиме, координируя эвакуацию по наземным коридорам, поскольку воздушное пространство Украины оставалось закрытым.
Премьер-министр Моди лично поговорил с президентами Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским, чтобы обеспечить безопасный проезд для граждан Индии, в том числе студентов, оказавшихся в ловушке в таких городах, как Сумы и Харьков (The Hindu, 2022). Он также провёл встречи на высоком уровне с министрами и сотрудниками дипломатической службы, чтобы контролировать процесс эвакуации (MEA, 2022a). Эта операция не только продемонстрировала приверженность правительства заботе о гражданах за рубежом, но и укрепила нейтральную дипломатическую репутацию Индии, поскольку обе стороны сотрудничали в обеспечении безопасного выезда индийцев (Indian Express, 2022).
В последующие месяцы и годы Индия развивала это раннее дипломатическое взаимодействие, поддерживая диалог как с Россией, так и с Украиной, что в конечном итоге привело к визитам на высоком уровне и участию в мирных саммитах в 2024 году.
В 2024 году правительство Моди активизировало дипломатические контакты с обеими воюющими сторонами, стремясь заявить о значимости Индии как глобального посредника. Премьер-министр Моди стал одним из немногих мировых лидеров, посетивших Россию и Украину в течение короткого промежутка времени. Его визит в Москву в июле 2024 года совпал с продолжающимися российскими авиаударами, в том числе бомбардировкой детской больницы в Украине, что вызвало международную критику и резкую реакцию президента Зеленского, который назвал этот визит «огромным разочарованием и сокрушительным ударом по мирным усилиям» (Чаудхари, 2024). В ответ индийское правительство организовало исторический визит Моди в Киев в августе 2024 года, первый визит премьер-министра Индии с момента установления двусторонних отношений в 1993 году.(Баджпаи и Торемарк, 2024).
23 августа 2024 года Моди встретился с Зеленским в Украине по приглашению последнего. Эта встреча подчеркнула приверженность Индии мирному урегулированию посредством дипломатии, что было подтверждено участием Индии в саммите по вопросам мира в Украине, состоявшемся в Бургенстоке, Швейцария, в июне 2024 года. Лидеры подтвердили свою приверженность развитию двусторонних отношений на благо своих стран, основанных на принципах доверия, уважения и прозрачности. Они обсудили последовательное и позитивное развитие двусторонних отношений, которые значительно укрепились за последние тридцать лет. Лидеры признали важность регулярных контактов между Индией и Украиной на различных уровнях, включая их встречи в Апулии в июне 2024 года и в Хиросиме в мае 2023 года в рамках саммитов G7, визит министра иностранных дел Украины в Нью-Дели в марте 2024 года, а также многочисленные встречи и телефонные разговоры между министром иностранных дел Индии и министром иностранных дел Украины, а также между советником по национальной безопасности Индии и главой администрации президента Украины.
Эти встречи, наряду с 9-м раундом консультаций Министерства иностранных дел, состоявшихся в Киеве в июле 2023 года, сыграли решающую роль в укреплении взаимопонимания и сотрудничества (Канцелярия премьер-министра, 2024). Роль Индии на этих саммитах соответствует её традиционной идентичности как голоса Глобального Юга, выступающего за мирное сосуществование и против политики блоков. Присутствие Индии на мирных переговорах часто рассматривается не просто как двусторонняя дипломатия, но и как часть более масштабной миссии по преобразованию глобального порядка в многополярную систему, основанную на диалоге (Министерство иностранных дел, 2024; интервью С. Джайшанкара в Handelsblatt, февраль 2024). Визит Моди в Киев подчеркнул гуманитарную озабоченность Индии и ее давнюю поддержку принципов территориальной целостности и суверенитета в соответствии с Уставом ООН. Такое балансирование позволило Индии сохранить доверие как к западным союзникам, так и к своему традиционному российскому партнёру, не жертвуя своей неприсоединившейся идентичностью.
В этом контексте директор ЦРУ Уильям Бернс признал, что общение премьер-министра Моди с президентом Путиным помогло снизить ядерную риторику России в период высокой напряжённости в 2023 году. Это признание высокопоставленного представителя разведки США подчёркивает тихое, но значительное влияние, которое индийское руководство оказывало за кулисами (Times Now, 2023). Хотя визиты на высоком уровне в Москву и Киев отражают активную дипломатию Индии, их фактическое влияние на мирные переговоры остаётся ограниченным. Эти шаги могут служить скорее символической демонстрацией нейтралитета, чем конкретными шагами в направлении посредничества. Без устойчивого институционального участия Индия рискует остаться в глазах общественности осторожным наблюдателем, а не эффективным миротворцем.
Влияние на экономику Индии, нефтяной сектор и инфляционное давление
Война между Россией и Украиной оказала серьёзное влияние на индийскую экономику, особенно в связи с ростом цен на энергоносители, перебоями в торговле и инфляционным давлением. Режим западных санкций, в частности введённых Соединёнными Штатами и Европейским союзом, способствовал замораживанию примерно 300 миллиардов долларов из валютных резервов России (Казначейство США, 2022), что привело к росту неопределённости на мировом рынке и перераспределению потоков торговли энергоносителями. И Россия, и Украина являются крупными экспортерами пшеницы, кукурузы и таких полезных ископаемых, как никель, палладий и алюминий, глобальный дефицит которых привел к экономическим последствиям, затронувшим стоимость импорта в Индию и динамику цепочек поставок (Всемирный банк, 2022). Непосредственное экономическое влияние конфликта ощутилось в нефтяном секторе Индии. Рост цен на сырую нефть способствовал волатильности на финансовом рынке, увеличил дефицит текущего счета и привел к обесцениванию валюты по отношению к доллару США.
Кроме того, рост цен на топливо усилил инфляционное давление. Например, нефть составляет значительную часть импорта Индии из России. Введение санкций может привести к беспрецедентному росту цен на нефть, что, в свою очередь, вызовет рост цен на нефтепродукты внутри страны. Такой рост цен на топливо может, в свою очередь, усилить инфляционное давление в стране. Примечательно, что в экономическом обзоре за 2021–2022 годы были выявлены три основные проблемы, с которыми сталкивается экономика Индии: повторяющиеся волны COVID-19, сбои в цепочках поставок и рост инфляции. Война в Украине напрямую усугубила две последние проблемы, ещё больше увеличив дефицит платёжного баланса Индии.
Чтобы смягчить это воздействие, правительство Индии приняло прагматичную стратегию, которая сбалансировала экономическую необходимость с геополитической осторожностью. Индия отказалась присоединиться к введённому Западом ограничению цен на российскую нефть и вместо этого увеличила импорт из Москвы по сниженным ценам. Это решение соответствовало суверенной энергетической политике Индии и было поддержано крупными государственными программами в рамках инициативы «Атманирбхар Бхарат», которая делает упор на внутреннюю устойчивость и политическую автономию.
Обойдя ограничение по цене, Индия смогла закупить нефть по цене ниже средней по миру, что помогло стабилизировать внутренние цены на топливо и сдержать инфляцию. Результаты этой стратегии были экономически значимыми. Согласно правительственным данным о торговле, объём двусторонней торговли между Индией и Россией удвоился с 13 миллиардов долларов в 2021–2022 годах до 27 миллиардов долларов к концу 2022 года, и, по прогнозам, в 2023 году он превысит 30 миллиардов долларов. Помимо сырой нефти, Россия стала крупным поставщиком химических удобрений, которые также необходимы для индийского сельского хозяйства. К концу 2022 года Россия стала крупнейшим поставщиком нефти и удобрений в Индию (Ласкар, 2023).
Действия правительства по обеспечению доступности нефти и удобрений способствовали сдерживанию продовольственной инфляции, особенно в то время, когда мировые цены на продовольствие росли из-за перебоев с поставками в Восточной Европе. Индия ежегодно импортирует около 2,5 млн тонн подсолнечного масла, из которых почти 70% до начала войны поступало из Украины (Verma & Gupta, 2023). Война существенно повлияла на эти поставки, но диверсификация за счёт российской нефти и расширение поставок из других регионов помогли смягчить дефицит. Помимо управления импортом, конфликт предоставил Индии новые возможности для торговли. Поскольку западные рынки приостановили поставки из России, а экспорт из Украины сократился, индийские экспортеры сельскохозяйственной продукции столкнулись с повышенным спросом на пшеницу, просо, кукурузу, орехи и полуфабрикаты. Это стало своевременным экономическим стимулом для индийских фермеров и экспортеров сельскохозяйственной продукции, помогая им выходить на новые рынки и при этом поддерживать внутренние поставки. (Министерство торговли, 2023).
Заключение
Позиция Индии в отношении российско-украинского конфликта демонстрирует продуманную и сбалансированную внешнюю политику. Не принимая ничью сторону, Индия сосредоточилась на содействии миру, защите своих национальных интересов и сохранении традиционных ценностей неприсоединения и стратегической автономии. Она сохранила прочные связи с Россией, особенно в сфере обороны и энергетики, а также призывала к диалогу и уважению суверенитета на международных форумах.
Сбалансированная дипломатия правительства Моди, которое посетило Москву и Киев, приняло участие в саммите по вопросам мира на Украине и продолжило переговоры с лидерами обеих сторон, показала, что Индия может быть надёжным глобальным партнёром. Индия также справилась с экономическими последствиями войны, покупая российскую нефть и удобрения по сниженным ценам, что помогло сдержать инфляцию и защитить фермеров. В то же время индийские экспортёры получили новые возможности на рынке, особенно в сфере сельского хозяйства и фармацевтики. Позиция Индии — это не пассивный нейтралитет, а активный призыв к миру. Его прочные связи как с Западом, так и с Россией дают ему уникальную возможность выступить в качестве будущего посредника в конфликте.
Будучи страной, которой многие доверяют и которая руководствуется давними дипломатическими традициями, Индия может помочь усадить за стол переговоров обе стороны. Индия также всё чаще выступает в качестве голоса Глобального Юга, представляя развивающиеся страны на глобальных платформах, отстаивая справедливость и продвигая реформы в международных организациях.
Эту растущую роль ясно осознал министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон, который во время своего визита в Индию 21 октября 2024 года заявил: «Индия — друг Украины и друг мира, и доверие к ней огромно. Индия может сыграть жизненно важную роль в разрешении этого кризиса. Настало время, когда Индия получит постоянное место в Совете Безопасности ООН».
Это показывает, что сбалансированный подход Индии не только помогает её собственному народу, но и вызывает международное уважение. По мере продолжения войны роль Индии как ответственной державы, сторонницы мира и лидера глобального Юга будет становиться всё более важной. Тем не менее взвешенная позиция Индии сталкивается с внутренними противоречиями. Стремясь быть сторонницей мира, Индия не желает открыто осуждать агрессию или брать на себя твёрдую дипломатическую инициативу, что может подорвать её амбиции. Если Индия стремится получить постоянное место в Совете Безопасности ООН, она должна выйти за рамки политики неприсоединения и продемонстрировать лидерство, основанное на принципах, а не только на прагматизме.
Примечания
2. Министерство иностранных дел (2022), «Влияние войны между Россией и Украиной на Индию (вопрос № 3771)», Лок Сабха, Правительство Индии. URL: https://www.mea.gov.in/loksabha.htm?dtl/35061/QUESTION_NO3771_IMPACT_OF_RUSSIAUKRAINE_WAR_ON_INDIA
3. Информационное бюро для прессы. (2024, 23 августа), Совместное заявление Индии и Украины о визите премьер-министра Индии в Украину. Правительство Индии. https://www.pib.gov.in/PressReleaseIframePage.aspx?PRID=2048245
4. Министерство финансов. (2022), «Экономический обзор 2021-2022: Том 1* (Глава 1, стр. 12)» Правительство Индии.
https://www.indiabudget.gov.in/economicsurvey/doc/echapter.pdf
5. NDTV. (2024, 21 октября). Индия может выступить посредником в войне на Украине: Дэвид Кэмерон на Всемирном саммите NDTV. https://www.ndtv.com/world-news/india-has-credibility-to-mediate-in-ukraine-war-david-Cameron-at-ndtv-world-summit-6836810
Список литературы (* Указывает первоисточники)
*Министерство торговли и промышленности (2023), Годовой отчет за 2022–2023 годы, Правительство Индии, Нью-Дели. URL: https://www.commerce.gov.in/wp-content/uploads/2023/03/Annual-Report-FY-2022-23-DoC.pdf
*Министерство обороны (2022), Соглашения о сотрудничестве в области обороны между Индией и Россией, Правительство Индии, Нью-Дели. URL: https://mod.gov.in
*Министерство иностранных дел (2021), двусторонние отношения между Индией и Россией, Правительство Индии, Нью-Дели. URL: https://mea.gov.in/india-russia-bilateral-relations.htm
*Министерство иностранных дел (2022), Обновление информации об операции «Ганга», Правительство Индии, 4 марта. URL: https://www.mea.gov.in/press-releases.htm?dtl/34943/Update_on_Operation_Ganga
*Министерство иностранных дел (2022b), выступление министра иностранных дел на диалоге «Раисина», правительство Индии. URL: https://mea.gov.in/Speeches-Statements.htm?dtl/35217
*Министерство иностранных дел (2022), «Влияние российско-украинской войны на Индию (вопрос № 3771)», Лок Сабха, Правительство Индии. URL: https://www.mea.gov.in/loksabha.htm?dtl/35061/QUESTION_NO3771_IMPACT_OF_RUSSIAUKRAINE_WAR_ON_INDIA
*Министерство иностранных дел (без даты), официальные коммуникации и архивы, правительство Индии. URL: https://mea.gov.in
*Офис премьер-министра (2024), Совместное заявление Индии и Украины о визите премьер-министра Индии в Украину, Правительство Индии, 23 августа. URL: https://www.pmindia.gov.in/en/news_updates/india-ukraine-joint-statement/
Чаудхари, Д. Р. (2020), «Поддержка Россией Индии в вопросе Кашмира уходит корнями в историю», The Economic Times, Нью-Дели, 20 января 2020 г.
Чаудхари, Д. Р. (2020), «Стратегические решения Индии на международных форумах», Нью-Дели: Policy Research India.
Чаудхари, С. Д. (2024), «Моди посещает Украину в рамках демонстрации «стратегической автономии»», Азиатско-Тихоокеанский фонд Канады, 21 декабря. [Онлайн: веб-сайт] По состоянию на 16 декабря 2024 года.
Хайдер, С. (2022), «Моди говорит Владимиру Путину: «Сейчас не эпоха войн»», The Hindu, Нью-Дели, 17 сентября 2022 года.
Хофт П. А. и Барроу А. (2022), Подход Индии к российскому вторжению в Украину: пример мышления БДП “Индия превыше всего” и что это значит для Запада, Гаага: Гаагский центр стратегических исследований, [Онлайн: web] Доступ 17 декабря 2024 г., URL: https://hcss.nl/wp-content/uploads/2023/03/PDF-Indias-approach-to-the-Russian-Invasion-of-Ukraine-An-Example-of-the-BJPs-India-First-Thinking-and-What-it-Means-for-the-West-3.pdf
Indian Express (2022), «Объясняем: что такое операция «Ганга», эвакуационная миссия Индии в Украине?», The Indian Express, Нью-Дели, 9 марта 2022 года.
Джайшанкар, С. (2024), «Почему Бхарат имеет значение», Индия: издательство HarperCollins
Ласкар, Р. Х. (2023), «Индия объясняет, почему она воздержалась при голосовании в ООН по Украине, тремя острыми вопросами», Hindustan Times, Нью-Дели, 25 февраля 2023 года.
Ласкар, Р. Х. (2023), «Индия и Россия увеличили товарооборот на 27 млрд долларов, но он «слишком односторонний», — говорит посол Индии», Hindustan Times, Нью-Дели, 15 декабря 2023 года. URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/india-russia-trade-up-by-27-bn-but-too-one-sided-says-indian-envoy-101702555678455.html
NDTV (2022), «Более 22 500 индийцев вернулись из Украины в рамках операции «Ганга», сообщает Центр», NDTV, Нью-Дели, 6 марта 2022 г. URL: https://www.ndtv.com/india-news/over-22-500-indians-brought-back-from-ukraine-under-operation-ganga-says-centre-2804324
Пант, Х. В. (2016), «Внешняя политика Индии: обзор», Манчестер: Издательство Манчестерского университета.
The Hindu (2022), «Моди говорит с Путиным и Зеленским о безопасном проезде для индийцев», The Hindu, Нью-Дели, 7 марта 2022 г. URL: https://www.thehindu.com/news/national/modi-speaks-to-putin-zelenskyy-on-safe-passage-of-indians/article65096671.ece
Times Now (2023), «Слова премьер-министра Моди о войне повлияли на россиян: глава ЦРУ», Times Now, Нью-Дели, 9 марта 2023 г. URL: https://www.timesnownews.com/international/pm-modis-words-on-war-had-impact-on-russians-cia-chief-article-98567890
Верма Дж. С. и Гупта С. Д. (2023), «Война между Россией и Украиной: балансирование Индии», The Hindu BusinessLine, 24 февраля 2023 г.
Автор- доктор Сунита Мина в настоящее время работает доцентом на кафедре политологии в колледже Калинди при Делийском университете. Она получила степень магистра в области политики (со специализацией в области международных отношений), а также степень магистра философии и доктора философии в Центре исследований России и Центральной Азии при Школе международных исследований Университета Джавахарлала Неру (JNU), Нью-Дели. Сфера ее научных интересов — международные отношения, внешняя политика Индии и евразийская геополитика.