Главная История и География Незабываемые оскорбления: как итальянский епископ высмеивал Византию

Незабываемые оскорбления: как итальянский епископ высмеивал Византию

через Исмаил
0 комментарий 8

Цифровое изображение Лиутпранда Кремонского, итальянского епископа X века, во время его визита ко двору византийского императора Никифора II Фоки.

Из всех когда-либо составленных дипломатических отчётов лишь немногие были столь же намеренно провокационными и по-настоящему забавными, как отчёт, написанный Лиутпрандом Кремонским, итальянским епископом X века, который отправился в самое сердце Византийской империи и высмеял византийский императорский двор своими язвительными комментариями. Подробности, изложенные в его отчёте о жизни в Константинополе, — это настоящий мастер-класс по дипломатическому стёбу.

Его доклад был настолько язвительным и содержал столько личных оскорблений, что стал культовым средневековым произведением, которое на протяжении более тысячи лет определяло отношение Запада к Восточной Римской империи.

Ненависть Лиутпранда Кремонского к византийскому величию

Шел 968 год нашей эры. Лиутпранд, церковный деятель и посланник, служивший при дворах германского Запада, прибыл в великолепный Константинополь, «Царицу городов». Он был послан императором Священной Римской империи Оттоном I (да, в то время многие считали себя римлянами) с весьма важной миссией: договориться о браке между сыном Оттона и византийской принцессой — ничего необычного для того времени.

Лиутпранд уже бывал в Константинополе, но на этот раз всё было иначе. На троне Византии восседал Никифор II Фока, суровый человек и закалённый в боях солдат, которого вряд ли впечатлил бы церковник и дипломат с Запада.

Для Лиутпранда неловкость в сложившейся ситуации была очевидна. Он считал, что потрясающие и тщательно продуманные придворные ритуалы, блестящие шёлковые наряды и бесконечные официальные церемонии в византийском дворце были излишними и вычурными. В его мире достоинства правителя проявлялись на поле боя, а не в том, насколько высоко его механический трон мог поднять его к потолку экстравагантного дворца.

Эта встреча отражает столкновение представлений и мировоззрений Востока и Запада того времени. И Священная Римская империя, и Восточная Римская империя (Византия) считали себя законными наследниками Древнего Рима и не желали делиться своим драгоценным титулом. Поэтому, когда Лиутпранд появился с письмом от Папы Римского, в котором Никифор назывался «императором греков», а не «императором римлян», можно себе представить, какое впечатление это произвело на константинопольский двор.

Нам это может показаться странным, ведь мы ассоциируем Византию скорее с греками, чем с римлянами, но сегодняшнее восприятие — скорее историческая аномалия, чем факт. Византийцы считали себя исключительно римлянами. Они говорили по-гречески, и их территории в основном располагались вокруг Малой Азии и Греции, но они считали себя римлянами. Таким образом, германский дипломат и Папа Римский, называвшие их «греками», воспринимались как участники борьбы за власть, что считалось намеренным ходом, задавшим тон всему остальному катастрофическому визиту Лиутпранда.


Византийский император Никифор II Фока, которого Лиутпранд назвал «чудовищем в человеческом обличье» 

Как Лиутпранд Кремонский написал свой язвительный отчёт

Лиутпранд решил изложить все подробности этого дипломатического провала в докладе, который стал его самой известной работой — «Relatio de Legatione Constantinopolitana» Он не скрывал своего негативного отношения к Византийской империи и даже назвал Никифора «чудовищем в человеческом обличье», тупоголовым карликом с «крошечными кроличьими глазками» Более того, он сравнил голос византийского императора со свиным визгом.

А что насчёт легендарной византийской кухни? Неужели она была хоть сколько-нибудь интересной? Что ж, Лиутпранд явно так не считал. Он жаловался, что ему подавали прогорклую, жирную пищу, пропитанную чесноком, и отмечал, что вино было непригодным для питья и имело привкус сосновой смолы. Он также жаловался на дворец, говоря, что ему выделили комнату в протекающем, продуваемом всеми ветрами дворце и что его охраняли, как обычного преступника.

Когда византийские чиновники конфисковали купленные им роскошные пурпурные шелка, заявив, что только они достойны носить императорский цвет, он ответил, что там, откуда он родом, пурпур носят «шлюхи и колдуны» . Можно почти услышать, как ахнули те, кто слушал его.

Сосредоточился ли он на фактах и описывал ли события по мере их развития, или же он был мастером пропаганды и пытался оправдать собственную неудачу в заключении брачного союза? С точки зрения историка, это действительно не имеет значения. Его слова были настолько резкими и язвительными, что породили самый запоминающийся образ «вероломного грека», который на века застрял в воображении жителей Запада.

Интерьер собора Святой Софии

Великолепие константинопольской архитектуры, как и собора Святой Софии, было частью имперского зрелища, которое Лиутпранд считал чрезмерным и ненужным. 
Так что же нам думать о Лиутпранде Кремонском сегодня? Он, несомненно, был блестящим дипломатом. Его знание греческого языка было редкостью для того времени, а его труды — бесценным, пусть и глубоко предвзятым, источником информации о логистике и политике X века. Кроме того, мы должны быть благодарны ему за все пикантные подробности — от придворных интриг до геополитической напряжённости того времени. Благодаря его ярким описаниям далёкий исторический период кажется нам удивительно знакомым, человечным, а порой даже забавным.

То, что оставил нам Лиутпранд Кремонский, является свидетельством многовекового непонимания и вражды между латинским Западом и греческим Востоком. Этот раскол в конечном счёте привёл к Великому расколу христианства и жестокому разграблению Константинополя западными крестоносцами в 1204 году.

Оскорбления, которые Лютольд Кремонский допустил в своём отчёте, не были единичным случаем недовольства дипломата тем, как с ним обошлись. Это было распространённое на Западе представление о грекоязычном Востоке, которое сохранялось на протяжении веков и имело разрушительные последствия как для христианства, так и для европейской цивилизации в целом после османского завоевания, дошедшего до стен Вены.

Автор: Ник Кампурис

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать