Главная История и География Заратустра продолжает говорить

Заратустра продолжает говорить

через Времея и Мир
0 комментарий 40

 

Зороастризм, ставший духовной основой иранской цивилизации, является сегодня отнюдь не музейным экспонатом или предметом изучения историков. Он до сих пор оказывает большое влияние на религиозную и культурную жизнь Ирана, а также сопредельных стран.

 

Исламская традиция в Иране сохраняет в себе многие черты зороастрийского наследия. Скажем, зороастрийский по происхождению праздник Ноуруз – один из главных в Иране, Азербайджане и некоторых странах Центральной Азии. Доктрина мистического божественного света, исходящего от пророка Мохаммеда и шиитских имамов, тоже напрямую связана с зороастрийским почитанием Огня и Солнца. Или, например, в зороастрийской этике существует понятие “добрые дела”, а в шиитском призыве к молитве есть слова, которых нет у суннитов, а именно “спешите к добрым делам”. Наконец, образ духовного вина, который так часто присутствует в сочинениях иранских мусульманских суфиев, вполне может быть отголоском сакрального отношения к вину в зороастрийской традиции.

 

По мнению большинства ученых, зороастризм возник приблизительно в 600 г. до н.э., когда пророк Заратуштра (Заратустра), или в греческом произношении Зороастр, начал свою проповедь на территории современного восточного Ирана. Сегодня никто из специалистов уже не сомневается, что Заратуштра был историческим лицом. Первым его последователем стал царь Виштаспа, правитель Бактрии. Затем учение распространилось по всей Персии, в 558 г. до н.э. оно получило статус государственной религии в Ахеменидской империи. Зороастризм пережил взлеты и падения многих цивилизаций, он был ведущей религией трех персидских империй – Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской и перестал быть таковой только в 652 г. с началом распространения ислама на территории Ирана.

 

Итак, чему же учит Заратуштра? В священной книге зороастрийцев “Авесте” сказано, что мир сотворен единым верховным богом – Ахурамаздой. Первые три тысячи лет, в течение которых Ахурамазда правил на Земле, были эпохой благоденствия и гармонии. Затем наступили три тысячелетия борьбы со злом. Его олицетворяет предводитель злых сил Анхра Манью (или Ахриман). В этой космической драме Ахурамазда дает человеку не только свободу выбора между добром и злом. Он в первую очередь возлагает на людей ответственность за активное утверждение добра в мире, победу над злом и достижение Фрашокерти – окончательного воскрешения, когда мир придет к совершенству.

 

Особое место в зороастризме занимает почитание элементов природы – Огня, Солнца, Земли и Воды. В каждом зороастрийском храме горит неугасимый огонь, а дома украшает силуэт похожей на орла птицы “фраваши”, символизирующей присутствие божественного начала внутри каждого человека.

 

Высший идеал для человека – стремление к “амеша спента” (качествам Ахурамазды). Под ними имеются в виду благой разум, божественный закон, активная борьба за добро, благодетельный дух, чистота веры, совершенство и бессмертие. Два последних качества человек обретает как награду за праведную жизнь.

 

Принято считать, что зороастризм – древняя дуалистическая религия. Это не совсем так. Зороастризм – религия все-таки монотеистическая, поскольку признает существование единого верховного божества. Под злым Ахриманом зороастрийцы (например, современные индийские парсы) понимают не божество, равное по своей силе Ахурамазде, но прежде всего персонифицированное воплощение дурных качеств человека и мира. Можно утверждать, что зороастризм оказал серьезное влияние на три великие монотеистические религии нашего времени – иудаизм, христианство и ислам. Именно зороастрийский император Куруш (Кир) вывел евреев из вавилонского плена. Для зороастризма и авраамических религий общими являются вера в единого и любящего Бога, небеса и ад, загробный суд и вечную жизнь.

 

В X в. многие зороастрийцы бежали от религиозных притеснений на запад Индии в Гуджарат. Их потомков здесь называют парсами. Несмотря на то что парсы – самое малочисленное из этнических меньшинств Индии (менее 0,01% населения), они тем не менее оказали огромное влияние на страну. Во время британского правления именно парсы стали первыми индийскими промышленниками, создавшими крупные проекты в области кораблестроения, авиации, сталелитейной, текстильной и химической промышленности. До сих пор их община ведет активную социальную и благотворительную деятельность.

 

В Иране зороастрийцев называют гебрами. Сами себя они именуют “бих динан” (исповедующие “хорошую” веру). По официальным данным, гебры составляют приблизительно 0,1% населения страны (65-70 тыс. человек). Однако по сведениям, представленным международной зороастрийской федерацией в 2001 году, в Иране проживают 157 тыс. зороастрийцев. Наряду с иудеями и христианами они пользуются правом свободно исповедовать свою религию.

 

Между тем мусульмане страны считают зороастрийцев язычниками, что нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Например, несколько лет назад к лидеру страны обратился зороастриец. Один из его сыновей принял ислам, и отец просил разобраться с вопросом о наследстве. Аятолла Хаменеи издал фетву (решение, имеющее силу закона), в которой утверждалось, что “в случае существования мусульманского наследника, вероотступники не получают наследства”. После этого один из духовных авторитетов зороастрийской общины Ирана Камран Джамшеди обвинил главу страны в некомпетентности. Он заявил, что зороастрийцы – представители первой монотеистической религии Ирана, признанные Конституцией республики и имеющие представительство в меджлисе. Дело удалось “замять”, но нет гарантий, что таких проблем не возникнет вновь.

 

Всего же в мире учение Заратуштры исповедуют 276,5 тыс. человек. Современная география распространения зороастризма выглядит следующим образом: Индия – около 80 тыс. человек, США – 18 тыс., Великобритания – 7,5 тыс., Канада – 7 тыс., Европа – 4 тыс., Пакистан – 2,5 тыс., Австралия – 2,1 тыс., Новая Зеландия – 250 человек, Гонконг – 190, Сингапур – 150, Южная Африка – 70, Бирма – 50, Малайзия – 30, Япония – 20, Китай – 10 человек.

 

На территории Соединенных Штатов зарегистрированы 23 зороастрийские ассоциации. Кроме того, существует большое количество неформальных групп, а также общественных, спортивных и иных обществ, объединяющих последователей Заратуштры.

 

Общины зороастрийцев довольно замкнуты, поскольку принадлежность к зороастризму передается только по рождению. Миссионерство и прозелитизм принципиально чужды этой религии.

Автор- Валерий Емельянов, историк и журналист, исполнительный директор АНО «Ассоциация международного  сотрудничества «Время и мир»

По материалам НГ-Религии

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать