Главная История и География Исламский мир эпохи “праведных халифов (632-661 гг.н.э)

Исламский мир эпохи “праведных халифов (632-661 гг.н.э)

через Времея и Мир
0 комментарий 161

Худайбийский договор имеет первостепенное значение в истории ислама. Он подготовила почву для распространения ислама на Аравийском полуострове и установила приоритет для расширения границ мусульманского владычества в Северной Африке и Малой Азии во времена Халифата-и-Рашида. Хотя многие мусульмане поначалу относились к этому с горечью, результатом стал великий триумф.

 

Договор позволил некоторым из величайших арабских воинов и врагов ислама увидеть его мирный характер и принять его. Среди них были дядя Святого Пророка, Хазрат Аббас(ра) ибн Абдул Мутталиб; Хазрат Халид(ра) ибн Валид – Меч ислама; и Хазрат Амр(ра) ибн аль-Аас – впоследствии завоеватель Египта. В результате договора мекканское руководство, запретившее мусульманам въезжать в город, менее чем через два года приветствовало Благословенного Хазрата Мухаммеда Мустафу(са) в качестве своего главы.

Вскоре после победы над Меккой Благословенный  Пророк скончался. Его гсмерть стала  значимой  во многих отношениях. Мусульмане остались теперь без своего Пророка, а Аравийский полуостров-без  правителя. Но  Аллах дал  мусульманам к способного лидера, и Хазрат Абу Бакр(ра) был избран халифом. Это был исторический момент, как никогда прежде в своей истории арабы присягали на верность одному человеку в единстве по причине, отличной от веры. Каждый клан, каждое племя оставались независимыми до прихода ислама,  но теперь они сталикак братья, один  другому.

Войны против вероотступников

С известием о кончине  Благословенного  Пророка политическая ситуация в Аравии начала меняться. Четыре претендента на пророчество начали подстрекать арабов, географически удаленных от Медины, к восстанию. Самым могущественным из них был Мусайлима, который собрал армию в 40 000 человек. Встав на сторону лжепророчицы Саджи бинт аль – Харит, он планировал захват Медины.

Когда весть о волнениях и мятеже, вызванных лжепророками, достигла Медины, Хазрат Абу Бакр(ра) уже направил армию к сирийской границе. Чтобы понять, почему это произошло в столь щекотливое время, необходим краткий обзор.

Вражда между Византией и Персидской империей давняя, а нападения на Аравийскую землю датируются началом 5-го века, примерно за 100 лет до появления ислама. С приходом ислама атаки стали более целенаправленными и интенсивными.

По возвращении из Хаджа в 629 году н. э.  Благословенный Пророк узнал о возможности нападения на Медину с сирийского фронта. Он послал группу из 15 человек, чтобы выяснить ситуацию, и все они были замучены. Узнав об этом, Святой Пророк он послал гонца к византийскому императору с вопросом, что вызвало это злодеяние. К сожалению, этот посланник – Аль Харас(ра) – был перехвачен в точке Мутаха, захвачен и убит местным губернатором. В ответ Благословенный  Пророк послал армию в 3000 человек, которая, по чистой милости Аллаха, заставила противоборствующую армию из более чем 150 000 солдат отступить; однако мусульмане понесли большие потери.

Три года спустя, в 632 году нашей эры, Благословенный  Пророк получил известие из достоверных источников, что византийцы собираются на битву с мусульманами. Под командованием Усамы  Пророк отправил армию, чтобы противостоять византийцам в точке сбора. Армия еще не полностью очистила границу Медины, когда он скончался и наступающие войска остановились.

Как только Хазрат Абу Бакр(ра) был избран халифом, он немедленно исполнил последнее повеление благословенного. Пока армия выполняла свою миссию, весть о восстании достигла Медины. Подавление восстания и безопасность мусульманского государства имели первостепенное значение. Мусайлима начал убивать мусульман в далеких странах, таких как Йемен и Бахрейн. В дополнение к восстанию четырех лжепророков некоторые бедуинские племена сформировали небольшую армию для нападения на Медину. Со всеми этими мятежами нужно было бороться решительно и быстро. С его верой в Бога и опытным военным планированием, первый халиф ислама, Хазрат Абу Бакр поразил и подавил все злые силы, помиловав тех, кто искал прощения, и наказав тех, кто совершил измену. Стоит упомянуть, что не все племена восстали; среди восставших было много тех, кто остался верен правительству в Медине и отказался воевать.

Во время мятежа Персидская и Византийская империи открыто посылали войска воевать вместе с повстанцами, особенно в Йемен и Бахрейн. Как только в Аравии установился мир, мусульманские войска были развернуты на границах с  этими империями, чтобы уменьшить вероятность дальнейших нападений. Это не остановило обе империи, и они продолжали враждовать, постоянно нарушая внутренний мир Аравии. Эти случайные территориальные обострения вот-вот должны были перерасти в войну.

К лету 634 года византийские войска собрались в месте, известном как Аджнадайн, с миссией атаковать и уничтожить мусульман. Точное местонахождение Аджнадайна неизвестно, но, судя по всему, он находился к западу от Иордана, недалеко от Иерусалима. Византийская армия превосходила мусульманскую армию в соотношении 3:1, но когда Меч Аллаха, Хазрат Халид(ра) бин Валид начал выполнять его приказы от халифа, чтобы защитить мусульман и ислам от нападения византийской армии, Аллах даровал решительную победу мусульманам, расширяя мусульманские управляемые земли дальше на Север, глубже на Ближнем Востоке. Война была далека от завершения, так как Ираклий не мог смириться с потерей и планировал напасть на Аравийский полуостров в самом ближайшем будущем.

Прежде чем весть о победе достигла Хазрата Абу Бакра(ра), он покинул этот мир, чтобы отдохнуть у ног своего Учителя, Святого Пророка Ислама Хазрата Мухаммада Мустафы.

Справочная записка о территориальной экспансии ислама

Что касается распространения ислама в период  « праведных халифов» Уильям Мьюир, критик ислама и христианский историк, признает, что «обязанность навязать ислам всеобщим крестовым походом еще не осенила мусульманский ум». Это сильное наблюдение ускользнуло от современного историка, который связывает нынешнюю ситуацию с изначальным поведением Хулафа-и-Рашидина(ра).

Эта ситуация еще больше раздражает некоторых мусульманских историков, которые находят прославление ислама в битвах, а не в истинном учении Святого Пророка(са), которое должно завоевать сердца людей. Они игнорируют одно из самых основных предписаний Священного Корана (Гл. 2: Ст. 256); закрывая глаза на боль, Хазрат Умар(ра) сказал: “Я хочу, чтобы между Месопотамией и другими странами холмы были барьером, чтобы персы не смогли добраться до нас, а мы-до них”. … Я предпочел бы безопасность моего народа тысячам трофеев и дальнейшим завоеваниям” (Уильям Мьюир, Халифат).

Человек, ожидающий резкого роста обращений в ислам в течение 7-го века, будет награжден разочарованием, поскольку менее 10% населения были мусульманами в Сирии, Палестине и Египте в течение 10-го века (Альберт Хурани, История арабских народов, стр. 46-47 [1991]). Причины обращения различны и будут рассмотрены в конце статьи.

Два крыла птицы

Две сверхдержавы, которые оставались постоянной угрозой исламу и мусульманам в Аравии, Византия (римляне) и сасаниды (персы), не собирались отступать. Потерпев поражение от мусульманской армии, вмешиваясь в дела арабского государства в Бахрейне, персы собирали войска, чтобы нанести решающий удар мусульманам раз и навсегда.

Призыв о помощи с византийского фронта был принят Хазратом Абу Бакром(ра) на смертном одре, который приказал Хазрату Умар немедленно прислать подкрепление. Император Ираклий покинул Константинополь (Стамбул) и направлялся в Дамаск, чтобы сокрушить мусульман. Ему несколько раз предлагали оливковую ветвь мира, но он всегда выбирал меч, заставляя мусульман защищаться.

В течение нескольких месяцев, продолжавшихся большую часть 636 года нашей эры, мусульманские войска сражались с врагом в Дамаске и Иордании, причем решающая победа была одержана в битве при Ярмуке, реке, которая отмечает границу между современной Сирией и Иорданией. Это была тяжелая битва, которая оказалась победоносной для мусульман, которые, помимо победы в Сирии и Дамаске, успешно вытеснили византийскую армию из сердца своей империи.

Патриах  Иерусалима сдал город самому Хазрату Умару(ра), а Хазрат Али был ответственным за переговоры о мирном договоре с христианами, которым была гарантирована свобода вероисповедания, среди других гражданских свобод, которых раньше не существовало. Через некоторое время после взятия Иерусалима Хазрат Умар(ра) пригласил еврейские семьи, изгнанные из города византийцами, снова жить в Иерусалиме. Он сам выступил с инициативой восстановления Храма Соломона, который был разрушен римлянами.

Византийская империя не смотрела благосклонно ни на каких инославных христиан.  Православие в византийском варианте  было единственным путем к спасению. Те, кто исповедовал другие религии, считались преступниками и назывались «детьми сатаны”»(Александр Васильев, История Византийской империи, с. 148 [1952]). Эпоха мусульманского владычества была отрадной для жителей Эмесы (Хомса) и Дамаска, Палестины и Сирии. Признание христиан-монофизитов, христиан-несториан ( в отличие от ортодоксальных православных монофизиты признают в Иисусе два начала божесое и человеческое, но лишь одну единую «природу»- божественную ВиМ), православных христиан, самарян и иудеев как имеющих законную религию и равные гражданские и религиозные права было для них делом большой радости. Это привело к предписанию Корана, которое учит многим путям спасения ( Кор 2. 213-214) и не допускает религиозных преследований.

Однако угроза была еще далека от завершения. Вскоре после того, как византийские войска были изгнаны из Сирии, мусульмане узнали о массированной военной активности в Египте, одной из провинций Византийской империи. После кончины Ираклия его сын и вдова – императрица Мартина – начали военные действия с целью нападения на Палестину и Сирию. Амр(ра) бин аль-Аас получил разрешение напасть на войска и остановить их в Египте. Это не было ни легкой задачей, ни подходящим временем, так как в Сирии вспыхнула чума (Чума Амваса) и  мусульманская армия поредела  примерно на 25 000 человек.

С небольшой армией, насчитывающей около 4000 человек, мусульмане отправились в дерзкую экспедицию. В мирном захвате восточного Египта они нашли двух главных союзников – коптов и евреев в их борьбе против угнетателей. Через год с небольшим Египет был завоеван, и последние византийские силы, угрожавшие уничтожить мусульман, были разбиты.

В то время как византийская война бушевала на Северном фронте, Персидская империя была занята укреплением своих войск. Мусульмане дважды заключали мирные соглашения с персами, но это не мешало им вызывать постоянные волнения в мусульманском государстве. Персидский царь Яздегерд III продолжал подстрекать жителей окрестных территорий к восстанию против Медины. Наблюдая за ситуацией, Хазрат Умар(ра) послал делегацию на встречу с шахом в Мидиан.  Персидский правитель принял делегацию, но унизил их при дворе. После неоднократных нарушений мирного договора Хазрат Умар(ра) решил бороться с ними. Первое сражение, которое последовало за этим, было сражение при Тустаре, которое мусульмане выиграли. Решающая битва произошла в точке Нихаванд, где мусульманская армия в 30 000 человек столкнулась с персидской армией в 150 000 человек! Персы были укреплены в замке; мусульманский полководец Хазрат Нуман(ра) тактически вывел их из укрепленной позиции к узкому проходу между двумя горами. Это оказалось роковым для персов. Не имея армии, чтобы сопротивляться, и царя в бегах, Персия перешла под мусульманский контроль в течение нескольких дней.

В течение десяти лет, во время халифата Хазрата Умара(ра), силы, угрожавшие Медине, были нейтрализованы; на данный момент нападение на аравийскую землю оказалось бы затруднительным. Люди, находившиеся под мусульманским владычеством, довольствовались свободами, которых раньше не существовало. Евреи и христиане могли совершать богослужения публично, содержать свои религиозные здания и иметь свои религиозные организации. В обмен на освобождение от военной службы, которое ожидалось от всех мусульман, они должны были платить налог, джизью, как свой вклад в оборону государства. Такие общины стали известны как дхимми (защищенные люди), которые пользовались безусловной правовой и военной защитой мусульманского правительства. Для любого мусульманского правительства нарушение охраняемого статуса такой дхиммы было серьезным преступлением.  Благословенный Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто обижает еврея или христианина, будет иметь меня в качестве своего обвинителя в День Суда».

В 644 году нашей эры Хазрат Умар(ра) был смертельно ранен персидским рабом из-за личной неприязнью. Избирательный совет избрал своим преемником Хазрата Усмана.

Едва прошло полгода с момента избрания нового халифа Хазрата Усмана(ра), как в персидских землях началось восстание. Изгнанный персидский царь Яздегерд III направил шпионов, которые путешествовали по Персии, подстрекая население к восстанию. Хазрат Усман(ра) сделал решительный шаг, очистив территорию от всех повстанческих влияний и в целях стратегической необходимости предотвращения дальнейших нападений разместил мусульманские войска на границах Афганистана, Туркестана и Хурасана, которые теперь были присоединены к мусульманским владениям.

 

Персидская империя была покорена; они больше не будут представлять угрозы. Но теперь наносила удар Византия.

Римский император Константин I выбрал Византию в качестве места для нового “Рима” со столицей в Константинополе (Стамбуле). Это было в 330 году нашей эры, через пять лет после Никейского собора, на котором Константин провозгласил христианство офиально призанной религией Римской империи.

В 364 году император Валентиниан I разделил империю на западную и восточную части, поставив себя у власти на западе и своего брата Валента на востоке. Это была Восточная Римская империя, известная как Византийская империя, которая столкнулась с мусульманами в седьмом веке. До войны с арабами-мусульманами их гордостью гордилась обширная географическая область, которая теперь требовала, чтобы кочевники из Аравии были преданы забвению. Война с Аравией дорого обошлась Римской империи. Несмотря на огромные потери, они не смирились с поражением и ждали удобного момента, чтобы нанести ответный удар.

Гибель Хазрата Умара(ра) предоставила им такую возможность. По крайней мере, они так думали.

Воодушевленные разоряющимися общинами бывшей Византийской империи, они начали массированную военную операцию против мусульман. Ошеломленный и застигнутый врасплох, губернатор Сирии Хазрат Муавия(РА) обратился за помощью к халифу Усману(ра) и получил  тысячи солдат.

Первой победой стала битва мачт у Ликийского побережья в 655 году нашей эры, где мусульмане одержали решающую морскую победу над византийцами. Это была победа на двух главных фронтах. Он изгнал элитные римские войска из их крепости и положил начало формированию первого мусульманского флота для защиты нации от дальнейших византийских нападений.

На североафриканском фронте последние римские оплоты, которые восстали, были уничтожены, и места вплоть до Триполи попали под власть мусульман. Наконец, мечты Византии об уничтожении мусульманского владычества были разбиты. Византийцы были отброшены назад в Костантинополь и, страдая от внутренних войн, не встретятся с мусульманами еще в течение столетия, и это тоже по совершенно другим причинам.

Поскольку мусульманские земли простирались от Атлантики до Индийского океана, арабские племена массово мигрировали в отдаленные земли, а неарабы вступали во все более тесные контакты с мусульманами, возникли огромные административные проблемы. Хазрат Усман(РА), превосходный администратор, был в курсе проблем и потребностей своих избирателей, как мусульман, так и немусульман, создав систему инспекций по всем мусульманским  территориям и инициировав системы защиты населения от рыночных колебаний в ответ на спрос и предложение экономики. В дополнение к инвестициям в инфраструктуру, такую как дороги, здания и остановки отдыха, он формализовал  оплаты гражданской и военной службы.

 

С расширением владычества арабский язык развивался, и возникла проблема стандартизации Священного Корана. Священный Коран был записан письменно и упорядочен при жизни Святого Пророка(са); а сбор всех источников в одну стандартную книгу был завершен при жизни первого халифа, Хазрата Абу Бакра(ра), которому помогал Хазрат Умар. Встревоженный сообщениями о неверно произнесенном чтении Священного Корана, Хазрат Усман(ра) поручил бывшему писцу Хазрату Заиду(ра) ибн Табиту и некоторым другим видным членам курайшитов подготовить стандартную копию текста, произносимого на диалекте курайшитов. Несколько копий оригинала были сделаны и отправлены в крупные города исламского мира, такие как Дамаск, Басра и Куфа.

В то время как продвижение ислама продолжало впечатляющий подъем, противостоящие силы работали над тем, чтобы подорвать успех Халифата. В 656 году нашей эры Хазрат Усман принял мученическую смерть, и Хазрат Али( был избран халифом. Как предсказал Святой Пророк(са) почти три десятилетия назад, халифат Хазрата Али(ра) ибн аби Талиба будет последним еще на тысячу лет! ( в достоверном хадисе говорится, что после Али на смену «халифату» придете «малакят» ( наследственная монархия), что и случилось, хотя эти монархи продолжали именовать себя «халифами», хотя звание последнего может носить только избранный правоверными правитель- ВиМ)

Призрак войны витал над пустынями Аравии, но Хазрат Али(ра) не гордился огромными ресурсами Аравии под его командованием или достаточным вооружением или армией, которую она построила за последние десятилетия. Он обратил свое внимание на Аллаха и искал у Него прибежища. Его правление было коротким, но отличалось чертами предыдущего хулафы. При его жизни центр Халифата был перенесен из Медины в Куфу.

Мученическая смерть Хазрата Усмана оставила глубокую рану в сердцах мусульман, и безопасность граждан от Триполи до Дамаска и Медины имела первостепенное значение. Хазрат Али быстро создал полицейские силы и продолжал инвестировать в инфраструктуру по всему доминиону. Расширение владычества, новые мусульмане с иностранными диалектами и языками, социальные проблемы нового типа ожидали нового халифа.

Хотя стандартизированная каллиграфия Священного Корана была составлена во времена Хазрата Усмана(ра), стандартное произношение Священного Корана, без всякого сомнения, имело первостепенное значение для значения слов. Священный Коран был открыт в поэтической форме в культуре, которая ценила язык и особенно поэзию. Именно во времена Хазрата Али(ра) была стандартизирована кодификация Священного Корана с правилами кирата. Правила декламации были ужесточены, и сначала преподавалась арабская грамматика как предмет.

Выросший в доме Благословенного Пророка, Хазрат Али обладал уникальным пониманием Священного Корана и Сунны. Его знание и мудрость были таковы, что  Благословенный Пророк объявил его «Печатью всякого Знания», или человеком, мудрость которого не может быть превзойдена. Глубина его религиозных познаний была столь велика, что все три  «праведных халифа» обращались к нему за помощью в различных юридических вопросах.

Хазрат Али( был исключительным факихом-правоведом, который развил иджтихад  (юридическое суждение «по аналогии»до новых высот. Иджтихад относится к осуществлению независимых юридических рассуждений, чтобы дать ответы там, где Священный Коран и Сунна молчат. Это относится в основном к общественным, а не к религиозным вопросам. Концепция иджтихада восходит к шестому веку Хиджры, когда Святой Пророк(са) назначил Хазрата Муаза(ра) бин Джабала правоведом в Йемене.

Его красноречивые речи и проповеди составляют неотъемлемую часть общей исламской культуры. Большое количество его проповедей, писем, комментариев и рассказов содержится в книге под названием “Нахдж аль-Балага” (“Вершина красноречия”). Большая часть книги содержит пространную дискуссию о балансе между правами и обязанностями.

Период  «праведных халифов» внезапно закончился в один роковой день во время Рамадана 661 года нашей эры, когда Хазрат Али(ра) был убит во время молитвы в мечети в Куфе. Это был поворотный момент в истории ислама и начало новой главы с Хазратом Муавийей(ра) в качестве первого Омейядского халифа. В период «праведных халифов»  правитель избирался за его благочестие и добродетель; однако, начиная с периода Омейядов, он стал династией, где халифат передавался по наследству на основе кровного родства.

При Омейядах миграция арабских племен продолжалась по всему доминиону, как и в течение последних двадцати лет. Отдельные христиане и иудеи, в зависимости от собственного опыта общения с мусульманами, своих интересов и предрассудков, изображали ислам очень по-разному. Мало кто писал об их взаимодействии. Ни один из авторов не использовал слова “Ислам” или “мусульманин”; вместо этого они говорили о сарацинах, арабах, турках, язычниках, маврах или просто о тех, кто следовал закону Мухаммада(са).

По мере того как арабский язык стал доминирующим языком новой мусульманской империи, а обращение в ислам облегчило поступление на государственную службу, все большее число христиан начало переходить в ислам. К середине восьмого века лидеры христианских общин начали с тревогой наблюдать за происходящим и искать способы остановить обращение. Они чувствовали настоятельную необходимость убедить христиан не обращаться в христианство. Обычному христианину ислам нужно было объяснять как зло. Это привело к появлению клеветнических биографий Благословенного Пророка, что вскоре стало основным предметом антимусульманской полемики.

Различные апокалиптические традиции давно предсказывали массовое обращение в “ложную” религию. Точно так же, как евреи использовали эти традиции для объяснения успехов христианства, теперь и христиане, и евреи использовали их для объяснения успехов ислама. Ислам стал проявлением Антихриста, и среди евреев и христиан, живущих в мусульманской империи, произошел всплеск апокалиптической активности.

Среди евреев, например, Абу Иса из Исфахана в начале восьмого века утверждал, что он пророк и Мессия, его движение процветало почти столетие. Апокалипсис Псевдо-Мефодия, чрезвычайно популярное произведение, первоначально написанное в Сирии около 692 года, был переведен на многие языки, чтобы удержать христиан от оставления своей веры. Центральной темой книги (и большей части, если не всей апокалиптической литературы) было то, что мусульмане были созданы, чтобы править христианами не потому, что Бог любил мусульман, а потому, что христиане сильно согрешили. Идея состояла в том, чтобы убедить среднего христианина, что мусульманское присутствие было постоянным, по крайней мере, до тех пор, пока не наступит апокалиптический конец и Мессия не возродит славу Рима.

Однако расширение мусульманского владычества в империю и свобода вероисповедания в начале правления вплоть до 11-го века означали, что апокалиптические усилия христиан были в основном напрасны, и ислам, как религия, распространялся с гораздо большей скоростью, когда люди входили в его владения по собственной воле.

С течением времени, когда власть Омейядов перешла к абассидам, а затем и к османам, учение о любви для многих обратилось в учение о мече, а слова Священного Корана для многих затерялись в пыли жадности. Только в 19 веке появились пророческие слова Святого Пророка(са) и Мессия был воскрешен, чтобы люди мира снова увидели своего Бога.

Этот Мессия должен был сломать меч и завоевать сердца каждого мужчины, женщины и ребенка на этой планете. Сегодня ахмадийский институт Халифата-это проявление учения Священного Корана, руководство для всех, кто желает, чтобы мир поселился в их сердце.

Автор- Фазал Малик   Al-Hakam

Фото- “Праведный халифат” границы при наложении на современную политическую карту исламского мира.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать