Главная История и География  Монотеизм в традиционных африканских религиях

 Монотеизм в традиционных африканских религиях

через Времея и Мир
0 комментарий 125

 

Вступление

У великих религий мира есть религиозный текст, на который можно ссылаться, и все же глядя на религиозных  людей часто видишь, что их поведение не отражает их учения и веру. Те, кого учат проявлять любовь и подставлять другую щеку, иногда ведут войны, но их религия учит обратному. Но также заметно, что все основные мировые религии, похоже, происходят из Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Что касается Африканского континента, были ли эти люди лишены религии до тех пор, пока авраамические верования не пришли на континент в последние два тысячелетия, или они также получили откровение, которое повлияло бы на их культуру и поведение?

Посланники в Африке

В Священном Коране упоминается, что все племена (в том числе и по всей Африке) получили откровение и пророков:

-«И для каждого народа есть Посланник.  И когда приходит посланник их, то бывает решено между ними по справедливости и не бывают они обижены» (Кор.10: 48).

« И воистину воздвигли мы в каждом народе посланника: «Поклоняйтесь Аллаху  и сторонитесь идолов». И были среди них те, кого наставил Аллах, и те, кому дано было заблуждение (Кор 16«Поклоняйтесь Аллаху  и сторонитесь идолов». И были среди них те, кого наставил Аллах, и те, кому дано было заблуждение (Кор 16: 37) .

« И есть посланники, о которых Мы рассказали Тебе раньше, и посланники о которых мы не рассказали тебе» ( Коран 4:165).

 

Существует также хадис , в котором   Благословенный Пророк Мухаммад , когда его спросили, сколько Пророков было послано человечеству, ответил, что их было 124 000!

Непостижимо, что если бы «каждый народ» получал Посланников от Бога, то это не включало бы в себя все различные племена по всей Африке. Несмотря на то, что Африка представлена как страна в результате политического и колониального влияния прошлого века, на самом деле в Африке существует гораздо больше различных племен, многие из которых простираются через границы нескольких стран. Ученый этнолог и религиовед Мирча  Элиаде упоминал, что на континенте говорят примерно на 800 языках .

Должно быть, было много Посланников, о которых мы не знаем, но чье наследие было бы запечатлено в изменениях в поведении и культуре, вызванных их учениями. Иногда это также проявляется в переезде в города с общинной ответственностью и общим поклонением от традиционных пастухов-скотоводов, которые перемещались бы по региону точно так же, как туареги делают это по сей день.

Традиционная африканская религия имеет общие темы, такие как Создатель или Высший Бог, положительные влияния предков, а также обманщики и загробная жизнь с духовными мирами.

Задача состоит в том, чтобы изучить веру, пословицы, традиции и мифологию по всей Африке, чтобы выявить фрагменты религии, передаваемые как устные традиции и мифология в великих культурах континента. Таким образом, мы могли бы найти следы пророков и откровений, данных племенам Африки.

Племена в Африке

По всей Африке существуют сотни крупных племен со своими собственными языками и различными культурами, но в целом они сгруппированы в следующие этническо-языковые  семьи:

  • Хамито-семитская:
  • Нило-Сахарская:
  • Нигер-Конго (Банту):
  • Нигер-Конго (не-банту):
  • Койсанская:

Создатель

Среди африканских племен существует повторяющаяся тема высшего Творца на небесах, что иллюстрируется следующими пословицами и молитвами, передаваемыми из поколения в поколение:

«Нзаме (Бог) находится на высоте, человек-на земле», Традиция Фанг (Габон)

«Боже, ты на небесах, ты единственный», молитва Ануак (Судан)

«Земля широка, но Бог-старше Земли», Аканская пословица (Гана)

Эти пословицы показывают понимание высшего Творца, который также находится на другом физическом плане для человечества, часто изображаемого как находящийся на небесах. Иногда племена ссылаются на множество божеств, особенно с точки зрения анимистов, но они почти всегда признают Всевышнего  Бога или Творца. Племена по всей Африке имеют различные имена для Верховного Бога, такие как Маа для бамбары, Ирке для сонгхея или Амма для догуна (Velton, p.31). Существует также общая тема о том, что Высший Бог создал мир, а затем удалился, чтобы позволить людям работать и процветать, но также страдать от болезней и несчастий. Примером может служить племя Динка в Южном Судане (Enc. Britannica 2020).

Понимание Творца присуще человечеству, а не выучено, как подчеркивает следующая ганская пословица:

«Богу не нужно указывать на ребенка», Аканская пословица (Гана)

Тогда есть свойство Творца быть вездесущим и видеть все наши действия и мысли:

«У Бога нет ничего сокрытого от него», пословица овамбо (Ангола)

-«Солнце светит и посылает на нас свои жгучие лучи, луна восходит во всем своем великолепии. Придет дождь, и снова засияет солнце, и над всем этим проносятся очи Божьи. От Него ничего не скрыто. Будь ты в своем доме, будь ты на воде, будь ты отдыхаешь в тени дерева на открытом месте, вот твой Хозяин».

Песня йоруба (Нигерия)

Установив, что более могущественный Творец сидит над нами и видит все, что мы делаем, мы также осознаем, что Творец также является нашим благодетелем, планирующим и обеспечивающим нас:

«Как вы планируете для кого-то, так и Бог планирует для вас», пословица народа  Игбо (Нигерия)

На протяжении тысячелетий это иногда искажается в поклонение природным ресурсам, таким как реки и горы, но даже тогда всегда есть признание большей силы. Йоруба из Нигерии считают, что Обатала создает физическое тело, но великий Олодумаре, который сидит на небесах, вдувает дух в тело .

Посредники и Предки

Среди племен они часто имеют статуи или используют церемонии масок, чтобы получить доступ к второстепенным божествам или посредникам между людьми и Высшим Богом. Предкам также поклоняются с этой целью, и считается, что они обеспечивают связь со своими живыми родственниками.

Культ предков наблюдается повсюду в Африке, даже среди последователей христианства и ислама. В Африке термин  «предки» охватывает не всех предшественников, а только тех, кто обладает высоким рангом и достижениями, кто выступает в качестве посредников для получения божественного руководства и благосклонности. В этом смысле, возможно, эти предки и есть те самые «африканские пророки» Аллаха, которых мы ищем.

Обряды и ритуалы предполагают почитание предков и героев через использование масок, пение и барабанную дробь для того, чтобы иметь активный диалог с посредниками, точно так же, как мы видим с шаманами в других частях мира. Точно так же, как понятие Сатаны знакомо авраамическим верованиям, в Африке говорят о Трикстере, и обряды будут направлены на то, чтобы предотвратить воздействие Трикстера и злых духов.

Современное понимание эволюционировало через синкретизм с христианскими и исламскими влияниями, и часто эти верования практикуются наряду с исламом и христианством в сельских общинах.

В Бенине ритуал достижения преданности предков Водуна привел к тому, что в настоящее время является популяризированной традицией «вуду» на Гаити в Карибском бассейне .

Общественное устройство

Путешествуя по Африке, понимаешь, что люди чувствуют себя комфортно, живя в том устройстве, что  существовует  с древности.

«Если твои родители заботятся о тебе до того момента, как ты режешь зубы, ты заботишься о них, когда они теряют свои», Аканская пословица (Гана)

Трудно определить, как далеко уходят эти религиозные системы, но, например, считается, что народ банту в Центральной Африке появился из Камеруна и Нигерии около 1000 года до н. э., а затем распространился в регионе. Они были организованы в племена с иерархией, и каждое племя имело вождя или короля, который был одновременно и верховным жрецом религиозного культа. Другие великие африканские империи, такие как Великое Зимбабве, построенная потомками народа Шона, имели удивительную архитектуру, отражающую их мощь. Этихрамовые комплексы были построены  до появления ислама и христианства , проникших в эти края через торговлю..

В Африке, особенно с традиционной сельской культурой, концепция уважения к старшим очень сильна. Это видно не только по родителям, к которым относятся с уважением и добротой, но и по учителям, к которым относятся с величайшим уважением. Точно так же, когда вы посещаете деревню, обычно существует набор обычаев, чтобы сначала получить разрешение от деревенского старосты и объявить о своей миссии, прежде чем вам разрешат вступить в контакт с другими членами деревни.

Опять же, почтение к предкам проистекает из той же концепции социального порядка, которая прослеживается на протяжении всей африканской жизни.

Моральный кодекс

Часто становится очевидным, что взрослые, дети и другие члены семьи имеют устоявшуюся систему, как и более высокопоставленные лица в деревне или общине. Есть много видов поведения, которые ожидаются от людей. Эта пословица йоруба из Нигерии иллюстрирует Золотое правило обращения с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами:

«Тот, кто собирается взять заостренную палку, чтобы ущипнуть птенца, должен сначала попробовать ее на себе, чтобы почувствовать, как это больно» (пословица Йоруба, Нигерия)

Часто хорошее поведение подчеркивается в пословицах, таких как эта кенийская пословица о добродетели быть скромным:

«Смирение возвышает человека и благоприятствует  по сравнению с его друзьями», пословица Кипсигис (Кения)

Загробная жизнь

Египтяне Северной Африки имели четкое представление о судном дне и жизни после смерти, как описано в их “Книге мертвых”. Есть похожие рассказы, скрытые в африканской культуре, такие как эта песня из Бенина:

« У ворот страны мертвых ты предстанешь перед судьей, ищущим тебя. Его справедливость истинна, и он будет исследовать ваши ноги, он будет знать, как найти каждое пятно, видимое или скрытое под кожей; если вы упали на пути, он будет знать. Если Судья не найдет пятен на ногах твоих, открой живот твой для радости, ибо ты победил, и живот твой чист».

(Фон Сонг, Бенин)

В этой песне есть сходство с Судным Днем авраамических верований. Например, в песне упоминается, что Судья увидит все пятна, видимые или скрытые; подобно тому, как Бог может видеть все ваши действия и ваши намерения. В конце допроса Судьей, если у человека нет пятен, он радуется точно так же, как радовался бы кто-то, если бы ему суждено было попасть на небеса.

Существует также признание того, что время на земле ограничено и что существует более великая цель:

«Мы на земле в походе по рынку: наполняем ли мы наши корзины или нет, как только время истекает, мы возвращаемся домой».

(Песня Игбо, Нигерия)

Со временем понятие  «дом « может быть туманным, но знание того, что это не конец, означает, что люди принимают свое положение в обществе, принимают испытания и невзгоды, такие как эпидемии и наводнения, и, кажется, менее склонны к накоплению мирского имущества.

Вывод

Ясно, что Африка была колыбелью цивилизации на протяжении тысячелетий, и что, как упоминалось в Коране (10:48), различные племена по всей Африке не были лишены пророчеств и откровений.

Главное отличие состоит в том, что откровения никогда не записывались, а потому развивались путем словесной передачи из поколения в поколение. Однако есть характерные черты народов по всей Африке, которые показывают зрелое понимание их положения по отношению к природе, иерархии общества и уважения к старшим и предкам, некоторые из которых, вероятно, были пророками, которые имели бы прямое общение со своим Высшим Богом или Создателем. Существуют также кодексы этики и морали, укоренившиеся в этих сельских общинах.

Об авторе: Фазаль Ахмад-редактор раздела “Мировые религии” журнала “Обзор религий”. Он также является директором по глобальным операциям компании Humanity First и отвечает за проекты по борьбе с нищетой в 54 странах, главным образом в Африке, Южной Азии и Центральной Америке.

Review of religions

Фото: Святилище культа предков в Гане.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать