Главная История и География  Религиозная история Сирии

 Религиозная история Сирии

через Времея и Мир
0 комментарий 92

 

Из-за неблагоприятных политических обстоятельств и разрушительной гражданской войны, в результате которой погибло более 100 000 человек, Сирия в последние годы привлекла внимание всего мира. Однако Сирия также была плавильным котлом различных культур и религий на протяжении многих тысячелетий. В этой статье прослеживается история приливов и отливов разных исповеданий  в этой стране на протяжении веков.

Сирия была центром культурного потока на протяжении более 10 000 лет, находясь на перекрестке путей в Персию, Аравию, Египет, Турцию, Грецию и Рим. На протяжении тысячелетий Сирия не только подвергалась воздействию и оккупировалась великими культурами и империями региона, но и видела поток религиозных идей и теологий. Волны новых влияний принесли новые достижения, такие как мусульманское развитие Дамаска. В этой статье исследуется история культур и религий, оказавших влияние на Сирию.

Древняя Сирия

Древняя Сирия находилась на перекрестке многих великих цивилизаций и на многочисленных торговых путях (Шелковый путь и Персидский царский путь), которые вели в Персию, Среднюю Азию, Индию и Китай. Поэтому неудивительно, что в Сирии возникло несколько великих древних городов. Примерно с 2000 года до н. э., когда возникли великие империи, Сирию населяли хананеи, финикийские торговцы Ливана, арамеи Сирии, египтяне, шумеры и ассирийцы Ирака и вавилоняне и хетты Турции. Язык этого региона был арамейским; на том же языке Иисус говорил со своими ранними последователями. Столетия спустя Александр Македонский захватил Сирию около 334 года до н. э. и сделал ее частью своей империи Селевкидов (царей греческого происхождения).

Иудеи-хасмонеи пытались установить контроль, но римляне захватили Антиохию в 64 году до н. э. и сделали Сирию Римской провинцией. Византийские христиане удерживали власть, иа Сирия стала ключевой провинцией этой империи. В этот период Сирия занимала видное место в обеспечении двух римских императоров того времени.

Вот примеры некоторых известных сирийских городов

Алеппо: люди начали жить здесь с 6 века до нашей эры, и во времена Османской империи это был третий по величине мусульманский город после Стамбула и Каира. Алеппо находился в начале Великого Шелкового пути в Китай. Алеппо по – прежнему остается крупнейшим городом Сирии.

Антиохия: древний город близ современной Антакьи на сирийско-турецкой границе, основанный в 4 веке до н. э. В период своего расцвета он имел население в полмиллиона человек и был известен как «Колыбель христианства».” Это также место, где первые обращенные евреи были названы “христианами”.”

Маалула-историческая христианская деревня в сирийской провинции Рифк-Димашк. Это одно из немногих мест в мире, где до сих пор говорят на арамейском. После начала гражданской войны многие христиане были вынуждены бежать, поскольку сирийские и повстанческие силы сражались друг с другом в древнем городе.

Дамаск: второй по величине город в Сирии, и был известен как Аш-Шаам. Это было поселение около 4000 лет. Там жило много евреев и было много синагог, построенных после диаспоры. Дамаск служил столицей Исламской империи при Омейядах с 661-750 гг. до н. э., правя областью, простиравшейся от Испании до Индии.

Эбл (Идлиб): город, основанный около 3000 года до н. э., который процветал благодаря торговле с Египтом, Шумером и Аккадом примерно до 240 года до н. э.

Хомс: этот город возник под греческим владычеством в 1 веке до н. э. под названием Эмеса. Первоначально он был центром поклонения богу солнца Эль-Габалу, но позже приобрел значение для христиан и мусульман.

Пальмира: известный как «Невеста пустыни», этот город-оазис был остановкой караванов для торговцев пустыней. В Пальмире находился огромный храм Баала. Считается, что он был связан с царем Соломоном Иудейским. Он был захвачен Хазратом Халидом ибн аль-Валидом в 634 году н. э. Город процветал до османского периода.

Из-за различных империй, которые имели влияние в Сирии, многие ранние храмы были посвящены божествам со всех сторон, таким как Зевс и Артемида. Адонис, также известный как Ваал и Таммуз, также был экспортирован в Аравию как божество Хубал. Аль-Лат был еще одним божеством, которому поклонялись в Аравии и Сирии, и у которого были храмы, изображающие Аль-Лата в виде льва в Пальмире.

Сирийский Тетраполис. Апостол Павел, который сформировал современное христианство, был основан в Антиохии и предпринял оттуда многие свои миссионерские путешествия. Павел, согласноБиблии, обратился по пути в Дамаск, где он планировал посетить синагоги и захватить всех евреев, принявших христианство (Деяния 9:1-6). Церковь была построена примерно в 1100 году.

 

Евреи в Сирии

Евреи были в Сирии в течение длительного времени, и еврейский историк Иосиф Флавий записал, что наиболее значительные еврейские диаспоры были в Сирии, в частности, упоминая Антиохию.

Когда последующие империи пришли в Сирию, некоторые пытались контролировать евреев, как пишет богослов Гиппойт около 200 г.:

Таким же образом Антиох Епифан, царь Сирии, потомок Александра Македонского, придумал меры против евреев.… И если кто-нибудь захочет исследовать его более точно, он найдет его записанным в книгах Маккавеев.

Эпифан (215-163 до н. э.) был царем Селевкидов, который хотел превратить Сирию и Палестину в эллинистические (греческие) языческие светские провинции, подавляя религиозные практики, такие как обрезание. Он вызвал гнев евреев, поместив языческий алтарь в еврейском храме в Иерусалиме, и это в конечном итоге привело к восстанию еврейских Маккавеев. Напряженность между светскими империями и религиозными общинами сохранится и во многих других местах в Сирии и на всем Ближнем Востоке.

Христианская эра

В христианскую эпоху Сирия играла очень заметную роль. Многие из ранних христианских философов и мыслителей были из Сирии, в Антиохии стал одним из центров христианского лидерства помимо Иерусалима, Александрии, Константинополя (Стамбула) и Рим. Св. Павел, который сформировал современное христианство, был основан в Антиохии и провел многие из своих миссионерских путешествий оттуда. Павел, согласно Библии, обратился по пути в Дамаск, где он планировал посетить синагоги и захватить всех евреев, принявших христианство.4

Библия описывает христиан в Сирии:

“Тогда Варнава пошел в Тарс искать Савла (Павла), и когда он нашел его, он привел его в Антиохию. Таким образом, в течение целого года они встречались с церковью и учили очень многих людей, и именно в Антиохии ученики впервые были названы “христианами”.”

Петр и Варнава активно проповедовали евреям в Сирии. Антиохийская церковь набирала силу в течение следующих нескольких столетий и была центром христианского обучения и дискуссий на такие темы, как природа Иисуса и Троицы.

 

Христианство проходило через различные испытания и соборы, когда различные секты обсуждали новые вопросы, такие как природа и божественность Иисуса и его матери, Троица, рост гностицизма и отношения между духовенством и простыми людьми. Сильная Антиохийская церковь играла живую роль в этом споре.

 

Эпоха ислама

 

Ислам возник в Аравии в начале 7 века н. э. Еще мальчиком до своего служения Мухаммадса отправился со своим дядей Абу Талибом во многие торговые караваны в Сирию, посетив по пути такие города, как Босра, Дамаск, Хомс и Антиохия.Ислам пришел в Сирию в 634 году через Хазрата Халида ибн аль-Валида. Существовало соперничество между Бану Хашим и Бану Омейя, первым из которых был Хазрат Али, а вторым-Хазрат Усмана. После смерти Хазрата Али в 661 году Хазрат Муавия (правитель Сирии) был провозглашен новым халифом. Вскоре он перенес административный центр из Медины в Дамаск. Только в 750 году н. э., когда к власти пришла династия Аббасидов, столица Исламской империи переехала в Багдад. К этому времени арабский стал официальным языком, заменив греческий и арамейский.

Великая мечеть Омейядов в Дамаске

 

Дамаск был римским и христианским городом, но теперь, в 706 году н. э., Великая мечеть была построена при халифе аль-Валиде. Действительно, до того, как была построена Великая мечеть в соборе Святого Иоанна в Дамаске, мусульмане и христиане пользовались Собором для богослужения в знак терпимости друг к другу.так же, как это было засвидетельствовано в Испании.  По преданию в мечети захоронена голова пророка Яхьи (Иоанна Крестителя)

Это был лишь один из примеров сотрудничества между конфессиями в Сирии, как рассказывает путешественник Ибн Джубайр из своих визитов в Дамаск около 1184 года н. э.: «Странно, как христиане вокруг горы Ливан, когда они видят каких-либо мусульманских отшельников, приносят им пищу и обращаются с ними доброжелательно, говоря, что эти люди посвящены Великому и Славному Богу и что поэтому они должны делиться с ними».

 

Далее он рассказывает о свободной торговле между районами Сирии, контролируемыми франкскими христианами и мусульманами:

 

“Точно так же мусульмане постоянно путешествовали из Дамаска в Акру (через франкскую территорию), и точно так же ни один из христианских купцов не был остановлен или задержан (на мусульманской территории)”7.

 

Было открыто много школ и библиотек, которые привлекали ученых со всего мусульманского мира, таких как библиотека Бану Джарада в Алеппо. “Дом хадисов” в Дамаске привлекал таких ученых, как Ибн Касир, ан-Навави, Такиюддин Субки и Ибн ас-Салах.Были построены больницы, в том числе знаменитая больница Нури, построенная султаном Маликом Нуруддином для бедных и беспомощных. В 12 веке Яхья Сухраварди основал в Алеппо школу просветления Аль-Ишрак, основанную на иранском мистицизме. Он считал, что для определения истинной философии необходимо сочетание мистицизма и рассуждений, и основал свою школу, чтобы преподавать оба аспекта9.

 

В этот период ислам распространился на Кипр (690), Туркестан (705), Испанию (711) и современный Пакистан (712). Все это время Дамаск набирал известность во всем мире в центре растущей Исламской империи, и ученые и ремесленники со всей империи собирались в Сирии, чтобы поделиться своими идеями.

Столетия смуты

 

В XIII веке началась многовековая смута, начавшаяся с крестовых походов из Европы. Французы создали Антиохийское княжество, и на протяжении столетий войска крестоносцев проходили через Сирию по пути в Иерусалим. Алеппо и Дамаск пали под натиском монгольских орд в 1260 году, но по мере того, как они растягивались, монголы вскоре были оттеснены египетскими мамлюками. В последующие годы продолжалась борьба между мамлюками и монголами. В 1400 году монголы во главе с Тимуром  отвоевали Алеппо и Дамаск и вырезали большую часть жителей; только те, что представляли для них ценность как рабы, доставлялись в Самарканд в Средней Азии. Давление было ослаблено только в конце xv века, когда появление морского пути в Китай через Африку уменьшило потребность в сухопутном торговом пути.

 

Османская империя и Современная Сирия

 

Турецкая Османская мусульманская империя боролась за контроль над Сирией в 1516 году, и внезапно Дамаск снова стал заметным центром для паломников, направляющихся в Мекку из других частей Османской империи. Так продолжалось до 1916 года, когда французы и англичане взяли власть в свои руки и разделили регион в соответствии с политическими потребностями.

 

В то же время появилась еще одна новая сила, которая будет влиять на Сирию в последующие столетия. В то время, когда Османская империя росла, шиитский ислам был сектой среди арабов, но не обладал никакой политической властью. Сефевиды во главе с Исмаилом повели свои войска из Азербайджана в Иран и сначала завоевали Тебриз в 1501 году, а затем в течение десяти лет взяли под свой контроль остальную часть Ирана. Затем он силой навязал  шиитский ислам, почитающий «двенадцать непорочных имамов местному большинству иранских суннитов, и внезапно была установлена шиитская иранская власть.

 

Иран будет играть ключевую роль в Сирии и на Ближнем Востоке сотни лет спустя.

 

Между великими войнами Франция пыталась сохранить контроль, несмотря на растущий национализм, но в конце концов Сирия получила независимость в 1946 году. С тех пор Сирия постоянно участвует в борьбе с Израилем и Ливаном.

 

Сирийские ученые

 

Игнатий (35-98) был отцом ранней церкви и третьим епископом Антиохии, который написал много писем, но в конце концов был доставлен в Рим и принял мученическую смерть по приказу императора Траяна.

 

Феодорит Кирский (393-458) был умеренным епископом в Кирре близ Антиохии. Он участвовал в монофизитских спорах с александрийцами о природе и личности Иисуса. Это было в то время, когда некоторые христиане начали приписывать Иисусу божественные свойства, в то время как Феодорит сосредоточился на его человеческом сознании.

 

Ибн ан-Нафис (1213-1288) изучал медицину в больнице Нури в Дамаске и написал знаменитую книгу в 300 томов об искусстве медицины. Он был лидером в изучении легочного кровообращения, опираясь на работу Ибн Сины.

 

Абхдишо бар Бериха (неизвестен-1318) был сирийским христианским богословом и поэтом из несторианской традиции в Антиохии.

 

Исмаил ибн Катир (1301-1373) – историк, родившийся на окраине Босры. Он занимал много должностей в Дамаске, в том числе в комиссии по разрешению вопросов ереси. Он написал знаменитый комментарий к Корану под названием “Тафсир аль-Коран аль-Адхим”.

 

Ибн аш-Шатир (1305-1375) родился и вырос в Дамаске. Он был глубоким астрономом и придумал новую планетарную теорию, которая позже будет подражать Копернику в Европе.

 

Религия в Современной Сирии

 

Современная Сирия-это плавильный котел многих религиозных сект. 70% – мусульмане-сунниты. 12% – мусульмане-шииты, включая алавитскую секту ведущей семьи Асада. 5% сирийцев-христиане, а из оставшихся 13% 3% – друзы и еврейское меньшинство11.

 

Сами христиане, которых насчитывается 2,5 миллиона, состоят из многих сект, таких как халкидонские антиохийцы, мелькиты, армяне, сирийские католики, халдейские католики, римские католики, марониты, Армянская Апостольская церковь, Сирийская православная церковь и многие другие.Это отражает исторический поток религий через Сирию на протяжении многих тысячелетий. Некоторые из интересных религиозных направлений:

 

Алавиты почитают Хазрата-Али и следуют двенадцатилетней шиитской традиции, хотя некоторые источники предполагают, что они приписывают Хазрау-Али божественные атрибуты, возможно, даже соответствующие христианской Троице. К алавитам принадлежит нынешняя правящая верхушка страны.

 

Многие из их верований держатся в секрете от посторонних, возможно, из-за столетней изоляции от основного общества, и их верования, как говорят, включают реинкарнацию. Считается, что они находятся под сильным влиянием исмаилитов и, возможно, были поглощены в Сирии от карматов и секты убийц исмаилитов после крестовых походов. У них есть священная книга под названием Китаб аль-Маджму, которая, как говорят, включает в себя труды Аристотеля. Существуют различные мнения об их верованиях, включая утверждения, что они верят, что у женщин нет души13, что они разрешают пить алкоголь и празднуют другие праздники, такие как Рождество и зороастрийский новый год. Из-за постоянной секретности трудно подтвердить их точные убеждения.

Молитвенный ритуал алавитов

 

Другая известная секта-друзская община, существующая в Сирии, Ливане, Израиле и Иордании и причисляющая себя к народу единобожия (аль-Муваххидун). Их имя, как говорят, происходит от раннего проповедника Ад-Дарази из 1016 года н. э., который продвигал идею о том, что халифа Аль-Хаким в Каире был божественным.

 

Друзы начинались как исмаилитская шиитская традиция под влиянием греческих и различных мистических течений, включая гностиков и еврейский мистицизм. Среди друзов были богословские споры о том, воплотился ли Бог в человека, особенно Хазрата Али и его потомков. Друзы часто скрывают свои верования, как это делают алавиты в обычае, известном как Такийя, хотя у них есть текст под названием Расаил Аль-Хаким. Друзы верят, что Аль-Хаким вернется как Махди (Ведомый). Друзы сохраняют свою тайну благодаря чистоте своей общины. Они не допускают обращения или смешанных браков.

Вывод

 

Сирия всегда занимала стратегическое положение, по крайней мере, в течение последних 4000 лет, как перекресток между Европой и Азией, Персией, Египтом и Аравией. Сирия была свидетелем торговли культурами, а также теологиями. Примечательно, что многие секты выросли благодаря слиянию идей различных вероисповеданий и, в частности, интересу к мистическим течениям, таким как христианский гностицизм и исламский суфизм с акцентом на скрытые верования. Главное для нынешнего века-это размышление о братстве между людьми всех вероисповеданий, когда Сирия была в зените, как записано такими путешественниками, как Ибн Джубайр. Такая доброжелательность в обществе была возможна потому, что люди были настроены на свою духовность, независимо от их веры или секты. Сирия должна задуматься об этом сейчас, когда люди одной веры воюют друг с другом, а невинные женщины и дети гибнут.

Автор- Фазал Ахмад   Review of Religions

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать