Главная История и География «Обетованный реформатор» как дипломат

«Обетованный реформатор» как дипломат

через Времея и Мир
0 комментарий 97

 

Второй халиф Ахмадийской мусульманской общины Мирза Башируддин Махмуд Ахмад известен в первую очередь, как духовный глава ахмади на протяжении 52 лет и выдающийся мусульманский ученый. Гораздо меньше известна его внешнеполитическая и дипломатическая деятельность в том числе по вопросу освобождения и обретения самостоятельности стран мусульманского мира. Она пришлась, кстати, на сложный и драматичный период между двумя мировыми войнами  Халифвсегда выступал за мир и автономию арабских мусульманских стран и играл ключевую роль в Кашмирском движении.

В этой статье мы попытаемся представить некоторые аспекты деятельности второго халифа, как дипломата.

 

Договор Дарина

В 1915 году правитель Неджда (центральная часть нынешней Саудовской Аравии, где находится ее столица Эр-Риад-ВиМ) подписал Даринский договор с британским правительством, что означало, что он не будет препятствовать никаким военным операциям Лондона против мусульманских государств региона. Взамен он получил оружие и финансовую помощь.

Шарифу Хусейну Ибн Али из Хиджаза также была предоставлена финансовая помощь при условии оказания помощи англичанам против османов. Это не только угрожало автономии этих двух арабских государств, но и инициировало их конфликт с другими мусульманскими государствами.

Поэтому Хазрат Второй халиф написал лорду Челмсфорду, вице-королю Индии, что такие субсидии Хиджазу и Неджду приведут к восстанию со стороны других мусульманских государств, и мусульмане никогда не потерпят сюзеренитета британского правительства на арабских землях. (Исламский халифат – Недостающие главы, стр. 50-51)

Страдания Турции

Несколько лет спустя, когда закончилась Первая мировая война, Турция находилась в плачевном состоянии, и мусульмане субконтинента беспокоились о ее будущем.

21 сентября 1919 года состоялась Всеиндийская мусульманская конференция, на которую был приглашен и Второй халиф, но он не смог присутствовать. Так, он прислал подробную статью под названием Turkey ka Mustaqbil aur Musalmanon ka Farz (Al Fazl, 27 сентября 1919), которая позже была переведена на английский язык как The Future of Turkey и опубликована в Мусульманском мире (Том 10).

 

Халиф заявил, что полное исчезновение империи или любое ограничение ее независимости глубоко ранят чувства мусульман. Он предложил мусульманам план защиты Турции от грядущих опасностей. В следующем году индийские мусульмане решили провести конференцию по турецкому вопросу 1 и 2 июня 1920 года в Аллахабаде. По просьбе Маулви Абдул Бари Сахиб Фаранги Махали Хазрат Муслех-и-Маудра написал статью под названием “Соглашение Турции и План будущего мусульман”.

Хузоорра заявил, что мусульмане представили много предложений, включая миграцию, джихад-э-ам [открытую войну] и гражданское неповиновение и т. Д., но все эти предложения были недействительными и неприменимыми, и он посоветовал мусульманам разработать практический план. (Аль-Фазль, 7 июня 1920 г., стр.)

 

Обращение к лорду Редингу

Второй халиф не только руководил мусульманами в вопросе Турции, но и привлек внимание британского правительства к этому вопросу, а также к  проблеме Хиджаза ( заповедной территории  Араии, где находятся священные города Мекка и Медина). 23 июня 1921 года он направил делегацию ахмадийцев с обращением к лорду Редингу, вице-королю Индии, в котором обсуждал вопрос о Турции и выступал за автономию Хиджаза и более широкие интересы мусульман.

Он заявил:

«Хотя с религиозной точки зрения мы не считаем турецкого султана халифом и по этой причине сталкиваемся с оппозицией наших соотечественников, мы считаем необходимым заявить, что сочувствуем турецкому правительству во время этой [продолжающейся] беды. Причина этого заключается в том, что, на наш взгляд, к нему не относились так, как следовало бы … Вопрос реальной важности состоит в том, чтобы автономия Хиджаза никоим образом не была ущемлена»(Аль-Фазль, 4 июля 1921 г., стр.)

Вице-король ответил на обращение, которое, по словам лидера Аллахабада, касалось «некоторых насущных вопросов дня». (“Ответ вице-короля Ахмадийской общине”, Лидер, 26 июня 1921 г.)

Движение за свободу Сирии

Затем идет вопрос о Сирии, которая была оккупирована Францией после Первой мировой войны и потребовалось Франции три года-с 1920 по 1923 год – чтобы получить полный контроль над ней. Хотя время от времени вспыхивало много мятежей, но движение за свободу началось в 1925 году.

Затем, между 18 и 21 октября 1925 года, Дамаск подвергся массированному нападению в течение более 57 часов.

Во время своей пятничной проповеди 13 ноября 1925 года, рассказав  данном основателю ахмадийята откровении «Балаа-э-Димашк» (Бедствие Дамаска), Хазрат Муслех-э-Маудра заявил::

«Это акт великого угнетения народа Дамаска, который и без того был беспомощен … На мой взгляд, это право сирийцев получить независимость. Это их собственная страна, поэтому их лидеры тоже должны быть своими …Их угнетают, и я сочувствую этим угнетенным людям. … Я также молюсь за тех, кто боролся и погиб за свободу и независимость нации. Я также молюсь за тех, кто жив и борется за это дело, чтобы они были спасены от гибели и преуспели.Поскольку наш долг-сочувствовать каждому, я также молюсь за европейский народ, чтобы Аллах открыл им глаза, чтобы они могли вершить правосудие, избегать угнетения и установить свободу и независимость, а не подавлять их» (Аль-Фазль, 21 ноября 1925 г., стр. 8-10).)

 

Первые годы Кашмирского движения

Хазрат  Второй халиф жаждал свободы угнетенных мусульман Кашмира. Он написал статью под названием “Положение мусульман в Кашмире и штате Джамму”, в которой описал важность Кашмира и требования кашмирских мусульман. Он добавил, что проблема Кашмира может быть решена, если все мусульмане будут стремиться к единству. (Аль-Фазль, 16 июня 1931 г., стр.)

Известный лидер Движения за свободу муфтий Зияуддин Сахиб писал в своей поэтической брошюре на персидском языке, что в начале Движения за Свободу было отправлено много писем видным лидерам Индии, в том числе Алламе Икбалу, шейху Садику Хасану, Хавадже Хасану Низами и Хазрату Муслех-и-Маудре, которые все просили предложить свою помощь. Все они, за исключением Хазрата Муслех-и-Маудры, ответили вопросом, почему он ввязался в такое опасное деяние. Второй халиф, однако, прислал большую сумму для этой цели. (Noha-e-Kashmir, стр. 12-13, опубликовано Punjab National Press Lahore в 1963 году)

13 июля 1931 года многие кашмирские мусульмане были убиты и многие получили тяжелые ранения в результате бесчеловечного обращения со стороны местной полиции.  Второй халифпослал телеграмму вице-королю Индии, уведомляя его о ситуации и сообщая ему о том, как притесняются мусульмане Кашмира. (Аль-Фазль, 18 июля 1931 г., стр. 1 и 12)

 

Что касается реакции мусульманских лидеров, то Сухайль-уль-Рехман Лоун заявляет::

«Всего через неделю после резни 13 июля несколько лидеров … заложили фундамент Кашмирского комитета (впоследствии известного как Всеиндийский Кашмирский комитет) в Симле, целью которого было выступать от имени кашмирских мусульман. Среди членов-основателей Комитета были Фазл Хусейн, Хаваджа Хасан Низами, Мирза Башир-уд-Дин … Члены избрали Мирзу Башир-уд-Дина председателем Комитета, а его личного помощника Мулви Абдул Рахима Дарда секретарем. Сразу же после своего образования он начал оказывать давление на Махараджу и правительство Индии, чтобы они назначили следственную комиссию для выяснения фактов инцидента с центральной тюрьмой. Он решил отпраздновать День Кашмира 14 августа.” (Индийское Национальное Движение И Борьба За Свободу Джамму И Кашмира [1931-1947 Гг.)»

6 августа 1931 года Хузоорра написал статью, в которой советовал всем праздновать День Кашмира с полным рвением и страстью.

 

Равиндерджит Каур в своей книге “Политическое пробуждение в Кашмире” также подробно рассказала о первых днях и деятельности этого комитета. Она написала:

“Всеиндийский Кашмирский комитет был образован 25 июля 1931 года в Симле. Членами этого Комитета были: сэр Шейх Мохаммад Икбал, Наваб сэр Зульфикар Али Хан, Хаваджа Хасан Низами, Наваб Ибрагим Али Хан из Ханджпуры, Мирза Башир-уд-Дин Махмуд Ахмад, председатель Комитета … и Маулви Абдур Рахим Дард, который был секретарем Комитета.Динамичными силами, стоящими за Кашмирским комитетом, были шейх Мохаммад Икбал и Мирза Башир-уд-Дин Махмуд Ахмад.»” (Политическое Пробуждение В Кашмире, стр.)

 

В июне и июле 1931 года Второй халиф написал подробные статьи о Кашмирском движении и дал ценные указания мусульманским лидерам. Он также написал много специальных посланий и писем, адресованных мусульманам Кашмира, которые значительно подняли их и создали новую страсть к свободе. Лидер ахмади инициировал стипендиальный фонд для кашмирских мусульманских студентов, а также учредил Кашмирский фонд помощи угнетенным мусульманам Кашмира.

В связи с этим Адиль Хусейн Хан заявляет::

«23 мая 1932 года Мирза Махмуд Ахмад — на этот раз от имени Джамаат-и Ахмадийи — учредил новый стипендиальный фонд для мусульманских студентов, обучающихся в Кашмире … Махмуд Ахмад выделял средства на кашмирское дело из всех доступных каналов, включая Джамаат-и Ахмадийю. Как Халифат аль-масих II, он основал Кашмирский фонд помощи, обязательное благотворительное пожертвование (чанда), взимаемое с каждого наемного ахмада в его джамаате» (От суфизма к Ахмадийе: Движение мусульманского меньшинства в Южной Азии, опубликованное издательством Indiana University Press, стр. 102).

В середине 1932 года, когда шейху Мухаммеду Абдулле и другим кашмирским лидерам грозило тюремное заключение,  Второй халиф предостерег кашмирский народ, заявив, что если их лидеры не будут освобождены в ближайшее время, а тем временем состоятся выборы в Ассамблею, то их долгом будет выдвинуть кандидатов, заинтересованных в национальном деле.  Он также  посоветовал не бойкотировать выборы.

Хотя шейх Абдулла Сахиб был освобожден, многие лидеры все еще находились в тюрьме, поэтому он думал о компромиссе с государством. Однако халиф настаивал на том, чтобы оспорить результаты выборов. Итак, “Мусульманская конференция” выдвинула своих конкурсантов, и все они победили.

В то время как Кашмирское движение добивалось больших успехов, противники Джамаат-и-Ахмадийи начали кампанию против халифа, не думая об интересах Кашмирских мусульман, и потребовали, чтобы президентом Всеиндийского Кашмирского комитета не был ахмади.

Наблюдая за этой ситуацией, халиф  созвал заседание Кашмирского комитета 7 мая 1933 года и во время заседания подал в отставку с поста председателя. Это была большая потеря для кашмирского дела, но он не прекратил своих усилий для кашмирских мусульман.

Газета “Сиасат” (Политика) писала 18 мая 1933 г.:

«В то время, когда положение Кашмира было критическим, те, кто выбрал Хазрата Мирзу Сахиба, несмотря на доктринальные различия, сделали идеальный выбор. Если бы они не выбрали Мирзу Сахиба из-за различий в их верованиях, это движение закончилось бы полным провалом и привело бы к серьезным потерям для мусульманской уммы».

Шейх Абдул Хамид Сахиб, адвокат Джамму, заявил, что мусульманам Кашмира удалось в какой-то степени добиться своих прав с помощью великих заслуг халифа, членов его Джамаата и Кашмирского комитета. (Тарих-э-Ахмадийят, Т. 5, с. 656)

После отставки  халифа новый президент, Аллама Икбал, также подал в отставку 20 июня 1933 года, заявив, что ахмадийские члены комитета не будут лояльны никому, кроме своего имама (Хузоорры).

Затем Аллама Икбал предложил своим близким друзьям провести публичную джалсу, которая затем состоялась в Лахоре 2 июля 1933 года. Там было объявлено о роспуске старого комитета и образован новый комитет, который тоже не мог долго просуществовать.

 

Затем, 3 сентября 1933 года, некоторые видные лидеры провели встречу в Лахоре под председательством  Второго халифа, на которой обсуждалось сохранение единства. Было решено возродить старый комитет и предложить пост президента Алламе Икбалу, но он отказался.

Так, под председательством Сайеда Хабиба Сахиба, редактора Сиасат, был образован новый комитет, а именно “Всеиндийская Кашмирская ассоциация”, в который вошли 45 членов, включая главу Ахмади. Его деятельность началась 28 марта 1934 года, и он продолжал работать в течение почти четырех лет, упорно борясь за дело Кашмира.

Абдул Маджид Салик Сахиб пишет:

«Шейх Мухаммад Абдулла (Шер-и-Кашмир) и другие рабочие поддерживали открытый контакт с Мирзой Махмудом Ахмадом Сахибом и некоторыми его работниками … Единственной причиной их контакта был тот факт, что Мирза-Сахиб имел много ресурсов и во многих отношениях помогал Кашмирскому движению, и работники Кашмирского движения были, естественно, обязаны ему» (Зикр-э-лкбал, стр.)

Лондонская конференция 1939 года по палестинскому вопросу

В феврале 1939 года британское правительство организовало конференцию арабских стран по вопросу о Палестине. В то время Маулана Джалалуддин Шамс-Сахиб пригласил вице-короля Мекки и представителей Палестины, Ирака и Йемена на вечеринку, в которой приняли участие 200 гостей, в том числе принц Фейсал и многие другие высокопоставленные лица.

Халиф послал телеграмму, которая была зачитана на английском и арабском языках.  Он написал:

-Скажи: «Добро пожаловать от моего имени Его Королевскому Высочеству Амиру Фейсалу и делегациям Палестинской конференции ” и скажи им, что Джамаат-и-Ахмадийя полностью поддерживает их и молится, чтобы Аллах Всемогущий даровал им успех». (Аль-Фазль, 16 марта 1939 г., стр.)

Хаос в Ираке

Во время Второй мировой войны Ирак столкнулся с новой проблемой, когда шейх Рашид Али Джилани и его единомышленники инициировали хаос в стране, который угрожал священным местам мусульманского мира. В этот момент, 25 мая 1941 года, Халифвыступил с речью под названием “Комментарии к ситуации в Ираке” на Всеиндийской радиостанции в Лахоре. Он заявил:

“Нынешний хаос в Ираке становится причиной беспокойства среди мусульман по всему миру, а также среди индийцев …

«В Ираке есть священные места святых личностей как шиитов, так и мусульман-суннитов … Его мир – это желание каждого мусульманина. Сегодня этот мир находится под угрозой …В результате этой фитны Турция была осаждена, война находится на пороге Ирана, Сирия стала дорогой для войны, Ирак стал центром войны, Афганистан приближается к войне и, самое главное, война достигла границ тех мест, которые нам дороже, чем наша родина, жизнь и достоинство …В этих обстоятельствах долг каждого мусульманина-стремиться к тому, чтобы с самого начала подавить эту фитну. Еще есть время отодвинуть войну»(Аль-Фазль, 27 мая 1941 г., стр.)

Вторая мировая война и угроза Хиджазу

Во время Второй мировой войны Ближний Восток находился под сильным давлением, и существовала большая угроза священной земле Хиджаза. В этот критический момент в своей пятничной проповеди от 26 июня 1942 года Халиф заявил::

«Сейчас война достигла такой опасной точки, что священные места ислама стали уязвимыми. Независимо от того, насколько мы не согласны с верой египтян, независимо от того, насколько мы не согласны с их оправданием и толкованием ислама, мы не можем отрицать, что они являются последователями нашего Бога, нашего Расула [Святого пророка] и нашей книги [Священного Корана] … Таким образом, страдания и разрушения Египта должны принести горе каждому мусульманину, независимо от того, к какому движению он принадлежит»(Аль-Фазль, 3 июля 1942 года, стр.)

Газета “Замзам” 19 июля 1942 года писала::

-«При таких обстоятельствах … Имам-сахиб проявил такую любовь к исламу по отношению к Египту и Святой Земле Хиджаза, что мы в большом долгу перед ним и, выражая свою озабоченность, он справедливо представлял чувства мусульман».

Ассоциация социального обеспечения всего Джамму и Кашмира

В 1944 году под руководством Халифа была создана Ассоциация всеобщего благосостояния Джамму и Кашмира для объединения мусульман и передачи их голоса правительству.

Щекотливое время для мусульманского мира и создания Израиля

Хазрат Муслех-и-Маудра увидел видение, в котором Ему было предсказано Аллахом, что наступит трудное время для ислама, и мусульмане должны объединиться для решения этого вопроса. Хузоорра написал статью под названием “Аль-Анзаар”, в которой подробно изложил свое видение и дал советы мусульманам по этому поводу. (Аль-Фазль, 28 августа 1946 г.)

 

Во время своей пятничной проповеди 30 августа 1946 года Халиф поручил Джамаату особо молиться за мусульманский мир.

Два года спустя, когда Израиль был создан 14 мая 1948 года, заговоры в отношении Палестины появились открыто, и в то время Хазрат  Второй халиф пытался пробудить мусульманскую умму. Он написал шедевр под названием “Аль-Куфру Миллатун Вахида” и призвал всех мусульман объединиться, чтобы решить эту проблему.

Халиф писал: «День, который был предсказан Священным Кораном и хадисами сотни лет назад; день, который был предсказан в Торе и Евангелиях; день, который, как было сказано, будет болезненным и опасным для мусульман, по-видимому, наступил. Евреи живут в Палестине.Америка и Россия … похоже, на одной волне. И, как ни странно, они оба были едины и по Кашмирскому вопросу … Странно, что споры о Палестине и Кашмире возникли одновременно …

“Итак, я обращаю внимание мусульман на этот вопрос, чтобы они поняли это деликатное время и помнили, что сегодня изречение Святого пророка:

اَلْكُفْرُ مِلَّةٌ وَّاحِدَةٌ

“[куфр-это одна нация] исполняется до последней буквы.” (Аль-Фазль, 21 мая 1948 г., стр.)

 

Эта статья имела большое влияние в Сирии, Ливане, Иордании и других арабских странах. Сирийские радиостанции передали его резюме, а многие арабские газеты опубликовали его выдержки, в том числе “Аль-Яум”, “Аль-Ахбар”, “Аль-Наср” и “Аль-Урдан”.

12 декабря 1948 года Хазрат Муслех-и-Маудра выступил с лекцией в юридическом колледже Лахора под названием “Статус и будущее исламского мира в свете нынешней ситуации”.  Халиф заявил: «На мой взгляд, будущее исламского мира полностью безопасно, если мы будем действовать в соответствии с теми путями успеха, которые установил для нас Священный Коран … Исламские страны должны рассеять свою внутреннюю вражду и создать страсть жертвенности друг для друга. Народы исламских стран должны активно путешествовать в страны друг друга …Исламские страны должны наладить торговые отношения друг с другом. Мы должны помогать тем странам, где мусульмане сравнительно слабо развиты, например Западной и Восточной Африке и т. Д., создавая организации по оказанию помощи. Священный Коран провозгласил таблиг лучшим путем для прогресса ислама. Мы должны обратить на это внимание»(Аль-Фазль, 14 декабря 1948 г., стр.)

Свидетельство

Бейрутская газета “Аль-Яум” опубликовала вступительную статью о Втором халифе, в которой говорилось::

وقد لعب هذا الزعيم الدينيی المسلم دورًا هامًا فی كشمير و فی تأسيس دولة باكستان

«Этот мусульманский религиозный лидер сыграл важную роль для Кашмира и образования Пакистан» (Аль-Яум, 22 декабря 1949 г.)

Свобода Туниса и Марокко

Долгое время мусульмане Туниса и Марокко боролись за независимость, и было объявлено, что 21 ноября 1952 года мусульмане всего мира должны провести День Туниса и Марокко.

Хазрат  Второй халиф, выражая свою любовь к мусульманской умме, поручил Джамаату молиться и проводить собрания в поддержку независимости угнетенных исламских стран. Министр иностранных дел Пакистана сэр Зафрулла Хан Сахибра выступил в Организации Объединенных Наций. Наконец, обе эти страны получили независимость в 1956 году.

Это были лишь некоторые из тех великих услуг, которые оказал мусульманскому миру Второй халиф, активно выражавший свою любовь к мусульманской умме и желание видеть ее прогресс и процветание.

Al-Hakam

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать