Главная История и География Почему алкоголь запрещен в исламе?

Почему алкоголь запрещен в исламе?

через Времея и Мир
0 комментарий 159

 

 

 

Несомненно, древний обычай употребления алкоголя глубоко вплетен в ткань современного общества. Несмотря на то, что его потребляют почти два миллиарда человек во всем мире, из которых по меньшей мере 76,3 миллиона страдают расстройствами, связанными с алкоголем,  воспринимается как еще одно обыденное явление повседневной жизни. Статистика свидетельствует о том, что разрушительное воздействие потребления алкоголя на человеческую цивилизацию не является мифом и становится все более очевидным по мере того, как общество постоянно терпит неудачу в своих попытках контролировать употребление алкоголя.

В 2005 году правительственное исследование Соединенных Штатов показало, что с злоупотреблением алкоголем в США связано 75 000 смертей в год.В последующие годы это число возросло, и с 2006 по 2010 годы чрезмерное употребление алкоголя приводило к почти 88 000 смертей в год, что делало потребление алкоголя третьей ведущей предотвратимой причиной смерти в Америке. Совсем недавнее крупное исследование, проведенное в США, показало, что «примерно трое из десяти взрослых американцев имеют проблемы с алкоголем или злоупотребляли им в какой—то момент в прошлом». В 2012 году 3,3 миллиона смертей во всем мире (5,9 процента всех смертей в мире) были связаны с потреблением алкоголя. Во всем мире злоупотребление алкоголем является пятым ведущим фактором риска преждевременной смерти и инвалидности, а среди людей в возрасте от 15 до 49 лет-первым.[ Такая тревожная статистика, без сомнения, должна вызывать озабоченность международного сообщества. Но, как показывает история, повторяющиеся неудачи движений за сухой закон, таких как Американский сухой закон (1920-1933), привели к тому, что культура пьянства стала доминировать и сильно влиять на жизнь миллиардов людей во всем мире, как пьющих, так и не пьющих.

Поскольку мир признает пагубное воздействие алкоголя и пытается свести к минимуму его пагубные последствия, многие не знают, что в истории человеческой цивилизации действительно существовало время, когда общество было очищено от проблем, сопровождающихся потреблением алкоголя, —общество, люди которого были освобождены от оков и оплота злоупотребления алкоголем. Конечно, общество и община, созданная пророком Мухаммадом в 7 веке в Аравии, в основном излечилась от чумы алкоголизма. Это порождает самый актуальный вопрос—что же такого было в исламском запрете, что позволило ему преуспеть там, где другие запрещающие движения потерпели сокрушительное поражение?

Сухой закон в Соединенных Штатах Америки (1920-1933)

Запрет алкоголя не был популярной идеей у многих американцев. Первоначально, в соответствии с 18-й поправкой, запрещавшей “производство, продажу и распространение опьяняющих напитков”, потребление алкоголя упало на 20-40 процентов. Но затем он начал расти, и только через год после введения запрета на потребление алкоголя стал резко возобновляться. С 1921 по 1927 год он вырос до 60-70 процентов от уровня, существовавшего до запрета.Социальное давление и уважение к закону не оказали влияния на потребление алкоголя. Проще говоря, те, кто хотел пить, пили. Эдвард Бер, автор книги «Сухой закон: 13 лет, которые изменили Америку», пишет:”С введением сухого закона Америка была полностью готова к дикому пьянству, которое продлится тринадцать лет, пять месяцев и девять дней.Кроме того, увеличились не только расходы на алкоголь, но и расходы на заменители алкоголя. Помимо патентованных лекарств потребители переключились на наркотики: гашиш, табак, марихуану и кокаин. Эти продукты были потенциально более опасны чем алкоголь и вызывали привыкание, их приобретение часто приводило потребителей в контакт с более опасным преступным элементом».]

В период сухого закона американские граждане использовали все мыслимые средства для приобретения алкогольных напитков. Напитки приобретались даже по медицинским показаниям. Национальное давление в конце концов привело к отмене запрета

К 1933 году эксперимент с запретом провалился и просто подтвердил тот факт, что американский народ любит пить и не желает подчиняться конституционному закону, запрещающему алкоголь. Как утверждает Эми Миттлман в книге «Пивоваренные битвы: История американского пива”, “Как розничные торговцы, так и пьющие отказались признать законность закона о запрете» [11].

Алкоголь в библейском контексте

Христианская догма не запрещает употребление алкоголя, что является главной причиной его доступности на Западе, несмотря на признание его пагубных последствий. Только Священный Коран прямо запретил это, доказывая неподражаемую мудрость этого божественного писания.

Там, где конституционный закон не смог положить конец потреблению алкоголя, религиозный закон не был более эффективным. Общество, находящееся под влиянием иудео-христианской теологии, не может запретить употребление алкоголя, поскольку это прямо не запрещено в их религиозных писаниях. Из всех религиозных писаний только Священный Коран окончательно и категорически запрещает употребление алкоголя. Излагая историческую истину, Хазрат Мирза Гулам Ахмад,  основатель Ахмадийской Мусульманской Общины, утверждает: «Не было, так сказать, предела количеству выпивки или азартных игр, практикуемых последователями этих двух книг (Торы и Евангелия), потому что они страдали врожденным недостатком, и не запрещали этих двух ужасных дел (употребление алкоголя и азартные игры)—и, следовательно, не запрещали распутным людям потреблять их и предаваться им. Именно по этой причине последователи этих двух религий потребляют алкоголь, как воду, и предаются азартным играм. В отличие от этого, Священный Коран категорически запрещает алкоголь, который является матерью всех порочных и жестоких вещей. Это предмет гордости для Священного Корана, ведь только Священный Коран определенно запретил алкоголь—то самое ужасное вещество, о котором теперь скорбит и плачет вся Европа, —и точно так же Священный Коран запретил азартные игры».

Изучение Библии также показывает, что она не только не запрещает употребление алкоголя, но и придает алкоголю определенное значение, которого нет ни в одной другой книге, не говоря уже о религиозном Писании. В главе 2 Иоанна, стихи 1-11, мы находим, что самым первым чудом, когда-либо совершенным Иисусом и приписываемым ему, было сотворение вина из воды. Именно благодаря этому чуду создания вина, люди впервые начали верить в него. Вино также считается библейским спутником радости (Псалом 104:14-15 и Екклесиаст 9:7), и его использование в обычных церемониях, таких как месса, символизирующая кровь Христа, еще больше демонстрирует его значение. Поэтому неудивительно, что даже христианское духовенство было склонно к чрезмерному пьянству, а некоторые даже падали на кафедры.

 

Хотя утверждается, что пьянство является грехом в соответствии с Библией, тот факт, что Библейское писание разрешает употребление алкоголя, открывает путь к опасной привычке, которая даже не практиковалась самим пророком Иисусом. Допустимость алкоголя может легко привести к пренебрежению здоровыми ограничениями. Обетованный Мессия, говоря о допустимости алкоголя в Библии, написал: «Когда человек ослеплен фанатичной и греховной жизнью, он становится неспособным отличить дозволенное от непозволительного и делает все дозволенное запретным и все запретное дозволенным; и он без колебаний избегает добрых дел. Алкоголь, который является матерью всех суетных вещей, разрешен среди христиан, но определенно запрещен в нашем шариате (исламском законе) и упоминается как «мерзость рук сатаны». Есть ли священник, который может показать недопустимость употребления алкоголя в Библии? Скорее, алкоголь считается настолько благословенным, что первым чудом Мессии (Иисуса) было создание вина; так почему бы им не быть смелыми в его потреблении? Пожалуй, даже самый умеренный из них выпивает хотя бы одну бутылку коньяка. Таким образом, изобилие алкоголя в Англии породило новые преступления»  Здесь следует отметить, что Обетованный Мессия утверждает допустимость алкоголя с библейской точки зрения, которая изображает Иисуса как потребителя алкогольных напитков. Однако Обетованный Мессия вовсе не верил, что Иисус, великий пророк Божий, употреблял вино, —скорее, он считал Иисуса безгрешным и тем, кто избегал употребления алкоголя.

Позиция ислама в отношении потребления алкоголя

В отличие от Библейского писания, Священный Коран категорически запрещает употребление алкоголя. Мудрость, стоящая за запретом ислама на алкоголь, действительно заслуживает размышления. Чтобы полностью искоренить употребление алкоголя, арабский менталитет, который считался незыблемым, был сначала изменен учением Корана, таким образом, все остальное последовало как естественное следствие изменения этого отношения. Подобно отмене рабства, когда рабы не только были освобождены, но и полностью интегрированы в исламское общество и рассматривались как равные интеллектуалы, учение ислама об алкоголе ударило в самый корень проблемы и в первую очередь изменило восприятие. (Постепенное продвижение к желаемому результату, подобно тому, как автомобиль постепенно набирает скорость и сливается с шоссе, именно поэтому выполнение исламских предписаний было эффективным и длительным.

Самое первое откровение Корана, упоминающее хамр (вино), было открыто в ранний мекканский период ислама и упоминается в главе 16, стих 68: «И из плодов финиковых пальм и винограда, откуда вы получаете опьяняющее питье и здоровую пищу. Воистину, в этом-Знамение для людей, пользующихся своим разумом» .

Этот стих говорит, как о хорошей, так и о плохой пище, полученной из одного и того же источника, то есть фиников и винограда. Мудрость этого откровения Корана заключалась в том, чтобы привлечь внимание мусульман к опьяняющим напиткам и позволить им самим поразмыслить над этим вопросом. Это был тонкий намек на вред таких напитков, который противопоставляется идее о «здоровой пищи».

После этого откровения алкоголь был запрещен в три этапа следующими стихами:

Аллах сначала отговорил верующих мусульман от употребления вина, обратив внимание на то, что в опьяняющих веществах больше зла, чем пользы. Сура 2, аят 220 гласит: «Они спрашивают тебя о вине и азартной игре. Скажи: «В том и другом есть великий грех, а также некоторые преимущества для людей; но их грех больше, чем их преимущество…»]

Затем мусульманам было запрещено молиться в состоянии алкогольного опьянения. Глава 4, стих 44 гласит: «О, вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы не полностью владеете своими чувствами, и пока вы не знаете, что говорите».]Факт того, что в течение дня (от рассвета до заката) совершалось пять молитв, побуждал искренних мусульман отказаться от этой привычки. Молитва поощрялась и ставилась выше пьянства, потому что мусульманский намаз (обязательная молитва) по своей сути является очищающей практикой, которая защищает человека от совершения греха и неправедных действий.

Наконец, употребление алкоголя считалось мерзостью рук сатаны и было окончательно и строго запрещено. Сура 5, аяты 91-92 гласят: «О, вы, которые уверовали! Вино, игра в азартные игры, идолы и гадательные стрелы-все это лишь мерзость рук сатаны. Поэтому избегайте этого, чтобы вы могли преуспеть. Сатана желает только возбудить вражду и ненависть между вами посредством вина и азартной игры, и удержать вас от поминания Аллаха и от молитвы. Но будете ли вы сдерживаться?»

Мудрость исламского запрета на алкоголь

Как уже говорилось ранее, причина, по которой ислам успешно искоренял алкоголь, заключалась в том, что он изменил распространенное в то время представление об алкоголе. Затем, когда пришло время полностью запретить его, это было сделано постепенно, чтобы он мог быть успешно реализован. Такого радикального изменения отношения к жизни до исполнения предписаний Священных Писаний нет ни в одной другой религии, кроме ислама. Если бы первое откровение Корана гласило: «Не пей», оно было бы проигнорировано и неэффективно. Что касается именно этого сценария, Хазрат Айша утверждает: «Когда люди приняли ислам, были ниспосланы стихи, касающиеся законных и незаконных вещей. Если бы первый стих гласил: «Не пейте алкогольных напитков», люди сказали бы: «Мы никогда не оставим алкогольные напитки», а если бы было изречено: «Не совершайте незаконных половых сношений», они сказали бы: «Мы никогда не откажемся от незаконных половых сношений». Поэтому, как утверждает комментатор Корана Имам Фахр ад-Дин Рази, мудрость, стоящая за запретом, раскрываемым в этом порядке, заключалась в том, что Аллах знал, что людям по нраву употребление вина. Таким образом, Он знал, что, если бы Он запретил все это сразу, им было бы очень трудно (соответствовать запрету)».

Таким образом, в методологии, используемой исламом для осуществления нового закона, можно найти много мудрости. В дополнение к этой методике пророк Мухаммад также предупреждал верующих о зле опьянения. Сообщается, что Хеса сказал: «Вино (алкоголь) – мать всех грехов, и кто бы ни пил его, Аллах не примет его молитв в течение сорока дней; и, если такой человек умрет, пока в его желудке есть алкоголь, он умрет смертью невежества» .

 

Для того чтобы полностью и бесповоротно очистить общество от интоксикантов, необходимо было запретить даже малейшее количество алкоголя. Это естественное явление, те, кто злоупотребляет наркотиками и интоксикантами, начинают с небольших количеств, а затем, из-за отсутствия самоконтроля и удовлетворения меньшими количеством, они требуют больших количеств для поддержания интоксикации, и в конечном итоге становятся зависимыми. Чтобы бороться с этим природным явлением, мы находим слова пророка, которые гласили: «Всякое опьянение незаконно, и что бы ни вызывало опьянение в больших количествах, небольшое его количество (также) незаконно» . Совсем недавно медицинские анализы показали, что даже небольшое количество алкоголя вредно для здоровья. Госпожа Салли Дэвис, главный медицинский директор Англии, опубликовала доклад, в котором говорится, что «Регулярное употребление любого уровня алкоголя несет в себе риск для здоровья» и что даже малейшее количество алкоголя может увеличить риск развития рака и других заболеваний . Следовательно, все двери к опьянению и потреблению алкоголя были закрыты.

Однако ислам не оставляет без внимания тот факт, что алкоголь обладает полезными свойствами. Священный Коран признает пользу как алкоголя, так и азартных игр, утверждая, что «есть большой грех, а также некоторые преимущества для людей; но их грех больше, чем их преимущество» [27]. Таким образом, Ислам признает, что алкоголь обладает полезными свойствами, но поскольку его вред перевешивает его пользу, он считается незаконным. Кроме того, следует помнить, что ислам-религия умеренности, и, хотя употребление алкоголя запрещено, употребление алкоголя в лекарственных целях допускается. На самом деле, мусульманский алхимик и ученый Мухаммад ибн Закария Аль-Рази, которому обычно приписывают открытие этанола (чистого спирта), был «первым врачом, систематически использующим алкоголь в своей практической врачебной деятельности».  После обнаружения этилового спирта, алкоголь был доработан и использован персами в ее дистиллированном виде, как болеутоляющее и анестезирующее средство. Сегодня он широко используется в качестве растворителя в гомеопатических лекарствах как мусульманами, так и не мусульманами.

Удалось ли исламу искоренить алкоголь?

Возникает вопрос, успешно ли ислам ввел запрет на алкоголь. Чтобы ответить на этот вопрос, мы находим хадисы (изречения Пророка Мухаммада), которые показывают, что ислам не только смог успешно очистить общество от употребления алкоголя, но и то, что мусульмане отказались от него мгновенно, в тот самый момент, когда он был запрещен. Хазрат Анас бин Малик рассказывает об инциденте, связанном с тем днем, когда алкоголь был окончательно запрещен: «Я подавал Абу Убайде, Абу Талхе и Убаю бин Каабу напиток, приготовленный из спелых и незрелых фиников. Потом кто-то подошел к ним и сказал: «Алкогольные напитки запрещены». (Услышав это) Абу Талха сказал: «Встань, о, Анас, и вылей его!» Поэтому я вылил его»

По материалам  Review of Religions

 

Запрет на употребление алкоголя, введенный пророком ислама, вызвал революцию в Медине. Там алкоголь стали немедленно выливать на улицы, и мусульмане сразу же перестали его употреблять. Ни одна светская кампания по запрету алкоголя никогда не была столь эффективной.

 

Говорят, что после объявления о запрете алкоголя было вылито столько алкоголя, что улицы Медины превратились в реки или потоки вина. Общество, созданное исламом, навсегда отказалось от употребления алкоголя. Через день или два весь город Медина отказался от алкоголя, и самая большая кампания, которая когда-либо была начата против употребления алкоголя, была доведена до конца. Действительно, это было великим доказательством степени веры и убежденности ранних мусульман, которые мгновенно отказались от привычки, которая была присуща их обществу в течение многих поколений. Стоит отметить, что во времена запрета, мусульмане не были принуждены отказаться от этой привычки, скорее только их собственные убеждения и вера заставили их добровольно отказаться от употребления алкоголя навсегда. Именно по этой причине, везде, где ислам распространялся и становился господствующей религией, потребление алкоголя сводилось на нет. Профессор истории Университета Северной Флориды Дэвид Кортрайт пишет: «Подъем ислама, который осудил вино как мерзость, изобретенную сатаной, препятствовал виноградарству (выращиванию виноградных лоз) в Северной Африке и на Ближнем Востоке, но виноделие и питье процветали в средневековой Европе».

Для дальнейшего ответа на этот вопрос необходимо знать, что сила исламского учения и позитивные революции, которые она может вызвать в обществе, не просто признаются мусульманами. Тойнби в своей книге «Испытание цивилизации» написал: «Мы можем, однако, различить некоторые принципы ислама, которые, если они будут применены к социальной жизни нового космополитического пролетариата, могут оказать важное благотворное воздействие на «великое общество» в ближайшем будущем. В нынешних отношениях этого космополитического пролетариата с господствующим элементом нашего современного западного общества двумя явными источниками опасности, психологической и материальной, являются расовое сознание и алкоголь; и в борьбе с каждым из этих зол исламский дух может оказать услугу, которая, если ее принять, может оказаться высокой моральной и социальной ценностью» [32].

Далее Тойнби утверждает, что исламский дух позволил полностью очистить тропические регионы, такие как Центральная Африка и Индонезия, от употребления алкоголя: «Можно ожидать, что этот дух проявит себя многими практическими способами; и одним из таких проявлений может быть освобождение от алкоголя, которое было вдохновлено религиозными убеждениями и которое, следовательно, было способно совершить то, что никогда не могло быть осуществлено внешними санкциями иностранного закона. Итак, здесь, на переднем плане будущего, мы можем отметить два ценных влияния, которые ислам может оказать на космополитический пролетариат западного общества, раскинувшего свою сеть по всему миру и охватившего все человечество, в то время как в более отдаленном будущем мы можем размышлять о возможном вкладе ислама в какое-то новое проявление религии» [33].

Заключение

Отрицательные последствия алкоголизма, во всяком случае, показали, что учения ислама полны мудрости и пользы и действительно могут быть применены для позитивного реформирования наций. Хазрат Мирза Гулам Ахмад, Обещанный Мессия и Основатель Ахмадийской Мусульманской Общины, сказал: «Много раз случается так, что если какая-то вещь недостаточно распространена, то ее последствия не могут быть известны. Возьмем, к примеру, распространенность алкоголя в наши дни в таких местах, как Европа,—если бы этого распространения не было, то как могли бы проявиться его негативные последствия, от которых сегодня мир ищет убежища? И по мере его распространенности раскрывается красота ислама и его сторонников, которые остановили этот порок и сочли его незаконным» [34].

Сегодня потребление алкоголя и его пагубное воздействие на общество вызвало массовые волнения, и эти волнения выражают стремление к реформам. В разгар такого беспокойства религия Ислам предлагает решение этого кризиса и является золотым примером того, как общество может успешно освободиться от оков алкоголизма навсегда.

Об авторе: Айзаз Хан прошел семилетний курс миссионерской подготовки в Джамия Ахмадия Канада, университете миссионерской подготовки мусульманской общины Ахмадия в Канаде. Он защитил диссертацию на тему «Влияние алкоголя и азартных игр на общество». В рамках своей подготовки он некоторое время служил в общине Бенина, Западная Африка. Он – начинающий писатель и ведущий программы MTA Canada «Корни к ветвям».

 

 

Endnotes

  1. Mark E. Rose M.A. and Cheryle J. Cherpital, Alcohol: Its History, Pharmacology and Treatment (Center City, MN: Hazelden, 2011), 45.
  2. “Alcohol Linked to 75,000 U.S. Deaths a Year,” NBC News, accessed January 14, 2016, http://www.nbcnews.com/id/6089353/ns/health-addictions/t/alcohol-linked-us-deaths-year/.
  3. “CDC – Fact Sheets-Alcohol Use And Health – Alcohol,” accessed January 14, 2016, http://www.cdc.gov/alcohol/fact-sheets/alcohol-use.htm.
  4. “Alcohol Facts and Statistics.” National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism, Mar. 2015. Web. 8 Dec. 2015, http://www.niaaa.nih.gov/alcohol-health/overview-alcohol-consumption/alcohol-facts-and-statistics.
  5. “Three in 10 American Adults Have a Drinking Problem: Study.” NY Daily News, 8 June 2015, http://www.nydailynews.com/life-style/health/10-american-adults-drinking-problem-study-article-1.2250854.
  6. “Alcohol Facts and Statistics.” National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism, Mar. 2015. Web. 8 Dec. 2015, http://www.niaaa.nih.gov/alcohol-health/overview-alcohol-consumption/alcohol-facts-and-statistics.
  7. Jeffrey A. Miron, and Jeffrey Zwiebel. “Alcohol Consumption during Prohibition.” The American Economic Review 81.2 (1991): 242-47, 6 August 2014. http://www.nber.org/papers/w3675.pdf.
  8. Edward Behr, Nick Triggle Health correspondent, “Alcohol Limits Cut to Reduce Health Risks,” BBC News, accessed January 14, 2016, http://www.bbc.com/news/uk-35255384.
  9. Eric Burns, Spirits Of America: A Social History Of Alcohol (Philadelphia, Pa.: Temple University Press, 2004).
  10. Mark Thornton, “Alcohol Prohibition Was a Failure,” Cato Institute, July 17, 1991, http://www.cato.org/publications/policy-analysis/alcohol-prohibition-was-failure.
  11. Amy Mittelman, Brewing Battles: A History of American Beer (New York: Algora Publishing, 2008), 17.
  12. Hazrat Mirza Ghulam AhmadasChashma-e-Ma’arifat (Urdu), Ruhani Khaza’in, Vol. 23, p. 267.
  13. William Rorabaugh, Alcoholic Republic: An American Tradition (Oxford University Press, 1979).
  14. The Holy Bible, Ephesians-5:18 and Galatians-5:21.
  15. Hazrat Mirza Ghulam AhmadasAl-Hakm, June 17th 1903, Vol. 7, p. 17.
  16. Fakhr al-Din Muhammad ibn Umar Razi, Al-Tafsir Al-Kabir, Vol. 6 (Beirut, Lebanon: Dar-ul-Fikr, 1981), 43.
  17. Holy Qur’an, Surah Al-Nahl, Verse 68.
  18. Holy Qur’an, Surah Al-Baqarah, Verse 220.
  19. Holy Qur’an, Surah Al-Nisa, Verse 44.
  20. Holy Qur’an, Surah Al-‘Ankabut, Verse 46.
  21. Holy Qur’an, Surah Al-Ma’idah, Verses 91-92.
  22. Sahih Bukhari, Kitab Fadail-ul-Qur’an, Baab Ta’leef-il-Qur’an (compilation of the Holy Qur’an)
  23. Fakhr al-Din Muhammad ibn Umar Razi, Al-Tafsir Al-Kabir, Vol. 6 (Beirut, Lebanon: Dar-ul-Fikr, 1981), 43.
  24. Ahadith ‘an shuyukh abi Muhammad ba’labaki, Hadith No. 43.
  25. Sunan Ibn Majah, Kitab-ul-Ashribah, Book 30, No. 3392.
  26. Nick Triggle, “Alcohol Limits Cut to Reduce Health Risks,” BBC News, 8 Jan. 2016, http://www.bbc.co.uk/news/uk-35255384.
  27. Holy Qur’an, Surah Al-Baqarah, Verse 220.
  28. “Medical Science,” Tirunelveli Medical College, http://tvmc.ac.in/medicalscience_history/.
  29. Houchang D. Modanlou MD, A Tribute to Zakariya Razi (865 – 925 AD), An Iranian Pioneer ScholarArchives of Iranian Medicine (n.d.): 673-77. Web. 4 Aug. 2014. p. 674. http://www.ams.ac.ir/AIM/NEWPUB/08/11/6/0019.pdf
  30. Sahih Bukhari, Kitab-ul-Ashribah, Book 74, No. 1.
  31. David T. Courtwright, Forces of Habit: Drugs and the Making of the Modern World (Cambridge, MA: Harvard UP, 2001), 10.
  32. Arnold Toynbee, Civilization on Trial (New York: Oxford University Press, 1948).
  33. Arnold Toynbee, Civilization on Trial (New York: Oxford University Press, 1948).

Hazrat Mirza Ghulam AhmadasMalfuzat, Vol. 3 (London, 1984), p. 405

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать