Главная История и География Корейский историк религии: Мессия в традиционном исламе.

Корейский историк религии: Мессия в традиционном исламе.

через Времея и Мир
0 комментарий 35

 

Для евреев Мессия ( Машиах) – это долгожданный человек, «помазанник Божий», призванный обеспечить избранному народу и миру в целом справедливый, прочный и мирный общественный порядок в соответствии с Торой и конечной целью Бога для человечества. Для христиан Иисус был Мессией (греч. «Христос»), пришед, чтобы исполнить эту надежду, научить людей религии любви, и служить примером того, чего Бог ожидает от Своих детей, очистить их от первородного греха, объединив  в грядущем Царстве, в котором Божья воля будет исполнена на земле, как и на небесах. Поскольку первое пришествие полностью осуществило это, традиционное христианство с нетерпением ожидает возвращения Мессии, чтобы завершить восстановление мира.

Как и многие христиане, не все мусульмане ожидают конца света в ближайшем будущем. Однако суннитская доктрина учит, что когда-нибудь в будущем придет Махди, чтобы установить Царство Божье на земле. Шииты верят, что этим грядущим Махди станет скрытый имам, которого они так долго ждут. Для мусульман Имам Махди – личность с предназначениями, сравнимыми с предназначениями  христианского Мессии. Таким образом, подобно иудаизму и христианству, ислам можно назвать мессианской верой.

 

Учение об  имаме

У  мусульман-шиитов имам занимает самое высокое положение, доступное человеку, уступая только пророку Мухаммеду. Помимо того, что его считают живым доказательством бытия  Бога, его называют Халифом, управляющим невидимой энергией, пронизывающей мир, представителем пророков, кто был посланых ранее в  (например, Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса), Хранителем тайн двух миров, Последним Даром Божьим, Дверью приближения к Богу, Светом Божьим, который никогда не погаснет.

«Жизнь сердец» Маджлиси Алламе, произведение конца 17 века, написанное самым известным персидским богословом, дает полное объяснение идее об имаме в шиитской мысли. Как в Коране Бог говорит Аврааму: “Воистину, Я  Я – делающий тебя для людей имамом ( Коран 2:125, мыслитель VII-го века заявил: «… таким образом, Господь Миров не оставил ваши члены и чувства без руководства имама, чтобы объяснить, чего Он желает, и развеять их сомнения. Можем ли мы поэтому думать, что Он оставил все творение в замешательстве и не дал человечеству имама, чтобы они могли обратиться к нему со своими сомнениями и неуверенностью, чтобы он мог направить их к истине и освободить их от сомнений?” ( В этом аяте рассказано об испытании, ниспосланном Ибрагиму-Аврааму(мир ему), в то время, когда он уже стал пророком. Когда он успешно прошел через это испытание, ему было сказано, что он станет имамом (духовным руководителем) для людей. Несколько формально толкуя этот аят шииты делают вывод, что имамат (духовное руководство) выше пророчества – ВиМ)

Имамы утверждали: «Мы являемся лидерами мусульман и Доказательствами Бога среди всех людей, и через нас в Судный день шииты приблизятся к Раю с чисто белыми лицами, руками и ногами, как будто они были омыты светом. Как лидеры верующих, мы спасем людей Земли от гнева Божьего. Пока звезды являются стражами неба, ангелы также не боятся Суда, ибо до тех пор, пока мы находимся на Земле, Суд не наступит и наказание не произойдет. Но когда мы будем взяты с Земли, это будет знаком ее разрушения и смерти всех живущих на ней…”

Из его высокого положения вытекают два основных представления об имаме. Во-первых, как представитель Бога, имам безгрешен. Поскольку в Коране есть определенные утверждения о том, что все люди, включая Мухаммеда, подвержены греху, шиитские богословы должны квалифицировать свою веру в безгрешного имама. Иногда сам имам должен покаяться. Хотя обычно «желания имамов сосредоточены на Боге и его служении, и их мысли связаны с возвышенными вещами», они иногда “спускаются с этих высот и занимаются едой, питьем или сексуальными делами, вещами, которые не имеют значения” и добровольно “называют эти действия греховными и просят прощения за них”.” Во-вторых, имам признает, что вся его чистота, знания и талант дарованы ему как дар, раскрывающий великую доброту Бога. Для любого человека быть избранным в имамате – это не что иное, как акт божественной милости. Поэтому для шиитов имам служит посредником перед Богом от имени своих последователей. Следуя за имамом, они станут получателями милости Аллаха.

Классическим имамом для мусульман-шиитов был Хусейн, сын Али. Хусейн был одной из многих жертв кровавых разногласий среди тех, кто утверждал, что является преемником Мухаммеда, но поскольку он умер за свою веру, к нему относятся как к ценному Богу-заступнику. Поэтому его смерть отмечается как добровольное и искупительное приношение за грехи мусульманского мира».

 

Скрытый имам

Согласно шиизму Двенадцати имамов, имам Ирака Хасан аль-Аскари (умер около 865 года н. э.) назначил своим преемником своего шестилетнего или семилетнего сына. Этот ребенок, Мухаммед, кажется, был замечательным человеком, о котором сохранились всевозможные удивительные истории. Когда имам Хасан умер, он сказал своему сыну: “О мое дорогое дитя, ты- Повелитель Века, ты -Махди, ты -Доказательство Бога на земле, мое дитя, мой Представитель, и, как мое потомство, ты – Мухаммад, мой добрый сын, дитя Апостола, последний из имамов, чистый и добродетельный. Апостол Божий сообщил людям о тебе».

Имам Хасан скончался, и вскоре после этого исчез его сын. Согласно одной истории, он спустился по ступенькам в подвал своего дома и исчез. Некоторые скептики того времени говорят, что у Хасана никогда не было наследника. Другие утверждают, что родился мальчик, который умер при жизни имама. Шииты, однако, верят, что он все еще жив, но скрывается, и по воле Бога он появится в Конце Времен. Иранские мусульмане хранят большое количество историй об этом Скрытом имаме , о том, как он чудесным образом появился на похоронах своего отца, как он открылся верующим в трудную минуту и т.д. На протяжении веков считалось, что Скрытый Имам может помочь тем, кто посылает ему короткие письма. В руководстве Маджлиси для паломников приводится образец формы для тех , кто « желает связаться со скрытым Владыкой  Века. Эти обычаи могут быть отвергнуты с насмешкой западными людьми, но они свидетельствуют об апокалиптическом измерении ислама. Для мусульманина, как и для последователя Иисуса, жизнь может быть наполнена эсхатологической и мессианской надеждой. Ортодоксальное христианство ожидает второго пришествия Христа; шиитский ислам с нетерпением ожидает повторного появления скрытого имама. Во многих отношениях существуют замечательные параллели между грядущим Мессией и долгожданным Махди.

По словам шиитского теолога, в Судный день произойдет великое воскресение мертвых. Самые злые люди вернутся на землю, чтобы понести наказание за свои злодеяния, особенно за преследование верующих. Это воскресение будет ограничено как отъявленными злодеями, так и мусульманскими святыми и мучениками. Другие останутся в своих могилах. В этом предварительном решении последователи Скрытого Имама смогут наказать своих угнетателей. Сам Али вернется на землю, неся посох Моисея и нося волшебное кольцо Соломона. Он соберет своих сторонников, соберет огромную армию шиитов на берегах Евфрата и отправится в поход, чтобы уничтожить сатану и его воинство неверных. Затем Мухаммад (Пророк), который является Скрытым Имамом, появится с хорошо вооруженными батальонами ангелов. Когда сатана увидит его, он поймет, что его дело проиграно. Наконец – так гласит мусульманская история – Мухаммад вонзит копье света в сатану, и победа Бога будет обеспечена.

Другое пророчество, столь же драматичное, описывает появление Саифа ибн Саида, Антихриста или Даджаля (Обманщика), который привлечет множество последователей. Согласно мусульманским апокалиптикам, Антихрист будет евреем и сыном колдуна. Как мы можем знать, когда он придет? Исламские писатели предупреждают, что приближение Даджаля будет отмечено несколькими зловещими знаками. Большое количество людей больше не будут молиться. Религия потеряет свою власть над массами. Моральная распущенность станет широко распространенной и модной. Больше не будет никакого традиционного уважения к закону и порядку. И, по крайней мере, со времен Ибн Бабавайхи, умершего в 1053 году н. э., мусульмане предсказывали, что движение за освобождение женщин самого шокирующего рода будет означать Конец Времен».

С тех пор как Двенадцатый имам исчез из своего дома в Самарре, благочестивые мусульмане посещают святилище, воздвигнутое в его честь. У входа в подвал, в котором скрылся Скрытый имам, верный паломник молится о его возвращении, чтобы открыть Царство Божье. С сильным желанием и великой надеждой мусульманин взывает к долгожданному Махди: «Я свидетельствую, что ты-установленная истина, что не может быть ни ошибки, ни сомнения, и что Божье обещание твоего пришествия несомненно. Но я встревожен тем, что ты так долго медлишь, и у меня нет терпения ждать отдаленного времени…О мой Вождь, если я живу в светлый день твоего пришествия с его замусоренным знаменем, то я твой слуга, чтобы повелевать. Да будет у меня возможность принять мученическую смерть перед тобой!»

Д-р Ким Ен Ун (1915-1989) из книги «Мировые религии».

Данный текст отражает видение проблемы его автором, не отражает позицию редакции ВиМ, и публикуется лишь как информация исторического характера

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать