Главная История и География Моджадиды:  Халиф Умар ибн Абд аль-Азиз.

Моджадиды:  Халиф Умар ибн Абд аль-Азиз.

через Времея и Мир
0 комментарий 77

 

От редакции:  Этой статьей начинается новый этап  пути по превращению ВиМ из нечто блогоподобного в нормальное СМИ. Речь о идет о введении тематических подпрограмм-рубрик в разделах  ВиМ, наполняемых исключительно авторскими эксклюзивными материалами. И первой такой рубрикой программой «станут «Моджахеды» раздела «История и география». Раньше мы уже говорили о том, что в исторической тематике будем делать акцент на биографиях интересных личностей в контексте их эпохи. Представляется, что биографический очерк наиболее оптимально воспринимается широким читателем и через личность более ярко и более понятно  и главное без лишнего академизма видны особенности исторического процесса. Думается, что цикл «Моджадиды» позволит дать понимание развиьтия ислама как религии, как части духовной палитры человечества в понятной форме. А именно для этого и существуют СМИ- средства массовой информации. Итак, начнем.

 

Известен хадис Благословенного Пророка «Халифат – тридцать лет, после этого придет «маликат» (правление наследственных правителей (мулюков). В хадисе нет оценок Благословенного Пророка этому явлению, и, хотя маликат, в принципе противоречил завещанному основателем ислама принципу выборности халифа, возможно  наступление «маликата» воспринималась как некая данность, историческая судьба, ниспосланная Аллахом Всевышним для мусульман во имя одной, ведомой только Ему цели. Так или иначе в 661 г. К власти в мусульманском халифате  пришел Муавия ибн Абу Суфиан положивший начало династии халифов Омейядов. Можно согласиться, что большей частью история халифата была историей жестоких усобиц и борьбы за власть, но есть в ней и светлые, позитивные страницы. В частности  к таковым можно отнести период правления халифа Умара ибн Абд аль-Азиза (682-720 гг).

 

]

Умар, вероятно, родился в Медине около 680 года. Его отец, Абд аль-Азиз ибн Марван, принадлежал к богатому  и влиятельному роду  Омейядов, проживающему в городе, в то время как его мать, Умм Асим бинт Асим, была внучкой халифа Умара ибн аль-Хаттаба ( правил в634-644). Она родилась между 633 и 637 годами в Медине, умерла и была похоронена в Дамаске. Как свидетельствуют мусульманские исторические источники Умар II  постоянно подчеркивал свое родство с «праведным халифом» Умаром ибн Хаттабом

Во время его рождения другая ветвь Омейядов, потомки сподвижника Пророка Абу Суфиана, правила халифатом из Дамаска. Когда халиф Язид I и его сын и преемник Муавия II  быстро скончались один за другим  в 683 и 684 годах соответственно, власть Омейядов рухнула по всему халифату, и Омейяды Хиджаза, включая Медину, были изгнаны сторонниками конкурирующего  претендента на халифат,  находившегося в Мекке Абд Аллаха ибн аз-Зубайра. Изгнанники Омейядов нашли убежище в Сирии, традиционной опоре этого рода, где  егоподдерживали могущественные арабские племена, такие как Бану Калб. Дед Умара, Марван I, в конечном счете был признан этими племенами халифом и при их поддержке восстановил правление Омейядов в Сирии .

В 685 году Марван изгнал  эмира-  Ибн аз-Зубайра из Египта и назначил в провинцию отца Умара.[Умар провел часть своего детства в Египте, особенно в Хулване, который стал резиденцией его отца на период  между 686 годом и его смертью в 705 году. Будущий халиф получил образование в Медине,  возвращенной Омейядами  в результате военной операции под руководством дяди Умара по отцовской линии, халифа Абд аль-Малика (. 685-705), в 692 году.[ Проведя большую часть своей юности в Медине, Умар наладил связи с благочестивыми людьми города и передатчиками хадисов. После смерти отца Умара Абд аль-Малик отозвал Умара в Дамаск, где выдал за него замуж свою дочь Фатиму.

Губернатор Медины [править]

Вскоре после своего  восшествия на престол сын и преемник Абд аль-Малика  халиф аль-Валид I (р.705-715) назначил Умара губернатором Медины.  Замысел халифа заключался в том в том, чтобы использовать Умара с тем, чтобы примирить обитателей Медины с правлением Омейядов и «стереть   недобрую память» о предыдущих  эмирах Омейядов, а именно Хишаме ибн Исмаиле аль-Махзуми, чье правление в Медине  отличалось жестокостью в отношении  ее жителей. Умар занял этот пост в феврале/марте 706 года, и его юрисдикция позже распространилась на Мекку и  ат-Таиф.

О деятельности Умара на посту эмира Медины сохранилось мало сведений, но большинство традиционных источников отмечают, что он был «справедливым  правителем».] Он часто возглавлял ежегодное паломничество в Мекку и проявлял благосклонность к исламским правоведам Медины. Умар терпимо относился ко многим из этих ученых, часто открыто критиковавших поведение  Омейядов. По повелению аль-Валида, Умар предпринял реконструкцию и расширение мечети Пророка в Медине, начиная с 707 года. При в целом мягком правлении Умара Хиджаз стал убежищем для иракских политических и религиозных изгнанников, спасающихся от преследований аль-Хаджаджа ибн Юсуфа, могущественного наместника аль-Валида в восточной половине халифата.  Но эта «мягкость» вышла боком Умару:  аль-Хаджадж оказал давление на халифа  и тот сместил со своего поста эмира Медины.

Но карьера Умара ибе абд аль-Азиза на этом не закончилась. Он остался в фаворе у аль-Валида, будучи братом первой жены халифа, Умм аль-Банин бинт Абд аль-Азиза. Умар оставался при дворе аль-Валида в Дамаске до смерти халифа в 715 году, и, согласно историку 9-го века аль-Якуби, именно он  прочитал джаназа-намаз  за умершего   аль-Валида. Брат и преемник последнего, Сулейман (р. 715-717), высоко ценил Умара. Наряду с Раджой ибн Хайвой аль-Кинди, влиятельным религиозным деятелем при дворе Омейядов, Умар служил главным советником Сулеймана.[ Он сопровождал последнего, когда тот возглавлял паломничество в Мекку в 716 году и по возвращении в Иерусалим. Точно так же он был рядом с халифом в лагере мусульман в Дабике на севере Сирии, где Сулейман руководил масштабными военными действиями по  осаде столицы Византии Константинополя в 717 году.

 

Обретение Умаром халифата

Согласно традиционным мусульманским источникам, когда Сулейман был на смертном одре в Дабике,  визирь Раджа аль-Кинди убедил его назначить Умара своим преемником. Хотя  сын Сулеймана Айюб был его первоначальным кандидатом, но умер раньше отца,  а другие  сыновья  халифабыли либо слишком молоды, либо сражались на византийском фронте. Назначение Умара аннулировало пожелания Абд аль-Малика, который стремился ограничить круг претендентов на престол  своими прямыми потомками. Возвышение Умара,  представителя   побочной  ветви династии, в предпочтении перед многочисленными потомками Абд аль-Малика удивило прямых наследников. Как утверждают историки, «никто об этом не мечтал, и сам Умар меньше всего».  Визирь Раджа руководил этим  процессом,   наследников  Омейядов в мечеть Дабика и потребовав, чтобы они признали волю Сулеймана,  содержание которой он  держал в секрете. Только после того, как Омейяды согласились, Раджа открыл, что Умар был кандидатом халифа. Хишам ибн Абд аль-Малик высказал свое несогласие, но смягчился после того, как ему пригрозили насилием. Потенциальный внутридинастический конфликт был предотвращен назначением сына Абд аль-Малика, Язида II, преемником Умара.

Итак, без серьезных препятствий, Умар стал  халифом22 сентября 717 года. [3]

Наиболее значительной реформой Умара II было обеспечение равенства арабов и мавали (неарабских мусульман). Это касалось главным образом неарабских военнослужащих мусульманской армии, которые не имели права на те же доли в добыче, землях и жалованье, что и арабские солдаты. Эта политика также применялась к мусульманскому обществу в целом. При предыдущих правителях Омейядов арабские мусульмане имели определенные финансовые привилегии по сравнению с неарабскими мусульманами. Неарабские новообращенные в ислам по-прежнему должны были платить джизью (подушный налог), который они платили до того, как стали мусульманами. Умар ввел в действие новую систему, которая освобождала всех мусульман, независимо от их происхождения, от налога на джизью. Он также добавил некоторые гарантии в систему, чтобы убедиться, что массовое обращение в ислам не приведет к краху финансов правительства Омейядов. В соответствии с новой налоговой политикой обращенные мавали не будут платить джизью (или любой другой налог дхимми), но после обращения их земля станет собственностью их деревень и, таким образом, будет по-прежнему облагаться полной ставкой хараджа (поземельного налога). Это компенсировало потерю дохода из-за уменьшения налоговой базы по джизье.Он издал указ о налогообложении, в котором говорилось:

«Всякий, кто принимает ислам, будь то христианин, иудей или зороастриец, из тех, кто в настоящее время облагается налогами, и кто присоединяется к телу мусульман в их обители, оставляя обитель, в которой он был раньше, он будет иметь те же права и обязанности, что и они, и они обязаны общаться с ним и относиться к нему как к одному из них».

Возможно, чтобы предотвратить потенциальный ответный удар со стороны противников мер по выравниванию, Умар расширил кампанию исламизации, которая неуклонно усиливалась при его предшественниках-Марванидах. Эта кампания включала меры по отличию мусульман от немусульман и  начало кампании по разрушению сохранившихся в отдельных местах халифата языческих идолов. Он положил конец  практике проклятия халифа Али (р.656-661), двоюродного брата и шурина Пророка Мухаммеда, в пятничных молитвенных проповедях. Такая традиция была введена при противнике Али и будущем основателе халифата Омейядов Муавии I во время Первой мусульманской гражданской войны.

Умару II приписывают заказ первого официального сборника хадисов (высказываний и действий, приписываемых исламскому пророку Мухаммеду), опасаясь, что некоторые из них могут быть утеряны. Абу Бакр ибн Мухаммад ибн Хазм и Ибн Шихаб аз-Зухри являются одними из тех, кто составил сборник  хадисов по указу Умара II .

 

.

 

Вскоре после своего восшествия на престол Умар произвел реорганизацию администрации провинций. Он разделил обширный эимрат , созданный в Ираке и восточных провинциях халифата во время правления Абд аль-Малика и его наместника  аль-Хаджаджа ибн Юсуфа. Назначенный Сулейманом в эту  гигантскую-провинцию Язид ибн аль-Мухаллаб был уволен и заключен в тюрьму Умаром за то, что он не передал добычу, полученную от его более раннего завоевания Табаристана вдоль южного побережья Каспия, в казну халифата.] Вместо Ибн аль-Мухаллаба он назначил Абд аль-Хамида ибн Абд ар-Рахмана ибн Зайда ибн аль-Хаттаба, член семьи халифа Умара I в Куфе, Ади ибн Артах аль-Фазари в Басре, аль-Джарра ибн Абдалла аль-Хаками в Хорасане и Амр ибн Муслим аль-Бахили, брат завоевателя Мавераннахра Кутайбы ибн Муслима, в Синде. В Джазиру (Верхняя Месопотамия) он назначил Умара ибн Хубайру аль-Фазари. Аль-Сам ибн Малик аль-Хавлани был назначен в аль-Андалус (Пиренейский полуостров), а Исмаил ибн Абд Аллах – в Ифрикию [23].

Хотя многие назначенцы в восточных провинциях были людьми аль-Хаджаджаа, Умар выбрал их, основываясь на их надежности и честности, а не на оппозиции правительству Сулеймана.[23] Его выбор губернаторов аль-Андалуса и Ифрикии проистекал из его представлений об их нейтралитете в условиях межплеменной фракционности кланов  кайя и ямана и справедливости по отношению к угнетенным.  Историки указывают, что  Умар, по-видимому, назначил компетентных людей, которых он мог контролировать,  подчеркивая  свое намерение «внимательно следить за администрацией провинции». Халиф не оставлял губернаторов  «в свободном плавании» произвол судьбы в обмен на их передачу провинциальных доходов; скорее, он активно контролировал администрацию своих губернаторов, и его главным интересом было «не столько увеличение власти, сколько установление справедливости».

После своего восшествия на престол в конце 717 года Умар приказал вывести мусульманскую армию во главе со своим двоюродным братом Масламой ибн Абд аль-Маликом из их неудачной осады  Византии  в районы Антиохии и Малатьи, ближе к сирийской границе. При этом  летом 718 года он организовал экспедицию, чтобы облегчить их вывод. Умар продолжал ежегодные летние набеги на византийскую границу  из обязательства вести  вооруженный джихад.[9]Он остался в северной Сирии, часто проживая в своем поместье в Хунасире, где построил укрепленный штаб.

В какой-то момент в 717 году он направил отряд под командованием Ибн Хатима ибн аль-Ну’мана аль-Бахили в Азербайджан, чтобы разогнать группу турок, которые совершили разрушительные набеги на провинцию.[3] В 718 году он последовательно развернул иракские и сирийские войска для подавления восстания хариджитов Шаудхаба аль-Яшкури в Ираке, хотя некоторые источники утверждают, что  эта проблема была  решена  дипломатическим путем.

Источники часто считают Умара пацифистом,  объясняя усталость халифа от войны опасениями по поводу сокращения средств халифской казны. Ряд историков считает, что Умар был “не склонен к захватническим войнам, хорошо зная, что они велись не ради  Аллаха, а ради добычи”. Однако другая часть исследователей считает это рассуждение «недостаточным».Они предположил, что именно огромные потери, с которыми столкнулись арабы в их неудачной осаде Константинополя, включая уничтожение их флота, заставили Умара пересмотреть свои позиции в аль-Андалусе, отделенный от остальной части Халифата морем, и Киликия так же остро уязвима для византийского нападения. Таким образом, он высказался за вывод мусульманских войск из этих двух регионов. Этот же расчет привел его к мысли о выводе мусульманских войск из Мавераннахра, чтобы укрепить оборону Сирии.

Хотя он остановил дальнейшую экспансию на восток, установление ислама в ряде городов Мавераннахра помешало Умару вывести оттуда арабские войска. Во время его правления мусульманские силы в аль-Андалусе завоевали и укрепили прибрежный средиземноморский город Нарбонна в современной Франции.

Усилия по привлечению людей к исламу

Следуя примеру Пророка, Умар разослал эмиссаров в Китай и Тибет, приглашая их правителей принять ислам. По словам Назира Ахмеда, именно во времена Умара ибн Абд аль-Азиза ислам пустил корни и был принят значительной частью населения Персии и Египта. Когда чиновники пожаловались, что из-за обращения доходы государства от джизьи резко сократились, Умар написал в ответ, что принял халифат, чтобы пригласить людей в ислам, а не для того, чтобы стать сборщиком налогов. Вливание большого числа неарабов в лоно ислама сместило центр тяжести империи из Медины и Дамаска в Персию и Египет .

На обратном пути из Дамаска в Алеппо или, возможно, в свое поместье Хунасира Умар заболел [33]. Он умер в период с 5 по 10 февраля 720 года  в возрасте 37 лет в деревне Дайр-Симан (также называемой Дайр-аль-Накира) недалеко от Мааррат-ан-Ну’мана. Умар купил там участок на свои собственные средства и был похоронен в деревне, где до сих пор видны руины его гробницы, построенной в неизвестное время. Умара II сменил Язид II.

Несмотря на столь короткую жизнь политическая биография  халифа Умара ибн Абдул Азиза очень насыщена. Но из всего, что он совершил за время своего правления, наиболее значимым, тем, что делает его персоной открывающей список «моджадидов» в истории ислама – это  уравнивание а-мусульман арабов и неарабов в их правах. Ведь возникшее после праведных халифов разделение между ними представляет собой очень вяный отход от одного из важнейших заветов Благословенного Пророка. А моджадидов Аллах Всевышний для того и посылает, чтобы они вернули ислам и мусульман  из отклонения от веры в том или ином аспекте, вновь на прямой и истинный путь.

Автор Исмаил аль-Ляхистани.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать