Главная История и География “Ближе, мой Бог, к тебе!”. Из истории одного популярного христианского гимна.

“Ближе, мой Бог, к тебе!”. Из истории одного популярного христианского гимна.

через Времея и Мир
0 комментарий 72
Я уже писал про этот гимн. Напишу про него ещё раз.
Известно, что на “Титанике” исполнялся христианский гимн “Ближе, мой Бог, к Тебе!” (Nearer my God to thee!), пока судно покидали спасающиеся пассажиры.
История основана на свидетельских показаниях немногочисленных выживших. В частности, на показаниях Евы Мириам Харт, которые транслировал телеканал BBC в 1992 году:
Сюжет оказался весьма популярен и отражен как в ряде фильмов про Титаник, так и в сетевом ютубном и общеблоггерском творчестве.
В британском художественном фильме, основанном на реальных событиях (docudrama), 1958 года A Night to Remember (в русскоязычном прокате “Гибель Титаника”) гимн исполняется на мелодию Horbury (1861 г.) Джона Бахуса Дайкса (John Bacchus Dykes) (1823–1876)
Вот вариант исполнения этой мелодии с органом:
В американском фильме Титаник 1997 года гимн исполняется на мелодию другого композитора — Bethany (“Вифания”) (1856 г) Лоуэлла Мэйсона (1792–1872).
Вот исполнение из официального саундтрека к фильму:
Именно этот вариант исполнения популярен у американских меннонитов:
В Европе инструментальное исполнение с вокализом, но без слов, мелодии “Вифания” входит в рождественскую концертную программу дирижёра Андре Рьё:
Дело в том, что в английских канционалах фильм снискал популярность именно с мелодией Джона Бахуса Дайкса, тогда как в американских канционалах встречается преимущественно мелодия Лоуэлла Мэйсона.
Наиболее вероятно исполнение гимна именно на музыку Дайкса.
В методистской церкви, однако, было принято исполнение гимна на мелодию Proprior Deo (1872 год) Артура Сеймура Салливана (1842–1900).
При этом, под мелодию Салливана пришлось несколько изменить припев.
Самуэль Себастьян Уэсли (Samuel Sebastian Wesley) (1810-1876) в 1872 году издаёт свой Opus Magnum: The European Psalmist: A Collection Of Hymn Tunes, Selected From British And Foreign Sources (Европейский Псалмопевец: коллекция мелодий гимнов, избранных из Британских и Иностранных источников). В этом канционале текст Nearer, my God, to Thee положен на мелодию самого Уэсли — Communion (“Причастие”). Интересно, что Самуэль Себастьян Уэсли — это представитель того самого дома богословов и композиторов Уэсли, потомок основателя, собственно, Методистской Церкви и прихожанин этой церкви. Тем не менее, в официальных канционалах методистов большее распространение получила мелодия Салливана. Вариант исполнения мелодии Самуэля Себастьяна Уэсли можно послушать в MIDI и посмотреть в нотах вот здесь:
В поздних гимналах американских методистов не включена ни мелодия Уэсли, ни мелодия Салливана. В методистском гимнале 1933 года приведены мелодии Horbury, Bethany и третья мелодия авторства T.C. Gregory (1901-2001)
Сам гимн сочинен унитарианской поэтессой Сарой Фуллер Флауэр Адамс (1805–1848) в 1841 году. Впервые пять куплетов на музыку положила сестра поэтессы, Элайза Флауэр, для сборника Hymns and Anthems проповедника и политического оратора Вильяма Джонсона Фокса (William Johnson Fox) (1786 -1864).
Шестой куплет к гимну дописал англиканский епископ Эдвард Генри Бикерстет мл. (Edward Henry Bickersteth, Jr.) (1825–1906), который и положил слова Сары Фуллер Флауэр Адамс на музыку Джона Бахуса Дайкса. Шестой куплет, очевидно, добавлен для “разбавление” унитарианского духа гимна, в котором нет ни одного слова о троице. В шестом куплете явно и отдельно упоминаются Бог Отец и Спаситель, тогда как в оригинальных пяти гимнах упоминается только Бог.
Полный обзор мелодий к гимну будет слишком длинным, так что я не буду его делать.
Первую существенную публичную известность гимн на мелодию “Вифания” Лоуэлла Мэйсона получил на похоронах Альберта Пайка (1809-1891), где исполнялся вместе с другим известным гимном, Abide with me ( https://youtu.be/deJDkU6qiGE ). К тому времени оба гимна в разных протестантских общинах вошли в употребление в похоронном обряде. После похорон Альберта Пайка оба гимна стали исполняться уже именно на масонских похоронах в США.
Самый широко известный светский вариант исполнения гимна — в фильме Сан-Франциско 1936 года ( https://www.imdb.com/title/tt0028216/ ). Вот фрагмент из этого фильма:
Варианты гимна на разные мелодии исполнялись разными масонами, в частности, в США, Австралии и ЮАР, либо на похоронных процессиях, либо при открытии или закрытии работ в ложе, либо на агапах.
Что из этого следует? Да ничего, наверное, не следует. Просто, ещё один штрих к портрету уходящей цивилизации.
 Максим Вялков, Никосия.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать