Главная История и География Выдающийся исламский ученый Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути. (1929-2013)

Выдающийся исламский ученый Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути. (1929-2013)

через Времея и Мир
0 комментарий 269

Общеизвестно, что роль ислама в курдском обществе двояка. Значительная часть его придерживается норм и принципов исламской религии, другая, сегодня не менее значительная, напротив, гордится своим, часто радикальным секуляризмом, а то и атеизмом. Возможно поэтому, курдская нация породила значительное количество деятелей радикального толка и одновременно…мусульманских ученых поистине всемирного уровня. Одним из таких и стал Мухаммад аль-Бути.

Аль-Бути родился в 1929 году в селении Джилка, близ Джизре (Турция). Он происходил из известного курдского рода, проживавшего многие годы на стыке границ Cирии, Ирака и Турции. Когда Мухаммаду было четыре года, его семья, набожные мусульмане, переехала из секулярной кемалистской Турции в более «мусульманскую» Сирию. Здесь аль-Бути изучал Коран и «сиру» биографию пророка Мухаммада) под руководством авторитетных шейхов из мечети Манджак в Дамаске. После того как эта мечеть была преобразована в «институт исламской ориентации» (махад ат-тауих аль-ислами), молодой человек до 24-летнего возраста изучал в этом институте тафсир (толкование Корана), логику, риторику и фундаментальные принципы исламского права (усуль аль-фикх).

В 1954 году аль-Бути направляется на обучение в ведущий суннитско-исламский университет аль-Азхар в Каире (Египет) на факультете шариата. После трех лет обучения, в течение которых сирийский студент также закончил и факультет английского языка с получением диплома его учителя, он возвращается домой. Здесь начинается его преподавательская карьера сначала как учителя средней школы в г. Хомсе (1958-1960), а позднее преподавателем на факультете шариатских наук в университете Дамаска. В 1965 году аль-Бути вновь направляется в аль-Азхар для получения докторской степени – необходимого условия для карьеры университетского преподавателя. После этого он возвращается в Дамаск на родной факультет шариата, и с1977-го по 1983 гг. был его деканом. Помимо шариата, аль-Бути преподавал также сравнительное правоведения «акиду» (принципы исламского вероисповедания) и «сиру» (жизнеописание Пророка Мухаммада).

Академические достижения аль-Бути получили признание в арабском, исламском мире и за их пределами. Он ведет дипломников и докторантов на факультет шариата в Дамаске, приглашается для чтения лекций во многие исламские университеты мира. Сиро-курдский факих c членом таких авторитетных организаций как «Фонд исламской мысли ахль уль-Бейт» (Амман, Иордания), Высшего совета Оксфордской академии, и Высшего консультативного совета фонда «Табах» (Абу-Даби).

Во время вооруженной борьбы, начатой сирийским отделением «организации» Братьев-мусульман» в 1979 году в Сирии аль-Бути во всеуслышание осудил нападения исламских боевиков, в то время как большинство его старших коллег либо молчали, либо поддерживали оппозицию. И в этом он был прав. Поскольку изначальная идеология «братьев» категорически отрицает вооруженную борьбу, приемля исключительно политические и ненасильственные Аль-Бути был выбран лауреатом Дубайской международной премии Священного Корана на ее восьмой сессии в 2004 году (1425 год хиджры) как «выдающаяся личность мусульманского мира». В 2008 году Аль-Бути был назначен имам-хатыбом (проповедником) мечети Омейядов в Дамаске – главной мечети не только столицы, но и всей Сирии.

Большинство идей аль-Бути сформированы в рамках традиционной мусульманской юридической науки, главными источниками которой являются суры и аяты Корана Корана, хадисы и мнения ведущих классических авторитетов, таких как ан-Навави, Ибн аль-Араби, аль-Газали и аш-Шафии. В силу своей профессии аль-Бути рассматривает исламское право, как основу исламской религии; всякий раз, когда он говорит об исламе, он имеет в виду принципы, предписания и практические последствия воплощения принципов шариата и применения правовых норм исламского права-фикха.

Мухаммад аль-Бути был выдающимся апологетом ислама, чьи взгляды можно было бы охарактеризовать как умеренно-консервативные. В своих проповедях и трудах он работал над опровержением не только секуляризма, но и других западных идеологий, таких как марксизм и национализм. Кроме того, он критиковал сторонников того, что некоторые считали «исламской реформой», от египетского «модерниста» Мухаммеда Абдо до буквалиста и ультраконсерватора-фундаменталиста, одного из идеологов пресловутого современного «саляфизма-ваххабизма» Мухаммеда Насируддина аль-Албани. В 2004 году на русском языке вышла книга аль-Бути «Путь размечен» (в издании которой автор этих строк принимал непосредственное участие). Книга была посвящена идее об отказе в исламе от отдельных богословско-правовых школ (мазхабов), которую активно проповедуют «саляфиты-ваххабиты». Аль-Бути указывал, что замена достаточно проработанных норм, сформулированных в мазхабах на достаточно вольное и расширительное толкование положений Корана и выводов из хадисов (преданий), может привести к торжеству жестокости и экстремизма в правоотношениях, как внутри уммы, так и за ее пределами.

Аль-Бути был давним противником как военной, так и политической активности во имя ислама, основанной на убеждении, что ислам должен быть «общим элементом, объединяющим» все политические силы, а не принимать сторону одной силы, что он объяснил в своей книге «Джихад в исламе» (1993). Однако ученый не возражал против операций (вт.ч. террористического плана), проводимых палестинцами на оккупированных территориях против государства Израиль. Он поддержал решение Университета аль-Азхар заморозить диалог с Ватиканом после комментариев прежнего Папы Римского Бенедикта XVI, оскорбивших мусульман.

После начала сирийского кризиса в марте 2011 года, позднее перешедшего в полномасштабную гражданскую войну, Аль-Бути раскритиковал антиправительственные протесты и призвал демонстрантов не следовать «призывам неизвестных источников, которые хотят использовать мечети для разжигания мятежей и хаоса в Сирии.

Исламистская политическая оппозиция в Сирии назвала аль-Бути «мунафиком» лицемером за его поддержку восстания в Египте, которое, как он писал, было исламским в то время, как подобные процессы начались в самой Сирии, ученый назвал антиисламскими. При этом Аль-Бути действительно публично критиковал президента Асада вскоре после начала демонстраций протеста за решение правительства уволить сотни женщин-учителей за ношение хиджаба. После критики Аль-Бути это решение было быстро отменено президентом Асадом.

Жизнь Мухаммада Аль-Бути оборвалась трагически: он был убит во время проведения религиозного урока для студентов в мечети Аль-Иман в центральном районе Дамаска аль-Мазраа. В результате взрыва бомбы тогда погибло, как сообщается, по меньшей мере 42 человека и более 84 получили ранения. Это был первый случай за все время гражданской войны, когда террорист-смертник привел в действие взрывчатку внутри мечети. Говорят, что смерть Аль-Бути устранила «один из немногих оставшихся столпов оппозиции восстанию среди сирийского религиозного большинства – мусульман-суннитов, которые составили основу поддержки восстания. Никто не взял на себя непосредственную ответственность за это нападение, и как правительство, так и оппозиция осудили это нападение и обвинили друг друга в его совершении. Среди оппозиционных сил наблюдалась «смесь подозрительности и шока от того, что заметный религиозный деятель… был бы мишенью «террориста-смертника внутри мечети».

Некоторые журналисты, в том числе Джим Мьюир из Би-би-си, задаются вопросом, не был ли Аль-Бути убит бомбой. Официальные кадры фильма, показанные по сирийскому телевидению, снятые после взрыва, похоже, опровергают сцену взрыва, показывая «поверхностные обломки, но не такие сильные повреждения или кровопролитие, которые можно было бы ожидать от мощной бомбы, убившей 50 человек в замкнутом пространстве».

Би-би-си утверждает, что у Аль-Бути нет никаких признаков серьезных травм после взрыва, а его стол и книги на нем не потревожены. Однако через несколько секунд мужчина, стоящий спиной к камере, подходит к ученому, что-то делает, а затем уходит, оставляя аль-Бути «обмякшим и «сильно истекающим кровью изо рта и из раны на левой стороне головы». Почти сразу же аль-Бути закрывается пятью фигурами других. Ни одна из фигур не показывает никаких попыток «оказать помощь [Аль-Бути] или расследовать его травмы» и в их телодвижениях «нет ничего от паники и хаоса, которые сопровождают взрывы больших бомб в людных местах». ВВС этим подразумевала, что убийство шейха было делом рук режима».

В ответ на видео Syrianews.cc дал интервью сыну шейха, Тауфику, для его рассказа об этом событии. Согласно интервью: Все раненые рассказали одну и ту же историю о взрыве, мужчина вошел в мечеть и сел один. Позже он прошел пешком и взорвал себя. Мой отец наклонился вправо после ранения и попытался поправить свою шляпу. Но обессилел и упал на левый бок».

В декабре 2013 года сирийское телевидение показало то, что, по его утверждению, было признанием в убийстве аль-Бути сирийскими, иракскими и палестинскими членами исламистской организации «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в РФ».

По словам Томаса Пьерре, преподавателя современного ислама в Эдинбургском университете, смерть Аль–Бути означает потерю «последнего надежного союзника среди суннитской религиозной элиты» для сирийского правительства. Аль-Бути был «мусульманским ученым мирового уровня» считает он.

Подготовил Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать