Список муджадидов четвертого века хиджры продолжает имам, хафиз и знаток хадисов персидского происхождения Мухаммад ибн Абдахллах ан-Нишапури.
Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Хамдавейхи ибн Нуайм ибн аль-Хакам ад-Дабби ат-Тахмани. Аль-Хаким родился в 321 году по мусульманскому календарю в городе Нишапур (в арабском произношении Найсабур, отчего в литературе его иногда именуют ан-Насайбури).
Начальное обучение мусульманским наукам аль-Хаким получил в Нишапуре, а в возрасте двадцати лет, отправляется за науками в иракские земли. В общем счёте аль-Хаким обучался у более чем тысячи шейхов в Хоросане и Ираке . Кроме собирания хадисов и преподавания, аль-Хаким был также кадием Нишапура и посредником в конфликте между Бувейхидами и Саманидами – династиями, правившими, соответственно, на северо-западе и северо-востоке современного Ирана. Однако, как муджадид он вошел в историю ислама за свои труды по науке хадисов.
Свой главный труд «Мустадарак аль-хакима» или «Мустадарак ас-сахихайн» ан-Нишапури начал писать в возрасте…72 лет. По преданию он сказал: «Я пил воду из колодца Замзам, моля Всевышнего Аллаха о совершенстве в написании книг».
Само название этого труда переводится как «дополнения к мудрости», или «Дополнения к сахихам (сборникам хадисов)». Ан-Нишапури поместил в свою книгу 9045 хадисов, не вошедших в «канонические» сборники аль-Бухари и Муслима, но, по его мнению, полностью соответствующие критериям подхода к истинности хадисов этих имамов.
Однако многие исламские ученые подвергли сомнению такую стопроцентную подлинность всех хадисов сборника ан-Нишапури. Так исламский ученый шафиитского мазхаба, ад-Дахаби написал сокращенную версию « Мустадарака» ан-Нишапури «Талхис аль-Мустадарак» и вплоть до сегодняшнего дня мусульманские ученые ссылаются на «Талхис» и ад-Дахаби, а не первоначальный вариант имама из Нишапура. Сам Дахаби писал так: «Мустадрак содержит большое количество хадисов, которые соответствуют условиям подлинности обоих (аль-Бухари и Муслима), а также ряд хадисов, соответствующих условиям любого из них. Возможно, общее количество таких хадисов составляет половину книги. Существует примерно еще четверть хадисов, которые имеют подлинные цепочки передачи, но в которых есть что-то еще или которые имеют какой-то дефект. Что касается остальных, а это примерно четвертая часть, то они являются отвергнутыми и ложными повествованиями, которые не соответствуют действительности. Некоторые из них – выдумки. Я узнал о них, когда подготовил краткое изложение Мустадрака и указал на них». Но даже несмотря на эту оговорку, ан-Нишапури проделал поистине титаническую работу по собиранию и анализу хадисов, что по праву ставит его в ряды «муджадидов».
3-го числа месяца сафар 405 года (1014 г) после намаза «аср» (пополуденного) пошел в баню, вышел после купания, сказал “Ах” и умер, одетый только в поясную ткань, прежде чем успел надеть рубашку. Позже один из его учеников , Аль-Хасан ибн Ашат аль-Кураши, сказал: «Я видел учителя во сне верхом на лошади в красивой внешности и говорившего одно слово: «Спасение». Я спросил его: «Учитель! В чем спасение?” Он ответил: В написании хадиса».
ИАЦ “Время и мир” Фото -“Мустадарак”- полная пятитомная версия.