Главная История и География “Муджадиды”: Имам ан-Нишапури

“Муджадиды”: Имам ан-Нишапури

через Времея и Мир
0 комментарий 131

Список муджадидов четвертого века хиджры продолжает имам, хафиз и знаток хадисов персидского происхождения Мухаммад ибн Абдахллах ан-Нишапури.

Его полное имя: Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах ибн Мухаммад ибн Хамдавейхи ибн Нуайм ибн аль-Хакам ад-Дабби ат-Тахмани. Аль-Хаким родился  в 321 году по мусульманскому календарю в городе Нишапур (в арабском произношении Найсабур, отчего в литературе его иногда именуют ан-Насайбури).

Начальное обучение мусульманским наукам аль-Хаким получил в Нишапуре,  а в возрасте  двадцати лет, отправляется  за науками в иракские земли. В общем счёте аль-Хаким обучался у  более чем тысячи  шейхов в  Хоросане и Ираке . Кроме собирания хадисов и преподавания, аль-Хаким был также кадием Нишапура и посредником в конфликте между Бувейхидами и Саманидами – династиями, правившими, соответственно, на северо-западе и северо-востоке современного Ирана. Однако, как муджадид он вошел в историю ислама за свои труды по науке хадисов.

Свой главный труд «Мустадарак аль-хакима» или «Мустадарак ас-сахихайн» ан-Нишапури начал писать в возрасте…72 лет. По преданию он сказал: «Я пил воду из колодца Замзам, моля Всевышнего Аллаха  о совершенстве в написании книг».

 

Само название этого труда переводится как «дополнения к мудрости», или «Дополнения к сахихам (сборникам хадисов)». Ан-Нишапури поместил в свою книгу 9045 хадисов, не вошедших в «канонические» сборники аль-Бухари и Муслима, но, по его мнению, полностью соответствующие критериям подхода к истинности хадисов этих имамов.

Однако многие исламские ученые подвергли сомнению такую стопроцентную подлинность  всех хадисов сборника ан-Нишапури. Так исламский ученый шафиитского мазхаба, ад-Дахаби написал сокращенную версию « Мустадарака» ан-Нишапури  «Талхис аль-Мустадарак» и вплоть до сегодняшнего дня мусульманские ученые ссылаются на «Талхис» и ад-Дахаби, а не первоначальный вариант имама из Нишапура. Сам Дахаби писал так: «Мустадрак содержит большое количество хадисов, которые соответствуют условиям подлинности обоих (аль-Бухари и Муслима), а также ряд хадисов, соответствующих условиям любого из них. Возможно, общее количество таких хадисов составляет половину книги. Существует примерно еще четверть хадисов, которые имеют подлинные цепочки передачи, но в которых есть что-то еще или которые имеют какой-то дефект. Что касается остальных, а это примерно четвертая часть, то они являются отвергнутыми и ложными повествованиями, которые не соответствуют действительности. Некоторые из них – выдумки. Я узнал о них, когда подготовил краткое изложение Мустадрака и указал на них». Но даже несмотря на эту оговорку, ан-Нишапури проделал поистине титаническую работу по собиранию и анализу хадисов, что по праву ставит его в ряды «муджадидов».

3-го  числа месяца сафар 405 года (1014 г)  после намаза «аср» (пополуденного) пошел в баню, вышел после купания, сказал “Ах” и умер, одетый только в поясную ткань, прежде чем успел надеть рубашку. Позже один из  его учеников , Аль-Хасан ибн Ашат аль-Кураши, сказал: «Я видел  учителя  во сне верхом на лошади в красивой внешности и говорившего   одно слово: «Спасение». Я спросил его: «Учитель! В чем спасение?” Он ответил: В написании хадиса».

ИАЦ “Время и мир” Фото  -“Мустадарак”- полная пятитомная версия.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать