Выдающийся алим Фахр ад-Дин ар-Рази, чье полное имя было Абу Абд Аллах Мухаммад ибн Умар ибн аль-Хусейн , родился в 1149 или 1150 году н.э. (543 или 544 год хиджры) в Рее (недалеко от современного Тегерана), откуда его нисба ар-Рази, то есть уроженец города Рей.
Будущий алим, хотя и родился в Персии, имел арабскую родословную, причем весьма благородную, Его прапрадед был мекканским купцом. Позднее его прадед, или же дед в 11 столетии эмигрировали в Табаристан (горная местность на севере Персии, близ каспийского побережья. Сам ар,-Рази утверждал будто бы утверждал, что его генеалогия восходит к халифу Абу Бакру . Средневековые биографы именуют его аль-Курайши (курейшит) , что означает принадлежность к роду, давшего человечеству Благословенного Пророка , а также халифа Абу Бакра.
Однако неясно, по какой именно линии происхождения ар-Рази был связан с Абу-Бакром. Поэт поэт Ибн Хунайн (умер в 1233 году)е восхвалял его как потомка второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба .
Фахр ад-Дин сначала учился у своего отца, Хийама ад-Дина аль-Макки, известного алима, занимавшегося каламом, а затем в Мерве и Мараге, где сблизился с учениками аль-Газали. Он был .одним из ключевых последователей ашаритов.
Как полагается серьезным исламским ученым средневековья, обладавшими глубокими и энциклопедическими знаниями в различных областях, ар-Рази исследовал различные сферы знания, как естественного, так и гуманитарного. Как пишут его биографы, ар-Рази потратил значительные личные средства на исследования в области алхимии. При этом его не следует путать с Абу Бакром ар-Рази- врачом и фармацевтам IX века, который изобрел процесс перегонки.
Ар-Рази преподавал в Рее (Центральный Иран) и Газни (восточный Афганистан) , а затем возглавил медресе университетского уровня Герате (западный Афганистан).
В преклонные годы он также проявлял интерес к мистицизму, хотя это никогда не составляло значительной части его интересов.
Ар- Рази умер в Герате (Афганистан) в 1209 году (606 год хиджры). Его могила окружена почитанием до сих пор.
Мысли и труды
Главным трудом ар-Рази с точки зрения масштабности можно считать его «Большой тафсир» Корана под названием «Мифтах аль-Гайб», состоящий из 32 томов. Это больше, чем известный тафсир Ибн Кясира, состоящий из 22 томов. К его составлению алим приступил в пятидесятилетнем возрасте и лично довел комментирование до суры «аль-Фатх», а работу уже завершили его ученики. Тафсир отличается рационалистическим подходом к толкованию коранических текстов, основанном на собственных выводах, а не уже существующих богословских наработок. Ведь ключевым для ар-Рази был принцип самодостаточности собственного интеллекта человека, которому не нужны какие-либо выскоумные и априорные конструкции.
Но «моджадидом» Фахр ад-Дина ар-Рази делает вовсе не объемистый тафсир, а его вклад в мусульманскую философию. В центре внимания ученого на протяжении всей жизни была проблема вечности и единства мира и его отношения к Богу. Он всегда считал более глубоким и правильным не богословское, а философское обоснование этой проблемы. Ведь ортодоксально религиозные алимы делали акцент на бренности мира, философы говорили о его вечности.
Однако его не устраивала и идея «единства и единственности» мира, которую проповедовал Абу Али Ибн Сина (Авиценна) вслед за древнегреческим философом Аристотелем. Коротко говоря, это мысль можно сформулировать так- существует лишь мир, Вселенная который мы видим, знаем или можем себе представить на основе как конкретного, так и абстрактного знания.
Но ар-Рази смотрит в корень. Он обращается к первому аяту суры «аль-Фатиха» ( Хвала Аллаху, Господу миров)и задается вопросом: эти миры существуют в рамках нашей Вселенной, или также за ее пределами?
В своей книге « Маталиб аль- Алия» ар-Рази утверждает, что за пределами нашей Вселенной существует «бесконечная пустота» (хала нихайята –лаха). Однако это «реальная пустота», а не выдуманная нашим разумом.
И поскольку Всевышний вечен и обладает властью над всеми и всем, то также вечен Его главный атрибут – Творец. Следовательно Он обладает властью и мощью создавать миры за пределами представимой нами Вселенной, причем каждый последующий мир будет больше этого мира. И этот процесс неизбежно вечен.
По тем временам, эта была «революция мысли» мирового значения.
Валерий Емельянов ИАЦ «Время и мир»