Главная История и География Две проблемные нации- к годовщине независимости Индии и Пакистана

Две проблемные нации- к годовщине независимости Индии и Пакистана

через Исмаил
0 комментарий 69

14 августа 2022 года Пакистан отметил 75-ю годовщину своего основания. Днем позже соседняя Индия с большой помпой отпраздновала свою собственную независимость. Несмотря на историческое и культурное сходство, чувство отчуждения между двумя странами вряд ли могло быть более глубоким, чем между Индией и Пакистаном.

В настоящее время Пакистан переходит от одного конституционного кризиса к другому под дамокловым мечом неминуемой угрозы экономического коллапса. Общество раскололось на различные политические, религиозные и этнические группировки. А политики, представляющие разные партии, намеренно распространяют популистские фейковые новости, чтобы закрепиться у власти.

Бывший премьер-министр Имран Хан, например, продолжает раздувать историю о политическом перевороте, совершенном США против его правительства, которое якобы вынудило его уйти с поста из-за его независимого внешнеполитического подхода. И в ответ правящая коалиция под руководством Шехбаза Шарифа теперь обвиняет Хана в подстрекательстве к мятежу среди военных.

Но в Пакистане факты не имеют значения. И правительство, и оппозиция намеренно разжигают поляризацию в попытке получить больше голосов на предстоящих выборах. Очевидно, они не остановятся ни перед чем – разыгрывая религиозную карту и разжигая ненависть к меньшинствам, таким как ахмадийцы, или раскрывая старую карту антиамериканизма.

Нехватка иностранной валюты, бесхозяйственность и кумовство толкают Пакистан на грань краха. Как будто этих проблем было недостаточно, изменение климата в настоящее время также наносит еще больший ущерб нации. Во время ежегодных муссонных дождей, крупные города, таких как Карачи, и обширные районы слаборазвитой провинции Белуджистан были затоплены, что привело к разрушительным последствиям. Целые деревни и территории оказались под водой.

Дальше, чем когда-либо, от либеральных идей Джинны

Тысячи людей потеряли все. Плохо оснащенное агентство по защите от стихийных бедствий было перегружено, и из-за огромных размеров пострадавших регионов военные спасательные службы не могли охватить всех в трудную минуту. Тем не менее, политические ток-шоу «пик времени» на пакистанском телевидении продолжают транслировать бесконечный цикл дебатов ссорящихся политиков по вопросам, которые игнорируют повседневные проблемы общества большинства.

В такой напряженной атмосфере у умеренных подходов, ориентированных на решение, мало шансов быть услышанными. Когда несколько недель назад всемирно известный экономист Атиф Миан представил всеобъемлющий анализ экономической политики Пакистана и предложил возможные решения для стимулирования слабеющей экономики страны, он подвергся язвительному нападению в социальных сетях. Не из-за его экспертных взглядов, а из-за его религиозной принадлежности. Экономист – убежденный мусульманин-ахмади.

В 75-ю годовщину своего основания Пакистан как никогда далек от либеральных идей Джинны. В школьных программах и официальном чтении истории не упоминается, что отцы-основатели Пакистана на самом деле принадлежали к ряду религиозных меньшинств. Известно, что Джинна был шиитом, президент мусульманской лиги Ага Хан был исмаилитом, а автор известной Лахорской резолюции Зафрулла Хан был ахмади. Это разнообразие было похоронено давным-давно. Общество становится все более радикальным, разделенным и хаотичным, без света в конце туннеля.

«Индуизация”»Индии

Не намного лучше ситуация и в соседней стране Индии. На 75-м году своей независимости индийское общество расколото по признаку религиозной идентичности. В частности, мусульманское меньшинство, насчитывающее более 180 миллионов человек, ежедневно ощущает свою маргинализацию. «Индуизация» «крупнейшей в мире демократии» продолжается уже некоторое время. Все началось со штурма и разрушения исторической мечети Бабри в Айодхии в 1992 году толпой, возглавляемой индуистской националистической партией БДП ( Бхаратия Джаната Парти).В то время индуистские националисты призывали к строительству храма на месте мечети, которая, как они утверждали, была возведена на месте рождения Рамы. Прежде чем власти или судьи смогли принять какое-либо решение, толпа опустошила место поклонения мусульман.

Религиозная поляризация общества привела БДП к власти в 1998 году. В 2020 году нынешний премьер-министр Моди заложил первый камень в фундамент нового храмового комплекса на месте разрушенной мечети. В последние годы праворадикальные индусы последовательно разжигали нарратив о подавлении их идентичности. Подавление, которое должно быть обращено вспять путем переориентации школьных программ, культуры памяти и политики памяти. Более тысячи лет мусульманского влияния на индийскую культуру отбрасываются как вмешательство захватчиков.

Теперь это должно быть «исправлено», говорят фанатики. Исправление – это эвфемизм для полного отрицания мусульманской культуры, идентичности и, где это применимо, населения. Названия городов, звучащие по-мусульмански, внезапно меняются на индуистские, например, Аллахбад теперь Прайаградж; Гульшанабад теперь Нашик. Или закрашиваются дорожные знаки на урду.

 

Атмосфера становится все более исламофобской

Похоже, никого не интересует тот факт, что эти изменения названия не имеют исторического оправдания. Но религиозные фанатики по всему спектру не известны своим уважением к какой-либо логике. В 2018 году главный министр БДП в штате Трипура заявил, что Интернет был изобретен древним народом Индии и что он уже упоминался в индуистском эпосе Махабхарата.

В фильмах и на телевидении индуистских махарадж прославляют за их “героические деяния”, а мусульманских правителей изображают кровожадными агрессорами. Смысл, стоящий за этим обрамлением, ясен. Индия – это прежде всего страна индусов. В интервью в 2015 году один из ведущих членов БДП заявил, что мусульмане в Индии являются гражданами второго сорта, которые должны соответствовать индуистским обычаям.

На конференции в начале 2022 года экстремистские лидеры индуизма открыто призвали к геноциду индийских мусульман: верховный суд страны счел необходимым вмешаться. Комментарии, сделанные недавно отстраненным от должности представителем БДП Нупуром Шармой, являются еще одним отражением этой крайне напряженной сцены.
Ее заявления привели к призывам к бойкоту индийской продукции, особенно в арабских государствах Персидского залива, некоторых ключевых экономических партнерах Индии. Попытки министерства иностранных дел Индии смягчить ее комментарии не смогли скрыть тот факт, что в Индии совсем по-другому относятся к критике. С одной стороны, многие сторонники БДП защищали заявления Шармы, а с другой, критики подверглись актам возмездия.

Например, 12 июня 2022 года были задействованы бульдозеры, чтобы сровнять с землей дом 24-летней мусульманской активистки и критика БДП Африн Фатимы в Аллахбаде. Накануне полиция обвинила отца Африн Джаведа в организации протестов против исламофобских комментариев представителя БДП. Вскоре ему было приказано покинуть дом, который должен был быть снесен на следующий день, поскольку у него “не было разрешения на строительство”.

Демократические ценности Ганди и светскость Неру угасают

Чиновников не волновало, что дом был построен 20 лет назад или что налог на имущество был актуальным. Еще меньше того, что Джавед даже не был владельцем собственности, которая принадлежала его жене. Не было представлено никакого судебного постановления, санкционирующего снос. В течение нескольких часов дом превратился в руины. Многие наблюдатели говорят, что это был не спор о строительстве, а акт мести радикального индуистского главного министра штата Уттар-Прадеш Йоги Адитьяната, который хотел преподать урок критикам политики БДП. В субботу представитель Адитьяната опубликовал в Твиттере изображение бульдозера с заголовком: «Помните, за каждой пятницей следует суббота”»
Демократические ценности Ганди и секуляризм Неру постепенно подавляются. Голоса, призывающие к большей терпимости и уважению прав меньшинств, клеймятся как предатели индуистской нации. Настроения становятся все более агрессивными, в первую очередь в социальных сетях. Неоднократно совершались нападения со смертельным исходом на мусульман и представителей других религиозных меньшинств. Толпа, по–видимому, диктует политику – либо это, либо ее намеренно используют в коварных целях, направленных на распространение дешевой пропаганды.

И если внутренних проблем обеих стран было недостаточно, то конфликт из-за региона Кашмир продолжает тлеть между двумя ядерными державами. Тупиковая ситуация, которая еще больше усугубилась из-за отмены правительством Моди особого статуса региона в 2019 году. Кроме того, в новой американской политике сдерживания Китая Индия играет все более важную роль. Встреча неформального альянса безопасности QUAD (США, Япония, Индия, Австралия) в мае должна послужить четким свидетельством этого. В любом случае, в последние годы наблюдается рост напряженности в отношениях между Индией и Китаем.
На таком фоне 75-ю годовщину независимости обеих стран встретили со смешанными чувствами.
Мохаммед Лукман

Qantara.de

Фото  АР: Махатма Ганди и Мохаммад Али Джинна

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать