Главная История и География Буддизм с точки зрения Ислама

Буддизм с точки зрения Ислама

через Исмаил
0 комментарий 250

 

Буддизм – это религия более чем 500 миллионов человек по всему миру. Большинство этих людей живут в Азии, но есть значительные буддийские общины и на других континентах. Существуют две основные буддийские традиции: Тхеравада (Школа старейшин) и Махаяна (Великая колесница). Буддизм не является строго религией, и его часто называют философией жизни.

Кем был Будда?

Согласно Священному писанию Тхеравады, Будда (Сиддартха Гаутама) родился в 5 веке до нашей эры. Он был сыном короля Шуддходаны, правителя небольшого королевства на территории современного Непала. Вскоре после его рождения восемь брахманов были призваны предсказать будущее ребенка. Семь брахманов предсказали, что юный принц либо станет великим правителем, либо откажется от мирских удовольствий и будет жить жизнью святого человека. Один, однако, был уверен, что ребенок будет святым человеком. Король питал большие мирские амбиции по отношению к своему сыну, поэтому держал принца в пределах королевского дворца. В возрасте 29 лет принц сбежал из заточения и несколько раз встречался с внешним миром. Эти встречи стали известны в Священном Писании как четыре видения.

Когда Сиддартха увидел старика, больного человека, труп и эстета, отрекшегося от всех мирских благ, он решил отправиться на духовный поиск. Этот поиск состоял в том, чтобы найти постоянный конец страданиям, которые он наблюдал. Он учился у лучших религиозных учителей, но обнаружил, что они не могут навсегда положить конец страданиям. Затем он практиковал крайний эстетизм, веря, что может освободить человеческий дух, отрекшись от плоти. Сиддартха подвергся длительному голоданию, задержке дыхания, воздействию боли и чуть не уморил себя голодом до смерти, прежде чем понял, что это не способ положить конец человеческим страданиям.

Сиддартха не отказался от своих поисков, но решил довериться своим собственным внутренним ощущениям и практиковать медитацию. Он сел под смоковницей, известной как дерево Бодхи, в городе Бодхгая, Индия, и поклялся не вставать, пока не достигнет просветления. Через несколько дней он разрушил ограничения своего ума, освободив себя от цикла страданий и перерождений, став таким образом полностью просветленным существом. Именно благодаря этой медитации Сиддартха открыл то, что буддисты называют Срединным путем, путем умеренности между крайностями потакания своим желаниям и самоуничижения.

Вскоре после просветления Будда («просветленый» на санскрите), ранее известный как Сиддартха, основал монашескую общину («сангху)и провел остаток своей жизни, путешествуя и обучая пути к просветлению. Будда умер в возрасте около 80 лет в Кушинагаре, Индия.

Это изложение соответствует школе мысли Тхеравады и несколько отличается от других изложений. Историческая точность также была поставлена под сомнение, но, по словам американского буддолога Майкла Карритерса, «очертания жизни должны быть правдивыми: рождение, зрелость, отречение, поиск, пробуждение и освобождение, учение, смерть».

 

Основные буддийские учения

 

Буддизм делится на два основных направления и несколько подразделов в зависимости от страны и культуры, однако большинство традиций разделяют фундаментальный набор верований. Одно из фундаментальных верований буддизма часто называют реинкарнацией, однако это не совсем верно. Буддийская вера – это перерождение, а не реинкарнация. Это объясняют это следующим образом.

«В реинкарнации индивидуум может повторяться неоднократно. При перерождении человек не обязательно возвращается на Землю в качестве того же существа когда-либо снова. Он сравнивает это с листом, растущим на дереве. Когда увядающий лист опадает, новый лист в конечном итоге заменит его. Он похож на старый лист, но он не идентичен оригинальному листу».

Другие фундаментальные верования включают в себя три драгоценности, четыре благородные истины, восьмеричный путь и пять заповедей. Три драгоценности – это Будда, Дхарма ( путь учения ) и Сангха (община), и принятие прибежища в них является основой буддийской практики. Четыре благородные истины – это универсальность страдания, происхождение страдания, преодоление страдания и путь, ведущий к подавлению страдания.

Путь известен как восьмеричный путь и состоит из дришти (ditthi): видение реальности такой, какая она есть, а не только такой, какой она кажется, санкалпа (sankappa): намерение отречения, свободы и безвредности, вак (vāca): говорить правдиво и не причинять вреда, карман (камманта): действовать безвредным образом, адживана (аджива): не причиняющий вреда образ жизни, вьяяма (ваяма): прилагать усилия к совершенствованию, смрити (сати): осознанность, позволяющая видеть вещи такими, какие они есть, с ясным сознанием, осознавая существующую реальность внутри себя., без какой-либо жажды или отвращения, самадхи (samādhi): правильная медитация или концентрация.

Пять заповедей описывают буддийскую этику. Не убивайте, будьте добры ко всем существам. Не кради, скорее отдавай, чем бери. Не лги, будь честным и открытым. Не злоупотребляйте сексом, не употребляйте алкоголь и не употребляйте наркотики.

Точно так же, как индуистское и буддийское объяснения реинкарнации и перерождения различаются, так же различается и использование термина нирвана. В индуизме это единение с Высшим Существом, для эстетических святых людей в различных индийских религиях, включая джайнизм, индуизм и буддизм, это состояние свободы от страданий, а в буддизме оно приобретает буквальное значение «задувания» или тушения пожаров ненависти, жадности и заблуждений. Нирвана также характеризуется трансцендентальным знанием или бодхи – концепцией, переводимой на английский как ‘просветление’. Сам Будда никогда не давал точного определения Нирване. Однако в буддизме Бога нет, скорее, разорвав цикл перерождений и достигнув просветления, буддисты верят, что они достигнут состояния Нирваны – вечного бытия, конца страданий, состояния, в котором нет желаний и индивидуальному сознанию пришел конец.

 

Итак, в буддизме конечная цель состоит в том, чтобы разорвать цикл перерождений и достичь просветления или нирваны. Нирвана – это трансцендентное состояние, в котором нет страданий, желаний или самоощущения. Будда, однако, не дал полного определения нирваны. Стоит отметить, что термин «Будда» чаще всего относится к основателю буддизма Сиддартхе Гаутаме, однако Буддой может называться любой человек, достигший полного просветления, или нирваны.

В большинстве религиозных групп и традиций ключевой верой является принятие Высшего Существа, другими словами, Бога-Творца. Однако во всех буддийских традициях ключевым убеждением является важность медитации. Это считается путем к освобождению – прекращению человеческих страданий. Буддисты не верят ни в творца, ни в личного Бога, на самом деле буддизм отвергает такое понятие и считает Бога ответом на человеческий страх и разочарование. Согласно буддийской идеологии, люди создают идею Бога, чтобы утешить себя в наполненном страхом и враждебном мире.

Первобытный человек жил в страхе перед дикими животными и такими природными явлениями, как гром и молния. Буддисты верят, что концепция Бога возникла из этого страха; они также считают, что нет никаких доказательств или исследований, доказывающих, что Бог существует, поэтому Бог не нужен людям для счастливой или осмысленной жизни. В конце концов, буддисты говорят, что миллионы людей счастливы и были счастливы без какой-либо веры в богов или Всевышнего. С другой стороны, мусульмане с уверенностью знают, что истинное счастье недостижимо без подчинения воле Бога. Страх и разочарование, говорит Ислам, могут быть побеждены только полным доверием к Богу.

Хотя в буддизме нет единого всемогущего Бога-творца, буддисты Махаяны поклоняются бодхисаттвам. Это богоподобные люди, которые достигли просветления и могли бы войти в Нирвану, но предпочли остаться в мире, чтобы помогать другим. Некоторые школы Махаяны, процветавшие за пределами Индии, действительно приписывают некоторую степень божественности трансцендентному Будде (любому, кто достиг просветления), однако это несопоставимо с Богом монотеистических религий, таких как ислам. В некоторых буддийских священных текстах Будда (Сиддартха) опровергает утверждения одного из этих богов и показывает, что он подчиняется кармическому закону.

Концепция кармы существовала до пришествия Будды (Сиддартхи), но он определил и объяснил ее. Говоря простыми словами, закон кармы объясняет неравенство, существующее между людьми. Согласно буддизму, неравенство – это результат наших собственных прошлых действий и наших собственных поступков в настоящем. Мы сами несем ответственность за наше собственное счастье и несчастье. Мы сами создаем свой Рай или ад; на самом деле мы архитекторы нашей собственной судьбы. Буддизм говорит нам, что ничто не является фиксированным или постоянным, изменения возможны, а действия имеют последствия. Концепция, которую можно сравнить с христианской теорией пожинания того, что вы сеете, или аятом  из Корана, который гласит:

«Если вы делаете добро, вы делаете добро для самих себя, а если вы делаете зло (вы делаете это) против самих себя». (Коран 17:7)

В прямую противоположность буддийской вере ислам учит, что существует Единый, всемогущий Бог-Творец, Поддерживающий Вселенную, всемилостивый и часто прощающий. Он один, без партнеров или единомышленников.

Согласно многим буддийским веб-сайтам и книгам, буддизм заключается не в том, чтобы верить или не верить в Бога, а в том, чтобы признать, что такая вера бесполезна при попытке достичь просветления. Буддизм – это не атеизм, это, по сути, нетеизм. Почему же тогда, вы можете задаться вопросом, часто можно увидеть, как люди по всей Азии молятся изображениям Будды или делают им подношения в знак преданности?

Когда буддист делает подношения цветов или еды, он проявляет уважение к Будде, он дарит цветы и благовония для святилища и еду для монахов. Когда буддист простирается ниц перед изображением, он признает, что Будда достиг совершенного просветления. Напротив, когда мусульманин простирается ниц, нет никаких изображений или иконографии; мусульманин касается лбом земли, заявляя о своей полной покорности Богу, который один, без партнеров, потомства или посредников.
В 5 веке до нашей эры, после того, как Сиддхартха предположительно достиг просветления, Будда и его последователи широко путешествовали по всей Индии, распространяя это послание. Буддизм в его различных формах вскоре распространился по всей Индии и в Шри-Ланке, Юго-Восточной Азии, Китае, Корее, Японии, Тибете, Непале и Монголии. Даже сейчас, столько лет спустя, буддизм продолжает распространяться в западном мире.

ИАЦ «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать