Главная История и География Нагорный Карабах: История и нынешняя ситуация кровавого конфликта

Нагорный Карабах: История и нынешняя ситуация кровавого конфликта

через Исмаил
0 комментарий 29

 

Когда любой объективный наблюдатель смотрит на геополитическую карту мира и ее кризисные точки, он рано или поздно добирается до Нагорного Карабаха на Южном Кавказе. Этот этнически армянский регион в составе Азербайджана на протяжении столетия был предметом спора между Арменией и Азербайджаном. Из-за этого две страны и два народа находятся в состоянии войны уже более 100 лет, конечно, с перерывами.

По большей части там царит хрупкий мир, но время от времени вспыхивают войны и инциденты, приводящие к большим жертвам. Что еще хуже, этот отдаленный горный регион ядовито отравляет армяно-азербайджанские отношения, и конца конфликту не видно. Хотя по всему миру существуют горячие точки кризиса, с точки зрения применения силы конфликт в Нагорном Карабахе можно сравнить только с израильско-палестинским конфликтом. Даже в самые мирные периоды это вопрос недели или месяца, когда прольется кровь солдат или гражданских лиц.

Общая информация о регионе

Название провинции имеет интересные корни. Слово “нагорный” по-русски означает “горный”, в то время как слово “Карабах” представляет собой комбинацию турецких и персидских слов, которые вместе означают “черный сад”. Регион расположен между Нижним Карабахом и Сюником на юго-восточном массиве Малого Кавказа. Через Нагорный Карабах протекают несколько небольших, быстротечных рек, которые проходят через богатую полезными ископаемыми страну на своем пути в центральную долину. В результате получаются труднопроходимые, но богатые сельскохозяйственными угодьями земли с небольшим количеством лесов. Площадь региона составляет 4400 квадратных километров. О том, что это горная местность, свидетельствует тот факт, что в среднем этот регион находится на высоте 1100 метров над уровнем моря. Столицей является Степанакерт, который на практике является столицей непризнанной Республики Арцах.

Регион непосредственно не граничит с Арменией, но соединен с ней Лачинским коридором – горным перевалом, который с конца 2020 года находится под контролем российских миротворческих сил. Природная среда варьируется от степи в низменностях до густых лесов из дуба, граба и бука на нижних склонах гор, до березовых лесов и альпийских лугов. Регион располагает многочисленными ресурсами, такими как минеральные источники и залежи цинка, угля, свинца, золота, мрамора и известняка. Относительно недалеко, несколько севернее, проходят важные нефте- и газопроводы со стороны Азербайджана в Турцию и Европейский союз, поэтому энергетическое значение провинции очевидно. Любой конфликт угрожает нарушить поставки нефти и газа в Европу.

Историческое развитие

Османская, Персидская и Российская империи долгое время рассматривали Нагорный Карабах как часть Кавказских гор, которые служили естественным барьером против нападений других держав. Провинция с древних времен была домом для армян-христиан и азербайджанских мусульман. В зависимости от того, какая великая держава обладала властью, она благоприятствовала одной нации за счет другой. Это способствовало возникновению стойкой вражды между двумя очень родственными кавказскими народами. В 19 веке регионом управляла царская Россия, которая предоставляла привилегии армянам. Вот почему население армянских православных росло, в то время как число мусульман постоянно сокращалось, и они бежали в Иран и Турцию. Российская перепись населения 1897 года показала, что в Нагорном Карабахе проживало 43% армян и 55% азербайджанцев.

Напряженность между двумя нациями возросла при российском правлении. Погромы унесли жизни тысяч представителей обеих наций во время хаотичной русской революции 1905 года. Это повторилось в гораздо большем масштабе после распада Российской империи в 1917 году. Когда в 1918 году новый независимый Азербайджан заявил о своих притязаниях на Нагорный Карабах, большинство армянского населения провинции оказало сопротивление, сформировав Армянский Карабахский национальный совет. Британские войска, дислоцированные в регионе после окончания Первой мировой войны, оказывали поддержку Азербайджану, надеясь вырвать страну из-под советского влияния и получить доступ к значительным запасам нефти. Опасаясь враждебного окружения, карабахские армяне в 1920 году напали на азербайджанские гарнизоны. В ответ азербайджанская армия сравняла с землей армянский квартал Шуши, крупнейшего города региона, и тысячи мирных армян были убиты.

Советское время

В то время как азербайджанская армия оккупировала Нагорный Карабах, в апреле 1920 года она потеряла контроль над Баку, который был оккупирован большевиками. К 1921 году весь Южный Кавказ находился под советским контролем. С уходом британцев появились некоторые признаки того, что Нагорный Карабах будет передан армянскому государству, но геополитическая ситуация изменилась в начале 1921 года с нормализацией отношений между СССР и Турцией. В качестве уступки Турции (турки боялись сильного армянского государства) провинция была включена в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики в качестве автономной области. Это было предусмотрено турецко-советским соглашением о нормализации отношений.

Однако и это тоже не прошло гладко. Советские власти сформировали Кавбюро (комиссию по Южному Кавказу в составе семи человек), которое 4 июля 1921 года приняло спорное решение о включении Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР! Однако уже на следующий день последовал протест азербайджанских товарищей, поэтому Сталин лишь подтвердил то, о чем уже было договорено с турками, что провинция останется частью Азербайджана. Сталин не изобрел ничего нового, а лишь подтвердил соблюдение исторических границ. Наконец, декретом из Баку в июле 1923 года провинция была определена как часть автономной области Азербайджанской ССР. Нагорный Карабах получил широкую региональную автономию, центр находился в Шуше, которая позже была перенесена в Степанакерт.

Границы провинции были очерчены таким образом, чтобы включить армянские деревни и исключить как можно больше азербайджанских. Однако эмиграция азербайджанцев продолжалась, и к 1926 году провинция на 94% состояла из армян. Сезонное присутствие азербайджанцев в регионе еще больше сократилось во время кампаний коллективизации 1930-х годов. Все это способствовало укреплению территориальных притязаний Армении.

Армянское большинство в провинции вскоре возмутилось тем, что они сочли чрезмерным азербайджанским влиянием. Хотя автономным областям в Советском Союзе была предоставлена широкая культурная и языковая свобода, учителя армянского языка в Азербайджане могли учиться в Степанакерте или Баку, но азербайджанские официальные лица никогда не давали им разрешения на обучение в столице Армении Ереване. Жители Нагорного Карабаха требовали большей автономии, но власти Советского Азербайджана упорно отказывались. Уровень рождаемости в Армении начал снижаться, и многие покинули регион, чтобы работать в крупных городах. Сельское население этого района вновь приобретало азербайджанский характер, чему способствовало республиканское правительство из Баку, поощрявшее заселение азербайджанцами.

К 1979 году население Нагорного Карабаха составляло примерно 25% азербайджанцев. Это изменение вновь обострило напряженность. Армянские и азербайджанские историки в это время также начали пропагандировать радикально разные взгляды на историю и культуру региона, подготавливая почву для грядущего конфликта. Этому конфликту пришлось бы подождать, пока СССР не вступит в свою заключительную фазу существования при Михаиле Горбачеве в конце 1980-х годов. Следует отметить, что, несмотря на этническую напряженность, пока СССР был силен, провинция жила в мире.

Регион скатывается к войне

Горбачевская политика гласности положила конец сепаратистским требованиям Карабаха об объединении с Арменией в 1988 году. Позже в том же году вспыхнули этнические конфликты, и антиармянские беспорядки унесли много жизней в азербайджанских городах Баку и Сумгаит. Нападения на азербайджанцев имели место в Нагорном Карабахе, а затем распространились на Армению. Зимой 1988 года Москва ввела в провинции чрезвычайное положение, но слабеющее советское государство мало что могло сделать для примирения двух сторон. Инциденты стали еще более ожесточенными, и к ноябрю 1989 года Советы смирились с ситуацией, отменив чрезвычайное положение без четкого мирного плана.

Ситуация вышла из-под контроля после того, как Азербайджан провозгласил независимость от СССР в октябре 1991 года, а Нагорный Карабах провозгласил независимость от Азербайджана в декабре 1991 года после референдума, на котором 99% избирателей высказались за независимость. Азербайджанцы бойкотировали референдум. Армения поддерживала сепаратистские устремления своих соотечественников, однако с распадом СССР границы республики стали межгосударственными, поэтому вопрос Нагорного Карабаха стал внутренним вопросом Азербайджана. Однако вмешалась Армения, и началась гражданская война между двумя новыми народами.

Первая война за Нагорный Карабах

С начала 1992 по начало 1994 года велась первая война за Нагорный Карабах. Дополнительный импульс войне придало изгнание населения: армян из Азербайджана и азербайджанцев из Армении. Армянские войска сосредоточили свои силы в Агдамском, Физулинском и Джабраильском районах. После осады и тяжелых боев армяне захватили Агдам, а затем Физули и Джабраил. Это стратегически очень важные районы между Нагорным Карабахом и границей с Ираном.

В то же время армяне укрепили контроль над ключевым Лачинским коридором, который соединяет спорный регион с Арменией. Хотя в конце 1993 года азербайджанские войска перешли в контрнаступление, оно провалилось и не принесло значительного прогресса. При посредничестве Российской Федерации в мае 1994 года в столице Киргизии Бишкеке было подписано перемирие. На тот момент армянские войска контролировали 14% территории Азербайджана.

Результатом стала победа Армении, то есть контроль над спорной провинцией, а также семью дополнительными приграничными районами Азербайджана, которые использовались в качестве буферных зон вокруг Нагорного Карабаха. По оценкам, в ходе боевых действий погибло от 15 000 до 20 000 человек, включая гражданских лиц, и сотни тысяч были перемещены. Около 200 000 армян покинули Азербайджан, а 185 000 азербайджанцев бежали из Армении. 50 тысяч азербайджанцев покинули Нагорный Карабах, и еще 500 тысяч бежали из азербайджанских провинций, оккупированных армянской армией. В войне принимали участие многочисленные иностранные наемники и/или добровольцы из Украины, России и других стран. На азербайджанской стороне участвовало от 1500 до 2500 афганских моджахедов и чеченских боевиков. Обе стороны широко использовали российское оружие и технику.

Хрупкий мир

В течение следующих двадцати лет царил хрупкий мир, в котором обе стороны по-прежнему считались врагами, и перемирие время от времени нарушалось. Вопрос о статусе Нагорного Карабаха продолжал доминировать в политической жизни обеих стран. По меньшей мере два премьер–министра Армении были выходцами из этой провинции, которая заняла важное место в армянской идентичности – ее даже называют “армянским раем”. В отличие от них, правительство Азербайджана продолжало напоминать своему населению о конфликте и проблемах, вызванных армянской оккупацией юга страны.

За этим последовали дипломатические усилия международного сообщества по мирному урегулированию конфликта. Еще в 1992 году Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) создала Минскую группу для того, чтобы найти дипломатическое решение. В 1996 году в Лиссабоне сопредседателями Минской группы стали Россия, Франция и США, которые взяли на себя руководство мирным процессом. Группа предложила прекратить армянскую оккупацию семи районов Азербайджана и предоставить автономию Нагорному Карабаху из уважения к территориальной целостности и суверенитету как Азербайджана, так и Армении.

План состоял в том, чтобы предоставить спорной провинции наибольшую степень автономии в обмен на то, чтобы она осталась в составе Азербайджана. Кроме того, всегда заботились о возвращении перемещенных лиц. Эти планы провалились в 1996 и 1997 годах из-за противодействия Армении, поскольку армяне не хотели отдавать украденные части азербайджанской территории. В 1999 году под эгидой Минской группы в США продолжились армяно-азербайджанские переговоры, но безрезультатно.

Провал дипломатии

Дипломатическое посредничество продолжалось в Праге в апреле 2004 года. В том и следующем году было проведено 11 встреч представителей двух стран, но мирное соглашение достигнуто не было. В 2006 году казалось, что может произойти сближение взглядов, но переговоры в Рамбуйе и Бухаресте закончились бесславно. В ноябре 2007 года в Мадриде состоялись переговоры. Так называемые Мадридские принципы: вывод армянских войск из Азербайджана, предоставление автономии Нагорному Карабаху в составе Азербайджана, свободный доступ к Лачинскому коридору, право беженцев на возвращение и т.д.

В декабре 2009 года Минской группой и министрами иностранных дел Азербайджана и Армении было принято совместное заявление, в котором говорилось о прогрессе в принятии “Мадридских принципов”. В октябре 2010 года в Астрахани президенты двух стран договорились об обмене пленными и обеспечении возможности возвращения останков погибших. Была подтверждена приверженность мирному урегулированию. Однако все эти усилия Минской группы и других посредников не дали конкретных результатов. В апреле 2016 года по инициативе Азербайджана вспыхнула четырехдневная война, поскольку они были раздражены провалом дипломатии. Территориальные изменения были незначительными, и потери понесли оба государства.

Вторая война за Нагорный Карабах

Напряженность сохранялась в крайне непростой геополитической атмосфере между Западом и Востоком. В июле 2020 года армянские войска атаковали город Товуз в Азербайджане, который имеет стратегическое значение, поскольку расположен на важных энергетических маршрутах. Конфликт побудил азербайджанскую сторону попытаться улучшить ситуацию на поле боя в свою пользу с помощью крупного наступления. В конце сентября 2020 года началась шестинедельная Вторая война за Нагорный Карабах, в которой Азербайджан одержал значительную победу. Благодаря российской дипломатии война закончилась 10 ноября.

Баку вернул все оккупированные территории за пределами спорного региона, а также части Нагорного Карабаха, включая культурно значимый город Шуша. Около двух тысяч российских солдат размещены в качестве миротворцев вдоль Лачинского коридора с мандатом не менее чем на пять лет. Война была отмечена использованием беспилотных летательных аппаратов, сенсоров, тяжелой артиллерии дальнего действия и ракетных обстрелов, а также государственной пропаганды. ООН решительно осудила войну, но это не остановило ее продолжительность.

Постоянная нестабильность в регионе

Война 2020 года принесла изменения в пользу Азербайджана, но проблема Нагорного Карабаха по-прежнему остается актуальной. На территории площадью 3100 квадратных километров все еще существует международно непризнанная Республика Арцах, которая изолирована от всего мира, за исключением Армении. Незаконное армянское образование все еще существует в самом сердце Азербайджана. Население на 99,7% состоит из армян, а основным языком является армянский. Регион соединен с Арменией узким Лачинским коридором.

Международное сообщество призывало к мирному урегулированию конфликта путем переговоров, но США, Россия и Китай оставались в основном нейтральными, не предпринимая более конкретных шагов. Азербайджан, теперь, когда после перемирия он пользуется сильной поддержкой Турции, остается гораздо более могущественной страной. Следует признать, что в последнее время, в то время как Арменией в принципе правит прозападное правительство во главе с Николой Пашиняном, США пытаются поддержать армян, но конкретных результатов пока не видно.

В последние месяцы ситуация накалилась еще больше. В марте и апреле этого года произошли спорадические столкновения, самые смертоносные после кратковременной эскалации в сентябре 2022 года, когда армянские официальные лица заявили, что Азербайджан убил 105 их офицеров, а азербайджанцы сообщили, что был убит 71 военнослужащий. С декабря 2022 года коридор Laca был заблокирован активистами под видом защиты окружающей среды, но на самом деле по политическим мотивам.

Блокада влечет за собой серьезные последствия для населения. Импорт продовольствия, топлива и медикаментов был заблокирован, а 120 тысяч жителей провинции попали в плен, что создало гуманитарный кризис. Широко распространена нехватка продовольствия, медикаментов и электричества. Министерство иностранных дел Армении заявило, что контрольно-пропускные пункты являются “вопиющим нарушением” соглашения о прекращении огня от 2020 года. В нем содержался призыв к российским миротворцам в Нагорном Карабахе “устранить незаконную блокаду” и обеспечить вывод азербайджанских войск.

Поскольку Россия занята Украиной, ЕС в последние два года взял на себя ведущую роль посредника между Арменией и Азербайджаном, и на то есть веская причина: успех в стабилизации ситуации на Южном Кавказе окупился бы экономически. То есть это смягчило бы негативные последствия санкций против России, поскольку Азербайджан легко мог бы стать основным поставщиком нефти и газа в ЕС. На стратегическом уровне ЕС нужны не новые войны по соседству, а мир. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян провели беседу 14 мая в Брюсселе, которую принимал президент Европейского совета Шарль Мишель. Планируется, что в ближайшие недели последуют дополнительные переговоры в других странах Востока и Запада, но вопрос в том, приведут ли они к конкретному прогрессу. Даже если что-то будет согласовано, сомнительно, будет ли это реализовано на местах и каким образом. Хорошим примером являются израильско-палестинские соглашения, например, заключенные в Осло в 1993 году, которые так и не были реализованы на местах.

Мирной реинтеграции нет альтернативы

Какое бы решение по Нагорному Карабаху ни было согласовано, важно, чтобы оно носило мирный характер. Ни одна из сторон не имеет возможности в одностороннем порядке победить другую и получить то, что они хотят. Никто не может провести свою операцию так, как Хорватия в 1995 году. Единственным рациональным решением является уважение международных границ Азербайджана и мирная реинтеграция спорного региона в конституционный и правовой строй Азербайджана. В то же время армяне должны получить все возможные права как национальное меньшинство, а Нагорный Карабах – как провинция, в которой проживает большинство армян. Хорошим примером является успешная реинтеграция хорватского Придунайского региона в период с 1996 по 1998 год под наблюдением ООН.

Провинции могла бы быть предоставлена высокая степень автономии, как Южному Тиролю с немецким большинством в Италии или шведской автономной провинции Аландские острова в составе Финляндии. Хорошим примером являются права кантонов в Федерации Боснии и Герцеговины в соответствии с первоначальным Вашингтонским соглашением. В любом случае, следует начать демилитаризацию, предоставить Нагорному Карабаху политическую автономию, а политические, культурные, языковые и религиозные права меньшинств должны быть институционально обеспечены. Соглашение должно быть создано представителями азербайджанского и армянского народов, а не бюрократами ЕС или бюрократами из Америки, России или Турции. Есть исключения, но большинство из них – высокомерные иностранцы, которые в первую очередь заботятся о собственном продвижении по службе. В конце концов, немыслимо, чтобы ЕС, США или Турция были сформированы иностранными дипломатическими переговорщиками. Иностранцы могут быть только посредниками и никогда не наставниками. Когда армяне и азербайджанцы поймут, что они направлены друг на друга больше, чем на кого-либо другого, решение будет видно.

Автор- Матья Шерич

Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать