Главная Ислам и Современность Как нарушение «статус-кво» мечети Аль-Акса вновь разожгло израильско-палестинский конфликт

Как нарушение «статус-кво» мечети Аль-Акса вновь разожгло израильско-палестинский конфликт

через Исмаил
0 комментарий 42

 

В пятницу, 29 сентября, Даниэль Зайдеман, израильский юрист, специализирующийся на израильско-палестинских отношениях в Иерусалиме, внес последние штрихи в исследовательскую работу, которую ему поручило написать исследовательское подразделение Arab News.

Предметом обсуждения был комплекс мечети Аль-Акса на Харам аш-Шариф, известный евреям и христианам как Храмовая гора, который имеет такое значение для всех трех авраамических религий, но где могут молиться только мусульмане, а посещать его могут только представители других исповеданий.

Таков, по крайней мере, статус-кво, который сохранялся на этом объекте с 1967 года.

Но как основатель «Земного Иерусалима», неправительственной организации, сосредоточенной на поиске решения вопроса о городе в соответствии с принципом сосуществования двух государств, в последние месяцы Зайдеман все больше осознавал и был обеспокоен тем, что хрупкий баланс, который поддерживался на этом месте в течение последних 56 лет, был нарушен. опасность быть разорванным на части.

Это, как он понимал, было прямым путем к катастрофе, и в надежде предотвратить ее он стремился «ознакомить как руководство, так и общественность в целом с соответствующими фактами».

Чуть больше недели спустя Зайдеман проснулся утром в субботу, 7 октября, с известием о том, что палестинская военизированная группировка ХАМАС начала свою разрушительную атаку на Израиль из Газы.

Когда он слушал разворачивающиеся новости, для него не стало неожиданностью, когда он услышал, что командир ХАМАС Мохаммед Дейф описал нападение как «операцию ”Потоп Аль-Аксы“», которая, по его утверждению, была начата в отместку за «осквернение» Израилем комплекса мечети Аль-Акса.

Независимо от того, было ли нападение мотивировано исключительно недавними событиями в мечети или нет — а ХАМАС, безусловно, ранее предупреждал о все более частых нарушениях давно установленного статус-кво на этом объекте, — Зайдеман знал наверняка одно.

«Аль-Акса, без сомнения, была способствующим фактором, – сказал он. -Это всегда возвращается к Аль-Аксе, и последнее слово всегда остается за Иерусалимом.

“Мы должны ознакомить как израильскую общественность, так и арабский мир с идеей Иерусалима, который позволит сосуществовать этим противоречивым повествованиям. Это не утопия, но Иерусалим знает, как это сделать.

“И независимо от того, осуществится это или нет, мы всегда будем иметь дело с вопросом Аль-Аксы, и никто в арабском или мусульманском мире не может позволить себе игнорировать его”.

Деликатность этого места была подчеркнута 27 сентября, когда сообщалось, что Найеф Аль-Судаири, недавно назначенный посол Саудовской Аравии в Палестине, согласился отложить запланированное посещение мечети Аль-Акса из уважения к неопределенным опасениям палестинцев.

Считается, что это связано с нежелательным увеличением присутствия израильских сил безопасности на этом объекте, что способствовало серии провокационных визитов еврейских религиозных экстремистов, которые в конечном счете намерены построить на этом месте еврейский храм.

Экстремисты пользуются поддержкой многих в израильском кабинете министров. 3 октября Итамар Бен-Гвир, министр национальной безопасности Израиля правого толка, призвал Кнессет и кабинет государственной безопасности срочно рассмотреть вопрос об «открытии Храмовой горы для евреев в режиме 24/7».

В тот день 500 членов движения израильских поселенцев вошли на территорию комплекса. На следующий день, на пятый день еврейского праздника Суккот, более 1000 человек ворвались на территорию комплекса, повторив представление, которое в последние месяцы можно было наблюдать все чаще и чаще.

На этот раз вторжение, совершенное не только при свидетелях, но и при содействии сотрудников израильских сил безопасности, вызвало упрек израильского правительства со стороны Иордании, которая с 1924 года является общепризнанным хранителем этого места под эгидой назначенного Иорданией иерусалимского вакфа и департамента по делам мечети Аль-Акса.

В письме протеста израильскому посольству в Аммане Министерство иностранных дел Иордании осудило «вторжения сторонников жесткой линии, поселенцев и членов Кнессета в священную мечеть Аль-Акса под охраной полиции” и “ограничение доступа верующих в мечеть, осквернение исламских могил и участившиеся нападения на христиан в Иордании оккупированный Иерусалим».

Зайдеман сказал, что идеологическое мышление, стоящее за вторжениями в Аль-Аксу «того, что начиналось как небольшая, возможно, безумная группа, стало более распространенным».

Он добавил: «Национальная религиозная партия, идеологические правые, включая кабинет министров, рассматривают Израиль как продолжение древней библейской истории. Для них это ‘третье еврейское содружество’ после первого и второго храмов».

«Первый храм» – это храм Соломона, который, как полагают евреи, существовал на месте Храмовой горы с 10 по 6 век до нашей эры, когда он был разрушен вавилонским царем Навуходоносором II в 587 году до нашей эры. “Второй храм”, пришедший ему на смену, был разрушен римлянами в 70 году нашей эры.

«С точки зрения религиозных правых, величайшей ошибкой, допущенной Израилем с 1967 года, было решение Моше Даяна (тогдашнего министра обороны Израиля) снять израильские флаги на Храмовой горе и передать ключи вакфу», – сказал Зайдеман.

После победы в Шестидневной войне в 1967 году Израиль оккупировал Восточный Иерусалим, включая Харам аш-Шариф, и удерживает его до сих пор.

7 июня 1967 года, вскоре после того, как израильские десантники штурмовали комплекс, их командир, полковник Дж. Мотта Гур передал по радио в штаб-квартиру сообщение, которое с тех пор вызвало противоречивые отклики у правых израильтян: «Храмовая гора в наших руках».

Спорный вопрос, потому что он не будет долго находиться в их руках.

История гласит, что Даян наблюдал за разворачивающейся сценой в бинокль, когда, к своему ужасу, увидел, что один из парашютистов взобрался на вершину Купола скалы и поднял израильский флаг.

Даян, прекрасно понимавший, как грубая символика будет воспринята во всем исламском мире, приказал немедленно снять флаг. Позже, стоя у Западной стены, в момент победы Израиля, Даян сделал удивительно примирительное заявление.

«Нашим арабским соседям мы протягиваем, особенно в этот час, руку мира”, – сказал он. “Представителям других религий, христианам и мусульманам, я настоящим искренне обещаю, что их полная свобода и все их религиозные права будут сохранены.

Мы пришли в Иерусалим не для того, чтобы завоевывать чужие святые места».

Ключи от ворот и ответственность за охрану порядка и контроль над комплексом Аль-Акса были возвращены Вакуфу.

В течение последующих десятилетий евреям разрешалось входить на территорию комплекса в определенные дни через ворота Муграби. Это был единственный вход, через который немусульмане могли попасть на эспланаду.

По словам Зайдеманна, все это начало меняться после 2003 года, когда израильское правительство в одностороннем порядке ввело новые меры, которые все больше отодвигали Вакф на второй план.

Сегодня именно израильская полиция решает, кому можно, а кому нельзя посещать комплекс, и в настоящее время наблюдается рост числа поселенцев и других активистов, претендующих на это место.

«Они верят, что смысл существования этого правительства в том, чтобы отменить решение Даяна, потому что оно препятствует осуществлению божественного плана, которым является Израиль”, – сказал Зайдеман. “Сейчас это стало мейнстримом».

Это также стало символом веры для многих в израильском кабинете министров, несмотря на заявление (нынешнего премьер-министра) Биньямина Нетаньяху в 2015 году, сделанное по настоянию госсекретаря США Джона Керри, о том, что «Израиль продолжит проводить в жизнь свою давнюю политику: мусульмане молятся на Храмовой горе; немусульмане посетите Храмовую гору».

В то время генеральный секретарь ООП Саиб Эрекат отверг заверения Нетаньяху.

«До 2000 года туристы обычно входили в Харам аш-Шариф под охраной сотрудников департамента вакуфов, и немусульманам не разрешалось там молиться”, – цитирует слова Эреката The Jerusalem Post. -Но теперь израильтяне изменили правила, и туристы посещают это место после получения разрешений от израильских властей и под защитой израильской полиции».

С тех пор провокации усилились. В январе этого года израильская газета “Гаарец” назвала посещение комплекса Аль-Акса крайне правым министром национальной безопасности Израиля Бен-Гвиром «просто еще одной безответственной провокацией».

По словам Зайдемана, это был “триумфальный визит, показавший им, кто здесь главный”.

Поощряемые такими политиками, как Бен-Гвир, члены групп поселенцев, движения за Храмовую гору и Национальной религиозной партии все чаще посещают Аль-Аксу, даже несмотря на то, что в соответствии с давно принятым раввинским законом, связанным с концепциями ритуальной чистоты, евреям запрещено посещать это место.

«В мае прошлого года тысячи молодых ультраправых религиозных израильтян, празднующих победу в 1967 году, прошли маршем по мусульманскому кварталу с криками “Смерть арабам’. Это было просто ужасно. Я думаю, что это был худший день, который я могу вспомнить в Иерусалиме», – сказал Зайдеман.

Перед началом марша сотни ультранационалистов вошли в комплекс Аль-Акса.

«Они могли бы пойти любыми другими путями, но они прошли через мусульманский квартал, чтобы показать им: ”Это наше место, мы арендодатели, вы арендатор».”

И не только мусульмане подвергаются новой волне религиозной нетерпимости, сказал он.

«В последние месяцы также произошел серьезный всплеск преступлений на почве ненависти против христиан, инспирированный, я полагаю, некоторыми людьми в правительстве, которые осудили это только на прошлой неделе, впервые за восемь месяцев. Между тем мэр Иерусалима не осудил это, и городской совет не осудил это».

Экстремисты также настаивают на создании национального парка на Елеонской горе, месте, имеющем центральное значение для христианской веры.

это зеркальное отражение того, что происходит в Аль-Аксе”, – сказал Зайдеман. “Христианская святыня преобразуется поселенцами в общую христианско-еврейскую святыню таким же образом, как движение Храмовой горы хочет превратить Аль-Аксу из мусульманской святыни в общую еврейско-мусульманскую святыню”.

Дело не в том, что политики, которые пытаются саботировать статус-кво в Иерусалиме, “обязательно по своей сути расисты”, считает Зайдеман.

“Дело в том, что они понимают, что говорить с сочувствием и уважением к равенству других людей, мусульман, арабов или христиан, – это ответственность на выборах, и они потеряют голоса среди своей базы.

“Лично я бы предпочел, чтобы они были расистами, потому что в противном случае это отражение того, что с нами стало.

“В 1967 году Израиль аннексировал Иерусалим. Каждый израильский премьер-министр, пока Нетаньяху не сказал: “Давайте не будем форсировать события, особенно в отношении религиозных объектов. Мы также являемся хранителями наиболее важных объектов христианства и ислама, мы будем относиться к этому с пониманием и уважением”.”

Теперь Зайдеман говорит, что он опасается, что Израиль, все больше находящийся во власти экстремистских религиозных групп и политиков, рискует сбиться с пути.

“Оккупация – это не то, чем мы занимаемся”, – сказал он. “Оккупация – это то, кем мы стали, и она подрывает моральные устои израильского общества”.

Аль-Акса, добавил он, “становится квинтэссенцией конфликта между израильтянами и палестинцами, евреями и мусульманами. Это не облагораживает души ни одного из нас и в определенной степени осквернило очень священное место”.

6 сентября Тамир Пардо, бывший глава израильского разведывательного управления “Моссад”, заявил агентству Associated Press, что Израиль насаждает систему апартеида на Западном берегу. “Он сказал это еще до начала войны, но я думаю, что он сказал бы это и сейчас”, – сказал Зайдеман.

“Он сказал, что в этом поколении существует только одна экзистенциальная угроза Израилю. Это не иранская ядерная угроза — с этим мы справимся. Это не 100 000 ракет “Хезболлы” — ужасно, но мы можем с этим справиться.

“Но Израиль не может выжить в качестве постоянно оккупирующей державы. Израиль прекратит оккупацию, или оккупация положит конец нам”.

 

Arab News

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать