Главная Ислам и Современность Удар по вере:Дагестанская трагедия; кто и что за ней стоит? Заметки главреда

Удар по вере:Дагестанская трагедия; кто и что за ней стоит? Заметки главреда

через Исмаил
0 комментарий 88


Честно говоря, ваш покорный слуга -главред, после месяца отдыха и смены компьютерного оборудования на портале планировал написать заметки-обозрения событий в стране и мире, как это мы уже делали раньше. Тем более произошло их много, и все они достаточно значимы для нас.

Но события воскресенья 23 июня, d день, когда православные отмечали один из главных своих праздников – День Св.Троицы в Махачкале и Дербенте, когда боевики напали на православные храмы, Успенский и Покровский соответственно, в этих двух городах, убили священника ( позднее выяснялось, что жертвами стало несколько десятков человек), напали на синагогу и пост полиции, перевернули все планы. Сразу вспомнились принципы, которыми мы руководствуемся в деятельности нашей ассоциации (мыслить глобально-действовать конкретно), а так же в работе, которую, хотя и с некоторой натяжкой можно назвать журналистикой ( не мы делаем новости, а новости делают нас).

Воскресные теракты в контексте нынешней ситуации в стране выглядят настолько чудовищно, насколько и странно. Противостояние с экстремистами здесь окончилось уже два с лишним десятка лет назад, и острых инцидентов на этой почве с тех пор не было. Да и в те трудные времена обе стороны конфликта старались как можно меньше задевать религию и места религиозного поклонения.

Кто стоял за терактами? Версия, что они были совершены на фоне нервно-психических патологий, которые вполне могут проявить себя в нашей обстановке, сразу отметается. Весь ход событий, а также осуществление теракта группой лиц, указывает на то, что мы, скорее всего имеем дело со  вполне организованной «спящей ячейкой» так называемых ваххабитов. Как известно, понятие «ваххабизм» по законодательству Дагестана криминализовано. Хотя по своим взглядам «ваххабиты» это те же саляфиты, стремящиеся вернуться к духу и букве Ислама времен Благословенного Пророка и праведных халифов. Так что с точки зрения их взглядов претензий, как мусульманам к ним нет. Но совершенно нельзя согласиться с их ставкой в деле достижения своих религиозных целей на открытое, разнузданное насилие и жесткость. А подобные факты уже зафиксированы в большом количестве. Так же воскресная трагедия дала нам понять, что «спящие ячейки» экстремистов в российских мусульманских регионах продолжают существовать и при первой возможности готовы во всеоружии «выйти на дело». Это печально и опасно.

Теперь попробуем ответить на вопрос «что» стояло за действиями террористов.? Насколько их действия мотивированы реальным исламским учением. Отчасти мы ответили на этот вопрос в совместном с фондом «Наследие Каспия» заявлении по поводу терактов . И здесь мы не отказываемся от утверждения о том, что террористы этими актами сами себя вывели за границы религии Ислама.

Однако в Коране есть аяты, которые, на первый взгляд, если и не оправдывают, то может быть пытаются как то объяснить отношение к иудеям и христианам. Очень часто у большинства читающих Коран как мусульман. так и не мусульман возникает впечатление, что весь контекст Писания проникнут неприязнью к иудеям и христианам. Например, возьмем следующий аят: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.» (Коран. Сура аль-Маида 5:51). Также в сире (жизнеописании Благословенного Пророка) Ибн Исхака есть эпизод. Когда караван дяди Пророка Абу Талиба ( в котором был и подросток Мухаммад) прибыл в Сирию, они пошли в гости к известному своей мудростью христианскому монаху Сергию Бахире. Тот разглядел на теле юного Мухаммада знаки пророчества и повелел Абу Талибу всячески лелеять и оберегать его и, в частности, «беречь от иудеев.

«В чем тут дело?»- задаст вопрос быть дотошный читатель. Ведь по исламским учениям, Священный Коран свободен от противоречий. А тут получается, что в одном аяте говорится об истинности учения всех пророков, в том числе и иудейских, о том, что иудеи, христиане и мусульмане считаются людьми Одного Писания ( ахль аль-Китаб) и веруют в одного и того же Единого Бога. А в другом ну..как говорится… смотри выше.

Попробуем перейти от наших околобогословских размышлизмов к точной науке – истории, в данном случае истории раннего Ислама. Пророков Бог являл всегда там и тогда, где религия превращалась в набор ритуалов совершенно не имеющих какого-либо внутреннего религиозного и духовного содержание, исповедание религии перестало быть актом веры! Также религия превратилась просто в индикатор принадлежности к определенной национальной или общественной группе, то есть стало «пятой графой» того времени. Именно в этом смысле понятия «иудей» и «христианин» следует понимать в большинстве случаев в кораническом контексте. Они не отражают в нем реальный уровень религиозности и веры того или иного человека.

Именно такая ситуация исчерпания религиями своего духовного начала сложилась в «счастливой Аравии». Бедуины -арабы исповедовали синкретическую, фактически языческую религию, а , в которой за сонмом «богов» -идолов едва были заметны признаки первоначального Единобожия пророка Ибрагима, а аль-Илах ( Аллах) просто затерялся среди этих божеств. В Каабе тогда можно было видеть многочисленных идолищ различных племен, а также изображения Марии, матери пророка Исы, пророков Ибрагима и Адама. У арабов было также специфическое религиозное сознание. Да, oни верили в то, что мир и человек созданы Богом, но одновременно полагали, что Творец никоим образом не вмешивается в жизнь мира и человека и отвергали загробную жизнь. Вместо этого бедуины предавались беспробудному пьянству (которое стало настоящим бичом Хиджаза, разгульной жизни и соревнованиям поэтов со стихами часто специфического содержания.

А в иудейской религии к этому времени был сформирован Талмуд в IV в Иерусалиме и в V в. В Вавилонии, получившие название соответственно Иерусалимский и Вавилонский Талмуды. Это были , скажем так, богословско-правовые толкования на Тору и мидраши (притчи, неполный аналог мусульманских хадисов), часто мудрые, но все же не являющиеся Словом Божьим, а представляющие собой исключительно плод человеческого разума. Но иудеи Аравии начали утверждать, что именно это является Словом Божьим и истинным Писанием.

Церковные христиане к тому времени уже три столетия как успели на Никейском соборе 325 г «обожить» Иисуса Христа, хотя это не имеет ни малейшего основания даже в евангелиях, канонизированных самой церковью. К моменту начала призвания Благословенного Пророка церковные христиане прочно погрязли в довольно странных и, в общем, пустых с токи зрения развития и укрепления веры дискуссиях о соотношении лиц Святой Троицы, божественной и человеческой природы во Христе и том, кем была благословенная Мариам «Богородицей» или всего лишь «Христородицей» и т.п.

То есть повторимся, «иудеи» и «христиане» Корана – это в большинстве случаев иудеи и христиане , что называется, по паспорту, но не по реальной живой вере, богобоязненности и благочестию. А упомянутый выше аят 5:51 был ниспослан в момент, когда мусульмане находились в состоянии военного противостояния с иудейскими племенами, которым помогали и некоторые христиане. Поэтому смысл этого аята, как и многих других, привязан к конкретному месту и времени и не имеет универсального вневременного значения.
Нигде в Коране мы не найдем ни слова, которое бы порочило иудаизм и христианство как религию. Более того, Коран и хадисы очень с положительными чувствами относятся к искренне и глубоко верующим последователям этих религий. Достаточно вспомнить хадис о том, как Благословенный Пророк воздал последние почести на похоронах праведного иудея в Медине. Или привести следующие аяты, очень кратко и одновременно полно по смыслу, отражающие межрелигиозную ситуацию того времени.

«Не все они одинаковы. Среди людей Писания есть праведные люди, которые читают аяты Аллаха по ночам, падая ниц. Они веруют в Аллаха и в Последний день, велят творить одобряемое, запрещают предосудительное и торопятся совершать добрые дела. Они являются одними из праведников» ( Коран 3:113-114)

«Если бы люди Писания уверовали, то это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большинство из них — нечестивцы» (3:110)

.
Так какой же вывод следует из этого текста вашего покорного слуги-главреда на денек переквалифицировавшегося в религиеведа-исламоведа ( на алима не тяну, на мне чалма не сидит). Конечно, в современном обществе научного прогресса и информационных технологий, когда явью становится то, что еще по историческим меркам недавно казалось сверхъестественным, религия представляется чем-то глубоко архаичным. И тут возможно два варианта – отход от религии и веры, или подход к ней, но одномерно буквалистский как к своего рода национальной или национально-политической идеологии. Именно таким подходом, на наш взгляд, руководствовались те, кто совершил богомерзкие преступления в Махачкале и Дербенте. Но у обоих этих подходов есть общее – отсутствие глубокой веры, намерения- нията на практику религии, как живого общения со Всевышним для совершенствования тела и души человека. Это относится ко всем религиям, но по отношению к исламу верно вдвойне, поскольку это религия не церквей и других «святых» корпораций священнослужителей, но религия личного общения с Богом и полной личной ответственности только перед Ним.
И я уверен, что если мы встанем на молитву, или начнем изучение Корана с таким вот глубоким ниятом, все станет на свои места, и нам откроется вся глубина и непротиворечивость религии Единобожия. Ну а если без него, то не могу утверждать, чем такая молитва будет для Него, но для нас она может оказаться всего лишь пятикратной общеукрепляющей, днем нас ободряющей, гимнастикой.
Такое вот делается в наше время в нашем мире.

Фото-скульптура. символизирующая единство трех монотеистических религий и их представителей в Дербенте (Дагестан)
Валерий Емельянов, главред ВиМ

Статья содержит исключительно личное мнение автора, никоим образом не связанное с позицией редакции и Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир»

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать