Главная Ислам и Современность Идеи суфийской культуры для развития на основе участия 

Идеи суфийской культуры для развития на основе участия 

через Исмаил
0 комментарий 113

 

Как джайн, я осознала важность анекантвады в очень раннем возрасте. Анекантвада , или множественность точек зрения, была привита мне как способ понимания истины как совокупности всех ее частей. Нас учили, что убеждения каждого человека важны и истинны, и мы должны вносить свой вклад в почитание и лелеяние этой истины.

Вот почему я также влюбилась в учения суфиев. Что касается меня, то моя вера пронизывает каждую мою мысль и действие, особенно когда это касается работы, выполняемой для улучшения других. Вот почему я считаю, что в Марокко, стране, где суфизм имеет глубокие корни, его принципы предлагают ценную информацию для развития на основе участия. Как джайн, глубоко восхищающийся Руми, я особенно взволнован потенциалом этих идей для формирования практики развития на основе участия в Марокко.

Суфизм, мистическое выражение исламской традиции, оказывает многовековое культурное, социальное, политическое и религиозное влияние на различные мусульманские культуры. Термин “суфизм” происходит от арабского слова “суф”, что означает шерсть, и относится к простой шерстяной одежде, которую носили ранние суфии как символ их аскетизма.

Марокко имеет богатую историю суфизма, с многочисленными завиями (суфийскими обителями) и братствами, которые сыграли значительную роль в социальной и духовной жизни его народа. Суфийские святые, такие как Мулай Идрисс и Ахмад аль-Тиджани, являются почитаемыми фигурами, и их учения продолжают оказывать влияние на марокканскую культуру и духовность. Ежегодные суфийские фестивали, такие как Фестиваль мировой духовной музыки в Фесе, привлекают как преданных, так и туристов, подчеркивая непреходящую привлекательность суфийских традиций.

Суть суфизма заключается в стремлении к внутренней чистоте и непосредственному переживанию божественного. Суфии стремятся выйти за пределы материального мира и достичь состояния единения с Богом с помощью таких практик, как поэзия, музыка и танец. В этом стремлении к духовному просветлению особое внимание уделяется любви, состраданию и смирению – ценностям, которые не только духовно обогащают, но и преобразуют общество.

Как джайна, мое влечение к суфизму проистекает из общего акцента на внутреннюю трансформацию и ненасилие. Основной принцип джайнизма – ахимса, или ненасилие, соответствует суфийскому стремлению к гармонии и миру. Обе традиции выступают за жизнь в простоте, сострадании и осознанности, которые необходимы для содействия устойчивому и инклюзивному развитию.

Суфийская литература и поэзия являются одними из самых почитаемых аспектов исламской культуры. Поэт Руми, в частности, известен своим красноречивым выражением божественной любви. Джалалуддин Руми, самый почитаемый суфийский поэт, уделял наибольшее внимание философскому ишк э хакики (настоящей любви). Руми жил в период турбулентности и разрушений из-за монголов и крестоносцев, переключив свое внимание на человечность и любовь к людям, которая может трансформироваться в любовь к Богу. Его отношения с другом и наставником Шамес-и Тебризом, странствующим дервишем из Тебриза, подвергались насмешкам и презрению со стороны окружающих, что подталкивало его к выходу за мелочные границы пола, национальности, этничности или статуса.

Каждый может прочитать Руми и получить поразительно уникальный опыт, даже если он не мусульманин. Руми говорит нам в стихотворении: “Любовь – это лекарство, потому что ваша боль будет продолжать порождать еще большую боль, пока ваши глаза постоянно излучают любовь так же легко, как ваше тело источает ее аромат”. Любовь – это сущность Руми, и Любовь стала самой его сущностью и стимулом всей его поэзии. Любовь открывает его и, таким образом, позволяет ему открывать всех нас через свои слова. Как сказал Руми в книге “Я думаю, вы не будете возражать”,

Великие львы могут обрести покой в клетке.
Но мы должны cтремиться к этому  только
в качестве последнего
средства.

Итак, я вижу тех бардов, которые сдерживают ваши крылья,
думаю, вы не будете возражать,
если я их
расправлю.

Если читатель проникнет глубже в суть слов Руми, он может обнаружить аллегории и метафоры, обработанные с уникальными нюансами, создающие паутину двусмысленных утверждений. Это может внести путаницу в умы читателей, но что Руми действительно делает, так это уважает сложности в других, иллюстрируя сложности внутри себя. Любовь изменчива, и Руми охватывает эту Любовь и чтит человечество через нее.

Причина, по которой я делюсь этим стихотворением и уроками суфизма, заключается в том, что сейчас, как никогда, многих интересует, какую роль суфийские традиции могут играть в исламском мире и, в частности, в Марокко сегодня. Например, после серии нападений “Аль-Каиды” на кафе и отели в Касабланке в 2003 году, в результате которых погибли 46 человек, король Марокко Мухаммед VI занялся борьбой с экстремизмом. Его программа реформ включает продвижение суфийских движений и умеренных исламских мыслителей, которые рассматриваются как средство борьбы с распространением фанатизма – перспектива, которую стратеги США также неоднократно поддерживали после 11 сентября. Таким образом, дух суфизма на протяжении многих лет был одной из направляющих рук правительства Марокко.

Принципы суфизма могут в значительной степени информировать и усиливать развитие на основе участия. Акцент на сообществе, солидарности и взаимной поддержке в суфийских учениях хорошо согласуется с целями инклюзивного и устойчивого развития. Например, концепция бараки, или благословения, в суфизме подчеркивает идею о том, что общественное благополучие является источником божественной милости. Это согласуется с моделями развития, которые ставят коллективное благо выше индивидуальной выгоды. Более того, суфийские практики поощряют глубокую связь с окружающей средой, что имеет решающее значение для устойчивого развития.

Благоговение перед природой, проявляющееся в поэзии суфийских мастеров, таких как Руми, может вдохновлять на экологически сознательные практики развития. Стих Руми, “Красота, которую ты видишь во мне, является отражением тебя”, говорит о взаимосвязи всех существ и окружающей среды, принципе, который является центральным как для суфийской мысли, так и для устойчивого развития. В партисипативном развитии важное значение имеет вовлечение местных сообществ в процессы принятия решений.

Акцент суфизма на эгалитаризме и коллективном пути к духовному росту может способствовать развитию чувства общей ответственности и сопричастности к проектам развития. Этот подход гарантирует, что инициативы в области развития являются культурно релевантными, устойчивыми и действительно полезными для сообществ, которым они служат.

Работая с Фондом Высокого Атласа (HAF) в Марокко, я вдохновлена потенциалом интеграции суфийских принципов в проекты развития на основе участия. Межконфессиональный подход HAF к расширению прав и возможностей местных сообществ посредством устойчивого ведения сельского хозяйства, образования и расширения прав и возможностей женщин перекликается с суфийскими ценностями любви, служения и взаимосвязанности. Идеи суфийской культуры предлагают глубокую и целостную основу для развития на основе участия. Принимая ценности любви, сострадания и сообщества, практики развития могут создавать инициативы, которые не только эффективны, но и духовно обогащают и отдают дань уважения богатому суфийскому наследию этой прекрасной страны.

Автор Манви Харде – студентка Университета Вирджинии и стажер в Фонде Высокого Атласа в Марокко.

Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать