Загляните в прошлое: вы обнаружите, как наши древние предки живут своей простой жизнью в хижинах или домах. Разбросанные по всему миру, их культуры и обычаи не могут быть более разными. Но среди противоположностей есть и одна общая черта: они знали, что время имеет решающее значение, и разработали надежные системы для отслеживания дней, недель и месяцев по мере их прохождения.
Арабы ничем не отличались: они тоже делили свой год на 12 месяцев и тоже вглядывались в небо, чтобы отслеживать свою жизнь на Земле. Священный Коран подтверждает, что этот 12-месячный цикл является замыслом Аллаха, как говорится в Коране:
Исчисление месяцев у Аллаха по повелению Аллаха составляет двенадцать месяцев с того дня, когда Он сотворил небеса и землю. Из них четыре являются священными. [1]
Таким образом, когда Ислам определил роли, которые играл каждый из этих месяцев, те же самые духовно обездоленные арабы внезапно поднялись на большие высоты. Каждый месяц в них происходила революция, задуманная Всемогущим Аллахом.
Эта революция продолжается и по сей день. Поскольку исламский календарь Хиджры неразрывно связан с исламом, мусульмане во всем мире тщательно выстраивают свою жизнь в соответствии с важными датами и месяцами.
Мухаррам: мусульманский январь
Каждый год начинается одинаково: с месяца Мухаррам.
Мусульмане следуют исламскому календарю, именуемому в обиходе Хиджрой, начало которого отмечено миграцией Святого Пророка (мир ему и благословение) из Мекки в Медину. Эта миграция насчитывает уже 1444 года, или около 40 поколений. На значимость этого месяца намекает само название.
Что означает Мухаррам?
Мухаррам буквально означает «запрещенный». Это связано с тем, что Мухаррам был месяцем, когда военные действия были запрещены, наряду с тремя другими месяцами, а именно Раджаб (7Й месяц), Зу аль-Кадах (11Й месяц) и Зу аль-Хиджа (12Й месяц).
Арабы верили, что эти три месяца подряд предназначались для паломничества в Каабу, которую они также считали Священным домом Аллаха. Таким образом, для того, чтобы паломники могли мирно путешествовать и совершать подобающие им обряды, арабы запретили войну.
По этому поводу Второй Халиф Ахмадийской Мусульманской Общины, Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмад (да благословит его Аллах и приветствует) утверждает:
«Всякие боевые действия должны прекратиться в течение четырех священных месяцев. Поскольку паломники должны путешествовать в Мекку и обратно в эти месяцы, паломники и жертвенные животные не только не должны подвергаться притеснениям в пути, но и все военные действия должны прекратиться, и должен быть совершенный мир, чтобы паломники могли совершать свои внутренние и внешние путешествия в полной безопасности». [2]
День Ашура
В Мухаррам также отмечается День Ашура. В этот день Святой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел мусульманам поститься перед заповедью поститься в Рамадан. Пост в этот день также был практикой еврейского народа Медины. Сам Святой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объясняет причину святости этого дня:
Хазрат ибн Аббас (да благословит его Аллах и приветствует) рассказывает: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, евреи соблюдали пост в Ашуру , он сказал своим сподвижникам: «Вы (мусульмане) имеете больше прав праздновать победу Моисея, чем они, поэтому соблюдайте пост в этот день, 10-го мухаррама». [3]
Таким образом, мусульмане также постились, чтобы поминать Аллаха и благодарить его за победу Моисея над фараоном, великую победу воли Аллаха над угнетением и злобой.
Однако позже Всевышний Аллах повелел мусульманам соблюдать пост в течение всего месяца Рамадан. Этот закон был кодифицирован в Священном Коране и, таким образом, стал неотъемлемой частью ислама. Так, Хазрат ибн Умар (да благословит его Аллах и приветствует) разъясняет:
«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) соблюдал пост 10-го Мухаррама (Ашура) и приказал (мусульманам) поститься в тот день, но когда был предписан пост месяца Рамадан, пост Ашура был отменен». [4]
На самом деле, пост Ашура не был отменен, а скорее перестал быть обязательным. Однако Святой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) по-прежнему придает этому дню огромное значение, о чем он говорит:
«Самый добродетельный пост после месяца Рамадан – это пост в месяц Аллаха Аль-Мухаррам». [5]
Святой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с таким почтением относился к этому месяцу, что даже в последний год своей жизни он заявил, что если бы он был жив в следующем году, то снова соблюдал бы пост Ашура.
Это желание действительно иллюстрирует значение Дня Ашура, демонстрируя, что даже самый святой человек на земле ждал возвращения этого дня, чтобы снова вкусить его благословения.
Мученическая смерть Хазрата Имама Хусейна (да благословит его Аллах и приветствует)
Исламская история также свидетельствует о том, что День Ашура является периодом траура. После убийства четвертого халифа ислама Хазрата Али (да благословит его Аллах и приветствует) Хазрат Амир Муавия (да благословит его Аллах и приветствует) стал правителем халифата.
Стоит упомянуть о том, что существует четкое различие между Хазратом Али (да благословит его Аллах и приветствуется), прямым халифом, правление которого основывалось на заповедях пророчества. Хазрат Али (да благословит его Аллах и приветствует) был четвертым и последним из праведных халифов, первыми тремя из которых были Хазрат Абу Бакр (да благословит его Аллах и приветствует), Хазрат Умар (да благословит его Аллах и приветствует) и Хазрат Усман (да благословит его Аллах и приветствует).
После смерти Хазрата Али (да благословит его Аллах и приветствует) праведный халифат прекратил свое существование, потому что мусульмане не избрали следующего правителя своим халифом. Во-вторых, Хазрат Амир Муавия (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к власти после того, как впал в заблуждение, решив при жизни вступить в войну с Хазратом Али (да благословит его Аллах и приветствует).
Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмад (да благословит его Аллах и приветствует), Второй Халиф Ахмадийской Мусульманской Общины, убедительно заявляет:
Сам Хазрат Муавия (да благословит его Аллах и приветствует) не был избран, и когда его собственный халифат не доказан, как может быть доказан халифат его сына? Мы готовы признать Язида преемником Муавии (да благословит его Аллах и приветствует), но назвать его халифом нельзя. Если Халифат Муавии (да благословит его Аллах и приветствует) не доказан, то как можно доказать Халифат его сына? Поскольку Муавия (да благословит его Аллах и приветствует) был светским монархом, мы можем признать, что Язид также является светским монархом. Но ни Муавия (да благословит его Аллах и приветствует) не был халифом, ни его сын». [6]
Во время правления Хазрата Амира Муавии (да благословит его Аллах и приветствует) Хазрат Хасан (да благословит его Аллах и приветствует) заключил соглашение с Хазратом Амиром Муавией (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что после его правления мусульмане смогут сами определить своего лидера. Вскоре после этого соглашения Хазрат Хасан (да благословит его Аллах и приветствует) скончался.
Однако впоследствии Хазрат Амир Муавия (да благословит его Аллах и приветствует) поручил своему сыну Язиду унаследовать трон, когда тот умрет. Таким образом, Язид стал лидером мусульман после смерти Хазрата Амира Муавии (да благословит его Аллах и приветствует).
Хазрат Хусейн (да благословит его Аллах и приветствует), другой внук Святого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) немедленно отверг царскую власть Язида и вскоре отправился с членами своей семьи и некоторыми близкими последователями в Куфу, город на территории современного Ирака.
Это отвержение не коренилось в непослушании или бунте; напротив, многие сподвижники не приняли присягу на верность, считая царствование Язида насмешкой. Таким образом, для Хазрата Хусейна (да благословит его Аллах и приветствует) было полное оправдание отказа от верности тирану. Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит:
«Если бы Муавия (да благословит его Аллах и приветствует) не представил дело Язида народу в его присутствии, а позже народ избрал бы его, мы могли бы назвать его избранным царем. Но теперь мы не можем называть его ни халифом, ни избранным царем». [7]
Хазрат Имам Хусейн (да благословит его Аллах и приветствует) попытался сохранить мир с правительством, заявив солдатам, что он не хочет войны. Он просил, чтобы его отослали обратно, чтобы он мог молиться, или, возможно, отправили на битву на границе, чтобы он принял мученическую смерть. Если не эти двое, то он попросил хотя бы встретиться с Язидом, чтобы попытаться образумить его.
Однако Язид уже приказал захватить его, и его армия загнала в угол Хазрата Имама Хусейна (да благословит его Аллах и приветствует) с его небольшим отрядом у реки Евфрат. Таким образом, у него и его небольшой партии не оставалось иного выбора, кроме как сражаться.
В этого любимого внука Святого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были брошены стрелы. Согласно хадистам, у Хазрата Имама Хусейна (да благословит его Аллах и приветствует) на теле было 45 ран от стрел, в дополнение к ранениям копьем и мечом. Он принял мученическую смерть 10Й Мухаррама.
Затем бессердечные и хладнокровные солдаты использовали своих лошадей, чтобы топтать и топтать тело. В своем крайнем варварстве и жестокости они отрубили голову любимому внуку Святого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и отправили ее правителю Куфы.
Все 72 храбрых воина приняли мученическую смерть от рук 4000 солдат Язида. Эти варвары даже не могли заставить себя пощадить других членов семьи Святого Пророка (мир ему и благословение), и к тому времени, когда две армии сражались, 20 членов семьи Святого Пророка (мир ему и благословение) были замучены.
Трагедия этого дня исходит в умах всех мусульман. Тот самый внук, который забирался на спину Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во время молитвы, который в детстве ходил по улицам Медины, общаясь со сподвижниками Святого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), именно этот внук был безжалостно замучен. История является свидетелем трагедии Кербелы.
Это угнетение и последующая мученическая смерть стали синонимом месяца Мухаррам во всем мире. Каждый год мусульмане оплакивают смерть внука Святого Пророка (мир ему и благословение). Таким образом, Мухаррам также стал месяцем памяти, когда была пролита невинная кровь внука Святого Пророка (мир ему и благословение).
Чему учит нас Мухаррам
Многие из наших собратьев по всему миру каждый год находят новые способы стать лучше. У некоторых религиозные праздники вызывают желание стать лучше, а для других новый год знаменует собой несколько подходящую перезагрузку.
Цели поставлены, и усилия начинаются заново.
Мухаррам также дает нам возможность стать лучше во всех аспектах нашей жизни. Он стремится продвигать нашу духовность и углублять нашу связь с Аллахом через молитву. Он дает нам возможность уйти от нашей телесной жизни, помогая нам выйти за пределы нашего плотского «я» через пост.
Это также служит напоминанием о непостоянном состоянии этого мира, как утверждает Аллах:
«Все, что на ней (земле), прейдет. И останется только Личность Господа твоего, Владыка Славы и Чести». [8]
Месяц Мухаррам также учит нас тому, что значит противостоять тирании и угнетению. В то время как хаос обрушивается со всех концов света и преобладает несправедливость, Мухаррам напоминает нам о необходимости отстаивать правду, справедливость и порядочность, даже если это происходит против врага гораздо более могущественного и даже если наши жизни должны быть принесены в жертву.
По мере приближения месяца Мухаррам мы должны стремиться к тому, чтобы осуществить перемены, которых желает для нас Аллах. В то время как другие празднуют, бьют себя в грудь и проводят процессии, мы тоже должны праздновать, помня о сути жертвоприношения Хазрата Хусейна (да благословит его Аллах и приветствует). По этому поводу Пятый Халиф Ахмадийской Мусульманской Общины, Хазрат Мирза Масрур Ахмад (аба) заявляет:
«Таким образом, если месяц Мухаррам преподает нам какой-то урок, так это то, что мы должны постоянно посылать дуруд (приветствия) Святому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его семью». [9]
Именно с учетом этого Ислам требует реформации в священный месяц Мухаррам, чтобы праведность, как и начало года, могла быть вновь возрождена.
Об авторе: Тарик Махмуд является выпускником Ахмадийского института языков и теологии в Канаде и служит секретарем Группы проекта «Существование» для Обзора религий