Буквально день за днём в Москве прошло два, на первый взгляд, несвязанных, даже противоположных, мероприятия. 25 сентября в Израильском культурном центре учредили Еврейскую общественную палату Москвы, а 26 сентября мусульмане отметили День Аль-Кудс в знак солидарности с палестинским народом, ИД «Медина» провёл Круглый стол на тему «За мир и справедливость в Иерусалиме (Аль-Кудс) – городе трех мировых религий».
На двух этих мероприятиях побывал (и активно в них участвовал) Валерий Исмаил Емельянов – по образованию историк и юрист, выступающий в прессе по проблемам религиоведения, ислама и международных отношений. Одновременно он занимается общественной деятельностью – на счету возглавляемой им Ассоциации международного гуманитарного сотрудничества “Время и мир” несколько успешно реализованных проектов по сотрудничеству российских мелких и средних фирм, а также общественных организаций с такими странами, как Тайвань, Южная Корея, Израиль и Албания.
– Вы недавно присутствовали на учредительном заседании Еврейской общественной палаты Москвы. Что это за инициатива, каковы её цели и возможности?
– Основная цель новой организации – укрепление культурных и гуманитарных связей российского еврейства и людей, сохраняющим еврейскую идентичность, с евреями, проживающими в разных странах и, прежде всего, в Израиле, а также формирование адекватного образа Израиля среди широких слоёв российской общественности самых разных национальностей и исповеданий.
О возможностях проекта говорить пока рано, но потенциально возможности довольно широкие. Инициативная группа объединяет писателей, журналистов и общественных деятелей, поэтому, думается, определённое общественное реноме инициативе будет обеспечено. Кстати, Ваш покорный слуга не является членом палаты. Инициаторы просто пригласили меня, поскольку проявили интерес к возможному мусульмано-иудейскому диалогу.
– Итак, выступая как исполнительный директор Ассоциации международного сотрудничества “Время и мир”, Вы предложили “обкатать” механизмы практической деятельности на такой проблеме как исламо-иудейский диалог. А разве такой диалог в России не существует, или он слишком протокольно формален? Что нужно для действенного иудео-мусульманского диалога и сотрудничества в нашей стране?
– О том, на каком уровне ведётся такой диалог и насколько значимым является он, свидетельствует, увы, медиа-конфликт, разразившийся в марте этого года после высказываний муфтия Нафигуллы Аширова и реакции на него ФЕОР – Федерации Еврейских Общин России. Этот прискорбный факт свидетельствуют исключительно об одном – у мусульман и иудеев России явно неадекватное представление друг о друге. Да, Вы правы – он именно ритуально-протоколен.
А что же нужно для полноценного диалога? Во-первых, желание. И мусульманская, и иудейская община в России негомогенна с точки зрения позиций, настроений и т.д. И, разумеется, не все в обеих общинах желают такого диалога. Вести его должны те, кто его хотят и могут вести на постоянной основе.
Во-вторых, умение терпеливо выслушивать друг друга, умение этично и деликатно представить свою веру и традицию. Не нужно пытаться убедить друг друга в том, чья вера лучше. Это уже другой жанр – жанр диспута, а не диалога. Диспут предполагает победу лишь одной точки зрения, диалог – поиск общего начала для двух его сторон.
И, наконец, в рамках диалога должен идти постоянный поиск путей практического сотрудничества двух этих религиозных групп в области прежде всего социальной работы, просвещения, некоторых общественных инициатив.
– Если, по мнению большинства авторитетных ортодоксальных раввинов, «диалог с мусульманами принципиально невозможен из-за фундаментальной разницы в доктринах двух вероучений» – о чём тогда говорить?
– Действительно, если вести диалог о теологических тонкостях и доктринальных особенностях религий, то очень скоро он превратится в диспут, в котором, видимо, не будет победителя и всё завершится в духе известной фразы из Корана: «у вас своя вера, у нас своя». И не думаю, что такой диалог будет интересен и актуален для широких слоёв верующих обеих религий.
Нам нужно исходить из тех предпосылок, заложенных в доктринах наших религий, которые объединяют. Например, практика показывает, что ещё предстоит поработать над тем, чтобы общество прониклось пониманием того, Что Яхве ТаНаХа и Аллах Корана – это один и тот же Бог. Кстати, рамки и тематика такого взаимодействия прекрасно изложены в известном письме мусульманских богословов иудейским раввинам – оно называется «Письмо мусульманских имамов к иудейским священнослужителям с призывом к миру, диалогу и взаимопониманию между мусульманами и иудеями».
Исламо-иудейский диалог должен избегать слишком прямолинейной увязки с двумя вещами: с теологией и существующими всем известными политическими коллизиями. Пусть это будет сферой деятельности и зоной ответственности богословов и политиков. Диалог же следует вести в контексте культурологическом и в формате проблем гражданского общества.
Попытаюсь пояснить, что я имею в виду. И в арабском языке и в иврите понятие веры обозначается одинаковым словом “дин”. Если развёрнуто трактовать значение этого краткого и ёмкого слова, то его можно выразить приблизительно в следующей фразе: “Божественное откровение, призыв Всевышнего верить в Него, и следовать за Ним, через соблюдение определённых правил и предписаний, в том числе и общественных. Иудаизм и Ислам, в большей степени нежели, скажем, Христианство, определяют законы и принципы не только личностного поведения, но и формируют определённый социум, который даже в современной России продолжает существовать, несмотря на всю секуляризацию, технический прогресс и попытки тотальной православизации.
Иудеи и мусульмане представляют, пусть даже в очень общих и размытых чертах, ячейки общества, отличающиеся от окружающего большинства, но сходных между собой типологически. Например, это выражается в особенностях пищевой культуры, значимости изучения религии, более активного экономического поведения, да много чего можно найти. Наконец, нас, к сожалению, объединяет и необходимость противостояния поднявшим в последнее время голову ксенофобии и национализму.
– Видите ли Вы людей в России, способных к такому диалогу? И в чём вообще тут польза для России – или это некий “закордонный сюжет”?
– Да, такие люди есть как в иудейском, так и в мусульманском сообществах. Например, очень открыт к диалогу председатель КЕРООР раввин Зиновий Коган, к нему проявил заинтересованность и глава ДУМ Нижегородчины Умар-хазрат Идрисов. И от того, сколь скоро будут сделаны первые шаги, тем быстрее общество узнает их имена.
– Вы 26 сентября выступали на Круглом столе ИД “Медина” в День Аль-Кудс. Именно в священном Иерусалиме – самая горячая точка противостояния. Как же её решить, тем более – глядя из России?
– Да Иерусалим, эта наша незаживающая рана и боль, я имею в виду как еврейскую, так и мусульманскую сторону.
Вы знаете, мне кажется, что для многих здесь Иерусалим (Аль-Кудс) часто становится неким объектом агитпроповской деятельности или элементарного пиара. Но другое, более живое, более идущее от сердца и души к этой проблеме наблюдаешь там, на землях Палестины.
В течение пяти лет подряд мне пришлось подолгу и часто бывать наездами в Израиле, общаться как с евреями, так и с арабами. И там иерусалимскую проблему ощущаешь не книжно-академически, а, что называется, всеми фибрами души.
Моё субъективное мнение: идеальным было бы превращение города в международную самоуправляемую единицу под опёкой государств – постоянных членов Совбеза ООН, а также Израиля и Палестинского арабского государства, обеспечивающих, помимо прочего, свободный доступ верующих к святыням города. Похожее решение было принято в своё время ООН в контексте образования еврейского и арабского государств – однако, оно оказалось юридически недееспособным; кроме того, его принятие пришлось на эпоху противостояния двух систем (капиталистического Запада и социалистического Востока). Может, сегодня есть смысл вернуться к нему в иной форме и на более действенной правовой базе?
Однако, более вероятным я считаю решение по принципу – Иерусалим как столица двух государств, еврейского и арабского. Однако, на этом пути руководству Израиля предстоит сложная и болезненная работа по ломке нынешнего политического и, главное, политико-психологического статус-кво в израильском обществе, сложившегося после того, как в 1980 году был принят основной закон, провозглашающий Иерусалим единой и неделимой столицей Израиля. Переговорный процесс, возможно, займёт не один ближайший год, но, думаю, кончится принятием решения.
Я в это верю ещё и потому, что судьба Аль-Кудс – Иерусалима находится, прежде всего, в руках Всевышнего, а Он творит исключительно благие дела.
Публикация 2011 г.