«Я мыслю, следовательно, я существую». Эта знаменитая фраза французского философа Декарта навсегда определила путь современной западной философии. Он исходил из того, что разумный человек должен сначала усомниться в себе и своих мыслях, чтобы доказать их существование, что, в свою очередь, является доказательством существования самого человека.
Итак, Декарт — не просто обычный философ эпохи Возрождения. На самом деле, Декарт также считал, что доказательство существования Бога найти проще, чем математическое доказательство. По мнению Декарта, нет ничего более простого и очевидного, чем Он, единый и единственный Бог. Таким образом, он верил в исламскую концепцию Таухида. (Откровение, рациональность, знание и истина, стр. 42)
Идеи Просвещения не новы, но их уже оспаривали древнегреческие философы, такие как Сократ, философ, у которого гораздо больше общего с учением ислама Ахмадийя, чем вы могли бы подумать. Философ, который был готов отдать свою жизнь за веру в единого Бога. Мусульмане-ахмадийцы сегодня также принимают мученическую смерть в Пакистане, жертвуя своими жизнями ради своих убеждений.
Преследование мусульман-ахмади в Пакистане достигло кульминации в 1974 году. Согласно поправке, принятой Национальной ассамблеей Пакистана, они были объявлены немусульманами. С тех пор было принято множество законов, даже оправдывающих смертную казнь из-за обвинений в богохульстве, выдвинутых против мусульман-ахмади в Пакистане.
Притеснение «неверующих» существовало всегда и могло рассматриваться как знак от Бога, подтверждающий истинность человека или группы людей. Это также восходит к Древней Греции.
Сократ, один из самых влиятельных западных мыслителей в истории, также был предан и приговорён к смерти своими согражданами. Он, который всегда считал афинское общество и правовую систему лучшими из всех, в конце концов был предан именно этой системой. Точно так же мусульмане-ахмади исторически доказали, что внесли свой вклад в создание Пакистана, но в итоге были подвергнуты преследованиям и маргинализации собственным народом.
Хазрат Мирза Тахир Ахмад описывает Сократа как «подлинного пророка, в котором идеально сочетаются откровение и рациональность». («Откровение, рациональность, знание и истина», стр. 73) И хотя сам Сократ не оставил письменных трудов, его жизнь и деятельность были описаны его учениками Платоном и Ксенофонтом.
В 399 году до н. э. он был приговорён к смертной казни в Афинах за якобы «развращение молодёжи» и «изобретение новых богов». В диалоге Платона«Критон»рассказывается о вынесении ему приговора и о том, как его друг Критон пытается убедить его бежать из тюрьмы. Сократ, считавший свой приговор несправедливым и неправильным, тем не менее считал, что бежать от суда и скрываться было бы не менее неправильно. («Критон», 50a-54e)
Точно так же ахмади в Пакистане продолжают подвергаться жестоким преследованиям и тюремному заключению просто за то, что они существуют. Тем не менее они продолжают следовать своей вере. Ни разу не было случая, чтобы ахмади бросили вызов несправедливым правоохранительным органам. Вместо этого они остаются верны своим убеждениям и принимают эти несправедливые наказания. Приговоры могут варьироваться от крупного штрафа до смертной казни.
Но на каком основании Сократ был наказан и казнён? Как уже упоминалось ранее, Сократа обвинили в развращении молодёжи. Он был известен тем, что напрямую общался с людьми на улицах Афин и пытался вовлечь их в глубокие философские беседы. Он стремился заставить людей задуматься, задавая им вопросы и отвечая на их ответы ещё более сложными вопросами.
Это заставило их усомниться в своих мыслях, а в некоторых случаях, по неосторожности, и в правительстве. Ученики Сократа часто видели, как он разоблачал великих деятелей греческой демократии, и поэтому он оказывал значительное влияние на молодое поколение. Его высокие стандарты морали и справедливости воспринимались как угроза.
В «Государстве» Сократ устами Платона описал истинную природу справедливости и то, как она может быть воплощена в жизнь. Справедливость предназначена не для слабых и не для богатых и могущественных. Скорее, она служит целям для всех. Чтобы по-настоящему установить справедливость в обществе, каждый должен принимать в нём участие. Никто не должен быть исключён.
Это не значит, что у всех одинаковые задачи и все должны выполнять одинаковый объём работы. Скорее, каждый должен вносить свой вклад в общее дело в меру своих способностей. Точно так же Всемогущий Аллах говорит в Священном Коране:
И не принуждай вас к чему-либо из того, что не нравится вам, и не принуждай вас к чему-либо из того, что нравится вам. А если вы будете справедливы, то Он будет близок к вам.
«И пусть вражда народов не побуждает тебя поступать иначе, чем по справедливости. Будь [всегда] справедлив, ведь это ближе к праведности». (Сура «Аль-Маида», аят 9)
Хазрат Мирза Гулам Ахмад, Мессия и Махди, подчёркивая важность этого учения, пишет: «Относитесь к своим братьям и соплеменникам справедливо и не превышайте в своих требованиях к ним, и сами будьте справедливы». («Изала-и-Аухам», «Рухани Хазаин», том 3, стр. 551)
Учение ислама ставит справедливость и праведность во главу угла. Это основа функционирующего общества. Кроме того, без истинной справедливости невозможно установить устойчивый мир. Мир и справедливость можно рассматривать как две стороны одной медали. Таким образом, параллели между мышлением Сократа и учением ислама очевидны.
Недавно MTA News сняли документальный фильм из трёх частей о мусульманах-ахмади в Пакистане, которые были заключены в тюрьму из-за своей веры. Абдул Шакур Сахиб, простой оптик, был обвинён в терроризме и богохульстве. Тахир Махди Сахиб, издатель, также был обвинён в богохульстве за то, что просто издавал мирную религиозную газету. Музаффар Малик Сахиб, инженер, был заключён в тюрьму после того, как его ошибочно обвинили в том, что он бросил бомбу в мечеть.
Эти люди изо всех сил старались внести свой вклад в развитие пакистанского общества, используя свои профессиональные навыки, и при этом пытались сохранить свою веру в Ахмадийят. Но даже этого было недостаточно для так называемых священнослужителей в Пакистане. Поэтому они ввели новые уголовные преступления, чтобы наказывать именно мусульман-ахмадийцев. Таким образом, мы видим, что даже самопровозглашённые мусульманские страны не могут обеспечить справедливость для своего народа и отказываются следовать учению ислама.
Уголовное преступление, за которое был наказан Сократ, называлось «асебия». Его обвинили в «осквернении и насмешках над божественными предметами» и «неуважении к государственным богам». В древнегреческом обществе большинство людей верили в двенадцать божеств — Зевса, Посейдона, Геру, Деметру, Аполлона, Артемиду, Афину, Ареса, Афродиту, Гермеса, Гефеста и Гестию, — что делало эту веру политеистической религией.
Сократ подвергал сомнению множественность греческой мифологии и был истинным приверженцем идеи единства Бога, что сделало его врагом большинства афинян. Эта непоколебимая вера в Бога, его вера в Божественное откровение заставили его уйти из жизни с радостью и таким спокойствием, которыми мог обладать только человек Божий. (Откровение, рациональность, знание и истина, стр. 78-79)
«Даже если тебя приговорят к виселице, прими петлю. Но я полностью доверяю своему Богу», — сказал Хазрат Четвертый Халиф в письме одному из ахмади, которого должны были казнить в Суккуре. Если человек твёрдо и преданно верит в единого истинного Бога, даже смерть становится сладким спасением.
Рациональность и откровение не являются противоположностями, как это проявляется в характере Сократа. Пусть мы все осознаем, что эта временная жизнь — всего лишь подготовительный этап к жизни, которая будет после. Пусть нам всем будет позволено служить нашей вере до конца, как мученикам до нас. Аминь!
Автор Айеза Джехан, Германия
Иллюстрация Суграт (Сократ с учениками) арабская рукопись XII века