Прошли аяты 93-102. Что вызвало особый интерес и вопросы?
(Кор 3:93) «Никогда не достигнете вы праведности, пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы не расходовали Аллах – знающий это».
Пожертвование ( не обязательно денежное) это не только, и не столько пополнение материальных и финансовых ресурсов той или иной религиозной общины, сколько свидетельство и глубины веры. И в этом аяте с поистине Божественной мудростью говорится « расходуйте из того, что вы любите». Здесь явно не работает принцип, зафиксированный в русской поговорке: « На Тебе, Боже, что мне негоже», что не означает ничего другого, как совершенно формальную принадлежность к религии и ее испоевдание. А вот пожертвование из того, что любишь, означает , прежде всего, внешнее проявление глубокой искренней веры и уже во вторую очередь некий материальный взнос на ту или иную сумму. Характерно при этом, что в отличие, от Иисуса «евангелий» , требовавшего от своих последователей продать все, роздать бедным, оставить семьи и родителе и идти за ним, коранический аят отнюдь не так категоричен и требует от верующего столь максималистских шагов. И это еще одно проявление Божественной мудрости Корана, представляющее собой уважение свободы человеческой личности, тем более в момент, когда ему приходится делать выбор, или принимать нелегкое для себя решение
Основатель Ахмадийской мусульманской общины Мирза Гулам Ахмад говорил: «В этом мире человек очень любит богатство. Поэтому в книге толкования снов написано, что если человек во сне видит, что он отдал кому-то своё сердце, то это означает, что он отдал своё богатство. Это является причиной того, что, Всевышний Аллах изрекает: «Никогда не достигните вы праведности, пока не будете расходовать из того, что вы любите». Потому что большая часть проявления сострадания к творениям Бога и доброе к ним отношение требует расходования богатства.
И проявление сочувствия к роду человеческому и всем Божьим творениям является такой вещью, которая является второй частью веры, без которой вера не бывает совершенной и твёрдой. Как человек может принести пользу другим, пока он не отдаёт предпочтения другим перед собой? Чтобы принести пользу другим и проявлять к ним сочувствие необходимо отдавать предпочтение другим перед собой и совершать пожертвования.
И в аяте «Никогда не достигните вы праведности, пока не будете расходовать из того, что вы любите» даётся учение и наставление о том, что надо отдавать предпочтение другим перед собой. То есть расходование своего богатства на пути Всевышнего Аллаха является критерием счастья и богобоязненности человека».
Вопросы к аяту 94: « Всякая пища была дозволена сынам Исраила, кроме того, что Израиль запретил сам себе раньше, чем была ниспослана Тора. Скажи: «Так принесите же Тору и читайте ее, если Вы правдивы».
Здесь, наверное, больше вопрос , чем ответов. Если читать аят формально –логически, вне какого-либо контекста, то тогда можно даже прийти к выводу, что пищевые запреты иудейского кашрута, на основе которых сформировались и мусульманские представления о халяльности пищи, были ниспосланы вместе с дарованием Торы. Но тогда вновь и вновь разум подвергается настоящей бомбардировке. Если Израилю дозволено все, кроме того, что он сам себе запретил до дарования Торы, то получается, что все пищевые запреты Торы, подробно изложенные в кн. Второзакония гл.14 3:21, а значит и халяльность пищи в общем не обязательны для исполнения? Назревает , выражаясь научным языком, когнитивный диссонанс. Попробуем же выбраться из этого лабиринта.
Уже неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что в мусульманском понимании, священные Писания Таурат (Тора), Забур( Псалтирь) и Инджиль ( Евангелие), это не те книги, которые мы традиционно знаем, но прямая речь Всевышнего зафиксированная в них. При таком подходе весь Таурат можно свести к 10 заповедям. Но отметим, что среди них нет ни одной, посвященной пищевым запретам. Само название книги ( кстати, последней среди книг Торы (Пятикнижия) говорит о том, что в ней как бы переосмысляются законы и принципы иудейского общества в свете строгого Единобожия и дарования Десяти заповедей. Что-то адаптируется к новой жизни, что-то переосмысляется. Кроме того, большинство иудейских и христианских ученых сходятся на том, что Второзаконие – это, прежде всего, призыв Мусы-Моисея ( мир Ему) к окончательному размежеванию с язычниками. А посему логично предположить, что изложенные в 14 главе пищевые запреты – это и есть те самые запреты, которые Израиль сам себе запретил еще до дарования Таурата (Торы) как 10 заповедей.
И еще на двух аятах хотелось бы сделать акцент.
(Кор 3: 96) « Скажи: Аллах сказал правду!» Cледуйте же религии Авраама ( Ибрагима) ханифа ( всегда обращавшегося к Аллаху), и не был он из многобожников. Здесь Аллах Всевышний еще раз указывает на то, что первичный смысл Ислама и его фундаментальная основа не в том, что это некая обрядово-богословская культура, а в то, что это прежде всего – исповедание чистого Единобожие, незамутненная чистая вера и связь с Единым Творцом, доверие Ему, при выведении за скобки богословия и определенной обрядности. Все это вторично по сравнению с глубокой личной верой в Аллаха и предания себя Ему.
(Кор 3:101) « О вы, те которые уверовали! Если вы подчинитесь некоей партии (людей) из тех, кому дана Книга, они обратят вас после веры вашей, опять в неверных». Здесь Аллах Всевышний с поистине Божественной проницательностью указывает на наметившиеся расколы во всех религиях (тогда это были иудаизм и христианство), но главное на опасность для веры того, что различные группировки в этих религиях будут претендовать на монопольное ведение Божественных истин и смущать этим верующих, сбивая с прямого пути.
А Аллах Всевышний знает лучше.
Продолжение через неделю.
Исмаил аль- Ляхистани.