Главная Ислам и Современность Смерть и Душа в религиозной  перспективе

Смерть и Душа в религиозной  перспективе

через Времея и Мир
0 комментарий 195

 

 

Число погибших в результате пандемии Covid-19 продолжает расти во всем мире. Более двух с половиной миллионов человек погибли всего за один год из-за этой смертельной болезни. Ни Восток, ни Запад не застрахованы от  ее пагубных последствий . Великобритания прошла мрачную веху в 125 000 смертей, президент США провел мемориальную службу, чтобы отметить печальную веху в более чем полмиллиона смертей, число погибших в Индии составляет более 150 000 человек, в Африке-более 10 000, а в Иране-более 60 000. Когда смерть появляется в новостях каждый день недели, это заставляет задуматься, что же на самом деле означает смерть? Какова религиозная точка зрения на смерть и как душа вписывается в историю человеческой жизни и смерти? В этой статье мы рассмотрим религиозный взгляд на смерть и то, как душа рассматривается с религиозной и особенно исламской точки зрения.

Понятие смерти

Британская энциклопедия определила смерть как  «окончательное прекращение жизнедеятельности в телах животных и растений”. В религиозном   понимании смерть-это окончательное  отделение души от физического тела. Различные группы верующих твердо верят, что в течение человеческой жизни душа является неотъемлемой частью тела и покидает его навсегда в момент смерти. Согласно Кембриджскому словарю, «Душа-это духовная часть человека, которая, по мнению некоторых людей, продолжает существовать в той или иной форме после смерти тела».

Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Аллах забирает души людей во время  смерти , а те которые не умерли- во время сна их.  Затем Он удерживает ту, для которой определил смерть и отпускает обратно другую  до назначенного срока. В этом, несомненно –  Знамение для людей, которые размышляют» (Коран 39: 43.)  Объясняя процесс смерти, четвертый глава Ахмадийской мусульманской общины   Мирза Тахир Ахмад сказал: «Когда душа отделяется от тела, химия тела немедленно начинает разлагаться и возвращается к своим составляющим веществам, не имея больше смысла в теле вообще».

Религиозная концепция Души

Индуизм, одна из древнейших религий в мире, и другие религии долины Инда, такие как джайнизм и буддизм, верят, что души вечны, нетварны и вечны. Душа получает физическое тело в течение жизни. В момент смерти душа покидает это физическое тело, а затем возрождается в другом физическом теле; понятие реинкарнации. Для них тело-тюрьма для души.

Авраамические  религии  исповедуют то, что Бог является творцом души и чтоее пребывание в теле  не вечно. Душа покидает свое физическое тело в момент смерти, чтобы никогда не возвращаться в другое тело. Тора говорит:  «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Согласно верованиям иудаизма, душа имеет свою первую привязанность к телу с момента зачатия и остается с ним до момента смерти. Смерть, таким образом, часто упоминается на иврите как «уход души». Согласно христианскому учению,  «Духовный мир-это царство Бога, и как живые души мы являемся духовными существами. Поэтому в тот момент, когда мы не будем жить в физическом мире, мы будем жить в духовном мире с Богом».  «Дух вернется к Богу, который дал его».  Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: «И они спрашивают тебя о духе. Скажи- « Дух от повеления Владыки моего. И даровано вам из знания (этого) лишь немного» (Коран 17:86).

Исламская концепция Души

Ислам предоставил информацию о существовании души и объяснил, что полное понимание всех аспектов человеческой души может быть за пределами человеческого понимания. Это красноречиво объяснил Реформатор нашего времени,  Хазрат Мирза Гулам Ахмад из Кадиана : «В отличие от Вед, Коран говорит, что души не являются нетварными, но что они приходят в существование вместе с телом». Мусульмане верят, что душа создается внутри тела, как говорит Мирза гулам Ахмад: «Истина заключается в том, что душа развивается в теле, и это также доказывает, что она создана и не существует сама по себе.  «Затем Мы облекли кости плотью; затем Мы вырастили его  в другое творение. Да будет благословен Аллах, Лучший из творцов» .

Объясняя утонченную концепцию души, Мирза Гулам Ахмад  сказал: «Совершенно верно, что душа-это тонкий свет, развившийся внутри тела и взращенный в утробе. Вначале оно скрыто и незаметно, а затем становится явным. С самого начала его сущность присутствует в сперме» ”

Объясняя происхождение души, основатель ахмадийята  говорит: «Есть неопровержимые доказательства того, что мужская и женская сперма обладают способностью порождать душу, не падая с небес подобно росе. Когда два сперматозоида соединяются, способность усиливается и растет до тех пор, пока структура эмбриона не будет готова, душа активируется из структуры силой Всемогущего Бога. Это создание чего-то из небытия, потому что душа не является чем-то материальным, и все же она порождается из той же материи, которая вырастает в каркас после соединения двух сперматозоидов в утробе. Вовсе не обязательно, чтобы душа падала, как роса на какой-нибудь овощ, и рождалась таким образом».

Душа после Смерти

В Священном Коране сказано:  «Потом, воистину, после этого вы все – у мирающие. Потом, воистину, в день воскресения все вы будете воскрешены (Коран 23 16-17). Г-н Б. А. Орчард написал следующее в одной из своих статей о душе: «Душа-это сознательная сущность, и Священный Коран во многих местах говорит нам, что в новой жизни после смерти она будет помнить подробности своей жизни в этом мире» .

Согласно исламу, в случае человека, когда жизнь заканчивается, умирает тело, но не душа. Что же тогда происходит с душой в момент смерти? Душа покидает свое земное тело и принимает новое духовное тело, представляющее действия этой жизни. Священный Коран также показывает, что души праведных и избранных Богом воскресают из мертвых через несколько дней, некоторые-через три дня, некоторые-через неделю, а другие-через 40 дней после смерти. Эта их новая жизнь-жизнь крайнего блаженства, сладости и наслаждения.

В мусульманском мире существуют традиции проведения специальных молитв на 3-й, 10-й и 40-й день после смерти. Эти предания не были записаны при жизни Благословенного Пророка . Эти традиции на самом деле не оказывают никакого влияния на то, как покойник переносится в могилу, так как было сказано, что души высокодуховных людей и мучеников вспоминаются сразу после смерти.

Рассуждая о душе после смерти, основатель ахмадийята,  Хазрат Мирза Гулам Ахмад из Кадиана  пишет в своей книге «Чашма-и-Марифат»: «Подобно тому, как тело претерпевает смерть от разложения , так и душа претерпевает смерть, когда теряет свои качества. Но те, кто «теряют себя в Боге», снова воскресают к жизни, так как они достигли единения с Богом и потому, что их жизнь была отражением или тенью Божественной жизни. Нечистым душам также дается чувство, чтобы они могли подвергнуться наказанию, но они не находятся ни среди мертвых, ни среди живых. Они подобны человеку, который страдает от мучительной боли, его состояние так же плохо, как смерть, и вся земля и небеса темнеют в его глазах».

« И обрадуй благой вестью тех, которые веровали и творили  добрые дела, что дляних- Сады, внизу которых текут ручьи. Мирза Гулам Ахмад писал о прогрессе души после смерти в своей книге «Чашма-и-Марифат:, «»Священный Коран указывает, что изменения души безграничны и будут продолжаться даже на небесах. Они будут свидетельствовать о прогрессе, и души будут испытывать непрерывный рост, каждое последующее состояние будет настолько выше предыдущего, что будет казаться, будто предыдущее состояние умерло»

Хотя душа покидает физическое тело в момент смерти, ее связь с физическим телом не разрывается сразу и полностью. Малик Джамиль Р. Рафик писал в своей статье об исламском взгляде на жизнь после смерти, опубликованной в журнале Review of Religions в 2014 году: @Как душа жила в материальном теле в течение нескольких лет, так и после смерти она помнит его и поддерживает связь с ним в течение некоторого времени. Это не означает, что душа остается в теле умершего в течение этого периода. Нисколько. Ибо после смерти она немедленно достигает своего назначения на небесах. С течением времени эта связь ослабевает и в конечном счете перестает существовать. Это как связь человека с родной землей, который навсегда эмигрирует в какую-то далекую страну. Он продолжает вспоминать свою родную землю в течение определенного периода времени, затем постепенно эта привязанность ослабевает и больше не существует».

Смерть и Тяжелая утрата

Ислам принимает смерть как совершенную неизбежность, как говорит Всевышний Аллах в Священном Коране: «Всякий, кто  на ней (земле), прейдет» (Коран 55:27).  Во всем мире практикуются различные ритуалы, чтобы выразить скорбь и  свое уважение к умершему. Но иногда эти устоявшиеся способы выражения горя оказываются под угрозой. Во время природных и техногенных катастроф давние и хорошо отработанные традиции различных религий и культур прощаться с близкими людьми могут стать непрактичными. В последние годы эпидемии, такие как АТИПИЧНАЯ пневмония-1, ЭБОЛА и теперь COVID-19, повлияли на то, как прощаются и практикуются. Ритуалы или церемонии прощания ограничены в соответствии с установленными необходимыми ограничениями. Некоторые общины считают это нарушением прав человека, но мусульманам советуют выражать свою скорбь, ища утешения у своего Создателя: «Воистину Аллаху мы принадлежим, и к Нему мы возвращающиеся»  (Коран 2:157).

Об авторе: Доктор Амтул Шафи Сами-специалист-хирург. Она занимается исследованиями и опубликована в рецензируемых медицинских журналах. Она входит в состав IBRANet, национальной исследовательской группы хирургов молочной железы. Д-р Амтул Шафи Сами является действующим членом редколлегии журнала “Обзор религий”. Она также является президентом женской вспомогательной организации Ахмадия для отделения Йоркширского региона Великобритании.

_______________________________________Review of Religions

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать