Главная Ислам и Современность  Взгляд ислама на искусство и музыку:  ( подробный ответ четвертого халифа (избранного главы) Ахмадийской мусульманской общины Мирзы Тахира Ахмада)

 Взгляд ислама на искусство и музыку:  ( подробный ответ четвертого халифа (избранного главы) Ахмадийской мусульманской общины Мирзы Тахира Ахмада)

через Времея и Мир
0 комментарий 174

 

Этот вопрос на самом деле является таким , который будет по-разному применим к различным ситуациям, и  ответ на него  будет отличаться  в зависимости отситуации. В Священном Коране  в принципе  есть понятие «лагв» ( суетное, праздное, бессмысленное). В суре «аль-Муминун» упоминаются верующие, «абаадул-Рахман, Анилагви Мо’ризун» (и те, кто от всего суетного – отвращающиеся. (23:4).  Но это понятие варьируется от человека к человеку. То, что является бессмыслицей и суетой  для одного, может не быть таковым  для другого. Также различаются приобретенные вкусы и духовные уровни.

Поэтому я не сторонник того, чтобы объявлять что-то абсолютно неправильным для всех, потому что в исламе есть  разные  уровни запрета, и в некоторых местах наша религия  также оставляет  возможность принятия  решения самими  верующими. И там дается своего рода свобода мысли и действия, для которой не должно быть никаких жестких и  правил, потому что тогда жизнь стала бы очень трудной для всего общества. Так или иначе, некоторые люди склонны задавать вопросы по  этой теме ,и они

хотят получить такие ответы, которые было бы очень трудно понять, если бы они были даны в соответствии с их собственным желанием. Опять же, Священный Коран заповедует нам,   в принципе, не задавать вопросы о вещах,  ответы на которые, затруднили бы вам жизнь. Не спрашивайте о вещах, которые, если ответы, могут быть тяжелы для вас, могут вам не понравиться. Таким образом, есть некоторые регионы, которые остаются без присмотра ислама сознательно. Философию я уже объяснял. Различные люди находятся на различных уровнях развития, отношения и вкусы. Таким образом,   понятие «Лагв» может быть истолкован по-разному в зависимости от разных людей. Возьмем, к примеру,  принимающего ислам  выходца из  западного общества. Если вы немедленно объявите фетву [исламское судебное решение] против его интереса к искусству, он не только не поймет, он будет более склонен потерять веру в ислам, потому что это будет казаться таким неестественным. Поэтому там, где ислам категорически не запрещает, он переносит внимание на более серьезные жизненные подвиги. И насколько я понимаю это слово, это самое лучшее определение. И если жизненные стремления более высокого порядка и человек, который ведет такой образ жизни, настроен более серьезно, его «Лагв» будет отличаться от просто, скажем, Лагв ребенка. Например, ребенок может играть в хоп-скотч. Но хоп скотч может быть «Лагвом» для пожилого джентльмена, для его возраста, для его респектабельности и всего остального, и не будет Лагвом для этого ребенка, который дал нам название этой игры. На самом деле это было бы очень хорошо для ребенка.

Люди тоже находятся на разных уровнях духовности. Те, ктообрел вкус к чтению Священного Корана или чтению серьезных книг по религии, если вы дадите им роман, они не будут заинтересованы. Для них это будет просто «Лагв». И есть некоторые люди, которые с трудом прикладывают свой ум к таким серьезным занятиям. Поэтому, если их внимание слишком сильно отвлекается на чтение романов, например, ценой серьезных занятий, и они не пытаются отвлечь свое внимание от тщетного к серьезному, от бесполезного к полезному, тогда такой « Лагв» станет для них запрещенным.  Ведь он будет мешать их прогрессу в жизни, и  поэтому это должно быть запрещено для них. Таким образом, согласно этому определению, если «Лагв» начинает мешать серьезным занятиям жизнью и в какой-то степени наносит вред человеку в определенных сферах деятельности, то в такой степени он становится Лагв, и его следует избегать. И «Лагв» имеет очень широкое значение и  на самом деле это может стать очень тяжким грехом, одним из серьезных преступлений в исламе. Например, предположим, что вы смотрите телевизор, какое-то световое шоу или художественную литературу или что-то еще, и приходит время для молитвы. Теперь  ваше времяпровождение становится « Лагв». Конечно, это не запрещено прямо настолько, чтобы это стало преступлением в глазах Аллаха. Но призыв к молитве сделан, и вы должны идти в мечетиь Но вы так глубоко вовлечены в эту игру, которую показывают по телевидению, что забываете о молитве и продолжаете оставаться увлеченными телепостановкой.. Тогда такой « Лагв» становится греховным. Он принимает черты идолопоклонства, устанавливая между верующим и  Аллахом «сотоварищей», потому что  интерес к праздному встали на пути очень серьезного и важного стремления в жизни, для которого создан человек. Таким образом, «Лагв»-это очень трудное  понятие для определения. Хотя в сущности я определил его, оно приобретает различное значение в разных ситуациях. «Лагв «может стать тяжким грехом,а может быть просто обычным прегрешением. Даже некоторые люди, которые выросли и имеют очень  высокий приобретенный  уровень  духовности, икоторые очень набожны, предаются некоторым видам «лагв». А тот лагв, которому они предаются, внешне или внешне все равно  лагв. Но поскольку они служат какой-то цели, их нельзя назвать таким типом «лагв», которого следует избегать. Поэтому «лагв» в некоторых  ситуациях может потерять свой негативный смысл.

Например, когда вы находитесь на пикнике, ваше настроение совершенно другое. Вы играете со своими детьми и делаете то, что в обычной жизни вам бы и в голову не пришло. Это уже не «лагв»,  описаный в Священном Коране., потому что он стал чем-то, что служит определенной цели, и это расслабляет вас на некоторое время  не ценой другого невинного хобби или игры.  Можно даже играть в карты  (только не наденьги), можете играть в Людо или что-нибудь еще, или коротать время так, чтобы расслабиться. Цель – расслабление. И для этого используются некоторые средства, которые в обычной жизни могут быть объявлены  «лагвом», бессмысленными или отвлекающими ваше внимание от серьезных занятий. Но в таких ситуациях они служат определенной цели и больше не являются  лагвами. Так что это очень широкая тема.

На этом фоне я перехожу к  вопросу о музыке. Музыка как таковая не запрещена в Священном Коране. В некоторых случаях мы читаем о нашем Благословенном  Пророке, разрешающем использовать “даф» (бубен), который был своего рода музыкальным инструментом, на котором играли в Аравии в те дни. Однако он также, как известно, отверг некоторые другие музыкальные инструменты, когда услышал их звуккоторый ему не понравился. Так что правильное отношение лежит где-то посередине. Вы понимаете философию в этом, и тогда вы действительно можете понять, почему он сделал это и почему он не сделал этого. Дело в том, что такой музыки, которая отвлекает ваше внимание от других важных вещей жизни, любви к Аллаху, любви к молитве и тому, для чего создан человек, следует очень сильно избегать. И если это становится вашей навязчивой идеей, тогда это может стать грехом. Но небрежно слушать музыку, как она звучит в каждом уголке мира в наши дни, на самом деле, даже если вы очень стараетесь, вы не можете избежать. По этой причине я не должен обвинять  его за то, что он никогда не слушал, потому что это было бы слишком сильно. И Священный Коран не говорит об этом так много слов. Вывод о том, что «даф», как он есть, разрешен, а другая музыка, как она есть, запрещена, с этим выводом я не могу согласиться. Потому что это был стиль музыки, найденный в Аравии. С тех пор стиль музыки сильно изменился. И в те времяена, когда играли на «дафе», это делалось с определенной целью. В то время это служило определенной цели. Так что то определение, которое я вам предложил, очень хорошо подходит. Например, мы слышим о том, как играли на  даф, когда Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, входил в Медину, и некоторыеженщины  и молодые девушки пели песню в его честь, а также били в  даф. Теперь это особый тип музыкального инструмента. С одной стороны она покрыта, с другой стороны она не покрыта. Из-за этой формы бубна есть много улемов [религиозных ученых], которые пришли к выводу, что только этот тип музыкального инструмента разрешен и ничего больше. Это глупо, потому что Благословенный  Пророк,, пришел, чтобы дать нам руководство и принципы и показать пример на все грядущие времена. Ни на один конкретный момент. Поэтому, если вы конкретизируете все, что он делал, вместо того, чтобы черпать общие принципы, которые были бы применимы ко всем будущим временам, тогда вы останетесь ограничены определенной эпохой в истории и не сможете продвинуться дальше этого шага. Он никогда не ездил на машинах. Он никогда не пользовался теми современными удобствами, которые предоставляются вам. Так почему бы вам не заключить во всех отношениях, что только тот вид хлеба, который ел Святой Пророк Мухаммад, и хлеб, сделанный из того конкретного зерна, которое он использовал, это разрешено, а остальное не разрешено. Этот тип одежды разрешен, а этот-нет. Если вы будете продолжать делать свои выводы таким образом, то вся жизнь, которую вы ведете, станет запретной. Потому что очень мало из этого точно по образцу нашего Святого Пророка, мир ему и благословение Божие, как он жил в те дни. Он не пользовался этими электрическими лампами и, по сути, фотоаппарат тогда еще не был изобретен. Поэтому он никогда не фотографировал себя. Вся эта фотосъемка и позирование для фотографий становится запрещенной по этим стандартам. Так что откройте свои умы. Попытайтесь понять философию ислама. Согласно Священному Корану, то, что запрещено, ясно изложено. То, что продвигается, очень четко изложено. Между ними есть нейтральные, на которые принципы проливают некоторый свет, и границы продолжают перемещаться отсюда туда, как зыбучий песок.Эти нейтральные , о которых я говорю в “делай и не делай”, отличаются от ситуации к ситуации, которые сжимаются в одном направлении и  расширяется в другом в другое время.  Музыка и живопись в этром смысле подпадают под понятие «лагв» . Если это становится жизненным стремлением,  мешающем  на пути к  высшим ценностям, для которых вы созданы, то тогда  это становится запретным. Если это не мешает серьезности вашей жизни и только немного помогает зарядить нервы энергией или расслабить нервы на некоторое время, я не думаю, что это можно запретить, по крайней мере, так категорично. Есть определенные занятия, которые становятся навязчивой идеей. Например, я знал людей в Пакистане, которые полюбили то, что мы называем хинди гана. Они поют песни, и это становится их навязчивой идеей, в результате чего они не обращают внимания ни на свои занятия, ни на свои религиозные обязанности. Они не читают книг Обетованного Мессии (мир ему). У них нет времени ни на хадисы, ни на традиции Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни даже на Священный Коран. И это становится для них привычкой. Бессмысленная песня, которая, если судить по ее ценности, всего лишь третьесортная вещь. Но потому, что она поется с музыкой, которая интересует их так сильно и так глубоко, что вся их жизнь трепещет, когда они начинают слушать такую музыку, и они не могут слушать ничего другого. Это своего рода зависимость.  Когда так  происходит, тогда это становится харамом [запрещенным], потому что это мешает выполнению религиозных обязанностей ислама,  и стоит на пути вашего духовного прогресса. Но если кто-то обращает внимание на его духовный прогресс, и, например, он включает радио и играет песню, которая ему нравится, и он слушает ее некоторое время, пока у него есть время, и он вообще не тратит время впустую, внезапно заявлять, что он должен немедленно прекратить это, или он становится кафиром [неверным] или что-то в этом роде, глупо. Это не исламское понятие халяль [разрешено] или харам [запрещено]. Точно так же некоторые люди могли бы сказать, что живопись полностью запрещена, потому что наш Учитель, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не позволял картинам, согласно им, ни храниться в доме, ни быть нарисованными. Но они не понимают того факта, что те изображения, которые запрещал Святой Пророк, были неизменно изображениями идолов. Это было время, когда (о фотографировании фотоаппаратом не могло быть и речи, потому что они не были изобретены) рисование картин или живопись были полностью посвящены религиозным целям для рисования изображений воображаемых богов. Во времена Святого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы не находим в Аравии ни одного искусства, даже отдаленного, в котором рисовались бы люди или рисовались реально существующие вещи. Вы не найдете размеров ни одного пейзажа, нарисованного каким-либо художником того времени. Вы не найдете ни портрета, нарисованного кем-то, ни какой-либо конкретной ситуации реальности. Все, что рисовалось, было не только вымыслом, но и вымыслом, противоречащим фундаментальным принципам, заложенным исламом. Там были изображения воображаемых идолов, партнеров Аллаха. Они были либо нарисованы, либо высечены в виде статуй. То, что запретил наш Святой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, было именно этим. Поскольку у нас нет доказательств того, что в его присутствии когда-либо была нарисована реальная ситуация в жизни, которую он запретил, я делаю вывод, что он запретил именно ту цель, которую вы понимаете. Расширять его дальше в область, которая никогда не была в его уме, неверно. Он также не мог высказаться против этого, потому что это (художественный реализм) не мешало никаким религиозным целям. Здесь мы можем легко понять цель. Идолопоклонничество враждебно относится к исламской концепции Единства Аллаха. Поэтому все, что способствует идолопоклонству, должно быть запрещено. Это вполне понятно. Но там, речь идет о реалиях естественного произхождения, как они могут быть запрещены? Это не запрещено и не может быть запрещено моему разуму. Поэтому я тоже не думаю, что это должно быть объявлено запретным. Но если это становится навязчивой идеей для ваших девочек или мальчиков и начинает мешать серьезным занятиям жизнью, тогда я думаю, что это должно быть прекращено . Тогда это становятся «лагв»,   запрещенным  в Священном Коране.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать