Главная Ислам и Современность Является ли время иллюзией? – Перспективы физики, кино и веры ( взгляд ахмади)

Является ли время иллюзией? – Перспективы физики, кино и веры ( взгляд ахмади)

через Исмаил
0 комментарий 84

 

Время, как явление, знакомо каждому, но его трудно понять и определить. Понятие времени всегда было увлекательной и загадочной темой для многих людей, и я не исключение. Меня всегда увлекала эта тема. Недавний просмотр фильмов Кристофера Нолана «Интерстеллар», «Начало» и «Довод» экспоненциально увеличил не только мой интерес, но и любопытство к понятию «время».

«Интерстеллар» — это фантастический  фильм о космосе, который исследует сложности времени уникальным и заставляющим задуматься способом, особенно с изображением замедления времени вблизи массивных гравитационных объектов. «Начало» углубляется в субъективное переживание времени в сновидениях, размывая границы между реальностью и подсознательным восприятием. Тенет использует умопомрачительный подход ко времени, вводя концепцию «инверсии времени», где причина и следствие могут действовать в обратном направлении.

Хотя это вымышленные произведения и не имеют очевидной связи с реальностью, любой, кто когда-либо смотрел эти фильмы, задается вопросом: что такое время? Оказывается, все сложнее, чем кажется.

Согласно философу и христианскому “святому”  Августину Гиппонскому (354–430), время не может быть удовлетворительно описано с помощью одного единственного определения. По его словам: «Что же такое время? Если меня никто не спросит, я знаю; если я хочу объяснить это тому, кто спрашивает, я не знаю (Исповедь 11, с. 14)». («Время: религиозно-философские аспекты», www.encyclopedia.com)

Научное определение времени

Время, с научной точки зрения, определяется просто как последовательность событий из прошлого в настоящее и в будущее. Это фундаментальное понятие, используемое для описания событий в трехмерном пространстве. Однако не все так просто. «Кажется, что время следует универсальному ритму, но это не так». («Вопрос времени», www.amnh.org)

В специальной теории относительности Эйнштейн определил, что время относительно, другими словами, скорость, с которой течет время, зависит от вашей системы отсчета. «Это означало бы, что «чем быстрее движутся часы, тем медленнее течет время, по мнению кого-то в другой системе отсчета». (Там же.)

Для непрофессионалов, таких как я, я бы сказал, что это наводит на мысль о том, что не существует единого универсального момента, который разделяли бы все наблюдатели в наблюдаемой Вселенной. Разные наблюдатели по-разному переживают течение времени, в зависимости от их скорости и положения. Разница между опытом наблюдателей заключается в том, что в теории относительности Эйнштейна называется «замедлением времени».

Человеческое понимание времени

Человечество всегда стремилось понять время и манипулировать им. Возможно, именно потому, что время является такой фундаментальной частью нашего существования, влияющей на все, от наших биологических ритмов до наших социальных и экономических систем, мы так озабочены им. По-видимому, существует понятие, гласящее, что наша жизнь связана «стрелой времени». Именно с этой целью на протяжении всей истории мы разрабатывали различные инструменты для отслеживания течения времени; От простых солнечных часов и водяных часов до более сложных инструментов, таких как маятниковые часы и самые современные и самые точные атомные часы.

Несмотря на то, что изобретение часов играет жизненно важную роль в измерении и восприятии времени – поскольку часы являются инструментами, которые помогают нам количественно оценить и организовать наше понимание времени, некоторые философы и ученые придерживаются мнения, что само понятие времени все еще существовало бы и без часов, поскольку оно глубоко укоренилось в нашем восприятии событий во Вселенной.

Альберт Эйнштейн по случаю смерти своего друга заявляет: «Теперь он ушел из этого странного мира немного раньше меня. Это ничего не значит. Для тех из нас, кто верит в физику, различие между прошлым, настоящим и будущим — всего лишь упорно сохраняющаяся иллюзия. («Что говорят теории Эйнштейна об иллюзии времени?», www.discovermagazine.com)

В конечном счете, сам дискурс о времени обнаруживает свою иллюзорную природу. Время – это не абсолютная сущность, а субъективный конструкт, сформированный человеческим опытом и взаимодействием с окружающим миром.

Описание времени в Коране

Как и многие другие темы, Священный Коран не умалчивает о понятии времени. На самом деле, она широко обращается ко времени, побуждая к размышлениям о его природе и значении, что бросает вызов традиционным представлениям о временной реальности. Подчеркивая значение небесных тел – Солнца и Луны в измерении времени, Коран утверждает:

ہُوَ الَّذِيۡ جَعَلَ الشَّمۡسَ ضِيَآءً وَّالۡقَمَرَ نُوۡرًا وَّقَدَّرَہٗ مَنَازِلَ لِتَعۡلَمُوۡا عَدَدَ السِّنِيۡنَ وَالۡحِسَابَ

«Он – Тот, Кто сотворил солнце ярким светом, а луну сиянием, и предопределил для него ступени, чтобы вы знали число лет и исчисление [времени]». (Сура Юнус, 10,:  6)

В «Пятитомном комментарии» написано: «Наблюдая за движением этих тел, мы можем узнать, что прошло определенное количество времени и что мы отошли от нашего первоначального положения. Все исчисления и все календари зависят от движения Солнца и Луны. Луна движется вокруг Земли, и таким образом мы можем знать меру месяцев. Земля движется вокруг Солнца и также вращается вокруг своей оси, что позволяет нам измерять наши годы так же, как и наши дни». (Пятитомный комментарий, том 3, стр. 1221)

Священный Коран также обращается к релятивистской природе времени. В нем говорится:

وَاِنَّ يَوۡمًا عِنۡدَ رَبِّكَ كَاَ لۡفِ سَنَةٍ مِّمَّا تَعُدُّوۡن

Воистину, день у твоего господина подобен тысяче лет твоего исчисления. (Сура аль-Хадж, гл.22: V.48)

Мы также читаем в другом месте:

يُدَبِّرُ الۡاَمۡرَ مِنَ السَّمَآءِ اِلَي الۡاَرۡضِ ثُمَّ يَعۡرُجُ اِلَيۡہِ فِيۡ يَوۡمٍ کَانَ مِقۡدَارُہٗۤ اَلۡفَ سَنَةٍ مِّمَّا تَعُدُّوۡن

“Он замыслит Божественное Постановление с неба до земли, и тогда оно дойдет до Него в день, продолжительность которого равна тысяче лет, по вашему исчислению”. (Сура ас-Саджда, 32 : 6)

Хазрат Обетованный реформатор в своем «Тафсир-и-Кабир» комментирует:

«В этом аяте [сура аль-Хадж, гл.22: ст.48] говорится о суровом характере наказания, которое будет вынесено неверующим. Поэтому Аллах, говоря о тех, кто ищет наказания, говорит, что «когда наступит наказание, которого вы ищете, ваше состояние будет таким, что один день будет казаться вам тысячей лет» (Тафсир-и-Кабир [2023], том 8, с. 195).

Как это объяснение похоже на метафору Эйнштейна о «красоте и горячей печи», где он упрощает свою теорию относительности для неспециалистов, иллюстрируя, как замедление времени происходит в экстремальных обстоятельствах. Для получения дополнительной информации об этом, пожалуйста, обратитесь к статье «Эйнштейн и его «задница в огне», https://vocal.media.

В Священном Коране есть еще несколько аятов, которые намекают на релятивистскую природу времени. В частности, он передает относительность и субъективность, присущие временным переживаниям. См. гл.20: т.104-105, гл.10: т.46, гл.17: т.53 и гл.23: т.113-114.

Заключение

В 21-м веке мусульман  постоянно обвиняли в «конкордизме» – уничижительном термине, используемом для осуждения примирения религиозных пророчеств с современными научными открытиями – однако это всего лишь свидетельство согласованности учения Корана с творением, а также его значимости для научных открытий. В конце концов, наука – дело рук Божьих, а Коран – Его слово. («Наука в Коране: конкордизм», www.alhakam.org)

Таким образом, благодаря конвергенции научной теории, кинематографического повествования и коранических прозрений, наше внимание привлекается к многогранному исследованию времени, которое, хотя и является фундаментальным аспектом человеческого существования, похоже, связано с нашим индивидуальным опытом. Он также служит напоминанием о сложности и необъятности творения Аллаха, а также о границах человеческого понимания.

Автор- Аль-Фаваз Аджимоти, Гана

Al-hakam

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать