В Великую Среду православные христиане вспоминают акт миропомазания Христа «грешной женою» перед Его распятием. Это также время в Греции, когда прихожане помазывают себя на торжественной вечерней службе.
После полудня во всех храмах еще раз рассказывается тайна Святого Евангелия, а затем вспоминаются события Тайной вечери и омовения Иисусом ног апостолам. Верующие также помнят гнусные планы Иуды Искариота предать Иисуса.
В среду люди вспоминают женщину, которая помазала ноги Христу, когда Он сидел в доме Симона. В гимнографии того времени повествование в Евангелии от Матфея 26:6-13 сочетается с повествованием в Евангелии от Луки 7:36-50 (ср. также Иоанна 12:1-8).
Второй темой Великой Среды является соглашение, заключенное Иудой с иудейскими властями. Покаяние и полное искупление грешной женщины резко контрастируют с трагическим падением некогда избранного ученика.
Триодь, или краткий гимн, ясно показывает, что Иуда погиб не только потому, что предал своего господина, но и потому, что, впав в грех предательства, он отказался верить в возможность прощения: «В горе он потерял жизнь, предпочтя петлю покаянию».
Как православные христиане отмечают Великую Среду
Многие православные христиане также предпочитают поститься в Великую среду в память о сделке Иуды с властями, чтобы выдать им Иисуса за тридцать сребреников.
Вечером в Великую среду в храме обычно совершается таинство Елеосвящения больных, и все присутствующие прихожане помазываются, независимо от того, больны они физически или нет.
Считается, что нет четкой грани между телесными и духовными болезнями, и это таинство дарует не только телесное исцеление, но и прощение грехов, тем самым служа подготовкой к принятию Святого Причастия на следующий день.
Великая Среда в Греции
В Греции и во всех греческих общинах по всему миру литургии в Великую среду включают чтение отрывков из Евангелия от Матфея, рассказывающих историю о том, что произошло за два дня до распятия Иисуса Христа.
Члены Церкви получают Соборование вечером в Великую среду с маслом помазания, которое, по мнению многих людей, обладает терапевтической, исцеляющей силой.
Иногда, в некоторых районах или деревнях, женщины приносят большую миску муки на Соборование и ставят в нее три свечи, чтобы гореть во время церемонии; на следующий день из этой же муки делают сладости на Пасху.
Фото-перед алтарем накануне таинства елеосвящения