Главная Ислам и Современность «Проект Существование». Для чего мы поклоняемся Богу ?

«Проект Существование». Для чего мы поклоняемся Богу ?

через Времея и Мир
0 комментарий 61

 

По  исламу, поклонение Богу имеет первостепенное значение. Это не только первая заповедь в Священном Коране (2:22), но и заявленная цель сотворения человека. (51:57).

Тем не менее, это вызывает определенные вопросы. Почему мы должны поклоняться Богу? Нужно ли Богу, чтобы мы поклонялись ему?

Для некоторых такие вопросы формируют  тиранический образ Бога, господстующим  над полневольным творением и требующего  его  почтения по эгоистичным  причинам.

Что еще хуже, некоторые могут далее рассуждать о том, что Он, возможно, каким-то образом поддерживается поклонением Своих приверженцев, живетх за счет их поклонения симбиотическим или даже паразитическим образом.

Ислам отвергает это видение как совершенно ложное. Она представляет Бога Милостивым и независимым от Своего творения, а поклонение-чем-то необходимым и полезным для самого человека.

Атеистическая и агностическая точка зрения

Для атеиста и, возможно, даже агностика идея Всемогущего Бога, требующего поклонения,-это не просто пятно на характере Бога, но свидетельство против самого Его существования. Их мышление обычно вращается вокруг следующих двух моментов:

  1. Поклонение-бесполезный и унизительный акт. Как может любящий Бог требовать такого унизительного поступка от Своих созданий?
  2. Если Он настаивает на том, чтобы Его творение поклонялось Ему, это должно быть из-за эгоистичной потребности или желания, которые противоречат Его совершенству. Либо Он не такой, каким Его считают, либо Его не существует.

Опасности антропоморфизма

Прежде чем углубиться в природу Бога и поклонения, необходимо сделать шаг назад и обратиться к идее антропоморфизма: приписывание человеческих мотиваций и эмоций нечеловеческим  сущностям, в данном случае Богу.

Ислам говорит нам, что неправильно приписывать Богу человеческие мотивации и слабости. Бог не похож на Свое творение. Коран говорит нам:

لَیۡسَ کَمِثۡلِہٖ شَیۡءٌ

«Нет ничего подобного Ему.» (Коран 42:12)

Ислам представляет образ Бога, который внутренне согласован и находится в гармонии с Его различными атрибутами,  которые можно найти во всем Священном Коране.

Зависит ли Бог от чего-Либо?

Давайте углубимся в первый вопрос: природа Бога.

Коран говорит нам, что Бог совершенен. Он-творец вселенной и никоим образом не зависит от Своего творения:

لَہٗ مَا فِی السَّمٰوٰتِ وَ مَا فِی الۡاَرۡضِ ؕ وَ اِنَّ اللّٰہَ لَھُوَ الۡغَنِیُّ الۡحَمِیۡدُ

«Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на земле. Воистину, Аллах Самодостаточен, Достоин Похвалы»  (Коран 22:65)

Более  того, Он-Первый и Последний (57:4), а также Аль-Ахад (Единый) (112:2). Эти атрибуты говорят нам, что Он полностью независим от других существ и явлений. В Коране в одном месте говорится::

کُلُّ مَنۡ عَلَیۡھَا فَانٍ

وَّ یَبۡقٰی وَجۡہُ رَبِّکَ ذُو الۡجَلٰلِ وَ الۡاِکۡرَامِ

« Все, что на нем, исчезнет.

И останется только Личность твоего Господа, Владыки Славы и Чести».

Это  означает, что наступит время, когда все остальное, включая людей, перестанет существовать, кроме Бога. Этого не могло бы произойти, если бы Бог каким-то образом зависел от поклонения Своему творению.

Нуждается Ли Бог В нашем Поклонении?

На вопрос о том, зависит ли Бог от нашего поклонения, был дан ответ через слова Пророка Моисея (ас), процитированные в Священном Коране:

وَ قَالَ مُوۡسٰۤی اِنۡ تَکۡفُرُوۡۤا اَنۡتُمۡ وَ مَنۡ فِی الۡاَرۡضِ جَمِیۡعًا ۙ فَاِنَّ اللّٰہَ لَغَنِیٌّ حَمِیۡدٌ

«И сказал Муса: «Если вы не веруете, вы и те, кто на земле, все вместе, вы не можете причинить вреда Богу; воистину, Аллах Самодостаточен, достоин Похвалы» (Коран 14:9)

Cообщеатся, что Благословенный Пророк Мухаммад (са) заявил в хадисе, что Аллах утверждает:

«О слуги Мои, Я запретил угнетение для Себя и сделал его запретным среди вас, так что не угнетайте друг друга…О слуги Мои, вы никогда не сможете причинить мне вреда, и вы никогда не сможете принести Мне пользу. О слуги Мои, если бы первый из вас и последний из вас, и люди из вас, и джинны из вас, были столь же благочестивы, как самое благочестивое сердце любого из вас, то это ни на йоту не увеличило бы Мое Царство. О слуги Мои, если бы первый из вас и последний из вас, и люди из вас, и джинны из вас были т такими  же злыми, как самое злое сердце любого из вас, тогда это ни на йоту не уменьшило бы Мое Царство. О слуги Мои, если бы первый из вас и последний из вас, и люди из вас, и джинны из вас, все встали бы вместе в одном месте и попросили Меня, и Я дал бы каждому то, что он просил, тогда это не уменьшило бы того, чем Я Обладаю, за исключением того, что уменьшается в океане, когда в него погружают иглу. О слуги Мои, только  ваши дела Я принимаю в расчет, а затем воздаю вам за них. Итак, тот, кто  считает это добром и благом,  пусть восхваляет Аллаха, а тот, кто находит что-то другое, пусть не винит никого, кроме себя».

 Бог просит нас поклоняться Ему по эгоистичным причинам?

Если Бог не нуждается в нашем поклонении, то возможно ли, что он просто хочет этого по эгоистичным причинам?

Идея эгоистичного и эгоистичного Бога, который не заботится о Своем творении, опровергается Кораном.Самый первый  его аят начинается с того, что Бог представлен как полностью Милостивый и Милосердный (1:1). Он Любящий (11:91), Друг (3:69), Защитник и Помощник (22:79), а также Нежный и Добрый (22:64).

В Коране есть десятки стихов, которые неоднократно отвергают такое мышление, поскольку оно порочит истинную концепцию Бога. В каждом случае Бог отвечает, что Он намного выше недостатков, которые неверующие приписывают Ему. В одном месте Он заявляет::

وَ مَا قَدَرُوا اللّٰہَ حَقَّ قَدۡرِہٖ ٭ۖ وَ الۡاَرۡضُ جَمِیۡعًا قَبۡضَتُہٗ یَوۡمَ الۡقِیٰمَۃِ وَ السَّمٰوٰتُ مَطۡوِیّٰتٌۢ بِیَمِیۡنِہٖ ؕ سُبۡحٰنَہٗ وَ تَعٰلٰی عَمَّا یُشۡرِکُوۡنَ

«И они не почитают Аллаха с должным Ему уважением. И вся земля будет лишь Его пригоршней в День Воскресения, и небеса будут свернуты в Его правой руке. Слава Ему и превознесен Он над тем, что они связывают с Ним». Более того, Он не жесток и не несправедлив (41:47). Он вознаграждает далеко за то, что является правом Его созданий (24:39). Он не действует, основываясь на тщетных и эгоистичных желаниях. В одном месте Он заявляет:

مَاۤ اُرِیۡدُ مِنۡہُمۡ مِّنۡ رِّزۡقٍ وَّ مَاۤ اُرِیۡدُ اَنۡ یُّطۡعِمُوۡنِ

اِنَّ اللّٰہَ ہُوَ الرَّزَّاقُ ذُو الۡقُوَّۃِ الۡمَتِیۡنُ

-«Я не желаю от них никакой пищи и не желаю, чтобы они кормили Меня.

Воистину, Сам Аллах-Великий Хранитель, Могущественный, Сильный»  (Коран 51, 58-59) Этоо означает, что он не желает никакой пищи, пищи или награды от Своего творения.

Он сотворил небеса и землю, а также человечество в соответствии с предписаниями мудрости и с высокой целью достижения вечных истин. Он утверждает в Коране:

وَ مَا خَلَقۡنَا السَّمَآءَ وَ الۡاَرۡضَ وَ مَا بَیۡنَھُمَا لٰعِبِیۡنَ

لَوۡ اَرَدۡنَاۤ اَنۡ نَّتَّخِذَ لَھۡوًا لَّاتَّخَذۡنٰہُ مِنۡ لَّدُنَّاۤ ٭ۖ اِنۡ کُنَّا فٰعِلِیۡنَ

بَلۡ نَقۡذِفُ بِالۡحَقِّ عَلَی الۡبَاطِلِ فَیَدۡمَغُہٗ فَاِذَا ھُوَ زَاھِقٌ ؕ وَ لَکُمُ الۡوَیۡلُ مِمَّا تَصِفُوۡنَ

«И мы не создали небо и землю и все, что находится между ними забавляясь.

И если бы Мы пожелали устроить Себе забаву, то несомненно Мы бы сделали ее от Себя, если бы Мы стали делать Это. Более того, Мы обрушиваем Истину на Ложь и Она разбивает ее и вот она, ложь, исчезающая. И горе вам из-за того. Что вы приписываете (коран 21 : 17-19)

Поэтому   Бог не является эгоистичным и самовлюбленным тираном, требующим от Своих творений раздувающего эго поклонения. Поклонение идет на благо самого человека.

Ошибочность  всех запросов, основанных на эгоистичной потребности или желании

Некоторые могут подумать, что если Бог не получает никакой пользы от нашего поклонения, то почему же Он вообще просит и требует нашего поклонения?

Во-первых, многие просьбы не основаны на личной потребности или эгоизме. Скорее, есть много таких, которые могут быть сделаны полностью на основе благополучия другой стороны.

Когда  полицейский машет вам на светофоре, или врач просит вас принять определенное лекарство, или учитель просит вас выучить определенную концепцию, или мать просит своего ребенка поесть – все это просьбы, данные кем-то, кто находится в авторитетном положении, но их просьбы не имеют эгоистичных мотивов. Есть много людей, которые работают искренне и добровольно на благо других.

Точно так же Бог говорит нам поклоняться Ему из любви, которую Он питает к Своему творению, и из желания принести им пользу. Более того, поклонение Богу является основной целью нашего существования, и только через поклонение Богу человек может достичь высших уровней саморазвития и прогресса, благодаря которым он может чувствовать удовлетворение и завершение.

 Кому выгодно Поклонение?

Ислам разъясняет, что именно сам человек является единственным бенефициаром своего поклонения – Бог не нуждается в его поклонении и не извлекает из него никакой пользы. Коран говорит нам:

وَ مَنۡ جَاھَدَ فَاِنَّمَا یُجَاھِدُ لِنَفۡسِہٖ ؕ اِنَّ اللّٰہَ لَغَنِیٌّ عَنِ الۡعٰلَمِیۡنَ

«А кто стремится, тот стремится только к своей душе; воистину, Аллах независим от всех созданий». [(Коран 29:7)

В другом месте Бог утверждает:

فَاتَّقُوا اللّٰہَ مَا اسۡتَطَعۡتُمۡ وَ اسۡمَعُوۡا وَ اَطِیۡعُوۡا وَ اَنۡفِقُوۡا خَیۡرًا لِّاَنۡفُسِکُمۡ ؕ وَ مَنۡ یُّوۡقَ شُحَّ نَفۡسِہٖ فَاُولٰٓئِکَ ھُمُ الۡمُفۡلِحُوۡنَ

« Так  бойтесь же Аллаха, как только можете, и слушайте, и повинуйтесь, и тратьте на Его дело; это будет хорошо для вас. И кто избавится от алчности своей собственной души, тот и добьется успеха» (Коран 64 :17)

Зависимость человека от Бога

Говоря  о независимости Бога, Коран подчеркивает полную зависимость человека от Бога и вселенной, которую Он создал для поддержания человечества. В одном стихе Аллах говорит:

وَ اللّٰہُ الۡغَنِیُّ وَ اَنۡتُمُ الۡفُقَرَآءُ

«И Аллах самодостаточен, и это вы нуждаетесь…»  (Коран 47:39)

В другом месте Он заявляет:

یُرِیۡدُ اللّٰہُ اَنۡ یُّخَفِّفَ عَنۡکُمۡ ۚ وَ خُلِقَ الۡاِنۡسَانُ ضَعِیۡفًا

«Аллах желает облегчить ваше бремя, ибо человек создан слабым»  ( Коран 4: 29)

Немного размышлений подтвердит это утверждение – человек полностью зависит от внешних факторов для поддержания жизни. От воздуха, которым он дышит, до воды, которую он пьет, и пищи, которую он ест, все должно быть обеспечено извне. Внутренне существуют тысячи болезней и осложнений, которые могут положить конец его жизни или свести его жизнь к полному страданию и страданию. Его благополучие зависит от тысяч внешних факторов, и все они были предусмотрены Богом.

Разве  поклонение Богу противоречит равенству и свободе?

Слова  «поклонение», «послушание» и «подчинение»  иногда рассматриваются как противоположность свободе, равенству и свободе. Там, где последние считаются желательными и достойными похвалы, первые считаются вредными для благополучия людей.

Хотя это может быть в определенной степени верно в межличностных человеческих отношениях, где дискриминация и несправедливость играют определенную роль,  нельзя то же самое механически переноситть на отношения  с Богом.

Сродство между человеком и высшим Существом не может ,по определению,быть связью двух равных личностей.

Не только Бог-наш Создатель, но и Ислам учит нас, что Бог-наш величайший Благодетель, который дал нам ту самую вселенную, которая проложила путь для нашего творения, а затем обеспечила нас бесчисленными способами. Более того, Он снова воскресит нас в загробной жизни и будет судить нас на основе наших убеждений и поступков. В Коране в одном месте говорится::

وَ اٰتٰٮکُمۡ مِّنۡ کُلِّ مَا سَاَلۡتُمُوۡہُ ؕ وَ اِنۡ تَعُدُّوۡا نِعۡمَتَ اللّٰہِ لَا تُحۡصُوۡھَا ؕ اِنَّ الۡاِنۡسَانَ لَظَلُوۡمٌ کَفَّارٌ

«И Он дал вам все, что вы хотели от Него, и если вы попытаетесь сосчитать милости Аллаха, вы не сможете сосчитать их. Воистину, человек очень несправедлив, очень неблагодарен  (Коран 14:35)

Поэтому  мы не только бесконечно уступаем Богу во всех отношениях, мы также глубоко и непрестанно в долгу перед Ним за Его прошлые и продолжающиеся благосклонности и будем неотразимо возвращены Ему после нашего короткого пребывания в этой жизни.

Имея  это в виду, отношения, основанные на равенстве, свободе и полной свободе, нереалистичны, когда мы оцениваем наши отношения с Богом.

Однако, несмотря на эту открытую реальность, Бог не желал, чтобы Он царствовал как тиран над Своим творением. Скорее, все Его действия по отношению к нам основаны на Его двух основных атрибутах – Милостивом и Милосердном (1:1).

Основатель ахмадийятаХазрат Мирза Гулам Ахмад (ас) (1835-1908) был долгожданным реформатором этой эпохи. Он утверждал, что является Обетованным Мессией, и Махди (божественно руководимый лидер) пророчествовал появиться в последние дни, чтобы вести человечество к Богу. Он много писал о природе Бога и наших отношениях с ним, а также о реальности истинного поклонения. Он утверждает в одном месте:

«Атрибут любви и сострадания-это основной божественный атрибут, и он является матерью всех других атрибутов. Именно это свойство иногда проявляется в форме благоговения и славы, чтобы вызвать реформацию  самого человека, и как только такая реформация произошла, она обретает свою первоначальную суть и пребывает вечно как дар от Бога. Бог не похож на вспыльчивого человека, который любит мучить других. Он не жесток ни к кому, скорее люди жестоки к самим себе. Все спасение-в Его любви, и все мучения-в том, чтобы оставить  Его».

В таком сценарии поклонение Богу как форма благодарности и как прошение о Его постоянной милости к нам не только приемлемо и понятно, но и  совершенно естественным образом исходит из проницательного и смиренного сердца.

Автор- Азхар Горайя , имам общины ахмади в Мексике, координатор  Review of religions  по Центральной Америке

Review of Religions

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать