Главная Ислам и Современность КУРБАН-МУБАРАК!

КУРБАН-МУБАРАК!

через Времея и Мир
0 комментарий 49

 

Курба́н-байра́м[1 или ’Ид аль-адха (. عيد الأضحى‎, ‘Īd ’al-’Aḍḥā — пра́здник жертвоприноше́ния) — исламский праздник окончания хаджа , отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в 10-й день месяца зуль-хиджа в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося у мусульман пророком. Точная дата празднования по григорианскому календарю может разниться в разных странах.

Согласно Корану, ангел Джабраил явился к Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании почти всегда называется старший сын — Исмаил.. В противоположность исламскому преданию, в Библии (Таурате) фигурирует другой сын Ибрахима Исхак (Исаак). Ибрахим отправился в долину Минаа к тому месту, где ныне стоит Мекка, и начал приготовления. Его сын, знавший об этом, не сопротивлялся, но плакал и молился, так как был послушен отцу и Аллаху. Однако это оказалось испытанием от Аллаха, и, когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не смог резать сына. Жертва сына была заменена бараном, а Ибрахиму было даровано благополучное второе рождение сына — Исхака (Исаака)[].

Арабское название праздника Ид аль-Адха (араб. عيد الأضحى‎ ‘Īd ’al-’Aḍḥā), переводится как «праздник жертвы». В русском языке закрепилось название курбан-байрамм (первое упоминание у Афанасия Никитина — курбанть-багрямъ). Первая часть этого названия происходит от арабского курбан — жертва (иначе по-арабски — забих), вторая часть — тюркское слово байрам («праздник»). Так он называется в разных языках, прежде всего в самих тюркских. Часто вместо слова байрам употребляется слово аид (от араб. عيد‎ — праздник‎), например, в киргизском языке — курман-айт.

В мусульманской традиции курбаном именуется всё то, что приближает человека к Богу, а ритуальное заклание животного в праздничный день подразумевает духовное обращение к Богу[.

 

Интересно видение этого жертвоприношения и праздника в суфийско-мусульманской традиции. Многие суфии практикуют ненасилие в отношении животных, некое подобие «ахимсы» (ненасилия в отношении животных). Ссылаются при этом, в частности, на хадис, в котором Благословенный Пророк, беседуя со своим сподвижником зятем и двоюродным братом Али, сказал: « Не превращай свой желудок в кладбище невинных птиц и зверей». Есть сведения, что довольно долго в собственной жизни Пророк предпочитал вегетарианскую пищу. Касательно курбана, многие суфии считают, что кровавая жертва в праздник И даль-Адха, тщательно разработанный регламент ее принесения (где в частности требуется, чтобы приносящий ее смотрел своей жертве в ее грустные глаза), предназначена для того, чтобы в конечном результате отвадить приносящего от жертвоприношений. Это в какой-то мере совпадает с общемонотеистическим взглядом на этот вопрос. Если мы прочтем первую книгу Торы-Таурата, то увидим, что Всевышний заповедовал своему творению – людям и животным- питаться растительной пищей. И только после грехопадения(!) Бог дозволил людям употреблять в пищу мясо.

Так или иначе главред «ВиМ» поздравляет всех читателей-мусульман с праздником Идаль-Адха. Пусть этот праздник настроит на то, чтобы сделать всю нашу жизнь и труды жертвой( пусть и бескровной) во имя и ради  Всевышнего.

Валерий Емельянов, главред.

Фото – “Жертвоприношение Ибрахима”. Миниатюра из персидской рукописи XV века.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать