Антимусульманские взгляды получили более широкое распространение в Европе за последние 30 лет, но важно проводить различие между критикой определенных форм исламской практики и верой в то, что мусульмане захватывают Европу.
Люди с антиисламскими взглядами хотят ограничить мусульманскую иммиграцию и исламские религиозные обряды. По их мнению, ислам-это монолитная тоталитарная идеология, угрожащая западной цивилизации. Когда мы говорим об антимусульманском расизме, соответствующие взгляды настолько обобщают, что все мусульмане объединяются вместе, независимо от того, являются ли они светскими мусульманами или фундаменталистами. Другими словами, мы говорим не только о критике набора религиозных идей, но и об отношениях, которые дегуманизируют и обобщают целую группу населения.
Хотя такое отношение имеет давнюю историю в Европе, идея о том, что мусульмане являются «врагами», стала более распространенной за последние 30 лет. После окончания холодной войны можно было бы сказать, что Европе нужен был новый архетипический враг, и исследования показывают, что иммигранты-мусульмане постепенно приобрели этот статус. Например, постепенно люди стали чаще говорить о «мусульманах», а не об иммигрантах пакистанского происхождения..
Почему я предпочитаю определение «антимусульманские взгляды» понятию «исламофобия»
Термин, часто используемый при обсуждении антимусульманских взглядов, – исламофобия.Обычно исламофобия определяется как обобщающий и негативный взгляд на ислам, который клеймит ислам как идеологию, которой нет места в западном обществе. Мусульмане считаются низшими и манипулятивными, а некоторые имеют злые намерения.Суффикс “-фобия” может напоминать нам о психиатрическом диагнозе. Соответственно, я предпочитаю “антимусульманские взгляды”, термин, который также охватывает сильно обобщающие и негативные чувства, поскольку приставка “анти ” предполагает отвращение и враждебность.
События, которые обращают особое внимание на мусульман
Исследования, проведенные в разных странах, показывают рост антимусульманских взглядов по отношению к мусульманам в связи с различными критическими событиями. Это не означает, что антимусульманские предубеждения постоянно растут в восходящем тренде. Скорее, это говорит о том, что эта предвзятость временно усиливается в связи с общественными событиями, которые направляют критическое внимание на мусульман.
Например, в 1980-х годах публикация книги Салмана Рушди «Сатанинские стихи» спровоцировала аятоллу Хомейни издать фетву против Рушди, и многие мусульмане присоединились к демонстрациям против Рушди и вырвали страницы из его книги. Во многих случаях их демонстрации были встречены весьма обобщающими и критическими представлениями о мусульманах в средствах массовой информации, где ислам как религия подвергался сомнению.
Аналогичные конфликты между свободой выражения мнений и религиозной терпимостью произойдут почти 20 лет спустя, после карикатур, опубликованных в датской газете Jyllandsposten в 2005 году, а также после нападения исламистов на сатирический журнал Charlie Hebdo в 2015 году.
9/11 и место мусульман в Европе
За первой войной в Персидском заливе последовали дебаты в средствах массовой информации, которые также уделили особое внимание мусульманам, и исследования, проведенные в Австралии и Соединенном Королевстве, показывают рост антимусульманских взглядов в этот период. Но событиями, которые действительно привели к широкому распространению и обобщению антимусульманских дискурсов, были 11 сентября 2001 года и последующие исламистские террористические атаки. Временами Война с терроризмом основывалась на сильно обобщающей риторике о мусульманах и скептическом отношении к мусульманам в целом, а не исключительно к радикализированным общинам.
Исследования также показали, что с тех пор произошли и другие события, которые привели к росту скептицизма по отношению к мусульманам. Заявление Турции о вступлении в ЕС было встречено комментарием, в котором ислам и Европа определялись как противоречащие друг другу в своих фундаментальных основах– другими словами, предполагалось, что ислам естественным образом не принадлежит Европе. Это несмотря на то, что мусульмане живут в некоторых частях Европы уже несколько сотен лет.
Война в Сирии и последовавший за ней кризис с беженцами также привели к росту антимусульманских настроений, а за массовыми нападениями в Кельне в канун Нового года в 2016 году последовали жаркие дебаты в средствах массовой информации, которые включали очень критические и обобщающие представления о мусульманах и исламе.
Тот факт, что некоторые мусульмане являются экстремистами и совершают террористические акты, обобщается для поощрения точки зрения о том, что ислам в целом представляет угрозу. Ссылки на террористические события, или массовые нападения, или увеличение числа мусульманских мужчин в статистике изнасилований, или угнетение женщин, или фундаменталистская практика законов шариата изображают ислам в целом как угрозу.
Антимусульманские взгляды в Норвегии
Соответственно, антимусульманские взгляды никоим образом не являются новым явлением ни в Норвегии, ни во всем мире. Впервые Норвегия начала принимать большое количество мусульманских иммигрантов в 1970-х годах, и уже в 1979 году, через год после публикации книги Эдварда Саида «Ориентализм”», Карл И. Хаген написал резко антиисламскую колонку в газете “Афтенпостен”. Позже, во время избирательной кампании в окружной совет в 1987 году, Хаген размахивал письмом, подписанным «Мохамадом Мустафой». В этом письме предсказывалось, что однажды мечети станут такими же распространенными, как церкви в Норвегии, ислам восторжествует, и Норвегия станет мусульманской страной. Впоследствии письмо оказалось подделкой.
В следующем году в Норвегии также наблюдалась сильная антимусульманская реакция на мусульманские демонстрации против публикации книги Салмана Рушди, а затем на попытку убийства ее норвежского издателя Уильяма Найгаарда. Некоторые крайне правые люди, у которых мы брали интервью в последние годы, сказали нам, что эти события стали решающими для формирования их резко антиисламских взглядов.
Антисемитизм никоим образом не исчез, но если мы посмотрим на крайне правых, как они в настоящее время активны в Норвегии, мы обнаружим, что антиисламские взгляды более распространены
Правые экстремисты также периодически выступали с антиисламскими комментариями в 1990-х годах, но гораздо более поразительной была их поддержка антисемитских теорий заговора и использование ими нацистских приветствий и символа свастики. Антисемитизм никоим образом не исчез, но если мы посмотрим на крайне правых, как они в настоящее время активны в Норвегии, мы обнаружим, что антиисламские взгляды более распространены, за исключением небольшого числа групп, таких как Движение Сопротивления Северных стран и политическая партия «Альянс».
Концепции «скрытой исламизации» и «Еврабии».
Такие концепции, как скрытая исламизация и еврабия, подразумевают, что ислам медленно, но верно завоевывает позиции в европейских обществах и заменяет светские и христианские ценности, на которых основаны эти общества. Опасения включают в себя идею о том, что белое население постепенно вымрет, его заменит процесс, известный как демографическая война, из-за склонности мусульман иметь большие семьи. Вера в такой сценарий была популяризирована египетско-еврейской писательницей Бат Йеор в ее книге «Еврабия».
Ряд антиисламских идей разделяют как умеренные, так и экстремисты. Теория Еврабии-один из примеров. Согласно этой теории, у мусульман в Европе есть скрытая повестка дня, в соответствии с которой они постепенно захватят власть в Европе. Подобное мышление лежит в основе концепции скрытой исламизации, которую Сив Дженсен выдвинула на национальном съезде Партии Прогресса в 2009 году. Годом ранее Роберт Спенсер, американский блогер и основатель организации «Останови исламизацию Америки», опубликовал свою книгу “Скрытый джихад”.
31% норвежцев считают, что мусульмане хотят захватить Европу
Подобные идеи нашли восприимчивую аудиторию, которая шире, чем отдельные политики и члены нескольких экстремистских групп. Опрос, проведенный Норвежским центром изучения Холокоста и меньшинств, показал, что треть, или, точнее, 31 процент норвежцев, согласились с утверждением «Мусульмане хотят захватить Европу». Половина населения согласилась с тем, что исламские ценности полностью или частично несовместимы с ценностями норвежского общества. Кроме того, почти треть выразили желание дистанцироваться в социальном плане от мусульман.
Половина населения согласилась с тем, что исламские ценности полностью или частично несовместимы с ценностями норвежского общества
На основе ряда других показателей исследователи, проводившие опрос, пришли к выводу, что чуть более четверти респондентов набрали высокие баллы по всем параметрам и, таким образом, по мнению исследователей, могут быть отнесены к категории исламофобов.
Другими словами, мы здесь не говорим о маргинальных взглядах. Тем не менее, существует очень важное различие между частями населения, которые поддерживают некоторые утверждения теории « Еврабии», и теми, кто придерживается самых крайних антимусульманских взглядов.
Разница между умеренными и крайними антимусульманскими взглядами
Различия касаются взглядов людей на решение проблемы – что, по их мнению, необходимо сделать, чтобы ислам не оказывал чрезмерно сильного влияния в норвежском обществе.
Ранее в статье в Журнале политических идеологий мы с Марией Райте Нильсен сравнили, как лидеры крайне правых организаций Останавливают исламизацию Норвегии (SIAN), Пегида (Патриотические европейцы против исламизации Запада) и Вигрид определили, что, по их мнению, является самой важной проблемой нашего века и как, по их мнению, проблема может быть решена. Даже такое сравнение точек зрения лидеров крайне правых организаций выявило существенные различия. В то время как лидер Pegida, организации, которая в настоящее время прекратила свою деятельность в Норвегии, говорил о добровольном возвращении мусульманских иммигрантов в страны их происхождения, лидер SIAN говорил о депортации мусульман, а лидер Vigrid пошел дальше всех, восхваляя террористические нападения и убийства.
Юмор как защита от нарушения закона
К счастью, Вигрид сейчас является организацией, в которой нет других членов, кроме ее лидера, но можно найти людей с похожими мнениями, если рискнуть выйти на интернет-платформы без цензуры. Но даже в группах Facebook, насчитывающих более 10 000 участников, периодически можно найти комментарии, открыто поддерживающие насилие в отношении мусульман. Эти комментарии часто преподносятся как шутки, чтобы защитить людей, публикующих их, от возможного обвинения в нарушении законов о преступлениях на почве ненависти.
В статье в журнале “Политика, религия и идеология” я проанализировала темы комментариев в двух антиисламских группах Facebook и рассмотрел, как юмор, смайлики и неуважительный жаргон используются для маскировки серьезных намерений в том, что говорится о мусульманах.
Аргументы, которые, однако, имеют тенденцию повторяться, те же, что и в теории Еврабии: у мусульман слишком много детей, что является элементом демографической войны, в ходе которой белые люди медленно, но верно уничтожаются; мусульманские женщины угнетаются, но к ним нет сочувствия, потому что они сами выбрали эту ситуацию; и мужчины-мусульмане являются опасными нападающими.
Приверженцами теорий заговора являются не только небольшое число экстремистов
В наше время мы видели, как крайне дискриминационные и обобщающие комментарии о мусульманах делались ведущими политиками, такими как Дональд Трамп. Приверженцами теорий заговора является не только небольшое число экстремистов. Некоторые теории заговора получают широкую поддержку. Например, около 80 процентов республиканцев и чуть более половины всех белых мужчин (демократы, независимые, республиканцы и не избиратели) были убеждены, что демократы украли выборы 2020 года.
Часто тот, кто верит в одну теорию заговора, будет верить в несколько других.
Общими чертами многих теорий заговора являются недоверие к науке и исследователям, средствам массовой информации и власть имущим. Часто тот, кто верит в одну теорию заговора, будет верить в несколько других.
Одним из примеров является центральная роль, которую играют известные критики ислама на демонстрациях, утверждающие, что Covid-19 является поддельным. Есть также примеры того, как одни и те же люди поддерживают антимусульманские и антисемитские теории заговора. Одна из таких теорий утверждает, что еврейский финансист Джордж Сорос финансировал массовую иммиграцию мусульман в Европу, чтобы разрушить европейское общество.
Глобальное антимусульманское движение
Многие антимусульманские деятели, присутствующие в различных странах с начала тысячелетия, могут рассматриваться как глобальное движение из-за их общей идентичности и риторики. В этом движении участвует много разных участников – социальные сети, политические партии, организации и отдельные лица, такие как газетные обозреватели. Между рядом этих субъектов существуют контакты и сотрудничество, даже через национальные границы, но есть также много субъектов, которые действуют более или менее в одиночку. Есть также действующие лица, которые категорически не согласны друг с другом, не в последнюю очередь в отношении риторики и политических целей.
Разные субъекты представляют разные уровни экстремизма – часто мы находим самые экстремальные случаи на интернет-платформах без цензуры. Именно на этих форумах террористы-правые экстремисты получили вдохновение и поддержку для своих запланированных террористических атак.
Самые крайние последствия антимусульманского расизма: 22 июля, Крайстчерч и Маншаус
За последнее десятилетие в Норвегии мы пережили самое страшное массовое убийство в стране в мирное время, а также попытку террористического злодеяния. 22 июля 2011 года страх перед исламизацией в Европе был одним из нескольких идеологических мотивов, стоявших за взрывом Андерса Беринга Брейвика в Правительственном квартале Осло и расстрелами молодых людей на острове Утойя.
Как и Брейвик, Маншаус был вдохновлен антифеминизмом и идеологией превосходства белых, включая идею о том, что он был участником расовой войны …
Террористические нападения Брентона Тарранта на две мечети в Крайстчерче, Новая Зеландия, в марте 2019 года были вдохновлены террористическими актами Брейвика, в то время как нападение Филиппа Маншауса на мечеть в Беруме в августе того же года, в свою очередь, было вдохновлено нападениями в Крайстчерче.
Во всех трех случаях антимусульманские идеи были лишь одним из нескольких мотивов нападений. Как и Брейвик, Маншаус был вдохновлен антифеминизмом и идеологией превосходства белых, включая идею о том, что он был участником расовой войны, что также стало причиной его расистского убийства своей приемной сводной сестры. В этих террористических атаках мы видим самые крайние последствия антимусульманских, расистских теорий заговора, которые утверждают, что мусульманская иммиграция способствует серьезным потрясениям, которые в долгосрочной перспективе уничтожат белое население.
Крайние антимусульманские взгляды, лежащие в основе этих террористических актов, показывают, как далеко все может зайти, если буквально воспринимать теории заговора об амбициях мусульман захватить Европу. Движение против джихада, «Еврабия» и теория заговора «Великая замена» являются ключевыми словами для мышления, которое вдохновляет на террористические атаки.
Автор- Катрин Фанген, профессор отделения социальной географии и социологии университета в Осло (Норвегия).
Источник- The Muslim Times.