Главная Ислам и Современность  Современный мусульманский ученый: Исламу не нужен свой Мартин Лютер!

 Современный мусульманский ученый: Исламу не нужен свой Мартин Лютер!

через Времея и Мир
0 комментарий 41

 

Призывы к исламской реформации раздаются после каждого исламистского террористического акта. Но мусульманам не нужен Мартин Лютер. Что необходимо, так это примирение ислама с конституционным государством,   считает современный исламский ученый Лоай Мудхун

Лорд Кромер был генеральным консулом Великобритании в Египте, когда в 1880 году он придумал знаменитую фразу: «Реформированный ислам больше не является исламом». Апологеты исламизма и представители традиционного ислама как в исламских странах, так и в исламских общинах на Западе, скорее всего, согласились бы с ним. В конце концов, «ислам» для них (и для большинства практикующих мусульман)это нечто принципиально законченное, что нельзя “реформировать”.

Однако такая слепая вера не меняет того факта, что природа «ислама» не высечена на камне! Религия ислам есть и всегда была дитем своего времени.

В своих трудах известный иранский философ Абдолкарим Соруш – (один из ключевых голосов в глобальных дебатах о реформировании современного ислама ) подчеркивает изменчивость религиозного понимания. По его мнению, никогда не может быть одной абсолютной «версии ислама”, применимой ко всем эпохам и контекста».  Соруш говорит: «Я сравниваю ситуацию с ситуацией на реке. Пророк был просто истоком реки. Исламская традиция в целом-это река. Она течет навстречу вечности. Мы-особый участок реки; следующее поколение будет другим участком. Мы никогда не должны предполагать, что религия-это неподвижный водоем. Это похоже на текущую реку».

Множественность прчтений  является ключом к реформе

Тесная приверженность фикции «чистого и полного» ислама была в значительной степени отделена от исламской истории. Даже многообразная и весьма дифференцированная дисциплина исламской теологии всегда служила политическим инструментом. Слишком часто это служило отражением реальных,  нерелигиозных по сути  действий  власти.

Фатально, что это традиционное понимание ислама игнорирует тот простой факт, что с момента появления исламского календаря исламские интеллектуалы предпринимали многочисленные и амбициозные попытки обновить религиозный дискурс в исламе и интерпретировать его источники в соответствии со своим временем. В конце концов, Коран страстно призывает человечество стремиться к знаниям.

По этой причине, с тех пор как он начал свою реформистскую работу 30 лет назад, сирийский мыслитель-реформист Мухаммад Шахрур громко призывал мусульман руководствоваться формулировками самого Священного  Коранического Откровения в качестве первоначальных критериев божественной истины, не подчиняясь авторитету исламского духовенства.

«Коран содержит абсолютную истину Бога. Но человечество может достичь только относительного понимания этой истины».” Это основной   тезис  Шахрура. Все инновационные концепции реформ должны исходить из этой предпосылки. Это необходимая основа для любой серьезной попытки реформ.

Ключевым моментом является то, что Коран допускает множество толкований. Его можно читать по-разному. Это многообразие является ключом к осуществлению необходимых реформ. Священная книга мусульман-это открытое для интерпретаций откровение, а не  жесткий  религиозный кодекс, как нас заставляют верить «средние исламисты» и популистские критики ислама.

Примирение ислама с современной эпохой

За каждым вероломным террористическим нападением исламистских фанатиков в любой точке мира следуют громкие публичные призывы к реформе ислама. Это понятно. Но это ни реалистично, ни желательно. Тем более что неясно, как должна выглядеть такая «реформация» – и прежде всего: кто должен ее реализовать.

 

С момента появления нигилистов из ДАИШ в преимущественно авторитарных исламских странах, возможно, шли оживленные дебаты по поводу (совместной) ответственности мусульман за необузданные явления самозваных святых воинов. Но существует мало свидетельств каких-либо подлинных дебатов о том, как согласовать исламские ценности и стандарты с достижениями современной политической эпохи.

Многие исламские страны озабочены внутренними конфликтами или войнами по доверенности, а не реформистским дискурсом. Более того, громкие заявления арабских тиранов, таких как военный правитель Египта ас-Сиси, о реформах, порождающие заголовки, в газетах не следует воспринимать всерьез; они фактически подрывают общий авторитет дебатов о реформах. В конце концов, президент Египта фактически выхолостил некогда известный суннитский университет Аль-Азхар в Каире. Без политической свободы всеобъемлющая религиозная реформа невозможна.

Вот почему надежда на новый импульс к реформам возлагается на мусульман в Европе. У них есть возможность развивать новые идеи реформ, не опасаясь репрессий. В процессе важно, чтобы это не стало попыткой обеспечить привилегированное положение для конкретных либеральных или гуманистических «версий ислама». Действительно, усилия должны быть сосредоточены на обеспечении того, чтобы различные интерпретации и подходы к исламу были нормой в центрах исламской теологии немецких университетов.

Исламу, конечно, не нужен Мартин Лютер! Она нуждается в согласовании своих этических норм с достижениями и реалиями современного светского конституционного государства.

По этой причине критические исламские мыслители обязаны разрабатывать концепции, направленные на интегративное решение и толкование ислама, которые четко функционируют в рамках свободной и демократической системы. И мы, общество в целом, должны поддержать эти инициативы.

По материалам Qantara.de

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать