Главная Ислам и Современность Справляется ли ислам с экологическим кризисом?

Справляется ли ислам с экологическим кризисом?

через Времея и Мир
20

 

Ислам дает рекомендации по всем социальным, экономическим, политическим, культурным и другим существенным вопросам жизни. Хотя изменение климата и экологические проблемы считаются современными, ислам занимался ими до того, как они стали такой серьезной угрозой для нашей планеты, какой они являются сейчас. Ислам дает нам указания по таким вопросам более 1400 лет назад.

Из Хадисов [высказываний Благословенного Пророка (са)] очевидно, что у мусульман есть религиозный долг защищать природную среду мира. Например, он сказал сказал: «Мир прекрасен и зелен, и, воистину, Аллах назначил тебя его представителем и попечителем».  (хадис опубликован у Муслима)

Запрещение  расточительства

В соответствии с  приведенным выше принципом ислам запрещает расточительство всех природных ресурсов и их чрезмерное потребление. Сегодня мы видим, что нехватка воды и нехватка продовольствия стали серьезными проблемами из-за того, что мы эксплуатируем драгоценные ресурсы нашей планеты.

Но Аллах Всемогущий утверждает в Священном Коране:

«…ешьте и пейте, но не выходите за рамки дозволенного; воистину, Он не любит тех, кто выходит за рамки дозволенного»  ( Коран 7:32).

Аллах также наставляет нас не зацикливаться на расточительности и делиться благами всего, что Он даровал человеку:

«И Он тот, Кто создает сады, решетчатые и необработанные, и финиковые пальмы, и кукурузные поля, плоды которых разнообразны, и оливы, и гранаты, похожие и непохожие. Ешьте плоды каждого из них, когда они приносят плоды, но отдавайте должное в день сбора урожая и не выходите за рамки дозволенного. Воистину, Аллах не любит тех, кто выходит за рамки дозволенного»   (Коран 6.:132)

В этой связи Благословенный Пророк  установил золотое правило, сказал он:

«Не тратьте воду впустую, даже если бы вы б жили у бегущей реки».  ( Мишкат аль- Масаби)

Это потому, что вода является источником жизни, как сказано в Священном Коране: «И мы сотворили из воды все живое» (Коран 18 :8).

Поощряется   обработка  земли

Кроме того, мир осознал важность возделывания нашей планеты и восстановления лесов. Предпринимаются усилия по защите земли от бедствия опустынивания, которое ежегодно наносит ущерб на миллиарды долларов. Кроме того, это бедствие усугубляет медицинские, социальные и политические проблемы из-за перемещения большого числа людей.

Однако Благословенный  Пророк Мухаммад  понимал значение деревьев в защите окружающей среды от изменения климата тысячи лет назад. Он всегда запрещал своим товарищам уничтожать деревья и придавал большое значение посадке большего их количества.

Благословенный Пророк сказал: «Среди вас нет никого, кто сажал бы дерево или сеял семена, а затем птица, человек или животное ели бы с него, но это было бы воспринято как акт милосердия для него». [

Он также сказал: «Любой, кто посадит дерево и терпеливо ждет, пока оно принесет плоды, это будет от его имени актом благотворительности всякий раз, когда что-нибудь принесет пользу от этого дерева».

Благословенный  Пророк также сказал: «Если наступит последний день и у кого-нибудь из вас в руке будет пальмовый побег, то пусть он посадит его первым».

Он также утверждал: «Тот, у кого есть земля, должен возделывать ее, если он не может ее возделывать или считает себя неспособным это сделать, он должен одолжить ее своему брату по вере, и он не должен брать с него арендную плату»

Первый халиф ислама, Хазрат Абу Бакр , сказал комндующему мусульманской армией: «Не срубайте пальму или цветущее дерево, не разрушайте здания и не убивайте овцу или верблюда, кроме как с целью съесть их».

Чистота тела и окружающей среды

Ислам также уделяет особое внимание чистоте и считает ее половиной веры.

Это сделало омовение условием для действительного поклонения; аналогичным образом, очищение места, в котором мы совершаем наше поклонение, и чистота нашей одежды являются неотъемлемыми компонентами исламского поклонения.

Благословенный  Пророк  объяснил, что мы должны часто чистить зубы в течение дня, а также мыть руки и рот до и после еды, после пробуждения и после посещения туалета.

Однако чистота в исламе не ограничивается телом и домом, скорее, мусульманам предписывается очищать путь для других и удалять любые предметы, которые могут причинить кому-то боль или травму. Обеспечивая это, окружающая среда также остается чистой.

Благословенный  Пророк ислама  сказал: «Удаление вредных вещей со своего  пути – это акт милосердия» .

Он также сказал: «Дела моего народа, хорошие и плохие, были представлены передо мной; я нашел удаление вредных предметов с дороги среди их добрых дел и мокроту, которую можно было бы оставить в мечети непогребенной среди их злых дел» . Стоит пояснить, что мечети в то время еще не были отремонтированы и что сегодня они продолжают оставаться местами самых больших собраний мусульман. Таким образом, из этого утверждения Благословенного Пророка  мы учимся не выбрасывать отходы на улицах или в других местах. Если у человека нет другого выбора, то он должен закопать после себя мусор, так как  оставлять егоэто не только отвратительно, но и может вызвать множество болезней.

Более того, ценность, которую мусульмане придают окружающей среде и ее безопасности, очевидна в случае, когда один человек однажды спросил Благословенного Пророка : «О Пророк Аллаха, покажи мне действие, с помощью которого я попаду на небеса?»  Благословенный Пророк  ответил: «Убери плохое с пути людей» .

Он также рассказал: «Там была ветвь дерева, которая раздражала людей. Человек снял его, и его впустили в Рай».

Забота Благословенного Пророка  о чистоте окружающей среды распространялась даже на ситуации, когда людям нужно было облегчиться. Хотя мы должны принять во внимание, что в ту эпоху не было обычных туалетов, все же его инструкции действительны и сегодня. Он сказал:

‘Держитесь подальше от трех вещей, которые сердят ругань:  «не облегчайтесь в местах водопоя, в проходах и в затененных местах».

Благословенный  Пророк также посоветовал мусульманам не загрязнять никакие источники воды, запретив им мочиться в стоячей воде.  Без сомнения, мочеиспускание в стоячей воде не просто загрязнит ее, но и превратит в болото, распространяющее болезни и недуги.

Наш Долг – Заботиться О Земле

Более того, согласно исламу, людям доверено заботиться о земле. Наш долг – восстановить и защитить его, как сказано в Священном Коране:

«Воистину, Мы сделали все, что есть на земле, украшением для нее, чтобы испытать их, кто из них лучше в поведении»!  (Коран 18:8)

Точно так же однажды второй халиф ислама Хазрат Умар (ра) спросил старика: «Почему ты не обрабатываешь свою землю?» Он ответил: «Я старик, который может умереть завтра». Хазрат Умар (ра) умолял его культивировать его и даже помогал ему в этом собственными руками.

Кроме того, Благословенный Пророк  поощрял восстановление пустошей, говоря: «Тот, кто оживит мертвую землю, будет вознагражден, и [когда] какое-либо существо напитается от нее, это будет засчитано как акт милосердия для него» .

А в исламе, если кто-то возродит бесплодную землю, он станет ее владельцем. Конечно, это было сделано для того, чтобы поощрить такой поступок.

Защитите продукты питания от загрязнения

Благословенный Пророк  также приказал нам защищать нашу пищу от загрязнения и призвал к экономии энергии. Он сказал: « Потушите огни, если хотите прилечь. Закройте ваши двери, завяжите горловины ваших бурдюков с водой и накройте еду и питье».

Благословенный Пророк  запретил нам  даже дуть в любые емкости с едой.  Очевидно, что это делается для защиты продуктов питания от любого загрязнения или микробов.

 

 Размышления Над Творением Аллаха и Его Благословениями

Кроме того, Священный Коран учил нас думать и размышлять о многих вещах, в том числе о том, как льет дождь, прорастают растения и естественная гармония всего живого. Это не только служит доказательством существования Бога и великолепия Его творения, но также подразумевает важность сохранения этих благословений: (

«Теперь пусть человек посмотрит на свою пищу: как Мы в изобилии изливаем воду, Затем Мы раскалываем землю — правильное раскалывание — Затем Мы выращиваем на ней зерно, виноград и овощи, оливу и финиковую пальму. И обнесенные стеной сады, густо засаженные, И фрукты, и травы, Пропитание для вас и вашего скота»  ( Коран 80 25-33)

. «И Мы посылаем оплодотворяющие ветры, затем Мы ниспосылаем воду с облаков, затем Мы даем ее вам пить; и вы не те, кто накапливает ее» ( Коран 15:23].

Этот аят призывает нас задуматься о роли ветра в инициировании роста и создании жизни путем опыления растений, а затем говорит о важности дождя. И в связи с важностью дождя мусульманам предписывается молиться Салятуль истискаа (молитва с просьбой о дожде), прося дождя у Аллаха.

В другом стихе Аллах говорит: «И Аллах – Тот, Кто посылает ветры, которые поднимают облака; затем Мы гоняем их на безжизненный участок земли и оживляем таким образом землю после ее смерти»  Коран 35:10).

На самом деле, Священный Коран часто призывает нас созерцать Вселенную, признавать величие Творца, ценить его творение и заботиться о нем.

 

Ислам также повелевает нам быть милосердными по отношению к животным и птицам и защищать их.

Благословенный Пророк  сказал: «Тот, кто убьет птицу ради забавы, увидит, что эта птица приближается к нему в Судный день, говоря: “Мой Господь, этот человек убил меня ради забавы, а не ради какой-либо выгоды»

.

Он  далее повелел мусульманам быть нежными к животным, сказав:

«Остерегайтесь когда-либо становиться на спины ваших ездовых животных! Аллах подчинил их  вам, чтобы они могли переносить вас из одного места в другое, куда вы не можете добраться без труда”».

Благословенный  Пророк  также подчеркнул права матерей-животных, а спутник Святого Пророка (са) рассказал: «Мы  путешествовали с Посланником Аллаха, и он отправился что-то делать. В этот момент мы увидели птицу с двумя ее птенцами, которых мы взяли. Птица заволновалась, расправляя крылья. Затем, когда Пророк вернулся, он сказал: «Кто огорчил эту птицу, забрав ее детенышей? Немедленно верните их ей».

Посланник Аллаха (са) далее сказал:

«Нет такого человека, который убил бы маленькую птичку или что-нибудь крупнее без всякой на то причины, которого Аллах не спросил бы об этом».

Переработка отходов

Более того,  Благословенный  Пророк  также поощрял переработку и наставлял нас использовать и извлекать выгоду из любых имеющихся у нас материалов. Однажды овца умерла, и Посланник Аллаха (са) сказал ее владельцам: «Почему бы вам не снять с нее кожу, а затем высушить , чтобы вы могли получить от нее что-нибудь полезное» .

Важность хождения пешком

Без сомнения, ходьба – один из самых важных советов, которые были даны нам для сохранения окружающей среды и здоровья человека. Ислам призывает мусульман ходить в мечеть пешком, даже если их дома находятся далеко. Действительно, мечеть является наиболее частым местом, которое мусульманин посещает в течение дня, поэтому ему советуют дойти до нее пешком, и за это ему обещают награду. Благословенный  Пророк  сказал: «За каждый шаг (к мечети) для вас есть степень (награды)».

Племя Бану Салима хотело перебраться поближе к мечети. Узнав об этом,  Благословенный Пророк (са) сказал им: “Я слышал, что вы намерены переехать поближе к мечети”. Они сказали: @Да, о Посланник Аллаха, мы действительно хотим это сделать”. Он сказал: “О Бану Салима, оставайтесь дома, ваши шаги [в мечеть] записаны»

Руководство по изменению климата

Недавно Пятый халиф и Мировой Глава Ахмадийской мусульманской общины Его Святейшество Хазрат Мирза Масрур Ахмад (аба) проницательно ответил на вопрос об изменении климата и о том, как с этим бороться. Это было во время виртуальной онлайн-встречи с индонезийскими Вакфе-Нау (преданными жизни) в январе 2021 года:

«Изменение климата – это проблема повсюду, во всем мире. Особенно в странах третьего мира, где население растет непропорционально. Просто для того, чтобы разместить увеличившееся население, страны строят новые жилые районы, и из-за этого вырубаются леса, и это обезлесение является основной причиной изменения климата. Поэтому вы должны быть очень внимательны к тому, чтобы всякий раз, когда срубается одно дерево, взамен сажались два дерева. Также следует снизить расход топлива. Теперь люди стали настолько ленивыми, что если они хотят добраться из одного места в другое, а расстояние составляет всего 100 или 200 ярдов, вместо того, чтобы идти пешком до места, они используют свой мотоцикл или автомобиль. Таким образом, загрязнение увеличивается. Существует так много других факторов, которые также вызывают загрязнение и изменение климата. Поэтому мы должны быть очень осторожны. Хотя мы не можем сказать, что из-за страха перед изменением климата нам не следует заводить детей.»’

Таким образом, это руководство проливает свет на то, как мы можем адаптировать наше поведение для сохранения естественной среды обитания и ресурсов нашей планеты.

Мекка: образцовый устойчиво  развивающийся город

Благословенный  Пророк реализовал  в Мекке то, что сегодня можно считать природоохранным проектом, в рамках которого охраняются растения, животные и живые виды. Он сказал:

«До Судного дня его [земли] зеленая трава не должна быть вырвана с корнем, его деревья не должны быть срублены, и на его дичь не следует охотиться».

Благословенный  Пророк  также решительно не поощрял убийство любого насекомого или животного, если только оно не собиралось причинить вред человеку. Точно так же он запретил убивать четыре вида животных при любых обстоятельствах: муравьев, пчел, удодов и сорокопутов. [

Конечно, неудивительно, что в исламе запрещено убивать пчел; важность меда разъясняется в Священном Коране, когда говорится: «В нем – лекарство для людей». Кроме того, пчелы отвечают за 70% продуктов питания в мире, поэтому Аллах выделил целую главу в Священном Коране – Ан-Наль, в которой Он упоминает пчел и их достоинство:

«И твой Господь вдохновил пчелу, сказав: “Построй себе дома на холмах, и на деревьях, и в решетках, которые они строят. “Тогда ешь всякие плоды и следуй путям твоего Господа, которые были облегчены для тебя”. Из их желудков выходит напиток разных оттенков. В этом – лекарство для мужчин. Воистину, в этом – Знамение для людей размышляющих» ( Коран 16 69-70) .

 Как уберечься от вспышки чумы?

Можно  закончить руководящими словами  Благословенного Пророка , которые особенно актуальны и важны для нас сегодня.  Он сказал: «Если вы услышите о вспышке чумы в какой-либо стране, не входите в нее; но если чума разразится в каком-либо месте, пока вы находитесь в нем, не покидайте это место» Он также сказал: «Не пасите больное стадо вместе со здоровым».  Точно так же больной пациент не должен находиться со здоровым человеком в одном и том же месте.

Вывод

Всеобъемлющих учений и наставлений ислама достаточно, чтобы спасти человечество от всех его экологических проблем и сохранить великолепную сокровищницу, которой мы были наделены.

Review of religions

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать