Главная Ислам и Современность Заметки Исмаила: Сохранил ли инджиль пророка Исы шариат Таурата пророка Мусы (мир им)?

Заметки Исмаила: Сохранил ли инджиль пророка Исы шариат Таурата пророка Мусы (мир им)?

через Времея и Мир
0 комментарий 63

Изучаем пятую суру Священного Корана «аль-Маида» ( Трапеза). Многие аяты этой суры посвящены тому, как единая вера в Единого Бога разделилась на религии, и последователи каждой из них пытались и пытаются доказать, что их религия единственно правильная и истинная. И в этой суре Аллах Всевышний четко показывает, что такое разделение не имеет ничего общего с Его Заветами и есть отход от чистой и незамутненной веры в Аллаха Всевышнего, следование Ему по «прямому пути».

На интересные и, на наш взгляд, нужные для понимания значения исламских учений не только для мусульман  навели аяты 45-50 суры аль-Маида, которые мы и разберем в  этой статье

5:45

وَكَتَبْنَا عَلَيْهِمْ فِيهَا أَنَّ النَّفْسَ بِالنَّفْسِ وَالْعَيْنَ بِالْعَيْنِ وَالأَنفَ بِالأَنفِ وَالأُذُنَ بِالأُذُنِ وَالسِّنَّ بِالسِّنِّ وَالْجُرُوحَ قِصَاصٌ فَمَن تَصَدَّقَ بِهِ فَهُوَ كَفَّارَةٌ لَّهُ وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

Уа Катабна `Алейхим Фиха Аннан-Нафса Бинафси Уаль-`Айна Биль-`Айни Уаль-Анфа Биль-Анфи Уаль-Узуна Биль-Узуни Уас-Синна Бис-Синни Уаль-Джуруха Кысас Фаман Тасаддака Бихи Фахува Каффаратун Ляху Уа Ман Лям Йахкум Бима `АнзаляЛлаху Фа`уляика Хумуз-Залимуун.

Мы предписали им в нем: душа – за душу, глаз – за глаз, нос – за нос, ухо – за ухо, зуб – за зуб, а за раны – возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками.

 

5:46

وَقَفَّيْنَا عَلَى آثَارِهِم بِعَيسَى ابْنِ مَرْيَمَ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ التَّوْرَاةِ وَآتَيْنَاهُ الإِنجِيلَ فِيهِ هُدًى وَنُورٌ وَمُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ التَّوْرَاةِ وَهُدًى وَمَوْعِظَةً لِّلْمُتَّقِينَ

Уа Каффайна `Аля Асарихим Би`Исабни Марйама Мусаддыкан Лима Байна Йадайхи Минат-Таурати Уа Атайнахуль-Инджиля Фихи Худан Уа Нурун Уа Мусаддыкаа Лима Байна Йадайхи Минат-Таурати Уа Худан Уа Мау`изатан Лильмуттакыйн.

Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных.

 

5:47

وَلْيَحْكُمْ أَهْلُ الإِنجِيلِ بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فِيهِ وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

Уа Лиахкум Ахлюль-Инджили Бима АнзаляЛлаху Фих Уа Ман Лям Йахкум Бима АнзаляЛлаху Фа`уляика Хумуль-Фасыкуун.

Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами.

 

5:48

وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنَ الْكِتَابِ وَمُهَيْمِنًا عَلَيْهِ فَاحْكُم بَيْنَهُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ وَلاَ تَتَّبِعْ أَهْوَاءهُمْ عَمَّا جَاءكَ مِنَ الْحَقِّ لِكُلٍّ جَعَلْنَا مِنكُمْ شِرْعَةً وَمِنْهَاجًا وَلَوْ شَاء اللّهُ لَجَعَلَكُمْ أُمَّةً وَاحِدَةً وَلَكِن لِّيَبْلُوَكُمْ فِي مَآ آتَاكُم فَاسْتَبِقُوا الخَيْرَاتِ إِلَى الله مَرْجِعُكُمْ جَمِيعًا فَيُنَبِّئُكُم بِمَا كُنتُمْ فِيهِ تَخْتَلِفُونَ

Уа Анзальня Иляйкаль-Китаба Биль-Хаккы Мусаддыкан Лима Байна Йадайхи Миналь-Китаби Уа Мухайминаан `Алейхи Фахкум Байнахум Бима АнзаляЛлаху Уа Ля Таттаби Ахуа`ахум Амма Джа`ака Миналь-Хаккы Ликуллин Джа`альна Минкум Шир`атан Уа Минхаджаан Уа Ляу Ша`аЛлаху Ляджа`алякум Умматан Уахидатан Уа Лякин Лийаблювакум Фи Ма Атакум Фастабикуль-Хайрат ИляЛлахи Марджи`укум Джами`аан Файунабби`укум Бима Кунтум Фихи Тахталифуун.

Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях.

 

5:49

وَأَنِ احْكُم بَيْنَهُم بِمَآ أَنزَلَ اللّهُ وَلاَ تَتَّبِعْ أَهْوَاءهُمْ وَاحْذَرْهُمْ أَن يَفْتِنُوكَ عَن بَعْضِ مَا أَنزَلَ اللّهُ إِلَيْكَ فَإِن تَوَلَّوْاْ فَاعْلَمْ أَنَّمَا يُرِيدُ اللّهُ أَن يُصِيبَهُم بِبَعْضِ ذُنُوبِهِمْ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ لَفَاسِقُونَ

Уа Анихкум Байнахум Бима АнзаляЛлаху Уа Ля Таттаби` Ахуа`ахум Уахзархум `Ан Йафтинука `Ан Ба`ди Ма АнзаляЛлаху Иляйка Фаин Тауалляу Фа`лям Аннама ЙуридуЛлаху Ан Йусыбахум Биба`ди Зунубихим Уа Инна Касираан Минан-Наси Ляфасикуун.

Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами.

 

5:50

أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللّهِ حُكْمًا لِّقَوْمٍ يُوقِنُونَ

Афахукмаль-Джахилийати Йабгуна Уа Ман Ахсану МинаЛлахи Хукмаа Ликаумин Йукынуун.

Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?

Есть мнение многих мусульманских ученых, что под прежними писаниями – Тора, Забур, Инджиль, понимаются не конкретные книги иудеохристианской Библии а лишь прямая речь Всевышнего и Его заветы, сформулированные в них. Такая точка зрения имеет право на существование и во многом обоснована. Однако тут надо учитывать разницу в подходе иудеохристиан к записи священной истории. Если у мусульман Божественное откровение, Священное предание (хадисы) и священная история ( сира-жизнеописание Благословенного Пророка) собраны под обложками разных книг, то иудеи , а потом и христиане объединяли эту триаду в одно повествование. Так, что по своему верно, как мнение о том, что Тора и Инджиль – это фрагменты прямой речи Всевышнего, в них заключенного, так и то, что мусульмане также могут принять прежние писания во всей их полноте.

В разбираемых сегодня аятах, Аллах Всевышний напоминает лишь об одном аспекте ниспосылаемом Им своим пророкам- об аспекте применения права и осуществлении правосудия. Аят 46 четко указывает на то, что главным принципом правосудие должно быть равное воздаяние за совершенное злодеяние с очень существенной оговоркой « А тот, кто(сам) простит это в виде милостыни, то это – искупление для него». То есть Аллах Всевышний недвусмысленно указывает на то, что прощение совершившего правонарушение  есть большее проявление набожности, чем наказание виновного.

В аятах 47-48 Аллах Всевышний говорит о том, что Он послал Ису бен Мириам для того, чтобы подтвердить ниспосланное в Торе. Для того ниспослано было евангелие. «И пусть судят люди Евангелия согласно тому, что ниспослал Аллах в нем» ( Коран 5:48).

Как известно, одним из краеугольных камней истинного ислама является взаимопонимание и диалог любви со всеми людьми, в том числе последователями других религий. Но чтобы такой диалог и позитивные отношения установились на практике необходимо понять, пропустить через свои взгляды и позицию взгляды и позицию другой стороны диалога.

И вот тут есть некоторая, в большей степени богословская, но также и  практическая проблема. Дело в том, что фундаментальная позиция исторических и, реальных христиан, положения сделанных «каноническими» текстов евангелий рознится с  кораническим пониманием  евангельского учения, как подтверждения духовных и главное, правовых положений Торы.

«Исторические» христиане полагают, что само название собрания евангелий и апостольских посланий «Новый Завет» ясно говорит о том, что несмотря на связь с ветхозаветным текстом, Новый Завет – это  с другой стороны действительно нечто абсолютно новое по отношению к предшествующему Писанию. И эту свою позицию они аргументируют «нагорной проповедью» пророка Исы  ( 5 глава, евангелия от Матфея, 17-48), текст, которой мы приводим ниже для прочтения и размышления

7Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 
Лк 16, 1718Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
19Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
20Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Исх 20, 13 Втор 5, 17 Мф 19, 18 Мк 10, 19 Лк 18, 2021Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака́”*, подлежит синедриону**; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.
23Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
Лк 12, 5825Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Исх 20, 14 Втор 5, 1827Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Втор 13, 6-8 Мф 18, 8-9 Мк 9, 43, 4729Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
Втор 24, 1 Мф 19, 7 Мк 10, 4, 11 Лк 16, 18 1 Кор 7, 1031Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Лев 19, 12 Втор 23, 21 Исх 20, 733Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
34А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
35ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
36ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
Иак 5, 1237Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
Исх 21, 24 Лев 24, 20 Втор 19, 2138Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
Лк 6, 29 Иак 3, 13 Рим 12, 17 1 Кор 6, 7 1 Фес 5, 1539А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Втор 15, 7 Лк 6, 3442Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Лев 19, 18 Мф 22, 39 Мк 12, 31 Иак 2, 8 Рим 13, 943Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
Лк 6, 27 Лк 23, 34 Деян 7, 60 1 Кор 4, 1244А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Лк 6, 3545да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари***?
47И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный

Христиане, как богословы, так и многие верующие считают, что слова  Исы о «ненарушении», но исполнении закона, означает в данном случае то, что в личности этого пророка ветхозаветные законы и заповеди нашли свое высшее и совершенное исполнение и дальше последует некое совершенно новое их толкование и даже обновление. И вышеприведенный текст это вроде бы как подтверждает. Многие заповеди фактически заменяются другими, а в отношении исполнения многих из них ( например, «не прелюбодействуй») пророк Иса занимает даже более жесткую позицию, когда даже нескромный взгляд на женщину определяет, как прелюбодеяние ( кстати схожее определение «прелюбодеяние очами» имеется в мусульманской практике). Красной нитью через всю «нагорную проповедь» проходит идея ненасилия (она фактически отменяет сформулированной Торой принцип воздаяния «око за око»). А в евангелии от Иоанна, считающимся наиболее достоверным, так как оно написано не просто современником, но одним из апостолов и можно сказать любимым учеником Иисуса. В Ин13:34 читаем «заповедь новую даю вам – да любите друг друга, как я возлюбил вас..».

То есть  сразу возникает два сложных вопроса. Первый:  как можно говорить о том, что Инджиль сохранил в неприкосновенности принципы Таурата, если главные из них столь радикально пересмотрены. Причем не только, касающиеся правосудия. Например, Иса проповедовал неприемлемое для ортодоксальных иудеев нестрогое соблюдение субботы («Не человек для субботы, но суббота для человека»), отмену по сути существовавших пищевых запретов « Не то оскверняет человека, что входит в его уста» и т.п. Мусульмане в том числе ахмадийя считают, что Пророками, прнесшими человечеству новый шариат были Моисей-Муса (мир ему) и Благословенный Мухаммад. Но какова и в чем тогда роль пророка Исы (мир ему), тем более, что он так высоко почитается мусульманами и в религиозной традиции ислама.

Начнем того, что религия – это вещь не статичная, она, сохраняя в неприкосновенности свои фундаментальные принципы, развивается вместе с  человечеством и в нее вносятся изменения. Собственно «шариатом» Мусы можно считать «десять заповедей» непосредственно данных ему Аллахом Всевышним на горе Синай. Однако  позднее многие другие положения Торы были также классифицированы как заповеди. В результате число их в ветхозаветном иудаизме достигло 613. Из них 365 предписывающих ( что человек должен сделать то-то и то-то) и 248 «запрещающих» ( Ты не должен делать этого). Как отметили мудрецы Талмуда число первых заповедей равно числу дней в году, а вторых- числу костей в скелете человека. Но совершенно понятно из исторической практике, что такая жесткая и детальная регламентация религиозной и жизненной практики имела и свою обратную сторону – рост формальной религиозности, околорелигиозного лицемерия, вера и религия переставали быть драйвером жизни и поведения людей. И соответственно уже в иудаизме пошел процесс исправления этого. Как повествует талмудический трактат Маккот « Пришел пророк Дауд (Давид) и сократил число заповедей до одиннадцати… Пришел Исайя и уменьшил их до шести.. Пришел пророк  Михей и сократил из до трех… Вновь вернулся  Исайя и сократил их до двух.. Пришел  пророк Аввакум и сократил их до одной, как написано (Авв. 2:4) Праведный веро йсвоей жить будет». Аввакум был последним ветхозаветным пророком перед Исой, а этот последний оставался в лоне иудаизма никуда не уходя из него. Причем оставался в острокритический период, когда в иудейском сообществе появились с одной стороны сторонники гиперрелигиозности фарисеи (ивр- прушим) и формальные законники – книжники, с другой саддукеи, открыто и сознательно пренебрегавшие религиозными практиками, а их вероубеждения были, если говорить современными понятиями чем-то средним между агностиками и атеистами. Одновременно в иудаизме существовало и третье течение, стремящиеся вернуть в религию ее духовное и душевное содержание, кратко и четко сформулированные в «заповеди любви». Кстати, первым ее сформулировал даже не Иса, а популярный в те времена религиозный учитель Гилель, к числу последователей которого , возможно, принадлежал и пророк Иса (мир ему). Его главный принцип заключался в любви к ближнему и нежеланию и неделанию ближнему того, чего не желаешь самому себе. В этом виделась вся суть Торы, а все остальное в ней, как говорил равви Гилель- это комментарии.

Да, Иса не принес нового шариата. Но, если понимать под Шариатом Мусы именно десять заповедей, не более и не менее, то Иса в Инджиле не только его сохранил, но своим словом , а главное делами оживил его, вернул утраченную Божественную суть, сердцевину. И это не менее важно, а в иные времена может даже и более, чем принесение нового шариата. Поэтому мы чтим Ису и считаем Инджиль сохранением шариата Торы-таурата ,  «оживлением» его в новую эпоху.

А Аллах Всевышний знает лучше.

Исмаил аль-Ляхистани, смиреннный шакирд.

 

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать