Главная Ислам и Современность Ученый-психопатолог: ислам сопротивляется психоанализу.

Ученый-психопатолог: ислам сопротивляется психоанализу.

через Исмаил
0 комментарий 185

 

С 1980-х годов Фетхи Бенслама, профессор психопатологии в Университете Парижа VII, проводит исследования в точке соприкосновения, которой на самом деле не существует. Чтобы свести их воедино, Бенслама анализировал ислам, диагностировал его кризис и интерпретировал симптомы. Он видит самый заметный элемент ислама, фундаментализм, как ответ на чувство вины верующих, которые должны жить в мире, который они не могут примирить со своей религией.

Вы работали над сближением ислама с психоанализом. Как вы думаете, почему это необходимо?

Фетхи Бенслама: Потому что психоаналитические подходы сегодня в значительной степени неизвестны на Востоке. Например, психология – это один из предметов, который почти никогда не преподается в университетах арабских стран. Мусульманский мир сопротивляется психоанализу.

Как вы объясняете это сопротивление?

Прежде всего, психоанализ – это единственная научная дисциплина, которая была изобретена одним человеком: Зигмундом Фрейдом. Фрейд был евреем, и поэтому мусульмане воспринимают психоанализ как форму еврейства. А из-за израильско-палестинского конфликта арабский мир принципиально отвергает все еврейское.

Но психоанализ ставит под сомнение все религии – будь то иудаизм или ислам.

Совершенно верно. И это вторая причина, по которой он отвергается. Многие мусульмане считают, что психоанализ пропагандирует атеизм. То, как на Востоке воспринимают психические заболевания, также сильно отличается от западного: доминирующая теория заключается в том, что психически больные одержимы джиннами. Поэтому их отправляют не к психологу на лечение, а к имаму для изгнания нечистой силы. Это обычная форма лечения. Психические заболевания понимаются не как медицинская проблема, а как сверхъестественное явление. Или врач назначает антидепрессанты, но при этом не сопровождает прием лекарств терапией.

Религия является основным фактором в работе Фрейда. Что Фрейд говорил об исламе?

Почти ничего, невежество было взаимным. В отличие от христианства и иудаизма, ислам – единственная крупная монотеистическая религия, в которой идеи Фрейда не имели никакого веса. В принципе, то, что применимо к любой другой религии, применимо и к исламу: Фрейд говорит, что религиозная вера – это иллюзия, конструкция. Эта конструкция является ответом на то, что Фрейд называет отчаянием брошенного ребенка. Религия предлагает утешение и облегчение от отчаяния, обещая избавление от этого несчастного состояния.

И в чем ислам отклоняется от тезисов Фрейда?

Бенслама: Фрейд говорит, что Бог – это не что иное, как идеализированная фигура отца, от которого верующие ожидают защиты и спасения. Таким образом, евреи называют Бога Отцом, а в христианстве Бог даже породил человеческого Сына. Ислам, с другой стороны, отрицает какую-либо связь между Богом и фигурой отца, нигде в Коране Бог не упоминается как “Отец”. В исламе люди не рассматриваются как дети Божьи. Вместо этого в Коране говорится: «Бог не был рожден, и Бог не родил…» Между Богом и человечеством нет прямой линии происхождения по природе. Таким образом, Коран противоречит тезису Фрейда.

И какое практическое влияние это оказывает на ислам?

В принципе, ислам требует чего-то, что противоречит психологическим потребностям людей. Люди должны освободиться от инфантильной потребности. Каждый ребенок, даже ребенок-мусульманин, будет воспринимать своего отца как Бога. Но ислам строго отрицает эту детскую идею Бога, и, таким образом, она становится очень абстрактной религией. Бог далек от человечества, потому что его никоим образом нельзя сравнивать с идеей человечества. Божественное зачатие, как в случае с Иисусом, было бы немыслимо в исламе.

Каковы социальные последствия отдаления Бога от человека?

Далекий, абстрактный Бог дает людям свободу делать на земле все, что им заблагорассудится. Эта свобода, с одной стороны, совершенно произвольна, но, с другой стороны, она возлагает на человечество большую ответственность. Традиционно эта точка зрения была очень заметна в исламе и выражается в религиозной интерпретации, которая очень открыта миру. Например, в исламе нет обета безбрачия или монастырей, где верующие могли бы удалиться от мира.

Оказывает ли это все еще влияние на мусульманский мир сегодня?

Есть и второй способ, которым далекий Бог влияет на мусульманское мировоззрение. В Европе часто говорят, что “Бог мертв”. Если Бог не может быть персонифицирован, что запрещает ислам, Он также не может стать частью истории или умереть. Таким образом, Бог вездесущ, человечество никогда не может быть одиноко в мире, за каждым движением наблюдает Бог. Это доминирующая идея в современном мусульманском мире.

И как можно объяснить насилие и фундаментализм с помощью психоанализа?

С 1980-х годов мусульманский мир страдает от болезни, которая потрясла его основы. Этот кризис можно объяснить разрывом между традицией и современностью, разрывом, который люди воспринимают как катастрофу. Им не хватает средств, чтобы понять эти изменения – традиция не предлагает им никаких объяснений, и некому выступить посредником для них, потому что в арабских странах отсутствуют демократические свободы. Интеллектуалы не могут вмешиваться, нет свободы выражения мнений, никто не может наводить мосты. Этот разрыв ощущается как боль, и он вызывает сильное беспокойство.

Поэтому мусульмане еще больше обращаются к своей религии в надежде найти там ответы. Но этот поворот к религии только усиливает конфликт с современным миром. Эта дилемма придает фундаментализму большее влияние как выражению желания вернуться к истокам и избежать современности.

Как бы вы точно описали конфликт между мусульманским миром и современностью?

Современность постоянно заставляет мусульман нарушать границы своей религии, например, когда они повсюду видят скудно одетых женщин, по телевизору и на рекламных щитах. Возникает впечатление, что жизнь больше не соответствует предписаниям их религии, у верующих постоянно возникает ощущение, что они делают что-то запретное. Они страдают под бременем своего чувства вины, которое только усиливается.

Предлагает ли ислам решение для этого чувства вины?

Фрейд называет религию главной основой социальной жизни, потому что она контролирует импульсы и определяет обязанности людей. Таким образом, религия может служить движущей силой в обществе. Один из возможных способов искупить свою вину – это принести жертву. Женщина, которая чувствует себя виноватой из-за того, что ее тело выглядит как сексуальная провокация, может надеть вуаль и таким образом пожертвовать своим телом как объектом желания. Самый экстремальный пример – террорист-смертник, который жертвует своей собственной жизнью.

 

Qantara.de

Перевод с немецкого ВиМ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать