Главная Мир сегодня Индия: насилие по отношению к меньшинствам растет

Индия: насилие по отношению к меньшинствам растет

через Исмаил
0 комментарий 27

В какой степени индуистское националистическое правительство Нарендры Моди ставит под угрозу основополагающий принцип Индии как светского государства? Соня Хегаси поговорила с социальным антропологом и политическим аналитиком С.М. Файзаном Ахмедом в Дели

Мистер Ахмед, откуда взялась индуистская традиция «Рам Навми» и как она развивалась в последние годы?

С.М. Файзан Ахмед: Рам Навми – это вековая традиция отмечать годовщину рождения Господа Рамы, который упоминается в индуистском религиозном эпосе “Рамаяна”, несмотря на то, что, возможно, не было никаких следов особого поклонения ему до 11 века. Действительно, самая ранняя шобха ятра (шествие славы), по-видимому, состоялась в Хазарибааге в 1929 году. О первых крупных беспорядках по случаю Рам Навами сообщалось в 1979 году, когда в Джамшедпуре погибло 116 человек из-за резкой речи, произнесенной третьим главой Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS) Баласахебом Деорасом. «Семья RSS» – различные организации хиндутвы, объединенные идеологией RSS, – также была ответственна за разрушение мечети Бабри в Айодхье в 1992 году, что спровоцировало межобщинное насилие по всей Индии.

Индуистские экстремисты в Дели
В попытке консолидировать голоса индуистов в свою пользу партия Бхаратия Джаната Парти (БДП), входящая в эту семью RSS, на протяжении многих лет трансформировала образ Рамы Мариады Пурушоттам (воплощение этического совершенства) в агрессивный и напористый символ индуистской власти. Сегодня шествия «Рам Навми» часто представляют собой бессмысленную демонстрацию грубой силы и преднамеренные провокации, шествия по густонаселенным мусульманским населенным пунктам и скандирование провокационных лозунгов перед мечетями, священными местами и учебными заведениями, управляемыми мусульманской общиной, что, естественно, создает проблемы с законом и порядком, а также столкновения между общинами.

RSS и BJP тесно связаны

Что такое RSS и насколько он вовлечен в правящую BJP?

Файзан Ахмед: RSS – это антихристианская, антимусульманская и антикоммунистическая индуистская военизированная добровольческая организация. И RSS, и BJP неразделимы: они разделяют одну и ту же идеологию и видение. Часто упускается из виду, что три из четырех министров в нынешнем правительстве БДП родом из RSS.

В то время как RSS остается “стеблем лотоса” (символом BJP), BJP и другие организации, связанные с RSS, действуют как отдельные лепестки того же самого. Несмотря на кажущиеся различными внешние цвета, на самом деле все они являются оттенками одной и той же “идеологии шафрана.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди

Наблюдалась ли в Рамадан 2023 эскалация провокационного или насильственного поведения?

Файзан Ахмед: Во время Рамадана в этом году по меньшей мере в 28 местах в 10 штатах Индии были отмечены провокациями, вандализмом и ожесточенными столкновениями, связанными с шествиями Рам Навми. Участники шествия намеренно входили в густонаселенные мусульманские населенные пункты, иногда не получив разрешения на маршрут шествия, и воспроизводили провокационные лозунги и песни на усилителях с высоким уровнем децибел, что приводило к забрасыванию камнями, поножовщине и нападениям с применением мечей.

Критикует ли кто-нибудь бригаду “Хиндутва” из индуистской общины? И где голоса, защищающие основополагающий принцип Индии как светского государства?

Файзан Ахмед: Известно, что горстка индуистских религиозных священников критикует политику Хиндутвы, но редко. Помимо лидеров оппозиции, либеральная интеллигенция Индии работает над разоблачением пропаганды нынешнего режима. Тысячи ученых в Индии подписали открытые письма против нападок хиндутвы, что уже нелегко сделать.

В прошлом году было совершено крупное нападение на критически важные академические институты, поэтому нелегко быть частью такой кампании. Однако их критика исходит не изнутри индуизма, а скорее из светских соображений.

Сообщалось, что полиция Дели запретила проводить как молитвы в Рамадан, так и мероприятия “Рам Навами” в одном из общественных парков. Играет ли полиция в Дели более нейтральную роль, чем в других государствах союза?

Файзан Ахмед: Полиция Дели, безусловно, лучше и более эффективна, чем во многих других штатах, однако то, как она справляется с ситуациями общественного насилия, ни в коем случае нельзя назвать безупречным. Как правило, исполнительная власть подчиняется тому правительству, которое находится у власти. В результате их беспристрастность в политических делах или во время общественных конфликтов часто ставится под сомнение.

Возможно, на фоне прошлого опыта, связанного с проблемами правопорядка, и того, что Дели является театром национальной политики, они стремились предотвратить эскалацию во время Рам Навми в месяц Рамадан, чтобы избежать очередного всплеска протестов в столице.
Насилие в отношении мусульман продолжается десятилетиями – в том числе и при левоцентристской партии  Индийский Национальный Конгрес, если принять во внимание снос мечети Бабри в Айодхье, штат Уттар-Прадеш, в 1992 году и антимусульманские беспорядки в Бомбее в 1993 году. В прошлом году партия Конгресса вступила в союз с правой индуистско-националистической партией “Шив Сена”. Неужели Конгресс “заключает договор с дьяволом”, чтобы вернуться к власти?

Файзан Ахмед: Хотя Шив Сена и БДП пользуются одинаковой поддержкой, следует отметить, что Шив Сена не связан с RSS. Основанная в 1966 году, “Шив Сена” также старше БДП. Несмотря на то, что Шив Сена является правой партией и давним союзником БДП, она является региональной политической силой в штате Махараштра, выступающей против мигрантов из других штатов.
Но в прошлом году партия раскололась надвое: “Шив Сена” во главе с Экнатом Шинде, которая присоединилась к правящему Национально-демократическому альянсу (NDA), возглавляемому БДП, и “Шив Сена Уддхав Баласахеб Теккерей”, возглавляемая сыном ее основателя Бэлом Теккереем. В отличие от своего отца, Уддхав не является сторонником жесткой линии. Это проложило путь к тому, чтобы местная партия Конгресса заключила союз с Шив Сеной для формирования правительства на региональном уровне.

Мусульманам не хватает мощного политического представительства

Какая партия представляет интересы индийских мусульман сегодня?

Файзан Ахмед: Есть несколько одноименных мусульманских политических партий, но они остаются незначительными. После 1992 года мусульмане в основном покинули Конгресс и начали голосовать за региональные партии. Сегодня мусульманское голосование остается разделенным между политическими партиями и, таким образом, слабым. И эти партии просто относятся к мусульманам как к избирательным банкам. Их недопредставленность во всех областях является доказательством дискриминации. Ни одна политическая партия никогда не предоставляла им пропорциональной доли того влияния, которое им причитается.

С момента своего основания Индия неоднократно становилась свидетелем крупных перемещений населения и обменов. Участились ли случаи того, что вы могли бы назвать этническими чистками? И если да, то как Нарендре Моди это сходит с рук?

Файзан Ахмед: Сегодняшняя Индия – самая густонаселенная страна в мире с третьим по величине мусульманским населением. Хотя в прошлом правые группировки призывали к геноциду мусульман, и время от времени происходили массовые убийства мусульман, при правлении БДП участились массовые линчевания, целенаправленные убийства общественных активистов и безудержные аресты несогласных, заставляя граждан бояться говорить правду власти. Тем не менее, массовая этническая чистка кажется маловероятной. В конце концов, стране действительно пришлось бы пойти ко дну, чтобы такая политика утвердилась. Однако политики в Индии редко высказываются откровенно, предпочитая подстрекать с помощью инсинуаций. Вот как им сходят с рук их ненавистнические высказывания.

Индия всегда гордилась своим религиозным разнообразием. Его национальный имидж построен на идее секуляризма. Кто, на ваш взгляд, сегодня является наиболее убедительным сторонником светской Индии?

Файзан Ахмед: В оппозиционных партиях есть несколько лидеров, но никто не может сравниться с убежденностью, общеиндийской популярностью и привлекательностью лидера Конгресса Рахула Ганди, что было очевидно во время его марша Бхарат Джодо Ятра с юга на север в прошлом году. Очевидно, что БДП также считает его единственной угрозой, и именно поэтому им удалось лишить его мандата в парламенте только в прошлом месяце.
Интервью провела Соня Хегаси

С. М. Файзан Ахмед – социальный антрополог и политический аналитик из Дели.
Соня Хегаси является заместителем директора Лейбниц-Центра современного Востока (ZMO) и в настоящее время научным сотрудником Международного центра перспективных исследований “Метаморфозы политики” в Дели

Фото-протесты мусульман в Дели

Qantara.de

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать