Главная Мир сегодня Мир В 2024 Году: Цепочки поставок под угрозой, возможный дефицит и галопирующая инфляция. – Не очень утешительный геоэкономический прогноз от ВиМ

Мир В 2024 Году: Цепочки поставок под угрозой, возможный дефицит и галопирующая инфляция. – Не очень утешительный геоэкономический прогноз от ВиМ

через Исмаил
0 комментарий 122

Хотя 2023 год ознаменовался геополитической нестабильностью, включая войны на Украине и Святой Земле, в развитых странах (Европейский союз, США, Канада) это был более чем удачный год для крупных корпораций, включая мировые модные бренды и супермаркеты.

В прошлом году они избавились от запасов товаров, накопленных ими во время пандемии Covid-19, по повышенным отпускным ценам из-за нынешней инфляции. Так, например, Nike и Adidas могли бы продавать кроссовки, произведенные их дешевой рабочей силой, где-нибудь в Азии в 2020 году, три года спустя, не за 60, а за 90 долларов. В 2023 году большие запасы муки, масла и сахара, накопленные в предыдущие годы, могут быть проданы по завышенным ценам. Конечно, это была плохая ситуация для обычных людей на Западе, которые боролись с инфляцией, чтобы выжить. Однако в 2023 году они могли бы, по крайней мере, купить то, что хотели, если бы у них были деньги, а в 2024 году даже это может стать сомнительным.

Из-за неблагоприятных геополитических обстоятельств (войны, конфликты, торговые войны), интенсивных морских перевозок через узкие места транзита, неблагоприятных климатических условий, нехватки контейнеров, нехватки водителей грузовиков и рабочих на складах, проблем в промышленном производстве (нехватка микрочипов и другого оборудования), нынешних негативных последствий пандемий, новых перебоев в глобальных поставках. цепочки уже возникают. Эта проблема, согласно закону эффекта домино, порождает дефицит потребительских товаров на полках магазинов и увеличивает инфляцию.

Неблагоприятные прогнозы

По оценкам ОЭСР, МВФ и рейтингового агентства S&P Global, инфляция на глобальном уровне в 2024 году должна составить 4,7% без возникновения новых конфликтов или обострения существующих. К сожалению, похоже, что очаги кризиса не утихнут, пока не разгорятся вновь. Ожидается рост мирового ВВП всего на 2,9%.

Текущие политические, экономические и климатические тенденции в мире и прогнозы экспертов показывают, что 2024 год может стать годом сложных глобальных товарных потоков и нехватки продовольствия, энергии и других товаров. Таким образом, в 2024 году обычные люди могут продолжать терять свою покупательную способность из-за галопирующей инфляции, и в то же время они не смогут покупать основные продукты питания, потому что их не будет на полках магазинов. Великобритания может особенно пострадать от дефицита. Британцы покинули ЕС в 2020 году, и с этого года к импорту продовольствия из ЕС применяются новые законы. Добавьте к этому нехватку водителей грузовиков. Глобальные цепочки поставок в течение 2024 года окажутся под угрозой в двух ключевых точках мирового морского судоходства и мировой торговли. Речь идет о Суэцком и Панамском каналах.

Суэцкий канал – узкое место во всех смыслах

Суэцкий канал позволяет сократить время навигации между восточным побережьем Северной Америки и Европой, с одной стороны, и Африкой и Азией – с другой. Вместо того, чтобы плыть вокруг южного побережья Африки (мыс Доброй Надежды), суда используют Суэцкий канал как более быстрый и дешевый маршрут. Канал имеет решающее значение для транспортировки нефти и газа из Ближневосточного региона на европейские и дальневосточные рынки.

Ежегодно через Суэцкий канал проходит около 25 000 судов, которые перевозят 12-13% мировой торговли и 30% мировых контейнерных перевозок. Судоходство по Суэцкому каналу находится под угрозой по техническим и (гео)политическим причинам. Технические трудности возникают из-за чрезмерного движения транспорта и относительно небольшой ширины (205 м) и глубины (24 м) канала. Из-за этого канал иногда становится узким местом. В марте 2021 года канал был перекрыт на шесть дней из-за контейнеровоза Ever Given, который застрял посреди водного пути из-за сильных порывов ветра и перекрыл движение транспорта. Блокада одного из самых оживленных торговых путей в мире значительно замедлила торговлю. По меньшей мере 369 судов ожидали своей очереди на проход с товарами на сумму 9,6 миллиарда долларов. Если это повторится, в пострадавших странах снова возникнет нехватка продовольствия, энергии, различных материалов и инфляция.

Геополитические угрозы Суэцу гораздо опаснее. В узком смысле это война между Израилем и ХАМАСОМ, в несколько более широком смысле это конфликт между Израилем и арабским и исламским миром. В глобальном смысле судоходству через Суэцкий канал угрожает геополитическая напряженность между США и ЕС, Россией и Китаем. Хотя Египет является мусульманской страной, он нормализовал отношения с Израилем в 1980 году и имеет прекрасные отношения с Западом и Востоком.

Однако в последнее время, во время правления президента Абдель Фаттаха ас-Сиси с 2014 года, отношения с Москвой и Пекином пережили резкий подъем. Если бы власти в Каире по какой-то причине радикализировались и ухудшили отношения с Израилем и Западом (например, приход к власти “Братьев-мусульман”) и закрыли Суэцкий канал для западных судов, это было бы изменением тектонического значения. Даже если бы власти всего лишь замедлили судоходство по Суэцкому каналу, это оказало бы сильное негативное влияние на мировые товарные потоки и привело бы к нехватке продовольствия и других предметов первой необходимости в Европе, Азии, Северной Америке и других местах. Война в Газе привела к росту цен на природный газ в конце декабря.

Возобновившиеся опасения, что война может перерасти в региональный конфликт, способствуют росту цен на газ.
Сложная навигация в Красном море

Транзитному маршруту через Суэц уже угрожали нападения йеменских хуситов на западные суда в Красном море в отместку за израильскую кампанию в секторе Газа. Из–за нападений хуситов многие крупные судоходные линии уже отменили рейсы по Красному морю в декабре – Hapag–Lloyd, Evergreen Line, Maersk, CMA CGM и MSC – и перенаправили свои рейсы на мыс Доброй Надежды. Maersk и CMA CGM снова начали плавание в Красном море, а другие грузоотправители находятся под вопросом, несмотря на то, что под руководством США была начата международная военно-морская операция «Страж процветания» для нормализации судоходства в Красном море.

Расходы на морские перевозки будут продолжать расти независимо от того, используют ли грузоотправители Красное море или отправляют суда по более длинному и дорогому маршруту через Южную Африку. В последние дни Maersk, CMA CGM и Hapag-Lloyd объявили о новых тарифах на перевозку грузов по многим из самых оживленных торговых маршрутов в мире. Более высокие тарифы на перевозку означают более высокие цены на сырьевые товары.

Панамский канал – жизненно важный транзитный маршрут, находящийся под угрозой

Панамский канал также чрезвычайно важен. Это ключевая точка, соединяющая Атлантический и Тихий океаны. Канал является стратегическим транзитным пунктом, который обеспечивает более быструю и экономичную транспортировку грузов между промышленным Восточным побережьем США и Азией без необходимости обхода судами Южной Америки и ее самой южной части – мыса Горн и Огненной Земли (Магелланов пролив). Кроме того, канал облегчает доставку товаров в Европу из западной части Южной Америки. Ежегодно через канал проходит 14 000 судов, что составляет 6% мировой торговли.

Роль канала еще больше возросла на фоне сложных глобальных цепочек поставок во время коронавирусного кризиса и торговой войны между США и Китаем. Каналу угрожает низкий уровень воды во время засух из-за изменения климата, которое стало очевидным прошлым летом. Администрация канала была вынуждена ограничить количество судов, проходящих через канал. Помимо климатических проблем, функционированию Панамского канала может угрожать ужесточение отношений между США и латиноамериканскими странами, главным образом из-за растущего миграционного кризиса на границе между Мексикой и США. Панама является транзитной страной для мигрантов, которые хотят приехать в США. Если по какой-либо причине судоходство по каналу будет нарушено, это может привести к нехватке продовольствия и других предметов первой необходимости в США, Европе и, возможно, Азии. Конечно, рост цен на сырьевые товары неизбежен, как и инфляция.

Мексика – основной торговый партнер США

Вот тут-то мы и подходим к сложным американо-мексиканским отношениям, которые оказывают влияние на весь мир. В результате торговой войны между США и Китаем американские и европейские импортеры в значительной степени переносят свои промышленные комплексы из Китая (основного мирового экспортера) в альтернативные места: Вьетнам, Индию и Мексику. Узкие места в цепочках поставок также возникают в торговле с этими странами, но бизнесмены с Запада считают их лучшим выбором, чем Китай.

В течение 2023 года Мексика обогнала Китай и стала ведущим торговым партнером Соединенных Штатов. В финансовом году с июля 2022 по июль 2023 года товарооборот двух стран составил 462 миллиарда долларов. Товарооборот с Канадой составил 450 миллиардов долларов, а с Китаем – всего 322 миллиарда долларов. Китай был ведущим торговым партнером США в течение многих лет, но в 2019 году ситуация изменилась. Торговая война между Вашингтоном и Пекином, инициированная Трампом, привела к введению тарифов. В конечном счете последствия пандемии и продолжение торговой войны при Байдене помешали Китаю вернуться на позиции главного американского партнера.

Чувствительные отношения между США и Мексикой

В то же время торговля США с Мексикой развивается стабильно. Американцы импортируют из Мексики транспортные средства, электрические компоненты, нефть и газ, аудио- и видеотехнику, различные напитки, оптическое и медицинское оборудование, а также бытовую технику. Например, заказы на тяжелые тракторы из Мексики в ноябре выросли более чем на 150% по сравнению с 2022 годом. Экспорт США в Мексику включает электроэнергию, нефть, угольную продукцию, запчасти для автомобилей, компьютерное оборудование и электронные компоненты.

Американские эксперты по логистике полагают, что спрос США на мексиканские товары сохранится в 2024 году. Это правда, но проблема заключается в политических отношениях между Вашингтоном и Мехико. Они становятся все более напряженными из-за тлеющего миграционного кризиса на американо-мексиканской границе. Перебои в торговле на границе становятся все более частыми. Таможня и пограничная охрана США в последние месяцы периодически закрывали железнодорожные и автомобильные пункты пропуска, чтобы отвлечь персонал от пограничных переходов для оказания помощи агентам пограничного патруля в борьбе с новыми волнами нелегальных иммигрантов.

Не новость, что многие видные американские политики открыто угрожают Мексике военным вторжением, в то время как мексиканское правительство во главе с президентом Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором налаживает лучшие отношения с Россией, Китаем и другими странами БРИКС. Если торговля между Мексикой и США нарушится, это почувствует весь остальной мир.

Важность антикризисного управления логистикой

Компании, которые доказали свою способность успешно управлять логистикой во время кризиса Covid-19, более подготовлены к возможным сбоям в глобальных цепочках поставок в 2024 году. Точнее, те компании, которые разработали новую антикризисную логистическую стратегию во время пандемии, в большей степени способны столкнуться с новыми трудностями в цепочках поставок по политическим, экономическим, климатическим или другим причинам. Начинающие и зарекомендовавшие себя компании создают новые логистические маршруты, основанные на использовании возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива (электрические и гибридные транспортные средства, этанол, биодизельное топливо, экологически чистое авиационное топливо – SAF, водород…).

Нарушение товарных потоков вынуждает предприятия вносить изменения в свою деятельность, чтобы сделать ее устойчивой к сбоям в торговле. Сбои в глобальных товарных потоках (от потребительских товаров до полупроводников) уже влияют на грузопотоки и национальные цепочки поставок. Предприятия перемещают свои товары из портов на заводы и розничные рынки. Товары не могут оставаться в порту долгое время, потому что они мешают движению и блокируют его, и их необходимо перемещать. Успешные компании внедряют диверсификацию своих цепочек поставок с учетом стратегии кризисной логистики. Они находят больше источников оборудования и сырья, увеличивают количество производственных центров, строят заводы ближе к рынку, улучшают отношения с поставщиками и провайдерами логистических услуг, чтобы добиться мобильности и гибкости.

«Поддержка друзей»

Некоторые страны реагируют на негативные обстоятельства введением концепции «поддержки друзей» и активизацией сотрудничества со странами, с которыми они разделяют общие ценности. Например, США и Канада или Китай и Россия. Эта концепция подразумевает способность быстро адаптировать транспортные операции и маршруты в ответ на изменения рынка, стихийные бедствия или геополитические изменения. Благодаря гибким контрактам с поставщиками, местными и региональными производителями и микро-цепочками поставок компании и страны становятся готовыми к перебоям в глобальных цепочках поставок.

Цены на продовольствие в 2024 году

К продуктам питания, которые могут подорожать во всем мире в 2024 году, относятся: мясо (говядина, телятина, свинина и в меньшей степени птица), молочные продукты, жиры и масла, сахар, сладости, рис, обработанные фрукты и овощи, безалкогольные напитки. К продуктам питания, которые должны остаться на прежнем уровне или подешеветь, относятся: яйца, рыба и морепродукты, фрукты и овощи, крупы и хлебобулочные изделия.
Ожидаемые позитивные изменения в цепочках поставок

Не все так мрачно, и есть хорошие прогнозы. Согласно оценкам, в 2024 году искусственный интеллект продолжит оптимизировать цепочки поставок, при этом центральное место займут развитие машин и прогнозная аналитика. Это должно снизить затраты, повысить эффективность и способность выявлять и устранять проблемы до того, как они нарушат глобальные потоки.

Влияние искусственного интеллекта будет включать интеллектуальный поиск поставщиков, управление запасами и оптимизацию логистических маршрутов. Глобальный характер современных цепочек поставок делает их уязвимыми для киберугроз, которые выходят за пределы географических границ. Поэтому кибербезопасность будет ключевой в этом году. Компании будут наращивать инвестиции в ИТ-инфраструктуру для защиты операционной эффективности и целостности данных.

Цепочки поставок будут становиться все более интеллектуальными. В розничных цепочках поставок прослеживаемость, отслеживание и наглядность достигнут новых уровней в 2024 году. Искусственный интеллект и интеллектуальные машины будут предоставлять информацию в режиме реального времени и прогнозировать будущие события, помогая предприятиям избегать задержек и узких мест. Планирование маршрута для электромобилей значительно улучшит последний этап цепочки поставок: это снизит расход топлива и ускорит время прибытия. Преимущества использования искусственного интеллекта включают в себя улучшенную видимость товаров во время транспортировки, повышение эффективности работы на складе и снижение транспортных расходов.

Вывод

Из-за геополитической нестабильности, затрудненного морского судоходства, нехватки контейнеров, водителей грузовиков и рабочих на складах, а также проблем в промышленном производстве в этом году прогнозируются новые сбои в глобальных цепочках поставок, а также возможный дефицит и растущая инфляция. Внезапные потрясения и изменения в течение года создадут проблемы для грузоотправителей, портов, экспедиторов грузов, перевозчиков, логистических компаний и стран, которым придется перераспределять свои ресурсы в соответствии с перенаправлением грузопотоков и неоднозначностью спроса. Искусственный интеллект и передовые логистические решения могут помочь им оптимизировать цепочки поставок. Кибербезопасность становится все более важной, и такие инновации, как мониторинг в режиме реального времени и прогнозная аналитика, помогают компаниям справляться с непредсказуемыми ситуациями.
ИАЦ «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать