Главная Мир сегодня Словакия прежде всего” – внешняя политика четвертого правительства Роберта  Фицо

Словакия прежде всего” – внешняя политика четвертого правительства Роберта  Фицо

через Исмаил
0 комментарий 48

Первые 100 дней правления Роберта фики подтвердили изменения во внешней политике Словакии, объявленные в предвыборной кампании. Наиболее важными являются ослабление трансатлантических отношений и усиление критики ЕС, ограничение поддержки Украины, а также сигнализирование о желании восстановить отношения с Россией при укреплении отношений с благоприятными для нее Венгрией. Противоречащая интересам Польши переориентация политики Словакии усиливает раскол в Центральной Европе.

Ослабление европейской политики и трансатлантических отношений

Уже в первые 100 дней действия правительства Фицо, созданного левым популистским Smer-SSD, социал-демократическим Hlas – SD и националистической Словацкой национальной партией (SNS), стали предметом критики со стороны институтов ЕС. Европейский парламент и Европейская прокуратура высказали возражения против реформирования системы правосудия, и Европейская Комиссия приостановила оценку выплат по национальному плану восстановления, также критически относясь к m.in. расходование бюджета. Поправки к уголовному законодательству, которые словацкий парламент проголосовал 8 февраля этого года, предполагают ликвидацию Специальной прокуратуры, расследующей злоупотребления предыдущими правительствами fica, а также снижение штрафов m.in. за коррупцию. Это должно служить Ficy для консолидации власти и защиты связанных с ней лиц от правосудия. Реформа сопровождается протестами, крупнейшими в Словакии с марта 2018 года, которые были организованы в связи с убийством журналиста Яна Кучака, разоблачившего m.in. коррупция среди правителей, и которая вынудила FICE уйти в отставку с поста премьер-министра.

В политике ЕС Fico отходит от более тесного сотрудничества, то есть от принципов своих предыдущих кабинетов. В прошлом он провозгласил необходимость присоединения к “ядру ЕС „и координировал вступление Словакии в еврозону в 2009 году. в настоящее время он выступает против изменения договоров, отказа от принципа единогласия и переноса компетенции государств – членов на уровень ЕС, указывая на лозунг правительственной программы – ”Словакия на первом месте”. Коалиционное соглашение, однако, указывает на неопровержимость членства Словакии в ЕС и НАТО. Эти формулировки были призваны успокоить иностранных партнеров в связи с требованиями политиков СНС о выходе Словакии из обоих этих гремов. Реакцией на вступление СНС в правительство стало приостановление Смеру-SSD в правах члена Партии европейских социалистов.

Действия правительства Ficy привели к ухудшению трансатлантических отношений Словакии. Это связано как с негативной оценкой американской администрацией реформы правосудия, так и с заявлением словацкого кабинета о пересмотре двустороннего оборонного соглашения 2022 года. Изменения в трансатлантических отношениях завершаются сокращением словацкой военной помощи Украине, которую США поддержали, предоставив Словакии финансовую и аппаратную компенсацию m.in. за передачу 13 истребителей МиГ-29.

Новая восточная политика

Переоценка восточной политики является результатом позиций Smeru-SSD и SNS, которые в предвыборной кампании тянулись к популярным лозунгам. С одной стороны, они учитывали пророссийские настроения словаков, а с другой-подрывали правоту поддержки Украины. Благодаря в том числе . пи  распространенности таких взглядов-до 60% населения выступают против военной помощи (второй по величине процент в ЕС после Кипра) – эти партии добились успеха на выборах.

Кабмин Фицо меняет восточную  политику  Словакии на более благоприятную для России. Программа правительства, в отличие от заявлений предыдущих кабинетов, не предусматривает снижения энергетической зависимости от России. Кроме того, Fico объявила о продолжении поставок российского газа через Украину (несмотря на истечение в конце 2024 года соглашения о транзите газа между Украиной и Россией). Очень сдержанная критика агрессора ограничивается главным образом подчеркиванием незаконности его действий.

Правительство ограничило военную помощь Украине (по ее предоставлению по отношению к ВВП Словакия в прошлом году оказалась на четвертом месте в ЕС). Однако сокращение не касается ремонта украинской военной техники или согласия на передачу оружия через словацкую территорию. Словакия также будет продолжать помогать в разминировании Украины, поставляя ей, например, тралы Божена. Это гарантируется соглашением, подписанным премьер-министрами FICE и Денисом Шмыгалем в январе этого года в Ужгороде. Хотя Словакия прекратила поставки оборудования из ресурсов своей армии (на сегодняшний день она передала 13 пакетов помощи на сумму 671 миллион евро), она по-прежнему соглашается на экспорт оружия коммерческими национальными компаниями. Кроме того, закон, принятый в январе этого года, ограничивает разрешение Министерства обороны на экспорт оружия и, таким образом, упрощает потенциальные поставки (например, боеприпасов) холдингами, в том числе ZVS, который наполовину является государственной собственностью. Fico также не возражает против направления поддержки Украины из Европейского фонда мира, чем подверг критике SNS.

В поддержке политических устремлений Украины послание Фицо является нюансом. С одной стороны, он выступает против ее вступления в НАТО, видя в этом „сценарий, ведущий к Третьей мировой войне”. С другой стороны, она поддерживает вступление Украины в ЕС после того, как она выполнила Копенгагенские критерии.

Региональные отношения
Кабмин Фицо хочет компенсировать ослабление связей с западными партнерами сотрудничеством Вышеградской группы. Несмотря на политическую стагнацию после вторжения России на Украину, правительство Словакии видит в ней важный инструмент реализации национальных интересов. Поэтому Fico обратился к чешским властям, которые до июля этого года возглавляют V4, с просьбой активизировать этот формат. В отношениях с Польшей – после смены власти в обоих государствах – отсутствует, в свою очередь, значительная активность, в том числе визиты высокого уровня.

Смена власти в Словакии связана с улучшением отношений с Венгрией. Этому послужил визит fica в Будапешт в январе этого года – второй зарубежный после Чехии. Позиция словацкого правительства в отношении российского вторжения на Украину во многом совпадает с венгерским восприятием войны. Об этом свидетельствует аналогичное повествование-содержащее m.in. заявления о неэффективности военной помощи Украине, ограниченности суверенитета этого государства или необходимости срочных мирных решений. Словакия и Венгрия являются единственными членами ЕС, которые не присоединились в январе этого года. на заявление 49 стран, осуждающее передачу баллистических ракет из Северной Кореи в Россию и их использование против Украины.

Частичное сближение восточной политики Словакии и Венгрии не приводит к разрушительным действиям правительства Ficy в рамках ЕС. Хотя на саммите Европейского совета в начале февраля этого года премьер-министр выразил понимание в отношении венгерской блокады помощи Украине на 50 млрд евро, он сам не поддержал эту позицию. В отличие от Венгрии, Словакия не возражала против принятия 13. санкционный пакет ЕС, направленный не только на Россию, но и на поддерживающие ее иностранные компании, в том числе китайские.

Выводы и перспективы

Изменения в судебной системе подвергают правительство Ficy дальнейшей критике институтов ЕС. Это может усугубить ослабление связей Словакии с западными партнерами. Улучшение отношений с Венгрией не компенсирует этого, но для fica крайне важно найти союзника в ЕС в связи с реакцией институтов ЕС на угрозу верховенства закона в Словакии. Дальнейшему продвижению спорных реформ и поддержанию конфронтационной, в том числе в отношении Союза, риторики fica в настоящее время способствует двойная кампания в Словакии – перед мартовскими президентскими выборами и июньскими выборами в Европейский парламент.

Более благоприятная для России политика Словакии сопровождается отказом от комплексной поддержки Украины. Однако действия нового правительства в восточной политике не идут так далеко, как в случае с Венгрией, несмотря на близость риторического слоя и улучшение отношений между этими государствами. На уровне Союза Fico избегает прорывов во время голосования, и в его интересах не открывать новые споры в ЕС. Таким образом, блокирование помощи ЕС Украине маловероятно. Однако на региональном уровне изменения в политике Словакии способствуют увековечиванию разногласий и дальнейшему ослаблению голоса Центральной Европы в восточных делах, а также подрыву имиджа региона, который, за исключением Венгрии, всесторонне помогал Украине. На уровне НАТО будет сложнее убедить таких партнеров, как США, продолжать поддерживать Украину аргументом участия ее соседей (ранее только за пределами Венгрии), а также поддерживать ее членство в Альянсе.

Изменение политики Словакии является проблемой для Польши. Помимо дополнительных препятствий в региональном и союзном сотрудничестве в пользу Украины, воспроизведение повествования России другим государством ЕС делает ее более узкой и заставляет такие страны, как Польша, более интенсивно бороться с такой передачей. Чтобы избежать дальнейшего углубления региональных разногласий, польские власти в отношениях со словацкими партнерами должны указать на негативные последствия изменений во внешней политике для безопасности в Европе. Полезные в этом могут быть отремонтированы в 2022 году. двусторонние межправительственные консультации (приостановлены в 2018-2021 годах).

Польский институт международных отношений

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать