Главная Ислам и Современность Рамадан и важность “Мединской хартии”

Рамадан и важность “Мединской хартии”

через Исмаил
0 комментарий 92

 

10 марта 2024 года, редкое событие “суперноволуния”, знаменует начало первого дня поста в месяце Рамадан 11 марта. Аналогичным образом “Конституция”, “Хартия” или “Пакт Медины2 предшествовали английской Великой хартии вольностей почти на шесть столетий.

Это относилось к более чем 10 000 гражданам, проживавшим в Медине в то время. На момент заключения этого договора около 45-55% от общей численности населения Медины составляли арабы-язычники, 30-40% – евреи, и только около 5-15% были мусульманами.

Таким образом, “Хартия” (Завет) благословенного Пророка Мухаммеда в Медине была разработана для управления многоконфессиональным плюралистическим обществом таким образом, чтобы обеспечить свободу вероисповедания для всех. Как говорится в Коране: (49:13) “О человечество! Мы сотворили вас из одного (пары) мужчины и женщины и разделили вас на народы и племена, чтобы вы знали (уважали) друг друга. Воистину, самый почитаемый из вас перед Аллахом – самый праведный из вас. Аллах обладает полным знанием и хорошо осведомлен (обо всем сущем)”.

47 статей Хартии защищают права человека для всех граждан, включая равенство, сотрудничество, свободу совести и свободу вероисповедания. В статье 25 конкретно говорится, что евреи и арабы-язычники имеют право исповедовать свою веру без каких-либо ограничений: “Евреи Бану Ауф составляют единую общину с верующими мусульманами, их вольноотпущенниками и их личностями, за исключением тех, кто ведет себя несправедливо и греховно, поскольку они причиняют вред только себе и своим семьям”.

(26-35) То же самое относится к евреям Бану аль-Наджар, Бану аль-Харис, Бану Сайида, Бану Джушам, Бану аль-Аус, бану Та’лаба и Джафна, клану Та’лаба и Бану аль-Шутайба. Верность – это защита от предательства. Вольноотпущенники Та’лабы такие же, как они сами. Близкие друзья евреев такие же, как они сами.

Таким образом, “Мединский хартия” была первым политическим документом в истории, устанавливающим свободу вероисповедания как фундаментальное конституционное право.

“Хартия ” создала новую многоплеменную умму/общину вскоре после прибытия Пророка в Медину (Ятриб) в 622 году н.э. Термин “конституция” является неправильным. Этот договор больше походил на статьи Американской конфедерации, которые предшествовали Конституции США, поскольку в нем в основном рассматривались вопросы племен, такие как организация и руководство участвующими племенными группами, ведение войны, выкуп пленных и военные расходы. Две редакции этого документа (далее “договор”) содержатся в биографии Мухаммеда Ибн Исхака (сира) и книге Абу Кубейда “Государственные финансы” (Китаб аль-амвал). Некоторые утверждают, что итоговый документ на самом деле включает в себя несколько договоров, заключенных в разное время.

Согласно Арджоманду, этот договор является “протоисламским публичным правом”. Некоторые положения второй части договора, или раздела ” Договор с иудеями” (а именно пункты 53-64), образуют пакт с еврейским племенем курайза, который был включен в этот договор на более позднем этапе. Однако пункт 44 (“На евреях лежат их расходы, а на мусульманах – их собственные”) и пункт 45 (“Они будут помогать друг другу против любого, кто находится в состоянии войны с народом этого договора”) явно были частью первоначального пакта.

Согласно Денни, “политическая умма”  состоит из мусульман и евреев; хотя евреи также составляют отдельную “рерлигиозную” умму “наряду” с мусульманами. Международный договор был военно-политическим документом соглашения, призванным обеспечить большую безопасность Ясриба и его народа. Еврейские племена участвовали в нем как особая группа, “суб-умма” со своим собственным дин (религией и законом). Ятриб должен был быть “священным для людей этого документа”, что добавляет фактор местности и религии. Родство не должно было стать главной связующей нитью новой уммы; ибо монотеистическая религия имела гораздо большее значение. Умма – это племя, суперплемень, с Богом и Мухаммедом в качестве арбитров и авторитетов.

Три основных еврейских племени — надир, курайза и кайнука – заключили с Мухаммедом отдельные соглашения. Сам Мухаммед составил документ или документы для трех основных еврейских племен. Шесть еврейских групп под названием “яхуд бани такой-то”, упомянутые в договоре, не были тремя крупными еврейскими племенами, но относятся к значительным группам евреев, обращенных в иудаизм внутри языческих арабских племен Медины (поскольку большинство евреев женились на других евреях, эти группы выросли в крупные кланы внутри более крупного языческого сообщества)).

Документ  делят  на две части: (1) Правила, касающиеся мухаджиров и ансаров, которые восходят к началу первого года после Хиджры, и (2) кодекс для евреев, заключенный после битвы при Бадре. По его мнению, это была конституция, обнародованная для города-государства Медина. Она включала прерогативы и обязанности правителя и управляемых, а также другие неотложные требования (включая социальное страхование нуждающихся).

Многие ученые считают, что  иудейская сторонв  была не тремя основными еврейскими племенами, а еврейскими группами, которые, в отличие от трех основных племен, не имели ни собственной территории, ни отдельной еврейской племенной принадлежности, поскольку они были семьями и кланами обращенных в иудаизм внутри различных языческих арабских племен. Умма Мухаммеда была единством, разделяющим одну и ту же религиозную ориентацию (монотеизм), и включала евреев как “умму верующих”. Они имели право на полную защиту для себя, которая также включала их дин (религию и закон).

Изначальный “Мединский завет”  повлиял на последующие поколения мусульман, заставив их включить христиан в его положения. Существует в общей сложности шесть различных версий таких заветов с участием различных христианских групп, которые в значительной степени игнорировались как мусульманскими, так и европейскими историками.

Даже если христианские заветы являются документами гораздо более поздних времен, сам факт того, что они были созданы в полудюжине различных христианских общин, показывает, что христиане в целом ожидали, что к их религиозным общинам будут относиться так же справедливо, как к еврейской общине. Ни у одной еврейской общины в средневековой христианской Европе никогда не было таких ожиданий.

Недавняя книга Джона Морроу “Заветы пророка Мухаммеда с христианами мира”, опубликованная издательством Angelico Press, является хорошим изложением этих исторических документов, которые следует прочитать всем, кто заинтересован в улучшении политических отношений между мусульманами и немусульманами. Коран решительно поддерживает религиозный плюрализм и васатию, религиозный термин в исламе, обозначающий срединный путь воздержания и примирения.

Экстремистам, отрицающим ценность васатии, следует прочитать оригинальный завет пророка Мухаммеда в Медине, а также “Заветы пророка Мухаммеда с христианами всего мира”.

Возможно, именно поэтому министр иностранных дел Бахрейна Халид бен Ахмед Аль Халифа заявил израильским журналистам на ближневосточной мирной конференции США в Манаме, что “Израиль является частью исторического наследия всего региона. Итак, еврейскому народу есть место среди нас”.

Eurasia Review (редакционная статья)

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать