Главная Мир сегодня Война в Украине: религиозные лидеры играют важную (и необычную) роль

Война в Украине: религиозные лидеры играют важную (и необычную) роль

через Исмаил
0 комментарий 142

Русская православная церковь одобрила заявление, в котором назвала «специальную военную операцию» России священной войной, утверждая, что вся Украина должна быть исключительной зоной влияния России. Саид Исмагилов, один из ведущих мусульманских лидеров Украины, вступил в вооруженные силы для борьбы против массового вторжения России, утверждая, что его решение оправдано Кораном. Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт бежал из России после того, как отказался от приглашения государственных чиновников выступить с публичным заявлением в поддержку войны.

Это лишь несколько примеров того, как религиозные лидеры реагируют на войну в Украине. На протяжении всей истории воюющие народы часто заявляли, что Бог на их стороне. Однако степень и масштабы активного участия некоторых религиозных лидеров в этом конфликте являются исключительными.

Политические лидеры как в России, так и в Украине обращаются за поддержкой к своим религиозным общинам. В некоторых случаях религиозные лидеры предлагали явную поддержку и даже надевали форму для службы в вооруженных силах, обеспечивая важные источники легитимности позиции своих стран по войне. В других случаях религиозные лидеры бежали под давлением, чтобы занять чью-либо сторону.

Патриарх Кирилл, глава Русской Православной Церкви, пользовался самым высоким общественным авторитетом среди всех лидеров основных конфессий в России и Украине во время войны. По слухам, Кирилл имеет давние связи с российскими спецслужбами и является важным оплотом поддержки кампании президента России Владимира Путина по защите «традиционных семейных ценностей». Путин утверждает, что российские традиционные ценности будут разбавлены или даже заменены более «декадентскими» установками, преобладающими на Западе, такими как терпимость к правам ЛГБТК+, включая однополые браки.

Помимо того, что Кирилл возглавляет церковь, которая благословляет российских солдат и оружие на пути к войне, он также оказывает жизненно важную услугу Кремлю, повторяя попытки Путина использовать ключевые моменты истории для оправдания вторжения в Украину. К ним относится упоминание о принятии христианства киевским князем Владимиром в 988 году как о моменте основания Руси и источнике притязаний Москвы на Украину.

Кирилл также участвует в борьбе за восстановление контроля над сетью православных церквей, которая простирается на территории бывшего Советского Союза и за его пределы, господствуя над православными диаспорами по всему миру. Церковное право отдает их всех под руководство Московского Патриархата. Этой позиции активно противостоят в ряде стран, в том числе и в Украине, где православная церковь откололась от российского контроля после аннексии Крыма.

Православные верующие молятся возле обломков своей часовни в центре Киева. Перед ними расстилаются обломки.

Обеспокоенность по поводу использования религии в политических целях стала очевидной с начала российского вторжения. Опасаясь появления пятой колонны сочувствующих России, украинское правительство предприняло шаги по захвату контроля над церквями, которые продолжали придерживаться Москвы в религиозных вопросах. Между тем, на оккупированных российскими войсками территориях украинские православные храмы были разрушены, а общины и их священники подверглись репрессиям.

Другие религиозные лидеры

Но в то время как православие является доминирующей религией как в России, так и в Украине, религиозные лидеры других религиозных общин также заняли четкую позицию по войне. Главный раввин Украины Моше Реувен Асман сочетает свою гуманитарную работу с евреями, которые были вынуждены покинуть свои дома из-за войны, с публичными заявлениями, опровергающими утверждения России о том, что Украиной управляют нацисты. Для Асмана противодействие войне означает не только заботу о материальных потребностях собратьев-евреев, но и противодействие попыткам Москвы использовать память о Второй мировой войне и Холокосте в своих целях.

Хотя считается, что мусульмане составляют всего около 4% от чуть менее 40 миллионов населения, они и их лидеры активно поддерживают военные усилия Украины. Для многих борьба против вторжения России — это не только вопрос украинского патриотизма, но и способ добиться справедливости за жестокое обращение, которое они и их предки перенесли от рук Москвы.

Большинство украинских мусульман – крымские татары, которые были насильственно депортированы Сталиным в отместку за воображаемую нелояльность во время Второй мировой войны. Хотя некоторым в конечном итоге удалось вернуться в Крым, в 2014 году многие татары бежали из-под контроля России на полуострове, в то время как те, кто остался, сталкиваются с запугиванием, арестами и случайной жестокостью. Москва активно поощряет россиян селиться в Крыму. В период с 2014 по 2018 год, по официальным российским данным, в Крым переехало около 247 000 россиян. Это часть политики Путина, направленной на то, чтобы придать легитимность утверждениям о том, что Крым является подлинно российской территорией, и создать там политически лояльное население.

Но в то время как Исмагилов, муфтий Духовного управления мусульман Украины, служит медиком в украинской армии, одетый в боевую форму, главный муфтий России Талгат Таджуддин призвал мусульман встать на сторону России в войне, назвав ее священным джихадом.

Ситуация осложняется еще и тем, что есть мусульмане, которые являются гражданами Чечни, воюют по обе стороны этой войны. Солдаты, верные президенту Чечни Рамзану Кадырову, воюют за Россию. Им противостоят чеченцы, которые воюют в отдельных подразделениях, связанных с украинскими вооруженными силами. Эти люди надеются помочь нанести серьезный удар по России и получить ценные навыки и опыт для будущих вооруженных усилий по достижению независимости.

Мотивы религиозных лидеров и их общин отражают сложность этого конфликта. Для Патриарха Кирилла война – это возможность консолидировать священную и светскую власть. Главные раввины Украины и России явно видят в этом проверку характера и принципиальный вопрос. Для крымских татар и чеченцев, воюющих за Украину, это шанс вернуть утраченную родину. Как и многие другие аспекты этой войны, сближение религии и политики не поддается простым объяснениям.

Автор
Дженнифер Мазерс
Старший преподаватель международной политики, Университет Аберистуита

The Conversation

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать