Инвестиции в глобальное развитие
После того, как улеглась пыль после президентских выборов в США, избранный президент Дональд Трамп неожиданно учредил независимое ведомство вне системы федерального правительства, а именно Департамент эффективности государственного управления (DOGE). Трамп назвал его «Манхэттенским проектом нашего времени» с целью «упразднить правительственную бюрократию, сократить избыточные правила, уменьшить расточительные расходы и реструктурировать федеральные агентства». Оригинальный Манхэттенский проект был программой, запущенной Министерством армии США в 1942 году для разработки атомной бомбы. На этот раз Трамп намерен «взорвать» то, что он называет коррумпированной государственной бюрократией. Департамент даже выполняет патриотическую миссию, планируя в качестве «подарка» к 250-летию подписания Декларации независимости предоставить Америке более компактное и эффективное правительство.
После объявления о создании департамента Илон Маск и Вивек Рамасвами были назначены его руководителями. Рамасвами предложил сократить штат федеральных служащих на 75% и выслать детей иммигрантов без документов, родившихся в США. В сентябре он предложил уволить государственных служащих по номерам их социального страхования и уволить тех, у кого номера нечётные, чтобы сократить штат вдвое. Маск рекомендовал сократить штат на 77%, сократив 428 федеральных агентств до 99. С другой стороны, он призвал «революционеров с высоким IQ» присоединиться к этому новому правительству через X. Комментаторы в основном пессимистично оценивают перспективы департамента, полагая, что его амбициозным целям будет трудно достичь.
Некоторые утверждают, что государственное управление гораздо сложнее корпоративного и что соответствующий опыт в последнем сложно эффективно применить в первом. Поэтому попытки Маска и Рамасвами обречены на провал. Другие отмечают, что сфера применения DOGE очень ограничена. Рамасвами предложил сократить расходы федерального правительства на 2 триллиона долларов или больше. Однако операционные расходы федеральных ведомств составляют всего 1% от всех бюджетных расходов, поэтому даже если их полностью сократить, это всё равно не достигнет целевого показателя. Журнал Reason проанализировал, что операционные расходы ведомства DOGE могут быть сосредоточены на расходах, в которых федеральному правительству вообще не следует участвовать. Например, сокращение федеральных субсидий правительствам штатов, на которые в 2023 году приходилось 35% государственных расходов, или сокращение бюджета Пентагона, что, согласно плану Бюджетного управления Конгресса по сокращению дефицита, может сэкономить 995 миллиардов долларов США за десять лет.
Также можно было бы в первую очередь сократить субсидии и налоговые льготы для частного сектора, в том числе для аэрокосмической отрасли, производителей полупроводников, компаний, занимающихся чистой энергетикой, производством электромобилей и здравоохранением. Однако на самом деле возможности для таких действий также ограничены. В конце концов, в последние годы гибкость федерального правительства США в вопросах финансовой политики сокращается.
Согласно отчёту китайской компании Donghai Securities «Фискальная политика США: история и тенденции», обязательные расходы правительства США в 2024 финансовом году, которые не требуют одобрения Конгресса, составляют 73%, включая обязательные расходы на социальное обеспечение, Medicare, оборону и почти 13% на выплату процентов. Дискреционные расходы, которые требуют одобрения Конгресса, составляют всего 27%, или примерно 1,858 триллиона долларов США. Эта часть включает расходы на оборону, образование, охрану окружающей среды, инфраструктуру и другие сферы, которые нельзя полностью исключить.
В отличие от распространённого мнения, основатель ANBOUND Кунг Чан указал на уникальную возможность, которую многие комментаторы и СМИ не смогли в полной мере оценить в связи с созданием отдела DOGE и истинными намерениями Трампа. Трамп надеется использовать возможности Маска для создания эффективного «суперправительства», которое будет выделяться среди государственных учреждений по всему миру. Эффективность такого правительства будет напоминать корпоративное управление, поэтому он поручил Маску возглавить его.
Трудно согласиться с мнением о том, что опыт корпоративного управления в значительной степени неприменим в государственном секторе. Как в США, так и во всём мире было много случаев, когда методы корпоративного управления успешно применялись в государственных учреждениях. Во время правления Линдона Б. Джонсона правительство США привлекло многих предпринимателей для реформирования государственных учреждений, а министр обороны Роберт Макнамара ранее был президентом Ford. Самый успешный пример был приведён во время правления Билла Клинтона. Столкнувшись с раздутыми штатами федеральных агентств, большим дефицитом бюджета, неэффективностью и дорогостоящими государственными услугами, которые не приносили результатов, администрация Клинтона, возглавляемая Демократической партией, активно заимствовала успешные практики крупных частных компаний в области сокращения штата, упрощения процессов и ориентации на клиента, проведя за время своего правления три крупные реформы.
Первым шагом стала реорганизация и сокращение административных программ и ведомств. Принцип заключался в том, чтобы определить, что правительство должно и не должно делать, исходя из задач ведомства. В соответствии с этим принципом административные программы были объединены, реорганизованы и сокращены, что привело к оптимизации административной структуры.
Второй шаг заключался в серьёзной перестройке правил и положений. В 1995 году президент Клинтон издал ряд директив по реформированию нормативно-правовой базы, потребовав от федеральных ведомств отменить устаревшие и ненужные правила, поощрять сотрудников за результаты, а не за бюрократические формальности, и изменить давнюю тенденцию уделять внимание соблюдению процедур. С 1995 по конец 1996 года федеральное правительство отменило 16 000 страниц ненужных федеральных правил, которые препятствовали эффективному ведению государственных дел, и упразднило в общей сложности 640 000 страниц внутренних правил различных ведомств.
Третье направление было сосредоточено на изменении государственной культуры. Во время второго президентского срока Клинтона преобразование административной культуры федеральных агентств стало ключевым направлением в изменении государственного управления. Целью было создание новой административной культуры, ориентированной на результат, эффективность и клиента.
Восьмилетняя реструктуризация федерального правительства принесла значительные результаты. В 1992 году дефицит федерального бюджета США достиг ошеломляющей суммы в 290 миллиардов долларов, но к 1998 финансовому году он превратился в профицит. В период с 1993 по 2000 год в результате реструктуризации было сокращено 426 200 федеральных гражданских должностей, в том числе 78 000 должностей среднего звена, что сделало федеральную рабочую силу самой малочисленной со времён администрации Дуайта Д. Эйзенхауэра (1953–1961).
В наши дни правительство Аргентины под руководством президента Хавьера Мильери является ещё одним примером успеха. После вступления в должность Мильери значительно сократил государственные расходы на миллиарды долларов, уменьшив количество государственных министерств с 22 до 9, сократив более 30 000 рабочих мест в государственном секторе, приостановив все инфраструктурные проекты и даже закрыв государственную телевизионную сеть. Эти меры помогли снизить налоговое бремя и к октябрю этого года снизить уровень инфляции в Аргентине с более чем 300% до 2,7%. Страна также преодолела серьёзный дефицит бюджета, а её суверенный кредитный рейтинг был повышен на две ступени до CCC. В этом году валютные резервы увеличились на 19 миллиардов долларов США. По мере роста доверия инвесторов к аргентинскому рынку и реализации плана по списанию долгов вкладчиков правительство успешно привлекло почти 20 миллиардов долларов США в виде депозитов в местных банках.
В то же время правительство Мильери успешно предотвратило уличные протесты, вызванные ростом бедности, защитив и даже расширив некоторые программы социального обеспечения, при этом важным фундаментом стало укрепление финансового потенциала. Это позволило правительству эффективно справиться с краткосрочным всплеском уровня бедности. На самом деле, даже Всемирный банк теперь считает, что худший период для Аргентины остался позади.
Таким образом, опыт корпоративного управления действительно может быть применён в государственных учреждениях, но предыдущие администрации США не делали этого из-за собственных ограничений.
Кроме того, для Департамента DOGE основная цель увольнений или сокращения расходов заключается не только в уменьшении штата или сокращении расходов, но и в повышении эффективности. За последние 15 лет неэффективность правительства США становилась всё более очевидной. В сфере аэрокосмических запусков неэффективность и высокие затраты даже привели к тому, что США стали зависеть от России в плане долгосрочных космических запусков, а неэффективность инфраструктуры США также получила широкое признание. Что касается Илона Маска, то есть несколько примечательных особенностей его управленческой практики:
1. Акцент на первопричинах (сосредоточение на фундаментальной природе вещей и основных проблемах);
2. Умеет использовать технологии и эффективность для снижения затрат, не полагаясь на монополии, которые завышают цены, и не создавая стабильную банковскую систему в качестве финансовой основы. Компании Маска в первую очередь используют технологии для снижения затрат на конкурентных рынках.
3. Максимально минимизировать промежуточные этапы процессов;
4. Ускорьте цикл.
В объявлении о вакансии на платформе X, принадлежащей отделу DOGE, говорилось, что кандидаты должны обладать исключительно высоким IQ и быть готовыми работать более 80 часов в неделю, сосредоточившись на монотонной задаче по сокращению расходов, без компенсации. Очевидно, что подход Маска и его команды заключается в том, чтобы сосредоточиться на основной деятельности отдела, отбирая наиболее компетентных и увлечённых людей для выполнения работы, максимально раскрывая потенциал подходящих специалистов и стремясь к тому, чтобы меньшее количество людей выполняло несколько задач, а не много людей — одну. При подборе персонала они не учитывают дополнительные факторы, такие как этническое разнообразие, и не стремятся намеренно нанимать представителей меньшинств.
После того как Маск приобрёл Twitter, он резко сократил штат с 8000 до 2000 сотрудников, но работа Twitter не прекратилась, и всё продолжалось в обычном режиме. В SpaceX после успешного запуска ракеты на праздничной фотографии было мало ключевых членов команды. Маск добился того, чего не смогло сделать НАСА. Это значительное повышение эффективности показывает, что такая логика реформ, будучи внедрённой, может значительно повысить эффективность правительства США на всех уровнях, улучшив его способность разрабатывать и реализовывать политику.
Благодаря повышению эффективности многие аспекты будут развиваться в полной мере. Благодаря акценту на эффективности требования правительства США к государственным закупкам станут более подробными и строгими, а аудит затрат — более тщательным и скрупулезным. Это заставит государственных подрядчиков активно сокращать расходы, повышать эффективность и улучшать качество услуг. Ожидается, что стоимость государственных закупок также продолжит снижаться, что значительно повысит вероятность достижения целей по сокращению государственных расходов. Повысив эффективность и сократив расходы, правительство сможет высвободить больше средств для субсидирования действительно нуждающихся и уязвимых социальных групп, что ещё больше снизит временные затраты для населения. По сути, не будет ситуации, когда, как считают некоторые, резко сократится социальное обеспечение населения.
Что касается опасений, что структура власти в правительстве может существенно ограничить администрацию Трампа, то, хотя эти опасения и не лишены оснований, они всё же кажутся несколько преувеличенными.
Во-первых, на этих выборах Республиканская партия одержала почти безоговорочную победу, успешно получив контроль над обеими палатами Конгресса США. Почти сокрушительная победа Трампа над Камалой Харрис сделала его героем Республиканской партии. Ещё до и после выборов многие видные республиканцы перешли на сторону Трампа, что значительно укрепило «ориентированное на Трампа» единство внутри партии.
Во-вторых, Демократическая партия по-прежнему обладает значительным влиянием и почти наверняка будет препятствовать последующему правлению Трампа и пытаться блокировать его политику. Однако на этих выборах из-за недовольства экономикой и нелегальной иммиграцией давняя опора Демократической партии, а именно меньшинства, продемонстрировала явные признаки раскола. Большое количество чернокожих и латиноамериканских избирателей перешли на сторону Трампа и Республиканской партии. Чтобы сохранить свою основную базу избирателей, Демократической партии, возможно, придётся пойти на ряд компромиссов с республиканцами и Трампом по ряду вопросов, что ослабит её способность противостоять им.
В-третьих, президент США обладает исполнительной властью, и реформы, проводимые в рамках полномочий президента, осуществляются его собственной командой и администрацией. При поддержке Трампа вероятность того, что Маск и другие успешно проведут реформы, высока. Конечным результатом может стать «суперправительство», не похожее ни на что другое в мире, напоминающее «Гигафабрики» Теслы. Как политическое наследие трампизма, это может оказать глубокое влияние на работу правительства США.
Окончательный вывод анализа:
«Суперправительство», которое стремится создать Маск, будет характеризоваться чрезвычайно высокой эффективностью, что приведёт к ряду положительных изменений на многих уровнях. Повышение эффективности будет значительным, и это окажет огромное давление на правительства по всему миру, поскольку им будет трудно конкурировать с такой моделью. Хотя многие идеи Трампа и Маска на данном этапе являются лишь концепциями или набросками, срок полномочий Трампа составляет всего четыре года, и он сам, а также Республиканская партия, скорее всего, сосредоточатся на более глубоком внедрении «трампизма» и укреплении его политического влияния. Их желание сделать это будет сильным и решительным. Традиционному истеблишменту в США будет гораздо сложнее отвлечь внимание Трампа, как это было во время его первого срока.
Чжоу Чао — научный сотрудник программы «Геополитическая стратегия» в ANBOUND, независимом аналитическом центре.
Anbound Consulting (Anbound) — это независимый аналитический центр со штаб-квартирой в Пекине. Основанный в 1993 году, Anbound специализируется на исследованиях в области государственной политики и имеет профессиональную репутацию в сфере стратегического прогнозирования, политических решений и анализа рисков. Результаты исследований Anbound широко известны и вызывают большой интерес у СМИ, учёных и экспертов, которые также предоставляют консультационные услуги Государственному совету Китая.