Римский философ Сенека в письме своему другу Луцилию, написанном примерно в 62 году нашей эры, привёл два аргумента в пользу вегетарианства. Первый аргумент принадлежал римскому философу Секстию, которым Сенека особенно восхищался. Секстий жил в I веке до нашей эры и был известен своим простым образом жизни.
Вегетарианство и аргумент о жестокости
Секст утверждал, что люди могут получать всё необходимое питание, питаясь растениями. Это означает, что убийство животных ради пропитания совершается исключительно ради удовольствия от поедания мяса. Секст считал, что убийство животных ради удовольствия развивает в людях привычку к жестокости. С моральной точки зрения, у людей не должно быть привычки к жестокости, поэтому мы не должны убивать животных только ради удовольствия от поедания мяса.
Этот аргумент отличается от большинства современных аргументов в пользу вегетарианства, которые обычно сосредоточены на правах животных и утверждают, что животные заслуживают заботы или что их убийство причиняет ненужные страдания.
Аргумент о привычке к жестокости вовсе не касается животных. Он скорее о том, как употребление мяса влияет на людей, которые его едят. Он предупреждает нас о том, что, превращая жестокость в привычку, употребление мяса вредит характеру людей.
Даже если мы теоретически согласимся с тем, что вы можете получать всё необходимое питание из растений и что люди не должны развивать в себе привычку к жестокости, с этим аргументом всё равно есть пара проблем.
Вы можете спросить: «У кого развивается привычка к жестокости?» Большинство мясоедов не убивают животных, которых едят, сами. Так что, возможно, именно у тех, кто убивает, развиваются жестокие привычки. Большинство из нас не такие люди, но мы, скорее всего, не хотели бы, чтобы кто-то становился жестоким из-за нашего собственного стремления к удовольствию.
Однако всё это зависит от того, действительно ли убийство животных ради мяса приводит к привычке проявлять жестокость. Конечно, удовольствие от убийства ради самого убийства может привести к этому. Но большинству людей не нравится убивать животных, они едят их.
Аргумент о переселении душ
Сенека рассуждает о другом аргументе, который он узнал от биографа Соция и который восходит к Пифагору.
Пифагор считал, что после смерти каждая душа переходит из одного тела в другое. Он называл это «переселением душ». Например, когда умирает ваш родитель, его душа может переселиться в тело животного. Если вы убьёте это животное ради пропитания, вы случайно убьёте своего родителя.
Вы можете возразить: «Ну, я не верю в душу» или «Я не верю, что она переходит из одного тела в другое». У Социона есть контраргумент. Даже если вы не верите в переселение душ, оно всё равно возможно. И если есть хоть малейшая вероятность того, что в животном может находиться душа близкого человека, то уже одного этого должно быть достаточно, чтобы вы перестали есть мясо.
Вы убеждены? Интересно, что Социон утверждает, что вам не нужно соглашаться с переселением душ, чтобы отказаться от мяса. Вам просто нужно думать, что переселение душ возможно.
Но даже если вы верите в переселение душ, я лично не считаю, что этот аргумент означает, что вам следует перестать есть мясо. Предположим, переселение душ — это правда, и вы убиваете животное, в котором находится душа вашего близкого человека. Что ж, с вашим близким человеком всё в порядке — его душа просто переселяется в другое тело.
Возможно, если вы считаете, что у каждой души есть только ограниченное количество жизней, вы можете беспокоиться о том, что, лишая животное жизни, вы уничтожаете душу своего родителя. Но это зависит от того, в какую версию переселения душ вы верите.
Даже если это не так, в аргументе о переселении душ есть что-то убедительное. Идея о переселении душ, которую выдвигал Пифагор, заключается в том, что люди и животные похожи. Если человеческая душа может вселиться в тело животного, то люди и животные должны быть очень похожими существами. И если животные действительно похожи на нас, то почему мы готовы убивать животных ради еды, но не других людей?
Вегетарианство не было распространено в Древнем мире. Но у него были сторонники, часто из религиозных сект, таких как пифагорейцы. Однако употребление мяса тоже было связано с религиозными обрядами, и между философами велись сложные споры о поедании животных.
Мы знаем об этом из книги Порфирия «О воздержании от животной пищи» (III век н. э.), в которой он подробно описывает этические аспекты вегетарианства. Это отличное место, где можно узнать больше о древних аргументах в пользу вегетарианства.
Мэтью Данкомб – адъюнкт-профессор философии Ноттингемского университета
Фото: Пифагор, считавший что души людей после смерти переселяются в тела животных