Главная Мир сегодня  Эксперты-политологи : «Цветная революция  Казахстане 2022 года» – Анализ

 Эксперты-политологи : «Цветная революция  Казахстане 2022 года» – Анализ

через Времея и Мир
0 комментарий 41

 

События первого десятилетия нового 2022 года в Казахстане наглядно показали не только то, что сила системной социальной и политической дестабилизации еще не угасла, но и то, что подобные разрушительные процессы приобрели новые черты, адаптированные к стране, где они были запущены. Следует отметить, что восстание в Казахстане было спровоцировано, как и в некоторых странах ранее, действиями государственных властей, которые удвоили цены на сжиженный  газ, являющийся популярным топливом в Казахстане, что послужило как зажигалкой, так и детонатором для будущей кровавой вакханалии.

Организованный характер нападений банд, которые до сих пор интерпретируются как “гражданские беспорядки” некоторыми плохими оправданиями наблюдателей и аналитиков, был продемонстрирован довольно ясно. Действительно, справедливо будет сказать, что гнев народа, который является праведным на фоне внезапного ухудшения их состояния из-за действий властей, тоже присутствовал. Однако, что нередко бывает, за искренним возмущением народа скрывались явно антигосударственные силы. Они начали проявлять себя с самых первых дней протестов, нападая на правоохранительные органы, Национальную гвардию, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан за свои нападения. Они также захватывали, грабили и поджигали здания акиматов (городских администраций).

Мятеж начался в городе Жанаозен, но затем перекинулся на некоторые другие города, такие как Актау, Актобе, Алматы, Караганда, Кокшетау, Нур-Султан, Уральск, Шымкент. Подобно урагану, беспорядки переросли в массовые гражданские беспорядки, акты насилия, включающие убийства полицейских, злоупотребление имуществом и грабежи.

Почти с самого начала участники беспорядков провозглашали такие политические лозунги, как отставка президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, отставка кабинета министров и т.д. Несмотря на то, что власти согласились на несколько послаблений, таких как, например, снижение цены на газ в Мангистауской области до 50 тенге и отставка кабинета министров (5 января), ни одно из них не оказало никакого влияния на уже активно распространяющиеся беспорядки, которые явно переросли в беспорядки. В тот же день было введено чрезвычайное положение, сначала в нескольких регионах, а затем в масштабах страны. Однако насилие не прекратилось, и его масштабы были настолько выраженными и серьезными, что правоохранительные органы и даже армия не смогли эффективно противодействовать бандам и распространению насилия.

Проявление народного гнева

На первый взгляд (даже только в самом начале ситуации) действительно могло показаться, что все происходящее было просто проявлением народного гнева, доведенного до крайности их отчаянием. Несмотря на то, что это также присутствовало, как обсуждалось выше.

Обзор событий довольно четко выявляет особенности контроля над насильственными процессами в Республике Казахстан.

Боевики захватили здание Комитета национальной безопасности в Алматы и опустошили оружейные шкафы. Нападению подверглись правоохранительные органы и местные власти. Есть видеозаписи, на которых видно, как бандформирования раздают оружие прямо в центре города, чтобы использовать его против властей и правоохранительных органов. Появилась информация о двух полицейских, найденных с отрезанными головами.

Президент Республики Казахстан Токаев в одном из своих выступлений заявил, что только в Алматы действовало 20 тысяч бандитов. Некоторые аналитики полагали, что такое число как-то завышено, но оно не кажется неправдоподобным, если говорить обо всех преступниках, участвовавших в беспорядках, а не только об их ядре. Понятно, что ядро бунта было меньше, но в данном случае оно выступило в качестве организационной базы. Сейчас важно понять, как получилось, что такой массированный штурм был пропущен. Было ли это просто халатностью или изменой? Что было ядром бунта, кто был его частью и кто руководил этим ядром? Для того чтобы всесторонне рассмотреть этот вопрос, нам необходимо сделать краткое введение, чтобы иметь возможность получить комплексное представление об этом вопросе.

В силу своих исторических, социальных и культурных особенностей Казахстан является специфическим государством, где присутствует трайбализм, т.е. когда политико-социальная структура основана на племенной общности. В Казахстане существуют так называемые жузы, которые по сути представляют племенные союзы на определенных территориях. При этом, чем дальше расположены города, т.е. в некоторых отдаленных сельских районах, тем более важную роль, чем государственные законы, играют эти племенные и неофициальные отношения. В целом, большая часть жителей таких регионов отдает предпочтение племенным и родовым союзам перед государством. Следует отметить, что уничижительное слово «мамбет» (и ряд других слов, которые мы не будем упоминать) используется для обозначения жителя сельской местности, что означает малообразованного, невоспитанного и непослушного человека (т.е. подонка). Такая среда с населением, не имеющим образования, но имеющим прочные родовые и племенные связи, живущим в тяжелых социальных и экономических условиях, часто свидетельствует об усилении криминальных отношений. По сути, организованная преступность стала своего рода компенсационным механизмом там, где государственная власть ослабла или отсутствует полностью или частично. Подготовка к беспорядкам представляется вполне возможной задачей для таких депрессивных регионов, в то время как разведывательная работа там сложнее (хотя и не невозможна) и требует значительных ресурсов. Примечательно, что в таких сообществах уже есть готовые организационные структуры, по крайней мере, более низкого уровня, которые охвачены преступностью из-за местных правил, принадлежности к какому-либо этносу (племени) и т.д. Этот момент имеет для нас особое значение.

Мы считаем, что события в Казахстане, скорее всего, станут следствием огромного провала служб безопасности и правоохранительных органов. Учитывая, что наиболее ожесточенные бои с властями происходят в таких городах, как Кызылорда, Алматы, Талдыкорган (где проводится антитеррористическая операция) и Шымкент и Тараз, возникают различные вопросы. Например, все эти города расположены недалеко от границы с Кыргызстаном и Узбекистаном, где пограничный контроль довольно сложен. Это неудивительно: протяженность границы между Кыргызстаном и Казахстаном составляет 1212 км, а между Узбекистаном и Казахстаном – 2351 км. Итого – 3563 км. Учитывая, что общая численность Вооруженных Сил Казахстана, его Национальной гвардии и других воинских формирований составляет от 100 до 120 тысяч человек (при общей численности населения чуть более 19 миллионов человек, проживающих в стране площадью 2,7 миллиона квадратных километров), можно сделать вывод, что границы довольно разрежены, и различные подстрекатели, в том числе преступники, могут проникнуть в Республику Казахстан через них. О наличии последнего косвенно свидетельствуют сообщения о репатриантах из Кыргызстана и Узбекистана среди участников беспорядков.

На самом деле, для транснациональной преступности не будет проблемой утвердиться в Республике Казахстан путем взаимодействия с местными преступниками, представители которых взимают дань с предпринимателей, магазинов и рынков. Криминальные авторитеты также сами участвовали в беспорядках, как Арман “Дикий” Джумагельдиев (он был недавно арестован),  известный своими связями с турецкими мафиози, такими как Седат Перкер, который имел тесные связи с турецкой разведывательной службой MIT. Имеются свидетельства тесных контактов Армана “Дикого” с криминальными авторитетами Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Азербайджана (в частности, криминальным авторитетом Надиром “Лото Гули” Салифовым). Известно, что господин Джумагельдиев пытался легализоваться в политике. Кстати, он стоял за русофобскими “языковыми патрулями” в Казахстане. По сути, этот представитель криминального мира встроен в пантюркский проект, центром которого является Турция. Известно, что турки активно используют незаконные методы и средства параллельно с распространением своего влияния через турецкие вооруженные силы, инструкторов, продажу военной техники (штурмовые и разведывательные беспилотники и т.д.), создание НПО и НКО, “культурных центров”. В частности, они делают это, поддерживая террористическую организацию “Братья-мусульмане”, запрещенную в России, используя террористические прокси-группы в Сирии, Ливии и т.д. Вместе с частной военной компанией САДАТА. При этом еще одной специфической и нераскрытой частью турецкой экспансии является использование преступности, которая активно взаимодействует с преступниками в других тюркоязычных государствах (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) и не только в них. Это решает сразу несколько проблем.

Во-первых, перехватывается управление преступными потоками, в частности, в отношении наркотиков, которые, как вы знаете, также идут через Центральноазиатский регион в Турцию, а затем попадают в Европу, которая является одним из крупнейших рынков в мире, через Балканы.

Во-вторых, устанавливаются и укрепляются неформальные, но очень важные связи и влияние в тюркоязычных странах. Фактически, усиление влияния на преступность в определенных регионах может превышать влияние местных органов власти.

В-третьих, становится потенциально возможным создание спящих ячеек с помощью агентов, внедренных в криминальные структуры, которые могут быть активизированы в нужный момент для дестабилизации общественно-политической ситуации в определенной стране.

В-четвертых, преступные элементы интегрируются в местные этнические (племенные) группы (союзы), что означает, что они получают готовые низовые организации, в определенной степени, которые могут быть использованы для восстания при условии соглашения с местными старейшинами и “властями“, которые получат свою долю, если “мероприятие” удастся.

В-пятых, под видом криминальных элементов могут быть внедрены откровенные экстремисты и террористы, в том числе возвращающиеся из зон конфликтов (следует отметить, что именно турки принимали участие в сирийской войне, оказывая материально-техническую, информационную и ресурсную поддержку казахстанским боевикам, а сама Турция была для них убежищем).

В-шестых, наличие регионов и социальных (этнических и племенных) слоев, которые трудно или невозможно контролировать властям страны, создает значительные возможности для тех чиновников и представителей отдельных кланов, которые проиграли аппаратную борьбу и были выброшены из властных структур, что означает, что они были лишены своих полномочий и лишены социальных и материальных благ, которые ранее давали им высокий официальный статус.

Этот последний момент следует рассмотреть более подробно. Учитывая масштаб, уровень координации и ожесточенность восстания, его чрезвычайно высокую динамику (фактически, восстание в Казахстане преодолело путь, который “Майдан” в Украине прошел за несколько недель за три дня), были более чем весомые подозрения в том, что происходящее в Казахстане было не только колоссальным провалом по своим масштабам, но и предательством лиц из числа руководства государства, спецслужб и правоохранительных органов. Тогда становится понятной высокая эффективность действий повстанцев. Также становится понятным, почему здание администрации КНБ Алматы было сдано почти без боя. На это также указывает сообщение от 8 января, согласно которому задержан бывший глава КНБ Республики Казахстан Карим Масимов, подозреваемый в государственной измене. Стоит отметить, что кланы, стоящие у власти, также воспользовались ситуацией в номенклатурной борьбе друг с другом. Предположительно, клан, связанный с Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, будет вытеснен в результате подавления восстания.

Картина ситуации

Таким образом, возникает следующая ситуация. С высокой степенью вероятности ядро повстанцев составляли подготовленные провокаторы из числа криминальных структур, бывших или нынешних спецслужб и радикалов (следует отметить, что некоторые из них, скорее всего, имели экзогенное происхождение, как заявил г-н Токаев). Значительная часть участников беспорядков «мамбет» занялась грабежами, грабежами и убийствами, что усугубило неразбериху. В то же время важно отметить тот факт, что на определенном этапе к координации участников беспорядков присоединились сетевые ресурсы, контролируемые Западом, такие как печально известный Nexta, telegram-канал, контролируемый польскими спецслужбами, который координировал беспорядки в Беларуси во время так называемого “Беломайдана” с августа по сентябрь 2020 года. Этот канал все еще активен. Помимо Nexta, также были “отмечены” социальные сети, такие как Twitter и Reddit, где была развернута целая кампания по дискредитации присутствия войск ОДКБ в Казахстане.

Были и одиозные персонажи, такие как, например, Мухтар Аблязов, который активно вел кампанию против властей Казахстана и принял сторону “протестующих” из Киева. Кроме того, было бы целесообразно сказать о предполагаемом участии в этих процессах Великобритании, которая, по мнению ряда аналитиков, практически управляет внешней политикой Турции. Поскольку сомнений в наличии турецкого следа в восстании в Казахстане остается все меньше и меньше, то, следуя их логике, за этим также должен стоять Лондон. На самом деле все, естественно, гораздо сложнее, и неправильно считать Турцию своего рода британской марионеткой. Да, конечно, есть влияние Лондона, но сами турки в значительной степени действуют не без оглядки на Запад. Однако их ресурсы и политическая воля, а также их уникальное геополитическое положение позволяют вести независимую игру. Анкара прекрасно понимает, что Запад вряд ли причинит вред Турции, входящей в НАТО, поскольку удар по ней автоматически ударит по самому альянсу, а также потому, что неоосманский пантюркизм при Эрдогане хорошо вписывается в стратегию Запада по сдерживанию России и Китая.

Следует также отметить, что Казахстан является важной страной как для России, поскольку две страны имеют исторические, культурные (в определенной степени), политические, военные и экономические связи, так и для Китая, поскольку один из маршрутов его глобального проекта “Один пояс, один путь”, гигантской трансконтинентальной инфраструктуры и логической сети, запущенной Си Цзиньпином в 2013 году, проходит через Республику Казахстан. Кстати, он объявил о его создании именно в Казахстане в 2013 году. Поэтому дестабилизация Республики Казахстан затрагивает как Россию, снижая ее влияние на постсоветской периферии, так и Китай, поскольку потенциально способна помешать реализации китайского мегапроекта на казахстанской территории. Критическая ситуация в Казахстане рикошетом может также ударить по Ирану, который также участвует в этом проекте, логистически связанном с регионом Центральной Азии.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что решение о вводе контингента ОДКБ было неизбежным, поскольку практически единственным выходом в условиях комбинированного нападения на Казахстан извне и изнутри было обращение в эту конкретную военную организацию. Тем не менее, ввод миротворческого контингента численностью от 5 до 7 тысяч человек (на 3/4 состоящего из российских вооруженных сил) сопряжен с определенными рисками. Позвольте нам упомянуть о них:

  1. внешние и, судя по всему, внутренние силы будут использовать факт развертывания войск ОДКБ для стабилизации ситуации в Казахстане в антироссийских целях (уже наблюдается массовый поток фейков об “оккупации” Казахстана Россией);
  2. существуют риски, когда вина за подавление внутреннего конфликта между элитами и народом может быть возложена этим самым народом на внешние “вмешательства” (то есть в этническом насилии и человеческих жертвах виноваты не подстрекатели из кланов и преступников, а войска “нового Варшавского договора”, которые повторяют “Пражскую весну” в Казахстане);
  3. в долгосрочной перспективе внешние акторы могут попытаться создать несколько зон нестабильности, в том числе в странах Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), а также повторить белорусский сценарий 2020 года с учетом провала позапрошлого года.;
  4. есть вероятность, что таким образом (путем активизации сразу нескольких кризисных ситуаций по периметру России) они попытаются создать эффект перенапряжения ресурсов Москвы и одновременно попытаются лишить ее маневра;
  5. возможно активизировать процессы дестабилизации внутри России синхронно с внешними кризисами для создания разрушительного синергетического эффекта.

Далее мы отмечаем следующие особенности попытки государственного переворота в Казахстане:

  1. ярко выраженный криминальный фактор в действиях повстанцев;
  2. слияние организационных структур в племенных союзах с местной преступностью и транснациональной преступностью, которым совместно с иностранными спецслужбами и, предположительно, ренегатами из числа местных спецслужб и чиновников удалось создать устойчивые разведывательные и боевые сети;
  3. фактор транснациональной преступности стал одним из ключевых в установлении каналов связи отступников из числа государственных должностных лиц и спецслужб Республики Казахстан с иностранными спецслужбами;
  4. в определенной степени использование технологии “DDoS-революция”, описанной авторами еще в 2019 году, наблюдалось в Казахстане. Суть его заключается в следующем. Мы отметили, что “опасность заключается в том, что такие процессы [протесты и беспорядки – прим. автора] могут проходить примерно в одно и то же время, но в пространственно разделенных районах. В этом случае гораздо сложнее адекватно на них реагировать. В небольших государствах переброска и концентрация необходимого количества сил безопасности в определенном месте в кратчайшие сроки намного проще из-за небольших расстояний. Однако в государствах с довольно большой территорией, таких как Китай или Россия, маневрирование ресурсами усложняется из-за значительных расстояний между городами […] Последствия такой задержки могут быть разрушительными. Таким образом, возникает суперпозиция нестабильностей: с увеличением числа городов, охваченных беспорядками, произойдет исчерпание способности властей контролировать ситуацию. Вследствие этого, по мере дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды, ресурсы властей будут продолжать быстро сокращаться, а их способность стабилизировать ситуацию резко снизится. В результате возникнет самоподдерживающийся режим дерегулирования с возникновением отрицательного синергетического эффекта[2]. По-видимому, этот эффект в какой-то степени проявился в событиях в Казахстане (из-за территории Республики Казахстан). Угроза, исходящая от такой технологии, имеет особое значение для России, учитывая ее размеры.

В то же время ситуация в Казахстане выявила ряд следующих положительных аспектов:

  1. возник прецедент применения военной силы ОДКБ для подавления попыток цветных переворотов, который может быть использован в будущем, если при грамотных действиях России и ОДКБ это не вызовет отторжения, а, наоборот, станет ассоциироваться со стабилизацией;
  2. у ОДКБ был шанс на самом деле показать свою полезность, поскольку в последние годы все больше и больше разговоров о том, что эта организация недееспособна, что совсем не так, как показали события в Казахстане;
  3. стало возможным рекламировать действия миротворческого контингента ОДКБ в наиболее позитивном аспекте при условии грамотных действий по политико-дипломатической линии и в информационно-психологической сфере;
  4. стабилизация ситуации в Казахстане при участии ОДКБ позволит стабилизировать весь Центральноазиатский регион и всю постсоветскую территорию (СНГ).

Мощным фактором событий в Казахстане стали операции в информационно-психологической сфере, в определенной степени сопоставимые по своей значимости с контртеррористическими операциями по наведению порядка. Это объясняется тем, что действия ОДКБ в случае поражения в информационной войне будут представлены в самом негативном свете и вызовут неприятие у населения Республики Казахстан и других стран СНГ, что будет крайне сложно изменить в будущем. В связи с этим становится крайне важным создание специализированного центра по противодействию информационным операциям и различным формам государственных переворотов, включая цветные революции, адаптированного к условиям конкретной страны, участвующей в союзах на постсоветском пространстве (СНГ, ОДКБ, Союзное государство России и Беларуси и т.д.). В то же время необходимы специалисты, обладающие теоретическими навыками и практическим опытом противодействия вышеупомянутым угрозам. С такой структурой и экспертами, действующими в тесной координации со странами-членами СНГ/ОДКБ (властями этих стран, их ведомствами и аналитическими структурами), можно добиться положительного синергетического взаимодействия для отражения угроз, которые мы наблюдали за последние полтора года в Беларуси, Кыргызстане и Казахстане.

Практически нет сомнений в том, что некоторые иностранные субъекты попытаются максимально обострить ситуацию по периметру России к 2024 году, ко времени президентских выборов в Российской Федерации. Поэтому времени осталось очень мало, и рост фейковых новостей против стран СНГ и ОДКБ, активизация попыток государственного переворота и войны (вроде Второй Карабахской войны 2020 года) в сопредельных с Россией странах явно указывает на то, что внешние агрессоры постараются максимально “нагрузить” Россию и ее союзников к 2024 году для усиления разрушительного эффекта. Следует отметить, что стабильность в странах СНГ поддерживается во многом благодаря России, что показал кризис в Казахстане. Поэтому дестабилизация России автоматически нанесет сокрушительный удар по всем странам СНГ. Следовательно, каждая страна-член этой организации имеет общую заинтересованность в предотвращении эскалации, вызванной деструктивными силами как извне, так и внутри этих стран, поскольку мы имеем в виду сохранение их государственности и территориальной целостности. Однако для эффективного преодоления требуются адекватные структуры, способные системно и во всех областях противодействовать таким угрозам, в частности информационной угрозе.

Об авторах

 Стригунов Константин Сергеевич – ведущий аналитик Ассоциации специалистов по информационным операциям (АНО), политический эксперт. Константин Сергеевич был одним из ключевых участников успешной информационной операции в Венесуэле в 2019 году, проведенной под руководством Андрея Манойло.

 Андрей Викторович Манойло, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Европы и Америки Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, профессор Университета имени М.В. Ломоносова, член Научного совета при Совете Безопасности России.

Источник- сайт  IFMES (Международного института Балканских и ближневосточных исследований в Любляне (Словения). https://www.ifimes.org/en/researches/color-revolution-in-kazakhstan-2022/4994?     Перевод ВиМ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать