3 февраля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган нанес визит в Киев. Ее официальной причиной было 30. годовщина установления дипломатических отношений, а главный элемент-участие глав государств в 10-м году. заседание Высшего Стратегического совета. Было подписано восемь межправительственных документов, важнейшими из которых являются соглашение о зоне свободной торговли и рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере высоких авиационных и космических технологий. Ссылаясь на российско-украинский кризис, президент Турции подтвердил поддержку территориальной целостности Украины ивыразил уверенность в том, что конфликт будет урегулирован мирно в рамках Минских соглашений, повторив предложение о посредничестве в переговорах Москвы и Киева. Он также объявил об открытии консульств в Харькове и Львове. Президент Украины Владимир Зеленский поблагодарил за поддержку территориальной целостности своего государства и за участие Турции в Платформе Крымский ( политическая площадка для формирования альнса государств активноне признающих вхождение Крыма в состав Росссии-ВиМ), подчеркнул важность военного сотрудничества и индустрии оборонных, указав его локомотивом стратегического партнерства, и создание зоны свободной торговли признал событие исторической важности.
Наши комментарии
Развитие сотрудничества с Анкарой важно для Киева из-за позиции, которую Турция занимает в Черноморском регионе. Киев хочет призвать Анкару активно ограничить российское влияние (которое значительно увеличилось после аннексии Крыма в 2014 году), а также поддержать членство Украины в НАТО. Для этого осенью 2020 года была выработана формула регулярных ежегодных двусторонних консультаций (так называемая Квадрига) с участием министров иностранных дел и обороны двух государств. Эти встречи служат для выработки и координации совместных действий в области политической, региональной, экономической безопасности и военного сотрудничества. Признанием важности Анкары является размещение Турции среди важнейших партнеров по Стратегии национальной безопасности Украины, подписанной Зеленским в сентябре 2020 г. специфика двусторонних отношений также представляет общий интерес к судьбе крымских татар. Турция принимала меры по освобождению татарских активистов, являющихся гражданами Украины, и обнародовала – в соответствии с интересами Киева-факт российской оккупации полуострова и в настоящее время помогает в строительстве жилых комплексов для крымскотатарских беженцев в южных областях Украины.
Визит Эрдогана в Украину стал для него возможностью продемонстрировать важность и потенциал турецко-украинского сотрудничества. Она проходила в условиях эскалации кризиса между Украиной и Россией и кризиса на линии Турция–Россия. Анкара, чьи интересы были бы объективно поставлены под угрозу в случае конфликта, вписалась в этот вопрос в общую линию НАТО (т. е. не блокировала политическую деятельность Альянса). Однако он дистанцируется от самого конфликта и избегает однозначно антироссийских жестов, что обусловлено серьезностью связей и политической и экономической зависимостей от России. Участие Турции в отношениях с Украиной также вызывает обеспокоенность в связи с стремлением России доминировать в Черноморском регионе. Но в то же время именно сотрудничество с Москвой имеет для Анкары решающее значение, и ее отношение к Киеву во многом зависит от текущего состояния российско-турецких отношений. По этой причине она не присоединилась к Западу в применении санкций против России за агрессию на Украину и аннексию Крыма. Осторожность, балансировка напряженности и защита собственных интересов кажутся неизменными приоритетами Турции в отношении Украины, а также России и нарастающего конфликта.
Важным элементом визита в Киеве стала амбиция играть роль посредника в кризисе российско-украинском (после зимних олимпийских игр, ожидается, визит Владимира Путина в Анкару) и построение своей собственной субъективности в отношениях Запад–Россия. Предложение Турции организовать встречи Зеленский–Путин в Стамбуле и перенести из Минска в Турцию переговоров Трехсторонней Контактной Группы по урегулированию конфликта в Донбассе была предварительно одобрена Киевом, но отклонен Кремлем. Москва не признает себя стороной конфликта и не видит необходимости участвовать в таких встречах.
* Как Турция, так и Украина заинтересованы в развитии экономического сотрудничества. Анкара стремится расширить рынки сбыта своих товаров (экспорт является одним из маховиков ее экономики), как и Киев, который хочет привлечь турецкий капитал и приобрести новые технологии. Турция является пятым торговым партнером Украины. В 2021 году. значение товарообмена между ними достигло версия 7.38 млрд долларов (рост на 52,2% по отношению к предыдущему году), из которых 4,14 млрд долларов пришлось на украинский экспорт (рост на 70% г/г), 3,23 млрд долларов на импорт из Турции (рост на 34,2% г/г). Экспорт мало разнообразен и в значительной степени ограничивается сырьем и низкосортным производством-почти 80% приходится на металлургическое производство, железную руду и зерно. В свою очередь, импорт из Турции-помимо типичных позиций, таких как цитрусовые – в последние годы включает в себя все больше товаров машиностроения и легкой промышленности (в частности, текстиля) с большой добавленной стоимостью.
Переговоры по соглашению о зоне свободной торговли длились 15 лет и вызывали много споров. В Украине ей противостояли в первую очередь представители легкой промышленности, опасавшиеся конкуренции со стороны турецких предприятий, а в Турции аналогичную озабоченность выражали компании, работающие в агропродовольственном секторе. Подробности соглашения неизвестны. Нулевые таможенные ставки рассчитаны на 95% тарифных линий, но неизвестно, какие именно – поэтому невозможно оценить, каким будет их реальное влияние на торговлю. Обращает на себя внимание тот факт, что соглашение не касается зерновых и масличных культур, которые входят в число важнейших экспортных позиций Украины. В настоящее время эти товары покрываются нулевой таможенной ставкой на основании одностороннего решения Турции, но в будущем Анкара может принять решение о ее повышении. Кроме того, соглашение не распространяется на металлургическое производство, на которое приходится более 40% украинского экспорта в Турцию. Поэтому, похоже, заявление украинского Минэкономики о том, что соглашение с Турцией обеспечит дополнительные 2% роста ВВП, следует считать чрезмерно оптимистичным. Кроме того, соглашение предусматривает полную либерализацию транспортных перевозок для украинских перевозчиков. Документ требует ратификации парламентами двух стран и – если это произойдет – вступит в силу 1 января 2023 года.
Визит подтвердил приверженность обеих сторон к продолжению сотрудничества оборонных отраслей. В ее ходе было подписано рамочное соглашение о двустороннем сотрудничестве в сфере высоких военных технологий. Он предусматривает строительство в Василькове близ Киева завода по формуле совместного предприятия по производству беспилотов Bayraktar TB2, оснащенного украинскими ракетными двигателями, и организацию учебного центра для операторов дронов различного типа. Украинская сторона заявила о готовности закупить еще одну партию турецких боевых беспилотников (на сегодняшний день поставлено 12 единиц; согласно утечкам и неофициальным сообщениям, он также станет первым иностранным покупателем новейшего класса боевых беспилотных летательных аппаратов Bayraktar Akectncast). Пока неясно, продаст ли в ближайшее время турецкая сторона Украине лицензии, или предоставит их, на производство беспилотников TB2. Если это так, Украина сможет самостоятельно производить этот вид оборудования, правда, только для личного пользования. Турецкая военная поддержка не предусматривает бесплатной помощи – она носит исключительно коммерческий характер, основанный на принципе, сформулированном президентом Турции: «зарабатываю я-зарабатываешь ты». Незадолго до визита турецкая сторона подчеркнула, что не намерена отказываться от продажи вооружений Украине только для того, чтобы угодить России.
ИАЦ «Время и мир»