Главная Ислам и Современность Научный дух ислама – миф или реальность?

Научный дух ислама – миф или реальность?

через Исмаил
0 комментарий 59

 

Знакомство

Многие атеисты утверждают, что наука и религия – это две совершенно разные сферы.[1] [2] [3] [4] Они утверждают, что для того, чтобы разделить сферы религии и науки, необходимо признать, что наука – это средство, с помощью которого мы понимаем материальную вселенную, в то время как религия – это отказ от разума в отношении тех вопросов, таких как конечная цель человеческой жизни и моральные ценности, – которые находятся за пределами досягаемости науки.

Клише «наука говорит нам, как идут небеса (т.е. небесный свод), а религия говорит нам, как попасть на небеса» часто цитируется, чтобы подчеркнуть исключительность этих двух областей. Стивен Джей Гулд (Stephen Jay Gould), выдающийся биолог-эволюционист, придумал для описания этой точки зрения термин «неперекрывающаяся магистерия» (NOMA).[5] Позволим себе не согласиться.

В оставшейся части этой статьи мы будем избегать всеобъемлющего термина «религия», который включает в себя множество противоречивых утверждений, неэтичных учений и ненадежных священных писаний, и представим эту идею с точки зрения ислама.[6]

Ислам и научные исследования
Священный Коран призывает людей познавать Бога, размышляя о вселенной и используя свои способности к разуму. Она уверяет нас, что не может быть никакого противоречия между вселенной Священных Писаний (т.е. словом Божьим) и материальной вселенной (т.е. работой Бога).

Это решительное неприятие любой дихотомии между наукой и исламом является еще одним способом утверждения принципа рациональности. Четвертый халиф Ахмадийской мусульманской общины, Хазрат Мирза Тахир Ахмад , предлагает хорошо аргументированное рассуждение на эту тему в своем главном труде «Откровение, рациональность, знание и истина», показывая, что эти две вселенные находятся в согласии.[7]

Священный Коран приглашает нас поразмышлять о Вселенной и необычайных условиях, которые управляют ею. Она рекомендует задуматься о первопричине творения и очевидной мудрости и могуществе его Создателя. Священный Коран призывает верующих к научным исследованиям на том основании, что они будут руководствоваться этим знанием к своему Создателю. В нем говорится:

«Воистину, в сотворении небес и земли и в смене дня и ночи есть знамения для разумных людей».[8] (Коран, 3:19)1

Далее в Священном Коране говорится:

И покорил вам все, что на небесах и что на земле, все это от Него. В этом, несомненно, заключаются знамения для людей, которые размышляют».[9]( Коран, 45:14).

Невозможно представить себе более мощного стимула для безграничного научного исследования Вселенной. Более 130 лет назад основатель Ахмадийской Мусульманской Общины Хазрат Мирза Гулам Ахмад (мир ему) писал:

«Я считаю, что маулави [священнослужители], которые выступают против приобретения современных знаний, заблуждаются… Они убедили себя в том, что исследования в области современных наук ведут к заблуждениям и отчуждают человека от ислама. Похоже, они считают, что разум и наука несовместимы с исламом. … Для служения вере и для поддержания Слова Аллаха необходимо, чтобы вы изучали современные науки и усердно изучали их».[10]

Здесь Хазрат Мирза Гулам Ахмад (мир ему) подчеркивает, что разум и наука согласуются и совместимы с исламом. Он отказывается от идеи о том, что наука должна быть отвергнута в пользу теологии – убеждение, которого обычно придерживаются многие религиозные ученые.

В ответ на комментарий известного метеоролога профессора Клемента Рагге Хазрат Мирза Гулам Ахмад (мир ему) сказал:

«Вот почему Бог послал меня, чтобы мы показали миру, что в нашей религии нет ничего, что противоречило бы истинным и доказанным истинам науки».[11]

Это великое одобрение науки и научного метода со стороны человека, который претендовал на звание реформатора эпохи. Истинные и доказанные истины науки формируют основу, которой должно быть продемонстрировано соответствие Ислама и Священного Корана. Хазрат Мирза Гулам Ахмад (мир ему и благословение) использовал критические оговорки «истинный» и «доказанный» для науки, поэтому мы должны проявлять осторожность в принятии спекулятивных идей, предложенных некоторыми учеными.

Хазрат Мирза Тахир Ахмад (рх) далее разъясняет эту идею и отвергает утверждение, что рациональность и откровение делятся на две противоположные и конфликтующие области.[12] Он утверждает, что рациональность должна быть основным средством оценки обоснованности религиозных верований. Он считает, что и откровение, и рациональность играют неотъемлемую роль в жизни и что существует Верховный Творец, который общается с человеком через божественное откровение. Поэтому он предлагает разумное применение откровения, разума и рациональности в отношении тех вопросов, которые находятся за пределами досягаемости науки.

Коран и наука

Доктор Абдус Салам, лауреат Нобелевской премии по физике 1979 года и набожный мусульманин-ахмади, писал о Священном Коране и науке:

«В отличие от 250 аятов, которые являются законодательными, около 750 аятов Священного Корана призывают верующих изучать природу, размышлять, наилучшим образом использовать разум и сделать научную деятельность неотъемлемой частью жизни общины… Святой Пророк Ислама (мир ему) сказал, что каждый мусульманин – мужчина и женщина – обязан приобретать знания».[13]

Священный Коран содержит глубокие и точные утверждения о хорошо установленных научных фактах, открытых только в последние два столетия, таких как происхождение жизни из воды [21:31], происхождение Вселенной в результате Большого взрыва [21:31], расширение Вселенной [51:48], движение планет по независимым орбитам [21:34; 36:39,41], различные виды света, исходящие от Солнца и Луны [71:17], эволюция человека на планомерных и прогрессивных стадиях [71:15], и это лишь некоторые из них.[14] Это то, что вдохновляло доктора Абдуса Салама, и это продолжает вдохновлять истинно верующих сегодня.

На этом этапе некоторые могут усомниться в достоверности науки. Отвечая на этот вопрос, Хазрат Мирза Тахир Ахмад пишет:

«Насколько мы можем доверять выводам, сделанным из таких сравнений между библейскими наблюдениями и известными научными фактами… Постановка таких вопросов действительно оправдана, но лишь отчасти. Все понятия прошлого не обязательно изменились в последующие века… Например, о химическом составе воды нет двух мнений. Нельзя предполагать, что с течением времени его формула изменится и на смену ему может прийти новая формула, например, H3O5 вместо H2O. Основная масса научных знаний, однажды созданная, остается по существу той же самой, за исключением некоторых тонких модификаций в пограничной области. С другой стороны, есть вещи, которые становятся достоверными не потому, что они были проверены в течение длительного периода времени, а потому, что их истинность универсально доказуема».[15]

Вышеприведенное утверждение Хазрата Мирзы Тахира Ахмада перекликается с высказыванием Хазрата Мирзы Гулама Ахмада , когда он говорил об «истинных и доказанных истинах науки».

Враждебное отношение к науке со стороны ортодоксальных мусульманских мыслителей[16] [17] [18] и философы-постмодернисты представляют собой забавное зрелище, поскольку они, кажется, горячо верят в воспроизводимость научных законов, таких как законы движения Ньютона, гравитации, аэродинамики, менделевские законы генетики и т. д., когда они путешествуют на самолете или извлекают выгоду из других научных и технических чудес.[19] [20]Увы, их мимолетная вера в науку выбрасывается в окно, когда неразумие снова входит в дверь!

 

Метод дискурса

Крайне важно избавить ислам от клейма того, что его приверженцы – это просто слепые последователи. Хазрат Мирза Тахир Ахмад пишет:

«Коран – это книга разума и рациональности… Таким образом, толкование стиха 2:3-4 как указание на то, что он поощряет слепую веру, требуя от человека веры в «сокровенное» (гаиб), противоречило бы кораническому акценту. Напротив, вера в ложное без доказательств и веских оснований – это то, что Коран приписывает неверующим». [21]

Старая пословица о том, что вера, если понимать ее буквально, может зайти так далеко в установлении исламских или научных истин. Полоса электромагнитного спектра, видимая человеческому глазу, довольно узкая: от фиолетового до красного или от 380 до примерно 750 нанометров длин волн. Человеческий глаз не может видеть ультрафиолетовые волны (например, рентгеновские) или инфракрасные волны (например, радиоволны), проверка которых основана на экспериментальных и дедуктивных методах, а не на непосредственном наблюдении.

Тем не менее, есть способность, дарованная нам Богом, которая имеет решающее значение для нашего человеческого существования. Хазрат Мирза Тахир Ахмад пишет:

«Ум — это высший вместилище сознания. Дедуктивная логика – самая удивительная способность ума… Коран ясно признает роль рациональности в постижении истины, не проводя никакой разделительной линии между религиозными и светскими истинами.[22]

Основываясь на доказательствах, имеющихся в природе, человеческий разум может с уверенностью установить, что Творец должен существовать. Это чрезвычайно важный и абсолютно необходимый первый шаг для агностиков и атеистов к обращению к теизму. Абсолютная вера в существование Бога приходит как следующий шаг через личный опыт Бога.

Харрат Мирза Гулам Ахмад (а.с.) прекрасно объясняет этот момент:

Упорядоченность небес и земли приводит лишь к заключению, что она указывает на то, что вселенная должна иметь Творца, но не является доказательством того, что такой Творец действительно существует. Есть большая разница между тем, что должно быть, и тем, что есть… Как можно обрести такую уверенность? Его нельзя получить с помощью простых историй. Его нельзя приобрести с помощью одних лишь аргументов. Единственный способ обрести уверенность – это многократно переживать Бога, беседуя с Ним, или наблюдая за Его необычайными знамениями, или общаясь с кем-то, кто имеет такой опыт». [23]

Это самое великолепное применение научного принципа эмпирической проверки для установления исламских истин.

Заключение

Непонимание конфликта между наукой и исламом происходит в основном из-за того, что личные взгляды и спекулятивные теории выдающихся ученых ошибочно принимаются за общепризнанные научные факты. В качестве примера можно привести концепцию мультивселенной.[24]

Отрицание или очернение разума и доказанных научных истин на любом этапе светского или духовного дискурса не только ошибочно, но и опасно. Мы не должны попадать в эту ловушку, чтобы не стать жертвой той же иррациональности.

Об авторе: Рафи Ахмед — специалист по информатике, магистр прикладной математики и доктор философии в области компьютерных наук. Он опубликовал более тридцати научных работ в рецензируемых материалах конференций и журналах. Он является изобретателем тридцати одного патента США. Он написал несколько глав в книгах и статью в энциклопедии. В настоящее время работает архитектором в корпорации Oracle. Он является членом Ассоциации вычислительной техники (ACM) и Ахмадийской ассоциации мусульманских ученых (AAMS). Он регулярно пишет и выступает на богословские темы. Он опубликовал множество статей и презентаций в The Review of Religions, Ahmadiyya Gazette США и на www.alislam.org.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Хазрат Мирза Тахир Ахмад, «Откровение, рациональность, знание и истина», Islam International Publications Ltd., 1998

[2] Хазрат Мирза Гулам Ахмад, Сущность Ислама, Том I-V, Islam International Publications Ltd., 2006

[3] Муфтий Хазрат Мохаммед Садик, Зикр-и-Хабиб, 1926 г.

[4] Идеалы и реалии: избранные эссе Абдуса Салама, под ред. А. Кидваи и К. Лая, World Scientific Publishing, 1989

[5] Хазрат Мирза Тахир Ахмад, «Откровение, рациональность, знание и истина», Islam International Publications Ltd., 1998

[6] Идеалы и реалии: избранные эссе Абдуса Салама, под ред. А. Кидваи и К. Лая, World Scientific Publishing, 1989

[7] Хазрат Мирза Тахир Ахмад, «Откровение, рациональность, знание и истина», Islam International Publications Ltd., 1998

[8] Священный Коран, 3:191

[9] Священный Коран, 45:14

[10] Хазрат Мирза Гулам Ахмад, Сущность Ислама, том IV, стр. 308, Islam International Publications Ltd., 2006 г.

[11] Хазрат Муфтий Мохаммед Садик, Зикр-и-Хабиб, стр. 420 1926 г.

[12] Хазрат Мирза Тахир Ахмад, «Откровение, рациональность, знание и истина», Islam International Publications Ltd., 1998

[13] Идеалы и реалии: избранные эссе Абдуса Салама, под ред. А. Кидваи и К. Лая, стр. 344, World Scientific Publishing, 1989

[14] Хазрат Мирза Тахир Ахмад, «Откровение, рациональность, знание и истина», Islam International Publications Ltd., 1998

[15] Там же, стр. 289

[16] Парвез Худбхой, Ислам и наука: религиозная ортодоксия и битва за рациональность, Zed Books, 1991

[17] Сайед Х. Наср, Исламские космологические доктрины, Бат, Темза и Гудзон, 1978

[18] Зияуддин Сардар, «Почему ислам нуждается в исламских науках», журнал «Нью сайентист», апрель 1982 г.

[19] Стивен Винберг, «Мечты об окончательной теории: поиск учеными окончательных законов природы», винтаж, 2011 г.

[20] Алан Сокал и Жан Брикмон, «Модная бессмыслица: злоупотребление наукой постмодернистскими интеллектуалами», Picador, 1999

[21] Хазрат Мирза Тахир Ахмад, «Откровение, рациональность, знание и истина», стр. 271, Islam International Publications Ltd., 1998

[22] Там же, с. 273

[23] Хазрат Мирза Гулам Ахмад, Сущность Ислама, том I, стр. 3-4 Islam International Publications Ltd., 2006

[24] Стивен Винберг, «Мечты об окончательной теории: поиск учеными окончательных законов природы», винтаж, 2011 г.
Автор -Рафи Ахмад д-р философии (США)

Review of Religions

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать