Израиль все больше превращается в религиозно-националистическое государство вопреки принципам его основателей
Теракты ХАМАСа 7 октября раздули пламя движения, которое уже свирепствовало в Израиле. С тех пор религиозные националисты укрепляют свое влияние. В Германии, где политики предпочитают сосредотачиваться исключительно на опасностях исламизма, легче игнорировать такое развитие событий
19 июня несколько сотен израильских офицеров и солдат запаса собрались в Тель-Авиве. Для встречи они арендовали помещение в выставочных залах города. Событие было объявлено «Время принятия решения». Приглашения были разосланы «Форумом командиров запаса и бойцов» – ассоциацией высокопоставленных офицеров и кадровых солдат израильской армии, довольно свободной в организационном отношении, но тем более решительной в идеологическом отношении.
На конференции была распространена небольшая брошюра, автором которой, по-видимому, был бригадный генерал Орен Соломон, член «Форума». Манифест озаглавлен “Ключевые моменты необходимой стратегии в секторе Газа”. На обложке нынешняя кампания описывается как «война за существование Израиля».
Нападавший намеревался уничтожить Израиль. За это он должен заплатить потерей земли и домов. Арабам необходимо внушить следующий нарратив: «От Накбы в 1948 году до Наксы в 1967 году и до Кариты (катастрофы) в 2023 году». Все жители северной половины сектора Газа, вплоть до того момента, когда армия разделила палестинскую территорию, должны быть немедленно “изгнаны”, говорится в тексте.
Радикальные религиозные националисты в погонах
Затем можно было бы рассмотреть тот же подход в южных районах сектора Газа. Эти изгнания должны были послать сигнал арабам на Западном берегу и в Ливане, сказав им: «Смотрите, такова цена войны».
В то же время необходим и план реконструкции сектора Газа, детали которого не изложены «в этом документе», пишет бригадный генерал запаса Соломон. В своем манифесте он также критикует войну армии как недостаточно решительную и устойчивую.
Любая захваченная территория также должна удерживаться израильскими солдатами, требует Соломон. Удары должны быть «более продолжительными» и наноситься «с нескольких направлений одновременно». Нельзя давать ХАМАСу шанса на восстановление, продолжает он. По словам Соломона, кампания против всех частей сектора Газа должна начаться заново, с усилением огневой мощи и свежими боевыми подразделениями.
«Форум командиров и бойцов» является частью израильской армии («Плоть от плоти», как они себя называют), но в то же время эта группа считает себя интеллектуальной и политической элитой этих сил. Ее члены – радикальные националисты в погонах.
Они стремятся к власти и влиянию внутри государства. Они олицетворяют то, что происходит в военной, политической сфере и обществе Израиля. Это результат многолетнего развития, которое началось после июньской войны 1967 года и завоевания Синая, сектора Газа и Западного берега реки Иордан, включая Восточный Иерусалим.
Переосмысление государства Израиль
С 10 июня 1967 года государство Израиль управляло территориями на Западном берегу реки Иордан и в Старом городе Иерусалима, где пионеры религиозного националистического движения определили колыбель иудаизма: Скем (по-арабски Наблус), Иерихон, Хеврон и Храмовая гора.
Первая ощутимая организация нового движения, «Гуш Эмуним», проводила кампанию за создание еврейских поселений, которая имела все больший успех после того, как первый премьер-министр «Ликуда» Менахем Бегин вступил в должность в 1977 году. Сегодня почти миллион еврейских поселенцев проживает на оккупированных территориях Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима.
Однако это событие было связано не столько с самой военной победой 1967 года, сколько с интерпретацией завоеваний того времени. Пионеры религиозного национализма видели в этом признак приближающегося искупления. Они чувствовали вдохновение от Бога. Они зашли так далеко, что по-новому интерпретировали смысл и цель государства Израиль.
Религиозно-националистическая интерпретация
Государство было задумано его основателями как светское и демократическое. Место, где евреи должны иметь возможность жить – особенно после ужасов массовых убийств от рук немцев – в безопасности, самоопределяться и не подвергаться преследованиям.
Несмотря на то, что политическое руководство арабского населения страны, т.е. палестинцев, и их соседей-союзников отвергло еврейское государство и воевало против него, другими словами, несмотря на ожесточенную войну 1947-1948 годов, Израиль изначально не должен был быть вовлечен в вечную внутреннюю и внешнюю борьбу со своими арабскими соседями.
Скорее, новое государство Израиль по своей сути представляло собой возможность для сосуществования. Самым большим препятствием оказались сотни тысяч палестинцев, перемещенных с 1948 года, которые хотели «вернуться домой». Их путь оставался прегражденным. Вместо этого сотни тысяч евреев из арабских государств – от Марокко до Ирака – мигрировали в Израиль.
Религиозно-националистическое переосмысление, последовавшее за завоеваниями 1967 года, возвысило то, что было относительно земным государством Израиль, до уровня инструмента в руках Всевышнего. Молодое движение считало себя исполнителем Божьей воли, утверждая, что только евреи имеют право на землю между Средиземным морем и Иорданией.
С самого начала религиозные националисты стремились не только к физической оккупации захваченных территорий. Они также хотели изменить внутренний характер государства, переместив его от светского государства к теократии, определяемой еврейским религиозным законом (их интерпретация!). Светские сионисты считались полезными ослами, которые невольно подготовили работу Бога, но чье время уже истекло.
Сходство с политическим исламом
Великий французский социолог и современный историк Жиль Кепель говорил о «реиудаизации par le haut» (буквально: «реиудаизация сверху»). Еще в 1991 году Кепель был первым европейским исследователем, выразительно описавшим начало этой трансформации. Его книга носила поразительное название «La Revanche de Dieu» (английское издание: «Месть Бога»).
Он проводит параллели между возвращением к религии в иудейском и исламском мире (не забывая и о христианском мире), которое подпитывалось политическими амбициями. Например, Кепель обнаружил сходство между сторонниками Исламской революции в Иране и религиозными националистами Израиля. С тех пор все говорят о политическом исламе. Но никто не говорит о политическом иудаизме.
По мере того, как история шла своим чередом в течение последних 30 лет, ранний анализ Кепелем израильского общества и политики был подтвержден. Можно даже сказать, что реальность превзошла тенденции, выявленные Кепелем, и конфликты, связанные с этими тенденциями.
Арабам необходимо внушить следующий нарратив: «От Накбы в 1948 году до Наксы в 1967 году и до Кариты (катастрофы) в 2023 году», — пишет бригадный генерал Орен Соломон в манифесте, распространенном на конференции «Время решения» в Тель-Авиве.
Нетаньяху стал заложником религиозных националистов
Религиозный националистический лагерь Израиля значительно вырос, как с демографической точки зрения, так и с точки зрения политической экспансии. Его представители не только заседают в кабинете министров, но и определяют направления политики, в первую очередь с момента формирования нынешнего правительства во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху 29 декабря 2022 года. Сегодня он является их политическим заложником.
Если это правительство будет свергнуто в нынешней военной ситуации и потребуются новые выборы, то, как предупреждает журналист Амос Харель из светской и антиправительственной газеты «Гаарец», мы будем иметь дело с самым радикальным временным правительством в истории Израиля.
Другими словами, многое может произойти до любых новых выборов, вполне возможно, что окончательная отмена очень шаткой демократии в Израиле.
«Радикальные поселенцы», «религиозные националистические партии», «ультраортодоксы» – все эти термины используются немецкими политиками и СМИ для описания соответствующих акторов и групп. Такие фразы являются осторожными попытками приблизиться к реальности. Но, в конечном счете, модные словечки служат лишь маской, скрывающей важную информацию.
Прославление насилия
Из-за агрессивного поведения религиозного националистического движения в Израиле иудаизм вступил в новую историческую фазу. Возникла фанатичная, численно растущая и влиятельная политическая секта, которая влияет на иудаизм в целом и ставит под угрозу существование государства Израиль.
Его главные герои утверждают, что возвращаются к корням религии и осознают ее истинное предназначение. Однако на самом деле они презирают еврейскую традицию и попирают ее. Они интерпретируют свою собственную историю с идеологическим уклоном, который не только оправдывает необузданное насилие, но и прославляет его. Они направляют свою ненависть на демократически настроенных израильтян, которых они оскорбляют как «левых» (смоланим), но прежде всего на арабов и ислам.
7 октября 2023 года вооруженные члены палестинского националистического движения ХАМАС и его союзников в Израиле устроили кровавую и садистскую резню евреев. Для израильского общества это стало шоком, который пробудил страшный призрак Холокоста 80 лет назад в Европе.
Война, «радостный праздник
»
Но как израильские религиозные националисты относятся к этому смертоносному нападению? 7 октября выпало на еврейский праздник Симхат Тора, празднование Торы. Вот почему они называют возникшую войну «милхемет симхат тора», или «война за соблюдение Торы».
Так, например, говорит бригадный генерал Хези Нехама, пресс-секретарь «Форума командиров и бойцов». О чем идет речь? Эта война – радостный праздник. Атака ХАМАСа была даром от Бога, потому что она способствовала благословенному скачку вперед в истории спасения. Теперь все, что имеет значение, это понять этот знак и решительно поступить правильно.
И то, что это за правильность, по мнению этой фанатичной секты, написано на листовке без указания авторства, которая также была роздана 19 июня на конференции офицеров «Время принятия решений» в Тель-Авиве. Эта листовка идет дальше, чем ранее упомянутая брошюра-манифест. “Война может быть прекращена только там, где в секторе Газа больше не будет арабов”, – говорится в документе.
Листовка предлагает два практических способа достижения этой цели войны: во-первых, арабские жители будут вытеснены с востока на пляжи Газы на западе. Там вас ждут тысячи швертботов. «Затем мы увидим результат в порту Порт-Саид [в Египте] и в Европе», — говорится в документе.
Во-вторых, жители Газы должны снимать себя на видео, стоя возле своих разрушенных домов, и выражать желание, чтобы Израиль отвез их в Европу на круизных лайнерах. Затем Израиль распространит тысячи этих видео по всему миру. Разведка могла бы организовать эту работу. Независимо от того, какой из двух путей вы выберете, флаер подписывается с четкой целью: Перейти!
Фанатики подрывают Израиль
Это заставляет вспомнить те презренные обвинения в отравлении колодцев из европейского средневековья. Но это выражение идеологической реальности в Израиле в 2024 году. Немецкие политики, от Олафа Шольца до Анналены Бербок, похоже, не имеют ни малейшего представления о том, что происходит. Вместо этого они разглагольствуют и бредят о «единственной демократии на Ближнем Востоке».
Для немецких политиков хорошим тоном является подчеркивать, насколько глубоко они извлекли уроки из своей собственной истории. Они превращают этот урок в безоговорочную солидарность с израильским правительством, независимо от того, кто в нем работает.
Возникает подозрение: эти благонамеренные немецкие политики все-таки не так хорошо знают свою историю. Кем были жертвы Холокоста? Кем были убитые евреи? Те, кто не знаком с иудаизмом и его историей, также не могут оценить чудовищность заблуждения, в которое втягивает Израиль фанатичная секта.
Сохранился интересный документ эпохи крестовых походов. Оно происходит из Египта и относится к евреям, взятым в заложники одной из воюющих сторон. Автором документа был Моисей бен Маймон (1135-1204 гг., араб. Муса ибн Маймун, греко-латинский: Маймонид), который был не только ученым, но и политическим авторитетом в еврейских общинах мира того времени.
Моше бен Маймон считал первоочередной задачей выплату выкупа за освобождение заложников и призывал общины собирать деньги для этой цели. Этот документ вошел в еврейскую историю как религиозный долг и важный догмат еврейского закона – пидьон швуйим, или выкуп пленников.
Вместо того, чтобы вести переговоры об освобождении израильских заложников, задержанных и подвергаемых пыткам ХАМАСом в Газе, было бы лучше считать их мертвыми. Это дало бы армии больше пространства для маневра в ее кампаниях в Газе. Если и нужно было освободить больше заложников, то только насильственным путем. Эта точка зрения широко распространена сегодня в израильских религиозных националистических кругах.
Об этом автор Ирит Линур заявила во время панельного шоу на известном телеканале «14 канал». Линур не религиозен, но для секты это не имеет значения. Главное: идеология совпадает. И такой религиозный национализм не останавливается перед предательством величайшего ученого и образца для подражания в постбиблейской еврейской истории.
Маймонид узнал о беспорядках в еврейской общине Йемена. Люди там были убеждены в приближении искупления, в скором явлении Мессии. По ночам люди взбирались на крыши, чтобы поприветствовать Мессию. Из своей резиденции в Фустате к югу от Каира Маймонид послал письмо своим страждущим и, по-видимому, сбитым с толку собратьям по вере в Йемене.
В ней он предостерегал от расчетов и стремления к концу времен и мысли о том, что чьи-то собственные действия заставят все произойти быстрее. Это письмо к общине Йемена, датированное 1172 годом, является свидетельством духовной ориентации и политического лидерства в трудные времена. Это последнее предостережение против ревностного сектантства последнего времени.
Р
Сострадание к палестинским мирным жителям? Забудь. Раввин Элиягу Мали, пресс-секретарь религиозного националистического движения, недавно призвал убивать палестинских детей, потому что в противном случае они убьют «нас» в будущем, и женщин, потому что в противном случае они родят будущих вражеских боевиков (Фото: Махмуд Исса/Middle East Images/picture alliance)
На протяжении многих поколений Моисей бен Маймон оставался ведущим представителем рационалистического и филантропического иудаизма. Он примирил веру и разум. Он боролся с восстанием суеверий против разума. Биохимик, философ и борец за мир Йешаяху Лейбович (1903-1994), бежавший из Европы в Палестину/Израиль, спасаясь от нацистов, обратился к нему. Вместе с арабистом Шломо Довом Фрицем Гойтейном (1900-1985) он считал себя интеллектуальным хранителем Моисея бен Маймона в 20-м веке. Лейбовиц предвидел сектантскую аберрацию после 1967 года. Он предупредил, что тирания на оккупированных территориях разрушит израильское общество изнутри.
Мы почти достигли этой точки. Сионистский консенсус в вопросах обороны, основанный на катастрофическом опыте Холокоста, был преобразован религиозными националистами в идеологию агрессивного, религиозного насилия. Политические и географические границы при этом утратили свое значение.
Это движение больше не озабочено в первую очередь новым государством Израиль, включающим Газу и Западный берег реки Иордан. Она о жизни как о битве и убийстве как можно большего количества врагов. Раввин Элиягу Мали, пресс-секретарь движения, говорит о «милхемет мицва», еврейской версии джихада. Высокопоставленный чиновник недавно призвал убивать палестинских детей, потому что в противном случае они убьют «нас» в будущем, и женщин, потому что в противном случае они родят будущих вражеских боевиков.
Эта политическая секта религиозных националистов еще больше укрепляется израильской социально-политической и демографической динамикой, тем более, что по другую сторону военного фронта есть враг, который, хотя и имеет в своем распоряжении меньше власти, движим аналогичным желанием разрушения. Наряду с угрозой извне, иудаизму всегда угрожали сектантские махинации изнутри. Эта опасность никогда не была так велика, как сейчас.
Автор-Штефан Бухен
Фото- Бригадный генерал Орен Соломон на конференции «Время принятия решений», организованной «Форумом командиров запаса и бойцов». Он считается автором манифеста, призывающего к изгнанию палестинцев из сектора Газа (фото: телеканал NDR)
Перевод с немецкого ВиМ