Слушание пения птиц полезно для нашего психического здоровья, так как снижает уровень стресса и паранойи.
Пение птиц вдохновляло поэтов и влюблённых, став одним из философских центров притяжения в Древней Греции и Риме. Оно также привело к нескольким давним спорам о взаимосвязи между пением птиц и человеческим языком.
«Обширный массив данных, накопленный за последние 100 лет, демонстрирует поразительные аналогии между пением птиц и речью, которые являются усвоенными формами вокализации», — говорится в журнале Королевского общества.
Некоторые мыслители утверждали, что люди — единственные разумные животные, поскольку у них есть язык, в отличие от животных, не являющихся людьми. Однако общение птиц с помощью мелодичных песен очень похоже на язык, что ставит под сомнение эти взгляды. Ни одно животное, кроме птиц, в частности певчих, не обладает такой тонкой музыкальной артикуляцией и не использует эти навыки общения в своём виде.
«У людей и певчих птиц есть общая ключевая черта — способность к вокальному обучению, проявляющаяся в речи и пении соответственно. Поразительные аналогии между этими видами поведения заключаются в том, что оба они приобретаются в критические периоды развития, когда способность мозга к вокальному обучению достигает пика», — говорится в статье Королевского общества.
Философский взгляд на певчих птиц
Аристотель, философ и учёный, получивший образование в Академии Платона, первым начал систематически изучать птиц и всех остальных известных живых существ. Помимо других своих работ, он написал монументальный труд «История животных» (первоначальное название на греческом было более скромным «Исследования о животных»). Он оставался авторитетным источником для западной зоологии вплоть до XVI века.
Аристотель задавался вопросами «что» и «почему». Он уже давно знал, что птицы учатся петь. В «Истории животных» он утверждает:
«Некоторые маленькие птички поют не так, как их родители, если их забрали из гнезда и они услышали пение других птиц. Также было замечено, что соловей-мать учит пению молодую птицу, из чего мы можем сделать вывод, что пение птицы не является врождённым, как просто голос, а может изменяться и совершенствоваться».
В частности, попугаи могут очень точно имитировать человеческий голос благодаря использованию своего языка. Согласно распространённому мнению, в Древней Греции попугаи не пели, но обладали получеловеческим голосом и могли выучить греческий. Аристотель не верил в это. По его мнению, только у людей быллогос[разум] и способность использовать язык для общения. То, что делали попугаи, было просто подражанием. Перейдём к трогательной истории о «говорящем попугае Гумбольдта».
В 1799 году во время своих исследований вдоль реки Ориноко немецкий натуралист Александр фон Гумбольдт «остановился у местного племени карибов неподалёку от изолированной деревни Майпурес», расположенной глубоко в джунглях Венесуэлы. Местные жители держали в клетках ручных попугаев и учили их говорить. Но среди них была одна птица, которая «говорила необычно». Когда Гумбольдт спросил почему, он узнал, что попугай принадлежал соседнему враждебному племени, которое было изгнано из своей деревни и с родных земель. Несколько выживших членов племени бежали на крошечный островок, расположенный между порогами реки. Именно там их культура и их язык просуществовали ещё несколько лет, пока не умер последний представитель племени. Единственным существом, «говорившим на их языке», был говорящий попугай.
К счастью, Гумбольдт фонетически записал словарный запас попугая в своём дневнике. Это помогло спасти часть языка исчезнувшего племени от вымирания.
Сегодня некоторые лингвисты воспринимают эту историю как метафору уязвимости языков, один из которых теряется каждые 40 дней. Тем не менее скептики задаются вопросом, правдива ли эта история. Как бы то ни было, сам Гумбольдт во втором томе своего «Дневника путешествия в равноденственные области Америки в 1799–1804 годах», опубликованного вскоре после его возвращения в Европу, рассказывает о своём пребывании с группой местных жителей в изолированной деревне у водопада на реке Ориноко:
«Среди гуахибо бытует предание, что воинственные атуры [другое племя], преследуемые карибами, бежали к скалам, возвышающимся посреди Великих водопадов, и там этот народ, некогда столь многочисленный, постепенно вымер, как и его язык».
Такое отношение к животным противоречило распространению христианства, которое утверждало, что все остальные существа были созданы для того, чтобы служить людям и удовлетворять их потребности. Следовательно, церковь поддерживала точку зрения, согласно которой животные считались неразумными. Поэтому Аристотель доминировал в религиозных учениях, философии и схоластическом образовании в университетах вплоть до XVI века.
Несмотря на убеждённость в том, что животные уступают людям, у людей были свои представления. Певчие птицы пользовались большой популярностью и были увековечены великими поэтами Средневековья. И французские провансальские трубадуры, и немецкие и австрийские миннезингеры воспевали поющих птиц и, прежде всего, соловьёв. Вот несколько строк Вальтера фон дер Фогельвейде, чья фамилия означает «с птичьего луга»:
«За лесом в долине
Тандарадей
Сладко пел соловей».
Согласно легенде, поэт оставил завещание, прося ежедневно кормить птиц на его могиле.
Язык животных
Во второй половине XVIII века философский фокус сместился с вечного аргумента о том, что у животных, не являющихся людьми, нет разума, на серьёзное изучение языка животных. В «Трактате о происхождении языка» немецкого философа Иоганна Готфрида фон Гердера 1772 года утверждается, что «эти стоны, эти звуки — это язык,» с помощью которого общаются животные. Даже если животные, не являющиеся людьми, неразумны, у них есть, например, язык боли. Для людей и нелюдей «существует язык…который является непосредственным законом природы», — добавляет Гердер.
Хейн ван ден Берг, доцент Амстердамского университета, в 2022 году опубликовал отличную статью об этих открытиях. Он пишет: «Гердер утверждал, что у каждого вида животных есть свой особый язык». И это особенно касается певчих птиц.
Кроме того, Гердер считал сочувствие и эмпатию качествами, которые могут способствовать межвидовому общению. Люди не понимают, что говорят животные, а животные не понимают человеческих понятий и речи. Но это можно преодолеть с помощью Einfühlung, вживаясь в шкуру нечеловеческого существа, чтобы понять, что оно чувствует. Это похоже на «хождение в чужой шкуре». Это слово придумал Гердер. Возможно, пение птиц так нравится людям, потому что оно позволяет мгновенно и естественно ощутить это чувство. Человек обычно реагирует на поющую птицу спонтанными и радостными эмоциями.
Интересно, что работа Гердера об эмпатии почти наверняка легла в основу тематических программ Сиэтлского аквариума, посвящённых эмпатии. Аквариум способствует развитию эмпатии по отношению к дикой природе, разрабатывает материалы для учителей, предлагает стипендии для развития эмпатии, управляет кафе, где можно развить эмпатию, проводит семинары по развитию эмпатии в Сиэтле и по всей стране, а также раз в два года проводит конференции.
Артур Шопенгауэр, которого часто называют философом художников и пессимистов, был одним из первых сторонников прав животных. В своей книге «О четверояком корне закона достаточного основания» он прямо заявил о своих взглядах:
«Предположение, что у животных нет прав, и иллюзия, что наше отношение к ним не имеет морального значения, — это возмутительный пример западной грубости и варварства. Всеобщее сострадание — единственная гарантия нравственности».
Индуистская философия и буддизм оказали большое влияние на Шопенгауэра, который уважал и поддерживал животных. Он также был провидцем и предвидел нынешние условия, написав: «Мир — это не фабрика, а животные — не продукты для нашего использования».
В то время как философы уделяли особое внимание птицам и их пению, что учёные, исследователи, орнитологи и обычные любители птиц узнали о происхождении птиц?
Эволюция птиц: научный взгляд
Удивительно, но наши прекрасные птицы когда-то были не такими уж красивыми динозаврами. Факты свидетельствуют о том, что они произошли от динозавров-тероподов в позднем юрском периоде, около 150 миллионов лет назад. В Музее естествознания в Берлине выставлен наиболее полный экземплярархеоптерикса, который более века считался старейшей окаменелостью птицы, переходной формой от динозавра к птице. Окаменелость, напоминающая ворона, была обнаружена в 1860 году. Ещё 12 окаменелостей, большинство из которых с отпечатками перьев, были обнаружены позже. Все они были найдены в известняковой формации Зоннхофен в Баварии, Германия. Однако в последние десятилетия в других местах были найдены несколько различных мелких пернатых динозавров. Они также могут играть роль в истории эволюции птиц.
Воробьиные — это подотряд птиц, в частности, сидячих птиц, называемых певчими или воробьиными. Существует более 4000 видов, и у всех них есть уникальный голосовой орган: сиринкс.
Певчие птицы могут выполнять различные задачи и представления с помощью своих голосовых органов. Они используют короткие, практичные крики, чтобы сообщать о еде или хищниках, и длинные, заученные и отрепетированные песни, чтобы находить и соблазнять партнёров, защищать территории, соревноваться и развивать социальные связи. Возможно, ещё более удивительно то, что все они делают это по-своему. Например, самцы австралийских зебровых амадин не поют, чтобы защищать территорию, и не выступают, чтобы произвести впечатление на потенциальных партнёров. Они ждут, пока найдут свою возлюбленную, а затем поют ей серенады, часто каждый день, на протяжении многих лет.
Певчие птицы активно участвуют в изучении, прослушивании и исполнении сложных произведений, которые мы называем песнями. Птицы одного вида используют разные диалекты в разных местах.
Питер Марлер, нейробиолог из Калифорнийского университета в Дэвисе, провёл новаторскую работу о том, как разговаривают птицы. В 1997 году он сказал газете Sacramento Bee, что «[д]иалекты [у птиц] настолько хорошо различимы, что если вы действительно хорошо знаете своих белошапочных воробьёв, то поймёте, где находитесь в Калифорнии». Фернандо Ноттебом, бывший студент Марлера, ещё мальчиком, выросшим в Буэнос-Айресе, Аргентина, увлекался птицами. Это Доротея Л. Леонхардт, почётный профессор Рокфеллеровского университета. Ноттебом «обнаружил, что взрослые канарейки восстанавливают нейроны из нервных стволовых клеток. … [и считает, что] однажды врачи смогут заменять нейроны в человеческом мозге, чтобы компенсировать последствия болезней, травм или старения», согласно Институту Франклина.
Ученые также установили, что певчие птицы слышат свои мелодии иначе, чем люди. У людей другие слуховые способности, и они не могут различать нюансы и тонкости, важные для птиц. Многие композиторы использовали звуки птиц, в том числе Вивальди в «Временах года», Гендель в арии «Сладкая птичка» в L’Allegro, il Penseroso ed il Moderato, Бетховен в «Симфонии № 3» и в «Симфонии № 6», в которых можно услышать соловья (исполняемого флейтой), перепела (гобой) и кукушку (кларнет). Соловьёв можно услышать в произведениях Мендельсона, Листа, Грига, Равеля и многих других.
На самом деле птицы влияли на наше музыкальное творчество со времён охотников-собирателей. «Пение птиц вдохновляло музыкантов от Боба Марли до Моцарта и, возможно, даже первых охотников-собирателей, которые отбивали ритм. И всё больше исследований показывают, что любовь музыкантов к пению птиц имеет прочную научную основу», — говорится в статье New York Times за 2023 год.
У птиц есть привычка ежедневно практиковаться в пении. Певчим птицам «необходимы ежедневные вокальные упражнения, чтобы сначала развить, а затем поддерживать максимальную работоспособность голосовых мышц», согласно статье в журнале Nature за декабрь 2023 года.
Но это ещё не всё. Область биологии, изучающая пение птиц, не только быстро развивается, но и исследования в области вокального обучения, нейробиологических аспектов и теории разума расширили наши знания. В статье 2020 года под названием «Птицы — профессора философии» упоминается способность к полёту и подчёркивается умение планировать, когда птицы сталкиваются с неблагоприятными условиями. «Столкнувшись с сильным ветром, они полностью осознают, что силы природы сильнее, и лучший способ справиться с этим — просто находиться в нём. … Птицы перестают махать крыльями и просто планируют. Это осознание имеет решающее значение, потому что в противном случае они тратили бы энергию на взмахи, которые не приводили бы ни к какому прогрессу», — говорится в статье.
Цитата римского императора-стоика Марка Аврелия подчёркивает мудрость такого поведения: «Препятствие на пути к действию приближает к действию. То, что стоит на пути, становится путём».
Птицы действуют соответственно. Сопротивление более сильным силам природы отняло бы у них энергию, поэтому они парят в воздухе, пока ситуация не улучшится.
Удивительно, но птицы тоже могут запоминать людей. Доказательства этого очевидны. Например, у таких видов, как малиновки, пересмешники и голуби, «есть одни из самых хорошо задокументированных случаев распознавания лиц», — утверждает Chirp Nature Center. Голуби даже реагируют на выражение лица. Будьте добры, и они вас вспомнят. Гоните их прочь, и они не забудут. Более того, птицы, безусловно, запоминают надёжные источники пищи и воды и прилетают каждый день; внезапно они появляются, чтобы поесть и попить.
Как пение птиц помогает людям
Но эти благоприятные факторы действуют в обе стороны. Люди также получают большую психологическую пользу от общения с певчими птицами. В статье, опубликованной в Институте кормления диких птиц, рассказывается о недавнем исследовании, проведённом Эмилем Штоббе из Института развития человека Макса Планка в Берлине, в котором изучается польза для психического здоровья от успокаивающих птичьих мелодий. Среди них — снижение стресса, улучшение настроения и связь с природой. “[F] или в первый раз были продемонстрированы полезные эффекты звуковых ландшафтов птичьего пения среднего размера, снижающие паранойю”, – говорится в исследовании.
Солдаты в окопах Первой мировой войны уже знали об этом. В стихотворении «Мёртвая зона» они делятся своими чувствами, говоря, что, хотя «воздух [был]… наполнен смертью», солдаты набирались сил и сохраняли рассудок, слушая пение птиц, которое уравновешивало шумный хаос войны. Майкл Гида написал прекрасную, проникновенную книгу под названием «Слушая британскуюп рироду».
«Согласно одному из анализов, проживание в регионе с более высоким на 10 процентов разнообразием птиц повышает удовлетворённость жизнью в 1,53 раза больше, чем более высокая зарплата», — отмечает журнал Conservation.
Ещё одна небольшая книга, «Краткая философия птиц», написанная французским орнитологом Филиппом Ж. Дюбуа и Элизой Руссо, философом и автором нескольких работ о природе и животных, — это восхитительная жемчужина, наполненная историями и подробностями о птицах и человеческой жизни. В книге также говорится о смертельной опасности, которой подвергаются птицы. Мы не замечаем этого, потому что это происходит незаметно, но с 1970 года по 2020 год в Северной Америке исчезло 2,9 миллиарда взрослых птиц, размножающихся половым путём.
Книга размышляет об угрозе, которую люди представляют для существования птиц:
«Говорят, что птицы прячутся, чтобы умереть. И это правда. Вы когда-нибудь видели мёртвую ласточку, кроме той, что… попала под машину или влетела в стекло?»
Между тем, философская связь между пением птиц и человеческим языком по-прежнему актуальна, как и в древности. Лингвистическое исследование 2013 года, проведённое в Массачусетском технологическом институте, и генетическое исследование 2014 года, проведённое в Университете Дьюка, показали, что древние люди, возможно, овладели языком, подражая пению птиц и что при обучении пению (у птиц) или речи (у людей) активируются одни и те же гены.
«Если древние люди развили свой собственный язык, подражая пению птиц, то просто невероятно, что эта лингвистическая история была отражена в мифах о сотворении мира спустя несколько сотен тысяч лет после этого события, от Африки до Канзаса», — утверждается в статье Patheos за 2023 год.
Племя хопи, суверенное государство, расположенное на северо-востоке Аризоны, вышло из подземного мира с помощью поющей пересмешницы, которая подарила им дар речи. По словам индейцев осейджи из Канзаса, «души их предков когда-то были без тел, пока пересмешница не вызвалась стать матерью человеческих детей, превратив свои крылья в руки, клюв — в нос и передав дар речи». Птицы также играют ключевую роль в различных мифах о сотворении мира по всему миру.
Глубокая связь между пением птиц и человеческим языком продолжает восхищать учёных, философов и художников. От ранних наблюдений Аристотеля до современных лингвистических и неврологических исследований — параллели между общением птиц и людей остаются поразительными. Птицы не только вдохновляют поэтов и музыкантов, но и бросают вызов устоявшимся представлениям об исключительности человеческого языка и мышления. Их песни дарят ощущение чуда, служат связующим звеном между видами и даже приносят психологическую пользу тем, кто их слушает.
По мере того, как мы узнаём больше об интеллекте и эмоциональности певчих птиц, мы вспоминаем о нашем общем эволюционном прошлом и о том, как важно сохранять этих существ и их среду обитания. Будь то научные исследования, философские изыскания или личная оценка, пение птиц продолжает обогащать наше понимание языка, эмпатии и мира природы.
Об авторе: Эрика Шелби — автор книг «В поисках Гумбольдта и немецких следов в Нью-Мексико и за его пределами» (Lava Gate Press, 2017) и «Освободить будущее от прошлого? Освободить прошлое от будущего?» (Lava Gate Press, 2013), которая вошла в шорт-лист Международного конкурса эссе, организованного берлинским культурным журналом Lettre International. Шелби живёт в Нью-Мексико. Она является сотрудником Обсерватории.